Эвристический методы и методики их применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эвристический методы и методики их применения



Рассмотрим некоторые из методов, которые, на наш взгляд, могут использоваться в учебно-познавательной деятельности как обучающий инструмент, выступать сильнейшим орудием активизации мыслительной деятельности учащихся.

 

1. Метод "мозгового штурма", его модификация

"Мозговой штурм" относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил "мозгового штурма", а именно:

 

1. Условие задачи формулируется перед "штурмом" в общих чертах.

 

2. Группа "генераторов идей" за отведенное время (20—40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности "мозгового штурма" полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

 

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.

 

4. Не решенная в процессе "штурма" задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

 

5. Для активизации процесса генерирования идей в ходе "штурма" рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

 

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

 

Модификации "мозгового штурма":

· Письменный "мозговой штурм" состоит в том, что задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах "мозгового штурма". Организационно проходит аналогично.

· Индивидуальный "мозговой штурм" представляет собой процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10—15 мин с их записью, а оценка через 3—5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом.

· Обратный "мозговой штурм" основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы.

2. Открытые эвристические задания

предполагают не просто изучение материала, а конструирование собственных знаний о реальных объектах познания

требования к открытым заданиям:

· задания должны относиться к конкретному вопросу темы, объекта изучения.

· они не должны иметь заранее известного для учителя ответа, решения.

· формулировка задания должна быть интересна и необычна для учеников.

Виды открытых заданий (по Хуторскому)

a) задания когнитивного типа

 

ü научная проблема – предложите свою версию…, докажите закономерность…,

ü исследование объекта – установите происхождение слова, смысл, принципы, связи, взаимосвязь и т.д. эвристические вопросы КТО?, ЧТО?, ЗАЧЕМ?, ГДЕ? ЧЕМ? КАК? КОГДА?

ü структура – отыскание принципов построения объекта

ü опыт

ü «восстановление истории»

ü доказательство

ü общее в разном СРАВНЕНИЕ

ü перевод – с языка цифр на язык речи, мимики, жеста, цвета, музыки, форм и т.д.

ü разнонаучное познание (с т.зр. разных наук естественных, гуманитарных, социологических, матем.)

b) задания креативного типа

ü сделай по своему

ü «проживание истории»

ü образ

ü эмпатия – мысленного проживите объект и этапы его развития, опишите свои чувства (гос-во, личность, растение, животн. и т.д.)

ü жанры текста – интервью, реклама, деловые переговоры, задача, поговорка, пословица, рифма, сюжет роль, песня и т.д.

ü изобретения

ü сочинение

ü составление

ü изготовление

ü учебное пособие

c) задание оргдеятельностного типа

ü цели

ü планы

ü выступление

ü рефлексия

ü оценка

 

Технология Web-квест

Что такое Web-квест?

• специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время обучающихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях и чтобы развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.

Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователями Берни Додж и Томом Марч.

Web-квест должен содержать следующие части:

• введение, в котором описываются сроки проведения, и задается исходная ситуация;

• интересное задание, которое можно реально выполнить;

• набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web-квеста, чтобы облегчить учащимся скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий учащиеся не будут терять времени;

• описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков;

• некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы;

• заключение, напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область

Формы web-квеста

• Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят обучающиеся.

• Создание микромира, в котором обучающиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

• Написание интерактивной истории (обучающиеся могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

• Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий обучающихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.

• Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются обучающимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным обучающимся, а мини-группе, получающей общую оценку за свою работу.

 

Веб-квест представляет собой специальным образом организованную веб-страницу и, как правило, содержит следующие части: 1. Введение, в котором задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения. 2. Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно. 3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного веб-квеста, чтобы облегчить студентам поиск необходимых материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на веб-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени. 4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков или времени. 5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации, инструкции: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы и т.п. 6. Заключение, анализ проделанной работы. Оценка достижения цели данного задания, а также пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или рекомендации по поводу того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.

 

Веб-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Целью краткосрочных веб-квестов является нахождение необходимой информации и интеграции ее в собственную систему знаний. Работа над краткосрочными веб-квестами может занимать от одного до трех сеансов работы в системе Интернет. Чаще всего краткосрочные веб-квесты применяются при выполнении аудиторной самостоятельной работы.

Долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб-квестом, студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

 

Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта. Веб-квест может проводиться применительно к одному предмету или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Лабораторная работа №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.014 с.)