Государство как политический институт. Специфика государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как политический институт. Специфика государственной власти.



Термин "государство" стал использоваться в полити­ческой науке примерно со второй половины XVI в. Одним из пер­вых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Ма­киавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком.

Госу­дарство — это организация публичной власти, которая об­ладает суверенитетом, действует на определенной террито­рии и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Основными структурными элементами госу­дарства являются органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. Государство как субъект международного права должно обладать суверенитетом, террито­рией и населением. Суверенитет означает, что все реше­ния органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил и обязаны исполняться внутри страны. Территория, отмеченная границей включает землю и ее нед­ра, воздушное пространство. По разным причинам терри­тория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры.

Без населения, подчиняющегося органам власти, так­же не может быть государства. Принадлежность Лица к данному государству характеризуется понятием граждан­ства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Липа, не имеющие гражданства, называются апат­ридами.

Отличительными признаками государства также явля­ются:

• наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;

• монопольное право на взимание налогов, формиро­вание бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.

Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние:

• регулирование социальной жизни; разрешение кон­фликтов

• охрана общественного порядка;

• создание законодательной базы для функц-ния общественной системы;

• выработка стратегии экономического развития;

• защита прав и свобод граждан;

• обеспечение соц. гарантий своим гражданам;

• обеспечение развития науки, культуры, образования;

• деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопас­ности, целостности и суверенитета государства, защиту на­циональных интересов на междунар. арене, решение глобальн. проблем и др.

 

17. Теории происхождения государства. Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких се­мей возникает селение или род, наконец, объединение нес­кольких селений составляет государство — высшую фор­му человеческого общения. Цель создания государства -общение между семьями и родами ради благой жизни.

Широкое распространение получила договорная концепция, разработанная Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, Н.Ра­дищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. Создатели теории общественного договора отмечали, что главная цель государства — достижение стабильности и мира, обеспечение гарантий прав человека. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями.

Авторы теории завоевания (Л.Гумпилович, К.Каутский) считали, что первые государства воз­никли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства по­бедителей над побежденными.

Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым филосо­фом, считавшим, что государство возникло благодаря раз­делению труда, был Платон.

Более завершенный вид эта концепция приобрела в ра­ботах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. На первый план они ставили разделение труда в обществе, возникно­вение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонисти­ческие классы. Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает гос-во. Существуют теории, объясняющие происхождение го­сударства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооруже­ний, влиянием других государств и т.д.

 

 

18. Формы государственного правления.

Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ни­ми и гражданами. Различают две основные формы правле­ния: монархию и республику. Основные критерии такого деления — формальный источник власти и способ ее орга­низации.

В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и передается по наследству. Известны различные формы монархии: абсо­лютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется тем, что вся госу­дарственная власть (и исполнительная, и законодатель­ная, и судебная) сосредоточена в руках монарха. Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии делят на дуалис­тические и парламентские. В дуалистических монархиях монарх обладает широкими властными полномочиями в исполни­тельной сфере и ограниченными -- в законодательной.

В современных парламентских монархиях (Великоб­ритания, Швеция, Бельгия, Япония и др.) монарх осущес­твляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление стра­ной осуществляют фактически парламент и правительс­тво, образованное им и ответственное перед ним.

Широкое же распространение республиканская форма правления получила в период перехода от традиционного общества к индустриальному. Основное отличие республики от монархии состоит в том, что в ней высшие государственные органы избирают­ся населением и на определенный срок.

Существуют три основные разно­видности республиканской формы правления: президен­тская, парламентская и смешанная.

Президентская республика характеризуется:

1) президент — глава государства и глава исполнитель­ной власти. Он самостоятельно формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые ми­нистерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голо­са — за президентом;

2) два высших органа государственной власти - законо­дательный и глава государства - избираются населением;

3) жесткое разделение властей, использование меха­низмов сдержек и противовесов. В "исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении или антиконституционных действиях, сенат может объявить ему импичмент (процедура привле­чения к суду). Парламент может в какой-то мере ограничивать действия президента с помощью зако­нов и посредством утверждения бюджета.

Нередко эта форма правления перерождается в "супер­президентскую республику", в которой президент обладает полудиктаторскими полномочиями и даже объявляется по­жизненным главой государства (Заир, Малави).

В парламентской республике правительство формиру­ется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль огра­ничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом, собранием выборщиков или непосредственно населением.

Фактически главой государства является глава прави­тельства. Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, т.е. нет жесткого разделения властей, как в президентской республике.

Значительное число государств не подходит или подхо­дит с трудом под две названные "чистые" формы правле­ния, поэтому выделяют и смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и пар­ламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.).

Классическая модель полупрезидентской республи­ки — Франция. Главная характерная ее черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за пра­вительством.

Президент и парламент избираются всенародно и неза­висимо друг от друга. В смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые вы­боры, может единолично ввести чрезвычайное положе­ние, но в это время он не может распустить парламент.

 

19. Фрмы гос. устройства.Государства характеризуются с точки зрения взаи­моотношений между центральной и местной властями, т.е. формы административно-территориального устрой­ства. По этому признаку государства делятся на унитар­ные, федеративные, конфедеративные.

Унитарные государства (Португалия, Греция, Венгрия, Франция, Великобрита­ния, Беларусь и др.) характеризуются господством еди­ной системы органов власти и правосудия, единых право­вых и конституционных норм, единого гражданства. Все административно-территориальные единицы (области, де­партаменты, провинции и т.д.) жестко подчинены центру. Полномочия местной бюрократии, несмотря на выбор­ность, ограничены, их деятельность контролируется об­щенациональной властью.

Во многих унитарных государствах (Италия, Вели­кобритания, Франция) в последние десятилетия намети­лись тенденции к децентрализации. Однако, ограничения в сфере налогообложения ставят их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федерация — союзное государство, состоящее из нескольких го­с. образований, обладающих определенной степенью самостоятельности.

Некоторые элементы федерализма существовали в ан­тичной Греции. Одной из первых федераций была Нидер­ландская республика соединенных провинций, наиболее старой из существующих ны­не являются США.

К числу современных федеративных государств отно­сятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, США, Россия и др. Основное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что центральная власть признает автономию отдельных субъектов. Существуют два уровня власти: центрального или федерального правительства и правительства отдель­ных ее субъектов. Один из важнейших принципов федерализма — авто­номность, самоуправляемость всех субъектов.

Признаки федерации:

• наличие двухпалатного парламента (обе палаты рав­ноправны);

• на основе общей конституции каждый субъект созда­ет свою конституцию;

• двойное гражданство;

• единая система прав граждан, хотя субъекты могут иметь свои подсистемы;

• единая судебная система (субъекты могут иметь свои подсистемы);

• единая валюта;

• единая охрана границ.

Полномочия федерального правительс­тва: принятие и изменение консти­туции, обеспечение прав и свобод граждан, защита сувере­нитета и территориальной целостности, определение стратегии экономического развития, управление обороной, внешняя политика, регулирование конфликтов между субъектами.

Конфедера­ции. Это не единое государство, а союз равноправных госу­дарств. Участники такого образования сохраняют основ­ную часть своих государственных преимуществ, оставаясь фактически, юридически и политически самостоятельны­ми. Координируются, как правило, лишь внешнеполити­ческие действия (дипломатия, оборона). Члену конфедерации разрешается выход из ее состава в любой момент. Центральное правительство зависит от правительств субъектов конфедераций. Конфедерации встречаются относительно редко и, как правило, либо предшествуют образованию федерации, как, например, США и Швейцария, либо распадаются, т.к. между государствами не удается установить взаимо­выгодных и развивающихся связей. Своеобразным объединением государств можно назвать Европейский союз, уже сейчас имеющий элементы федерации. Ставится вопрос об учрежде­нии единого европейского гражданства, о создании единой финансовой и денежной системы, об общих действиях в об­разовании, культуре, здравоохранении, об унификации за­конодательства в области труда и социальной защиты насе­ления. Расширяются права Европарламента, избираемого прямым всеобщим голосованием. Т.е. фактически речь идет о создании "Соединенных Штатов Европы".

После распада СССР 12 государств создали СНГ, союз суверенных государств, координирующий свою деятельность в раз­личных областях. Основой его является общность языка, элементов культуры, традиций, экономической жизни, историческое прошлое. Однако СНГ не является устойчивой и эффективной фор­мой, поэтому отдельные государства создают "Союз четырех", "Союз двух".

Опыт развития Европейского союза — свидетельство того, что интеграция возможна лишь на основе экономи­ческих преобразований и постепенной реализации при­нципов федерализма.

Такие формы правления и административно-террито­риального устройства оказывают влияние на строение и функц-ние всех ветвей власти.

 

 

20.Принцип разделения властей: история и современные подходы.
В самом общем виде идея разграничения деятельности государственных органов высказывалась еще античными мыслителями — Платоном, Аристотелем, Полибием и др.
Аристотель в 4 книге трактата «Политика» помимо прочего обосновывает идею разделения власти в государстве на три элемента. Во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, правительственный или «должностной» орган, в-третьих, судебные органы.
Некоторые исследователи отмечают роль англичанина Джона Лилберна в становлении теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Борец за свободу выделял ветви власти с целью обеспечения народовластия и недопущения сосредоточения власти в одних руках.4
Большинство исследователей основоположниками «классического» варианта теории разделения властей называют Джона Локка и Шарля Монтескье.
Д. Локк возлагал законодательную власть на парламент, исполнительную – на монарха и правительство. Законодательная власть объявлялась верховной.6
В отличие от Локка Ш. Монтескье выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Знаменитый французский мыслитель Жан Жак Руссо, развивая идеи суверенитета народа, утверждал, что законодательная власть должна осуществляться только народом-сувереном, исполнительная – создается на основе естественного договора. Исполнительная власть призвана приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу народа.
Концепция просветителей была законодательно закреплена в Конституции Франции 1795 г., которая определила разделение властей как «первое условие свободного правления» и «вечный закон», без которого «общественный порядок не может быть характеризован».

Как было указано выше, подходы к пониманию теории разделения властей изменялись с течением времени. Различное понимание теории прослеживается по трем основаниям: во-первых, понимание места и роли концепции в современной государственно-правовой теории и практике; во-вторых, проблема соотношения общей теории и национальной практики ее применения; в-третьих, соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти.8
Первое основание базируется на том факте, что с течением времени принцип разделения властей стал лишь «формальной теорией». Все ветви власти остаются связанными между собой, стремятся доминировать и контролировать друг друга. По мнению многих западных ученых данная тенденция является губительной, так как мешает функционированию государственного механизма.
Вторая проблема основывается на разногласиях при соотношении общей теории и национальной практики ее применения. Так, многие ученые до сих пор задаются вопросом: существует ли теория разделения властей на самом деле
О соотношении законодательной, исполнительной и судебной власти в академических и политических кругах идут непрерывные споры. Однако наиболее распространенным является мнение, базирующееся на умозаключениях Дж. Локка. Согласно его воззрениям, при республиканском правлении законодательная власть должна доминировать над исполнительной. Судебная власть выступает в качестве своеобразного арбитра, посредника между двумя другими ветвями власти.
Следует отметить несколько отличную точку зрения, высказанную в докладе исследовательской комиссии по судебной реформе в Российской Федерации 2010 года. «Судебная власть, – как отмечается в введении, – является одним из трех фундаментальных и равноценных столпов, на которых зиждется устройство современных демократий. На судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам свобод, прав, обязанностей и собственности граждан и неграждан. Независимость судей является залогом законности и неотъемлемой гарантией для всех лиц, кто добивается правосудия и защиты прав человека.»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.023 с.)