Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование целей и результатов обучения

Поиск

 

Цель: построение «дерева целей» изучения конкретной темы.

 

1. Напишите как можно больше глаголов действия учащихся. (Через глаголы действия должны выражаться знания учащихся, их умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности: например, «знает основные свойства …», «умеет производить …», «ценит аккуратность как …» и т.п.)

2. определите название темы любого урока по вашему предмету, класс, в котором она изучается, краткое содержание урока.

 

Класс Тема урока Краткое содержание урока
     

 

3. Примените таксономический способ постановки целей к выбранному вами уроку.

Таксономические цели урока
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Цели урока

 

4. Разработайте критерии оценки достижений учащихся на уроке в соответствии с целями урока:

Отметка Критерии
5.  
4.  
3.  
2.  

Приложение к лабораторной работе № 1

Таксономия Б. Блума

Автором одной из первых схем педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивную цель.

Основные категории

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений. Ученик:

  • знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
  • знает конкретные факты;
  • знает методы и процедуры;
  • знает основные понятия;
  • знает правила и принципы.

2 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую— его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы— в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

  • понимает факты, правила и принципы;
  • интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;
  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;
  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

  • выделяет скрытые (неявные) предположения;
  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
  • проводит разграничения между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.

5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

  • пишет небольшое творческое сочинение;
  • предлагает план проведения эксперимента;
  • использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Лабораторная работа № 2

Проектирование содержания образования

Цель: проектирование содержание образования для конкретной темы предмета

 

1. Спроектируйте содержание учебного материала для выбранной Вами темы урока в виде системы задач, направленных на достижение целей урока.

2. Заполните таблицу:

 

Тема урока ______________________________________

 

Типы учебных задач Пример учебных задач
   

3. Предложите свои варианты домашнего задания по данной теме направленные на закрепление, развитие творчества школьников, развитие их познавательного интереса к предмету, на обобщение и систематизацию знаний по теме и т.д.

Приложение к лабораторной работе №2

 

Таксономия учебных задач Д.Толлингеровой

 

1.Задачи на воспроизведение знаний:

• на узнавание

• воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий

• воспроизведение определений, норм правил, воспроизведение текста

2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:

• определение фактов (измерение)

• перечисление и описание фактов

• перечисление и описание процессов и приемов деятельности

• упорядочивание (классификация, категоризация)

• определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза и т.д.)

• абстракцию, конкретизацию, обобщение

• манипуляцию с неизвестными параметрами и их поиск по правилу, алгоритму, формуле.

3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции:

• трансформацию (объяснение смысла, значения)

• индукцию

• дедукцию

• аргументацию

• оценку.

4. Задачи на развитие речи:

• сочинение обозрения (конспекты, проспекты)

• сочинение доклада, отчета

• самостоятельные письменные работы, проекты.

5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление:

• применение на практике

• решение проблемных ситуаций

• целеполагание и постановка вопросов

• эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных

• эвристический поиск на базе логического мышления.

6. Задачи, предполагающие рефлексию:

• позволяющие освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действий опознания, запоминания

• рефлексивные действия, связанные с построением текста

• построение стратегий совместного и индивидуального решения учебных задач

• выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.

 

Лабораторная работа № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.007 с.)