Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как политический институт. Специфика государственной власти. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком. Государство — это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. Государство как субъект международного права должно обладать суверенитетом, территорией и населением. Суверенитет означает, что все решения органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил и обязаны исполняться внутри страны. Территория, отмеченная границей включает землю и ее недра, воздушное пространство. По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры. Без населения, подчиняющегося органам власти, также не может быть государства. Принадлежность Лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Липа, не имеющие гражданства, называются апатридами. Отличительными признаками государства также являются: • наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами; • монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние: • регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов • охрана общественного порядка; • создание законодательной базы для функц-ния общественной системы; • выработка стратегии экономического развития; • защита прав и свобод граждан; • обеспечение соц. гарантий своим гражданам; • обеспечение развития науки, культуры, образования; • деятельность по защите окружающей среды. Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на междунар. арене, решение глобальн. проблем и др.
17. Теории происхождения государства. Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общения. Цель создания государства -общение между семьями и родами ради благой жизни. Широкое распространение получила договорная концепция, разработанная Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. Создатели теории общественного договора отмечали, что главная цель государства — достижение стабильности и мира, обеспечение гарантий прав человека. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Авторы теории завоевания (Л.Гумпилович, К.Каутский) считали, что первые государства возникли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными. Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда, был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. На первый план они ставили разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонистические классы. Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает гос-во. Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д.
18. Формы государственного правления. Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ними и гражданами. Различают две основные формы правления: монархию и республику. Основные критерии такого деления — формальный источник власти и способ ее организации. В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и передается по наследству. Известны различные формы монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется тем, что вся государственная власть (и исполнительная, и законодательная, и судебная) сосредоточена в руках монарха. Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии делят на дуалистические и парламентские. В дуалистических монархиях монарх обладает широкими властными полномочиями в исполнительной сфере и ограниченными -- в законодательной. В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. Широкое же распространение республиканская форма правления получила в период перехода от традиционного общества к индустриальному. Основное отличие республики от монархии состоит в том, что в ней высшие государственные органы избираются населением и на определенный срок. Существуют три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная. Президентская республика характеризуется: 1) президент — глава государства и глава исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голоса — за президентом; 2) два высших органа государственной власти - законодательный и глава государства - избираются населением; 3) жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. В "исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении или антиконституционных действиях, сенат может объявить ему импичмент (процедура привлечения к суду). Парламент может в какой-то мере ограничивать действия президента с помощью законов и посредством утверждения бюджета. Нередко эта форма правления перерождается в "суперпрезидентскую республику", в которой президент обладает полудиктаторскими полномочиями и даже объявляется пожизненным главой государства (Заир, Малави). В парламентской республике правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом, собранием выборщиков или непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, т.е. нет жесткого разделения властей, как в президентской республике.
Значительное число государств не подходит или подходит с трудом под две названные "чистые" формы правления, поэтому выделяют и смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и парламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.). Классическая модель полупрезидентской республики — Франция. Главная характерная ее черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за правительством. Президент и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга. В смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, может единолично ввести чрезвычайное положение, но в это время он не может распустить парламент.
19. Фрмы гос. устройства.Государства характеризуются с точки зрения взаимоотношений между центральной и местной властями, т.е. формы административно-территориального устройства. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарные государства (Португалия, Греция, Венгрия, Франция, Великобритания, Беларусь и др.) характеризуются господством единой системы органов власти и правосудия, единых правовых и конституционных норм, единого гражданства. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции и т.д.) жестко подчинены центру. Полномочия местной бюрократии, несмотря на выборность, ограничены, их деятельность контролируется общенациональной властью. Во многих унитарных государствах (Италия, Великобритания, Франция) в последние десятилетия наметились тенденции к децентрализации. Однако, ограничения в сфере налогообложения ставят их в сильную финансовую зависимость от центра. Федерация — союзное государство, состоящее из нескольких гос. образований, обладающих определенной степенью самостоятельности. Некоторые элементы федерализма существовали в античной Греции. Одной из первых федераций была Нидерландская республика соединенных провинций, наиболее старой из существующих ныне являются США.
К числу современных федеративных государств относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, США, Россия и др. Основное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что центральная власть признает автономию отдельных субъектов. Существуют два уровня власти: центрального или федерального правительства и правительства отдельных ее субъектов. Один из важнейших принципов федерализма — автономность, самоуправляемость всех субъектов. Признаки федерации: • наличие двухпалатного парламента (обе палаты равноправны); • на основе общей конституции каждый субъект создает свою конституцию; • двойное гражданство; • единая система прав граждан, хотя субъекты могут иметь свои подсистемы; • единая судебная система (субъекты могут иметь свои подсистемы); • единая валюта; • единая охрана границ. Полномочия федерального правительства: принятие и изменение конституции, обеспечение прав и свобод граждан, защита суверенитета и территориальной целостности, определение стратегии экономического развития, управление обороной, внешняя политика, регулирование конфликтов между субъектами. Конфедерации. Это не единое государство, а союз равноправных государств. Участники такого образования сохраняют основную часть своих государственных преимуществ, оставаясь фактически, юридически и политически самостоятельными. Координируются, как правило, лишь внешнеполитические действия (дипломатия, оборона). Члену конфедерации разрешается выход из ее состава в любой момент. Центральное правительство зависит от правительств субъектов конфедераций. Конфедерации встречаются относительно редко и, как правило, либо предшествуют образованию федерации, как, например, США и Швейцария, либо распадаются, т.к. между государствами не удается установить взаимовыгодных и развивающихся связей. Своеобразным объединением государств можно назвать Европейский союз, уже сейчас имеющий элементы федерации. Ставится вопрос об учреждении единого европейского гражданства, о создании единой финансовой и денежной системы, об общих действиях в образовании, культуре, здравоохранении, об унификации законодательства в области труда и социальной защиты населения. Расширяются права Европарламента, избираемого прямым всеобщим голосованием. Т.е. фактически речь идет о создании "Соединенных Штатов Европы". После распада СССР 12 государств создали СНГ, союз суверенных государств, координирующий свою деятельность в различных областях. Основой его является общность языка, элементов культуры, традиций, экономической жизни, историческое прошлое. Однако СНГ не является устойчивой и эффективной формой, поэтому отдельные государства создают "Союз четырех", "Союз двух". Опыт развития Европейского союза — свидетельство того, что интеграция возможна лишь на основе экономических преобразований и постепенной реализации принципов федерализма.
Такие формы правления и административно-территориального устройства оказывают влияние на строение и функц-ние всех ветвей власти.
20.Принцип разделения властей: история и современные подходы. Как было указано выше, подходы к пониманию теории разделения властей изменялись с течением времени. Различное понимание теории прослеживается по трем основаниям: во-первых, понимание места и роли концепции в современной государственно-правовой теории и практике; во-вторых, проблема соотношения общей теории и национальной практики ее применения; в-третьих, соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти.8
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.023 с.) |