Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы и правила дипломатического протокола

Поиск

(К9) Дипломатический протокол по своему назначению — категория международная. Его основные нормы должны соблюдатьсяболее или менее одинаково всеми государствами. Однако дипломатический протокол каждой страны может иметь некоторые национальные черты.

В настоящее время обязательно строгое соблюдение норм дипломатического протокола в следующих ситуациях:

· при признании новых государств,

· при установлении дипломатических отношений,

· при назначении глав дипломатических представительств,

· при вручении верительных грамот,

· при осуществлении дипломатических визитов,

· при проведении бесед и переговоров,

· при дипломатической и личной переписке,

· при подписании договоров и соглашений,

· при организации дипломатических приемов,

· организации встреч и проводов официальных делегаций,

· при созыве международных совещаний и конференций,

· при отмечании разного рода праздничных и траурных событий.

В наш век непредсказуемо развивающих­ся деловых и коммерческих отношений, в век компьютерной техники и космической связи некоторые нормы протокола могут на первый взгляд показаться архаичными. Но сколь не возрастала бы роль техничес­ких средств в жизни человека, они оста­ются лишь помощниками дипломатии и политики.

 

В международной государственной дип­ломатии церемониал и протокол соблюдаются четко и неукоснительно.

 

· Диплома­тическое лицо, усаженное на приеме не на соответствующее его рангу место,

· не по форме одетые дипломаты на официальном приеме,

· уполномоченные, прибывшие на переговоры с опозданием,

· неправильно выставленный флаг,

· не так поданный ав­томобиль…

каждая из этих и многих дру­гих, казалось бы, мелочей способна тор­мозить, охлаждать и ухудшать деловые кон­такты и переговоры, а иногда и быть вос­принятыми как демонстративное проявле­ние своего пренебрежения или превосход­ства.

 

В некоторых го­сударствах согласно протоколу переверну­тый флаг символизирует состояние войны. Так произошло в России, когда в 1877 году при объявлении войны Турции импе­ратор Александр II перевернул черно-жел­то-белый российский флаг белой поло­сой вверх.

Но даже сегодня лидеры различных толков, не зная и не задумываясь над этим, зачастую ше­ствуют и собираются на свои митинги под перевернутыми флагами.

В XV веке Россия, сбро­сив с себя наконец-то 300-летнее татаро-монгольское иго, стала выходить на меж­дународную политическую арену. Русский посол Афанасий На­гой был направлен с дипломатической миссией в Крым, ему строго-настрого было приказано, чтобы он ни в коем случае не допустил, чтобы крымский хан приложил к грамоте так называемый «алый нишан» («красная печать»). Лучше воз­вратится в Москву без договора, чем с «алым нишаном». В те времена красный цвет печати свидетельствовал о признании зависимости одной стороны от другой.

К со­жалению, сегодня некоторые руководите­ли, соорудившие себе эффектные красные печати, не знают этой исторически сло­жившейся протокольной тонкости.

Необходимо помнить, что любое отступление от сложившейся традиции, норм неизбежно будет замечено и соответствующим образом истолковано и зачастую не в пользу нарушителя.

Вместе с тем, правила дипломатического протокола на уровне делового общения стали менее консервативными, более гибкими и свободными. Однако это вовсе не исключает строгого применения правил дипломатического протокола и в деловом общении, в случае необходимости, и не является ошибкой.

(К10) Необходимо, чтобы нормы протокола и эти­кета стали наконец известны и соблюдае­мы банкирами, бизнесменами, предпринимателями, чтобы любой граж­данин нашей родины знал элементарные правила международного этикета:

· как встречать иностранного гостя,

· как следовать в машинах,

· как готовить офи­циальный и неофициальный приемы,

· как одеваться по тому или иному случаю,

· как производить рассадку за столом на официальных приемах,

· как пользоваться ви­зитными карточками,

· как строить речь и вести деловую переписку и др.

 

При этом совершенно необязательно пе­ренимать чуждые нам традиции, манеры, словечки, а тем более делать их своими. Никак нельзя согласиться и следовать со­ветам американских специалистов по эти­кету, настоятельно рекомендующих, напри­мер, все время улыбаться. «Улыбайтесь, — пишет в своей книге «Бизнес-этикет» аме­риканка Энн Мэри Сабат, — ваше энер­гичное поведение демонстрирует вашу уве­ренность в себе». Вряд ли можно с этим согласиться. Улыбка выражает, как прави­ло, либо удовлетворение, либо сарказм. В исключительных случаях, извините, про­сто глупость. Не трудно догадаться, что может подумать собеседник о человеке, который постоянно улыбается.

Мы как-то привыкли к тому, что в Америке — все лучше. Да, мно­гое: техника, предпринимательство, фер­мерство, армия, социальное обеспечение, отдых.

Но то, что касается этических норм, эстетических категорий — в этих вопросах вряд ли стоит равняться на американцев. Ведь культура Штатов по сравнению с рус­ской и европейской очень молода, а, сле­довательно, и не так велика. Свой скром­ный вклад в сокровищницу мировой куль­туры Соединенные Штаты стали вносить только с началаXX века.

То же самое происходит сегодня в сфере норм моральных и этических, к которым относится этикет. Поэтому американцы, в значительной степени меньше впитавшие в себя как многовековую художественную культуру и практику дипломатии, вырабо­тали свой упрощенный стиль протоколь­ного и церемониального существования. Так, современному бизнесмену в Америке позволительно:

· быть без пиджака и в подтяжках;

· принято первому протягивать руку даме;

· можно, что не всегда кстати, прицепить к лацкану пиджака бирку со своим именем;

· для удобства дер­жать вилку в правой руке;

· в минуту от­дыха закидывать ноги на стол.

Возможно, это протест делового человека, — дескать, мне так удобнее. Только эстетичнее ли? Да и удобнее ли?

Но не будем осуждать и обсуждать на­ших заокеанских друзей и партнеров. Тем более мы уже договорились: уважать, по­мнить и соблюдать вековые традиции раз­ных народов.

 

Значит ли это, что, попав в Штаты, сразу следует купить подтяжки, взять вилку в правую руку и задрать ноги на стол? Вари­антов два. И да, и нет. Если вы решили сле­довать американскому этикету, то это нуж­но сделать сразу же по началу приема или переговоров. В этом случае у ваших собе­седников создается впечатление, что вы знаете традиции и обычаи его страны и сле­дуете им.

(К11) Но никогда не следует подстраи­ваться под стиль хозяев, спустя некоторое время, а уж тем более под конец визита. Существует хорошее правило: если вы не знаете, как себя вести в том или ином окру­жении, — выбирайте тот стиль поведения, который более строг.

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ

(К12) Форма приема делегации зависит от цели приезда делегации и ранга ее главы. Целью визита представителей иностранных фирм может быть:

· выяснение возможностей установления контактов;

· проведение переговоров;

· подписание документов;

· организация семинаров, ярмарок, выставок и т.д.

Подготовка программ пребывания

(К13) До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать 2 программы ее пребывания в стране:

4.1.1 Общая программа, предназначенная для гостей:

 

· встреча делегации;

· деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы);

· приемы (завтраки, обеды и т.д.);

· культурная программа;

· поездки по стране;

· проводы делегации.

4.1.2 Программа, включающая технические детали, необходимые для принимающей стороны, во избежание срывов и накладок:

(К14)

· персональный состав встречающих;

· участие представителей СМИ (в случае необходимости);

· преподнесение цветов;

· приветственные речи;

· обеспечение транспортом;

· размещение в гостинице и т.д.

В случае если глава делегации прибывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу и для неё.

Делегации, прибывающие с краткосрочным визитом на 2—3 дня, лучше принимать в течение рабочей недели, не занимая суббот и воскресений, в противном случае необходимо предусмотреть программу и на выходные дни.

Вечерние прогулки по западным столицам обычно приятны, что не всегда скажешь о прогулках вечером по нашим городам. Поэтому, приглашая иностранцев в свой город, желательно продумать, чем их занять по вечерам.

Вместе с тем, при составлении программы внимание принимающей организации должно быть, конечно, сосредоточено на основной цели визита делегации (переговоры, встречи, беседы и т.д.). Самое главное в программе — это ее сбалансированность. С одной стороны, она должна удовлетворять профессиональным интересам членов делегации, а с другой — носить и общеобразовательный характер.


Порядок встречи делегации

(К15) Итак, программа составлена, пора ехать встречать зарубежную делегацию. Здесь также следует иметь в виду необходимость соблюдения некоторых протокольных правил.

Ранг и должность встречающего главы делегации должны соответствовать рангу и должности приезжающего главы делегации. Другими словами, если приезжает глава иностранной фирмы, то его должен также встретить глава фирмы принимающей.

Для встречи обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2—3-х человек. Если гость приезжает вместе с супругой, то его встречает глава нашей делегации также с супругой.

Приветствия и представления

(К16) 4.3.1 Приветствия при встрече делегации

1. Первым представляется глава принимающей делегации, и если с ним приехала его супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее.

2. Вторым представляется гостьглава иностранной фирмы и представляет свою супругу.

3. Затем глава принимающей делегации представляет своих сотрудников — членов делегации, которые приехали встречать гостей, по рангам (по нисходящей). Если среди встречающих есть женщины, то их представляют в первую очередь. Если женщин несколько, то их представляют по рангам, а затем мужчин — также по рангам.

4. После этого глава приехавшей делегации таким же образом представляет и членов своей делегации.

5. Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем дамам, входящим в состав делегации или прибывшим вместе с членами делегации. Причем при встрече и проводах в аэропорту или на вокзале уместно преподносить цветы, завернутые в целлофан (мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилеев).

Очевидно, что теплая встреча и прощание — важный элемент во взаимоотношениях между людьми, который способствует созданию дружеской атмосферы в процессе работы. Поэтому зарубежных гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы.

Приветствия в ходе визита

(К17) Формы приветствия в мире чрезвычайно разнообразны. Так, проживающие в Новой Зеландии племена Маори, приветствуя друг друга, прикасаются носами, а у жителей Тибета существует обычай: здороваясь, они снимают правой рукой свой головной убор, а левую — закладывают за ухо, при этом высовывают язык. В Японии в качестве приветствия применяются три вида поклонов — самый низкий, средний поклон под углом 30° и легкий поклон под углом 15°. Европейцы обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и отдают легкий поклон. Это не касается таких головных уборов, как берет, вязаная имеховая шапка.

Однако как бы не были различны национальные обычаи, международный этикет приветствий, по существу, одинаков и основывается на следующих правилах:

· мужчина приветствует женщину первый, хотя в Англии эта привилегия принадлежит женщинам (женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет, проходит мимо стоящей или сидящей группы людей, или присоединяется к ней);

· младший по возрасту первый приветствует старшего. Младшая по возрасту женщина — старшую, а также мужчину, который намного старше ее;

· младший по должности сотрудник — старшего.

· Член делегациируководителя делегации своей и зарубежной.

· Не ждите, пока вас будут приветствовать, лучше следовать правилу, которое содержится в Уставах некоторых армий зарубежных стран: из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан.

Правила представления

(К18) Что же касается самого процесса представления, т.е. знакомства, то здесь тоже существуют определенные правила.

· Во время представления людей старшего возраста обычно называют их титулы и звания. Это имеет место и на официальном мероприятии при представлении присутствующих.

· Во время представления не благодарят, а лишь приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями (смысл обычая - подавать правую руку для приветствия - идет из древности, является символом доброжелательности и проявлением уважения, поскольку наглядно демонстрирует партнеру, что она свободна и в ней нет оружия). Мужчинам рекомендуется это делать всегда, а женщинам — по обоюдному согласию.

 

· Когда мужчину представляют женщине, то руку первой подает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям. Старшая по возрасту женщина подает руку младшей, руководитель — подчиненному и т. п.

· Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и только после этого мужчины приветствуют друг друга. Женщина представляется супружеской паре первой.

· Если приветствие сопровождается рукопожатием, то мужчина, здороваясь, во всех случаях должен снять перчатку с правой руки, а женщина это делает, только если на руке вязаная варежка или толстая меховая перчатка. Если при встрече одна из двух женщин обнажила руку для рукопожатия, то другая должна последовать ее примеру;

· Что же касается обычая целовать руку женщинам, то во многих странах в настоящее время он практически не употребляется. Сохранился этот обычай, в частности, у поляков, которые считают, что поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает сам по себе торжественный характер встрече. В Австрии женщинам целуют руку также лишь в особо торжественных случаях.

· В нашей стране, как и в большинстве стран мира, принято целовать руку лишь замужним женщинам и только в торжественной обстановке. При этом следует учитывать, что этот жест уместен лишь в закрытых помещениях. Если вы решились прибегнуть к такой форме приветствия, то, слегка наклонившись вперед, подносите руку дамы к своим губам и запечатлеваете на ее тыльной стороне быстрый поцелуй, порой даже не дотрагиваясь до нее губами. Конечно, в момент поцелуя вы должны смотреть на женщину.

Формы обращения

(К19) Дипломатический протокол и этикет четко определяют правила, согласно которым следует обращаться к главам государств, министрам, послам.

Имя и фамилия высоких особ при обращении не упоминаются:

· Ваше Величество (Your Majesty),

· Ваше Королевское Высочество,

· Ваше Высочество (Your Highness).

· К Чрезвычайному и полномочному послу обращаются Ваше превосходительство (Your Excellency),

· В западноевропейских странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность: профессор Мориарти, доктор Ватсон и т.д.Причем в отличие от нашей страны такие звания, как «доктор» или «профессор» могут означать лишь принадлежность данного лица к творческой профессии. Совсем необязательным является действительное наличие у него такого звания.

· В Австрии обращение «господин доктор» применяется по отношению к медикам, докторам наук, актерам, музыкантам.

· В США и Англии любого преподавателя могут назвать профессором.

· В большинстве стран можно обращаться к людям без упоминания их фамилии: господин мэр, господин доктор.

· Исключением является Германия, где даже в подобном случае все-таки присоединяется фамилия: герр доктор Шульц.

· Женщин могут назвать по званию мужа. В Австрии выражение «фрау профессор» может означать, что муж этой женщины преподаватель университета.

Рассадка по автомобилям

Итак, после взаимных представлений и приветствий хозяева и гости рассаживаются по автомобилям и отправляются к месту проживания прибывшей делегации.

(К20) В международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения автомобиля.

Места в экипажах

 

Рис.1. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга по­четным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме.


(К21)

Рис. 2. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым

 

(К22)

Рис. 3. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе. При посадке в автомашину двух пер­сон, места занимаются на заднем сидений, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) зани­мает правоеместо по ходу движения.

Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукос­нительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах. Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик.

Ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: «Кто имеет право сидеть к царю спиною?» Ответ: «Кучер». Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые «кэбами», где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями.

Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XXI веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину.

(К23) Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.

Д

 

Рис. 4. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — дама

(К24) В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади.

Схематически это выглядит так:

Рис. 5. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — сопровождающее лицо

 

Рассмотрим другие примеры рассадки в автомобилях:


(К25) Рис.6.

1 — первое лицо, т.е. Вы;

2 — первое лицо, Вас принимающее;

3 — второе лицо, сопровождающее Вас;
4— второе лицо, принимающее Вас.

 

В случае же следования в экипажах, уп­равляемых профессиональным водителем (такие автомашины называются персональ­ными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено.

(К26) К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем (Рис. 7).

 

 
 


Рис. 7

Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся кортежем, допускается и численностью до четырех человек.

(К27) Теперь обратим внимание на рассадку в автомашинах при встрече почетного гостя, прибывающего с супругой или женщиной, являющейся деловой партнершей (секретарь, референт, помощник). В любом случае женщина вне зависимости от своего служебного положения занимает заднее место справа, вы — левое (Рис. 8). Хозяин же, обязанный в этом случае встречать вас также с супругой (или с деловой партнершей), садится в следующую машину.

 

ж
 


 

Рис. 8

 

(К28) Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами (Рис. 9).

 

 

С
 


Рис. 9

Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным (Рис.10).

 

С1
С2
 


Рис. 10

Некоторые неписаные правила

Правильная посадка в автомобилях — это еще не все. Это — протокол, который оп­ределяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в нераз­рывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пасса­жиры не расселись и не захлопнули дверцы.

2. Не пользоваться ремнями безопасности равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправ- ными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: «Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией»

3. Перед тем, как ваши гости сядут в автомобиль или захотят выйти из него, необходимо открыть им дверцу, а затем закрыть ее за ними. Эта обязанность лежит на членах встречающей делегации и в зависимости от рассадки по автомобилям может лежать и на водителе, и на переводчике, и на одном из сопровождающих лиц.

4. Если условия не позволяют подать автомашину правой стороной к тротуару, пассажир, занимающий наиболее почетное место, садится через левую дверцу и остальные также через левую дверцу. По прибытии автомобиль паркуется таким образом, чтобы выход был с правой стороны.

Итак, мы подъехали к гостинице, где будут жить наши гости во время их визита. Заказывая места в гостинице для гостей, надо заранее поинтересоваться, сколько ожидается мужчин, сколько женщин и есть ли среди них супружеские пары. Необходимо также заблаговременно решить вопрос о том, кто будет платить за номер — приглашающая сторона или сами гости.

Процессии и президиумы

Официальное представительство прото­колом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, стоящей на высшей ступени «иерархической лест­ницы». Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведе­нии всех церемоний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.012 с.)