Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.



Средневековье (конец V — середина XVII в.) — период зарождения, господства и разложения феодализма, большое влияние на духовную жизнь общества оказывали религия и церковь. Главная идея средневековья – всякая власть от Бога.

Аврелий Августин делил мир на "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй — на любви к себе, насилии и принуждении. Государство должно служить церкви. Августин считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать.

Фома Аквинский пытался приспособить ряд идей Аристотеля к своим религиозным взглядам. Считал, что неравенство и эксплуатация установлены Богом. Был сторонником монархии. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души — Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Выступая против еретических движений, отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Сторонник к. Возрождение (14-16 вв.) – период разложения феодализма и становления капитализма в Европе. Макиавелли в произведении «Государь» изложил светскую теорию происхождения государства. Государство возникает по воли людей, чтобы обуздать их природные инстинкты, эгоизм, стремление к власти и собственности. Одна из главных функций государства — защита частной собственности. Наилучшая форма гос.правления - республика. В ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Для достижения этого он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Такую аморальную политику называют макиавеллизмом. Томас Мор в работе «Утопия» положил начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму. Он пытался установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Основными функциями государства считал руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Мор предлагал заменить частную собственность общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей онтроля церкви над государством, наукой и искусством.

 

5.Полит. учения Нового времени. В период Новоговремени (XVII —XVIII вв.) одной из главных была проблема взаимоотношений личности и государства. Эти взаимоотношения рассматривала теория "естественных прав", которая обосновывала равенство людей, данное им природой. Эта теория дополнялась теорией "общественного договора", согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство должно обеспечить охрану прав и свобод граждан. В разных вариантах эти теории развивали Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж. Локк, Г.Лейбниц, И.Кант и др. Томас Гоббс. Первоначально отношения людей строились по принципу «человек человеку волк» и представляли собой войну всех против всех. Для наведения порядка создается государство (чудовище, называемое Левиафаном). Наилучшая форма государства – абсолютная монархия. Оно регулирует все – от имущественных отношений до мировоззрения. Джон Локк и Монтескье – основатели либерализма, авторы теории разделения властей. Локк – один из первых авторов теории конституционнализма, в основе которого была идея правового государства. Он считал, что в гражданском обществе все должны исполнять законы государства. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную. Монтескье обосновывал влияние географических факторов на форму государственного правления. Он доказал, что для малых государств подходит республика, для средних – монархия, для больших -- деспотия. Он отстаивал равную политическую свободу для всех. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. Вольтер – ярый противник феодализма, деспотии, религиозного фанатизма. Выступал за политические свободы (мысли, совести, слова). Горячо отстаивал принципы равенства, свободы и частной собственности. Причем равенство он признавал лишь в частном праве и выступал против равенства в политических правах, считал, что бедные не должны иметь их. Выступал против абсолютизма, вместе с тем был сторонником власти просвещенного монарха. Руссо выражал интересы мелкой буржуазии, крестьянства. В отличие от Гоббса считал догосударственное состояние общества «золотым веком», в котором царили равенство и свобода. С установлением государства утвердилось как имущественное, так и политическое неравенство. Поэтому обществу нужен новый общественный договор, который бы установил правление народа в форме прямой демократии (референдумы), избавил общество от социальной поляризации. Руссо отрицал крупную собственность и допускал существование мелкой собственности, основанной на индивидуальном труде. Кант особую роль отводил морали, просвещению, разуму и воспитанию. Он считал, что свобода не может существовать без нравственного закона и права, которые должны выполняться сознательно и при помощи правового государства. Кант – противник феодального произвола и войн в решении межгосударственных проблем. Гегель залогом свободы считал частную собственность и гражданское общество (систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп). Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество — систему частного интереса. Основной принципом взаимоотношений в гражданском обществе – индивидуализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.005 с.)