Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы и правила дипломатического протоколаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(К9) Дипломатический протокол по своему назначению — категория международная. Его основные нормы должны соблюдатьсяболее или менее одинаково всеми государствами. Однако дипломатический протокол каждой страны может иметь некоторые национальные черты. В настоящее время обязательно строгое соблюдение норм дипломатического протокола в следующих ситуациях: · при признании новых государств, · при установлении дипломатических отношений, · при назначении глав дипломатических представительств, · при вручении верительных грамот, · при осуществлении дипломатических визитов, · при проведении бесед и переговоров, · при дипломатической и личной переписке, · при подписании договоров и соглашений, · при организации дипломатических приемов, · организации встреч и проводов официальных делегаций, · при созыве международных совещаний и конференций, · при отмечании разного рода праздничных и траурных событий. В наш век непредсказуемо развивающихся деловых и коммерческих отношений, в век компьютерной техники и космической связи некоторые нормы протокола могут на первый взгляд показаться архаичными. Но сколь не возрастала бы роль технических средств в жизни человека, они остаются лишь помощниками дипломатии и политики.
В международной государственной дипломатии церемониал и протокол соблюдаются четко и неукоснительно.
· Дипломатическое лицо, усаженное на приеме не на соответствующее его рангу место, · не по форме одетые дипломаты на официальном приеме, · уполномоченные, прибывшие на переговоры с опозданием, · неправильно выставленный флаг, · не так поданный автомобиль… каждая из этих и многих других, казалось бы, мелочей способна тормозить, охлаждать и ухудшать деловые контакты и переговоры, а иногда и быть воспринятыми как демонстративное проявление своего пренебрежения или превосходства.
В некоторых государствах согласно протоколу перевернутый флаг символизирует состояние войны. Так произошло в России, когда в 1877 году при объявлении войны Турции император Александр II перевернул черно-желто-белый российский флаг белой полосой вверх. Но даже сегодня лидеры различных толков, не зная и не задумываясь над этим, зачастую шествуют и собираются на свои митинги под перевернутыми флагами. В XV веке Россия, сбросив с себя наконец-то 300-летнее татаро-монгольское иго, стала выходить на международную политическую арену. Русский посол Афанасий Нагой был направлен с дипломатической миссией в Крым, ему строго-настрого было приказано, чтобы он ни в коем случае не допустил, чтобы крымский хан приложил к грамоте так называемый «алый нишан» («красная печать»). Лучше возвратится в Москву без договора, чем с «алым нишаном». В те времена красный цвет печати свидетельствовал о признании зависимости одной стороны от другой. К сожалению, сегодня некоторые руководители, соорудившие себе эффектные красные печати, не знают этой исторически сложившейся протокольной тонкости. Необходимо помнить, что любое отступление от сложившейся традиции, норм неизбежно будет замечено и соответствующим образом истолковано и зачастую не в пользу нарушителя. Вместе с тем, правила дипломатического протокола на уровне делового общения стали менее консервативными, более гибкими и свободными. Однако это вовсе не исключает строгого применения правил дипломатического протокола и в деловом общении, в случае необходимости, и не является ошибкой. (К10) Необходимо, чтобы нормы протокола и этикета стали наконец известны и соблюдаемы банкирами, бизнесменами, предпринимателями, чтобы любой гражданин нашей родины знал элементарные правила международного этикета: · как встречать иностранного гостя, · как следовать в машинах, · как готовить официальный и неофициальный приемы, · как одеваться по тому или иному случаю, · как производить рассадку за столом на официальных приемах, · как пользоваться визитными карточками, · как строить речь и вести деловую переписку и др.
При этом совершенно необязательно перенимать чуждые нам традиции, манеры, словечки, а тем более делать их своими. Никак нельзя согласиться и следовать советам американских специалистов по этикету, настоятельно рекомендующих, например, все время улыбаться. «Улыбайтесь, — пишет в своей книге «Бизнес-этикет» американка Энн Мэри Сабат, — ваше энергичное поведение демонстрирует вашу уверенность в себе». Вряд ли можно с этим согласиться. Улыбка выражает, как правило, либо удовлетворение, либо сарказм. В исключительных случаях, извините, просто глупость. Не трудно догадаться, что может подумать собеседник о человеке, который постоянно улыбается. Мы как-то привыкли к тому, что в Америке — все лучше. Да, многое: техника, предпринимательство, фермерство, армия, социальное обеспечение, отдых. Но то, что касается этических норм, эстетических категорий — в этих вопросах вряд ли стоит равняться на американцев. Ведь культура Штатов по сравнению с русской и европейской очень молода, а, следовательно, и не так велика. Свой скромный вклад в сокровищницу мировой культуры Соединенные Штаты стали вносить только с началаXX века. То же самое происходит сегодня в сфере норм моральных и этических, к которым относится этикет. Поэтому американцы, в значительной степени меньше впитавшие в себя как многовековую художественную культуру и практику дипломатии, выработали свой упрощенный стиль протокольного и церемониального существования. Так, современному бизнесмену в Америке позволительно: · быть без пиджака и в подтяжках; · принято первому протягивать руку даме; · можно, что не всегда кстати, прицепить к лацкану пиджака бирку со своим именем; · для удобства держать вилку в правой руке; · в минуту отдыха закидывать ноги на стол. Возможно, это протест делового человека, — дескать, мне так удобнее. Только эстетичнее ли? Да и удобнее ли? Но не будем осуждать и обсуждать наших заокеанских друзей и партнеров. Тем более мы уже договорились: уважать, помнить и соблюдать вековые традиции разных народов.
Значит ли это, что, попав в Штаты, сразу следует купить подтяжки, взять вилку в правую руку и задрать ноги на стол? Вариантов два. И да, и нет. Если вы решили следовать американскому этикету, то это нужно сделать сразу же по началу приема или переговоров. В этом случае у ваших собеседников создается впечатление, что вы знаете традиции и обычаи его страны и следуете им. (К11) Но никогда не следует подстраиваться под стиль хозяев, спустя некоторое время, а уж тем более под конец визита. Существует хорошее правило: если вы не знаете, как себя вести в том или ином окружении, — выбирайте тот стиль поведения, который более строг. ПРОТОКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ (К12) Форма приема делегации зависит от цели приезда делегации и ранга ее главы. Целью визита представителей иностранных фирм может быть: · выяснение возможностей установления контактов; · проведение переговоров; · подписание документов; · организация семинаров, ярмарок, выставок и т.д. Подготовка программ пребывания (К13) До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать 2 программы ее пребывания в стране: 4.1.1 Общая программа, предназначенная для гостей:
· встреча делегации; · деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы); · приемы (завтраки, обеды и т.д.); · культурная программа; · поездки по стране; · проводы делегации. 4.1.2 Программа, включающая технические детали, необходимые для принимающей стороны, во избежание срывов и накладок: (К14) · персональный состав встречающих; · участие представителей СМИ (в случае необходимости); · преподнесение цветов; · приветственные речи; · обеспечение транспортом; · размещение в гостинице и т.д. В случае если глава делегации прибывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу и для неё. Делегации, прибывающие с краткосрочным визитом на 2—3 дня, лучше принимать в течение рабочей недели, не занимая суббот и воскресений, в противном случае необходимо предусмотреть программу и на выходные дни. Вечерние прогулки по западным столицам обычно приятны, что не всегда скажешь о прогулках вечером по нашим городам. Поэтому, приглашая иностранцев в свой город, желательно продумать, чем их занять по вечерам. Вместе с тем, при составлении программы внимание принимающей организации должно быть, конечно, сосредоточено на основной цели визита делегации (переговоры, встречи, беседы и т.д.). Самое главное в программе — это ее сбалансированность. С одной стороны, она должна удовлетворять профессиональным интересам членов делегации, а с другой — носить и общеобразовательный характер. Порядок встречи делегации (К15) Итак, программа составлена, пора ехать встречать зарубежную делегацию. Здесь также следует иметь в виду необходимость соблюдения некоторых протокольных правил. Ранг и должность встречающего главы делегации должны соответствовать рангу и должности приезжающего главы делегации. Другими словами, если приезжает глава иностранной фирмы, то его должен также встретить глава фирмы принимающей. Для встречи обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2—3-х человек. Если гость приезжает вместе с супругой, то его встречает глава нашей делегации также с супругой. Приветствия и представления (К16) 4.3.1 Приветствия при встрече делегации 1. Первым представляется глава принимающей делегации, и если с ним приехала его супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее. 2. Вторым представляется гость — глава иностранной фирмы и представляет свою супругу. 3. Затем глава принимающей делегации представляет своих сотрудников — членов делегации, которые приехали встречать гостей, по рангам (по нисходящей). Если среди встречающих есть женщины, то их представляют в первую очередь. Если женщин несколько, то их представляют по рангам, а затем мужчин — также по рангам. 4. После этого глава приехавшей делегации таким же образом представляет и членов своей делегации. 5. Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем дамам, входящим в состав делегации или прибывшим вместе с членами делегации. Причем при встрече и проводах в аэропорту или на вокзале уместно преподносить цветы, завернутые в целлофан (мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилеев). Очевидно, что теплая встреча и прощание — важный элемент во взаимоотношениях между людьми, который способствует созданию дружеской атмосферы в процессе работы. Поэтому зарубежных гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы. Приветствия в ходе визита (К17) Формы приветствия в мире чрезвычайно разнообразны. Так, проживающие в Новой Зеландии племена Маори, приветствуя друг друга, прикасаются носами, а у жителей Тибета существует обычай: здороваясь, они снимают правой рукой свой головной убор, а левую — закладывают за ухо, при этом высовывают язык. В Японии в качестве приветствия применяются три вида поклонов — самый низкий, средний поклон под углом 30° и легкий поклон под углом 15°. Европейцы обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и отдают легкий поклон. Это не касается таких головных уборов, как берет, вязаная имеховая шапка. Однако как бы не были различны национальные обычаи, международный этикет приветствий, по существу, одинаков и основывается на следующих правилах: · мужчина приветствует женщину первый, хотя в Англии эта привилегия принадлежит женщинам (женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет, проходит мимо стоящей или сидящей группы людей, или присоединяется к ней); · младший по возрасту первый приветствует старшего. Младшая по возрасту женщина — старшую, а также мужчину, который намного старше ее; · младший по должности сотрудник — старшего. · Член делегации — руководителя делегации своей и зарубежной. · Не ждите, пока вас будут приветствовать, лучше следовать правилу, которое содержится в Уставах некоторых армий зарубежных стран: из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан. Правила представления (К18) Что же касается самого процесса представления, т.е. знакомства, то здесь тоже существуют определенные правила. · Во время представления людей старшего возраста обычно называют их титулы и звания. Это имеет место и на официальном мероприятии при представлении присутствующих. · Во время представления не благодарят, а лишь приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями (смысл обычая - подавать правую руку для приветствия - идет из древности, является символом доброжелательности и проявлением уважения, поскольку наглядно демонстрирует партнеру, что она свободна и в ней нет оружия). Мужчинам рекомендуется это делать всегда, а женщинам — по обоюдному согласию.
· Когда мужчину представляют женщине, то руку первой подает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям. Старшая по возрасту женщина подает руку младшей, руководитель — подчиненному и т. п. · Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и только после этого мужчины приветствуют друг друга. Женщина представляется супружеской паре первой. · Если приветствие сопровождается рукопожатием, то мужчина, здороваясь, во всех случаях должен снять перчатку с правой руки, а женщина это делает, только если на руке вязаная варежка или толстая меховая перчатка. Если при встрече одна из двух женщин обнажила руку для рукопожатия, то другая должна последовать ее примеру; · Что же касается обычая целовать руку женщинам, то во многих странах в настоящее время он практически не употребляется. Сохранился этот обычай, в частности, у поляков, которые считают, что поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает сам по себе торжественный характер встрече. В Австрии женщинам целуют руку также лишь в особо торжественных случаях. · В нашей стране, как и в большинстве стран мира, принято целовать руку лишь замужним женщинам и только в торжественной обстановке. При этом следует учитывать, что этот жест уместен лишь в закрытых помещениях. Если вы решились прибегнуть к такой форме приветствия, то, слегка наклонившись вперед, подносите руку дамы к своим губам и запечатлеваете на ее тыльной стороне быстрый поцелуй, порой даже не дотрагиваясь до нее губами. Конечно, в момент поцелуя вы должны смотреть на женщину. Формы обращения (К19) Дипломатический протокол и этикет четко определяют правила, согласно которым следует обращаться к главам государств, министрам, послам. Имя и фамилия высоких особ при обращении не упоминаются: · Ваше Величество (Your Majesty), · Ваше Королевское Высочество, · Ваше Высочество (Your Highness). · К Чрезвычайному и полномочному послу обращаются Ваше превосходительство (Your Excellency), · В западноевропейских странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность: профессор Мориарти, доктор Ватсон и т.д.Причем в отличие от нашей страны такие звания, как «доктор» или «профессор» могут означать лишь принадлежность данного лица к творческой профессии. Совсем необязательным является действительное наличие у него такого звания. · В Австрии обращение «господин доктор» применяется по отношению к медикам, докторам наук, актерам, музыкантам. · В США и Англии любого преподавателя могут назвать профессором. · В большинстве стран можно обращаться к людям без упоминания их фамилии: господин мэр, господин доктор. · Исключением является Германия, где даже в подобном случае все-таки присоединяется фамилия: герр доктор Шульц. · Женщин могут назвать по званию мужа. В Австрии выражение «фрау профессор» может означать, что муж этой женщины преподаватель университета. Рассадка по автомобилям Итак, после взаимных представлений и приветствий хозяева и гости рассаживаются по автомобилям и отправляются к месту проживания прибывшей делегации. (К20) В международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения автомобиля. Места в экипажах
Рис.1. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга почетным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме.
Рис. 2. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым
(К22) Рис. 3. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе. При посадке в автомашину двух персон, места занимаются на заднем сидений, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) занимает правоеместо по ходу движения. Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукоснительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах. Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик. Ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: «Кто имеет право сидеть к царю спиною?» Ответ: «Кучер». Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые «кэбами», где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями. Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XXI веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину. (К23) Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.
Рис. 4. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — дама (К24) В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади. Схематически это выглядит так: Рис. 5. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — сопровождающее лицо
Рассмотрим другие примеры рассадки в автомобилях: (К25) Рис.6. 1 — первое лицо, т.е. Вы; 2 — первое лицо, Вас принимающее; 3 — второе лицо, сопровождающее Вас;
В случае же следования в экипажах, управляемых профессиональным водителем (такие автомашины называются персональными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено. (К26) К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем (Рис. 7).
Рис. 7 Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся кортежем, допускается и численностью до четырех человек. (К27) Теперь обратим внимание на рассадку в автомашинах при встрече почетного гостя, прибывающего с супругой или женщиной, являющейся деловой партнершей (секретарь, референт, помощник). В любом случае женщина вне зависимости от своего служебного положения занимает заднее место справа, вы — левое (Рис. 8). Хозяин же, обязанный в этом случае встречать вас также с супругой (или с деловой партнершей), садится в следующую машину.
Рис. 8
(К28) Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами (Рис. 9).
Рис. 9 Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным (Рис.10).
Рис. 10 Некоторые неписаные правила Правильная посадка в автомобилях — это еще не все. Это — протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность. 1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы. 2. Не пользоваться ремнями безопасности равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправ- ными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: «Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией» 3. Перед тем, как ваши гости сядут в автомобиль или захотят выйти из него, необходимо открыть им дверцу, а затем закрыть ее за ними. Эта обязанность лежит на членах встречающей делегации и в зависимости от рассадки по автомобилям может лежать и на водителе, и на переводчике, и на одном из сопровождающих лиц. 4. Если условия не позволяют подать автомашину правой стороной к тротуару, пассажир, занимающий наиболее почетное место, садится через левую дверцу и остальные также через левую дверцу. По прибытии автомобиль паркуется таким образом, чтобы выход был с правой стороны. Итак, мы подъехали к гостинице, где будут жить наши гости во время их визита. Заказывая места в гостинице для гостей, надо заранее поинтересоваться, сколько ожидается мужчин, сколько женщин и есть ли среди них супружеские пары. Необходимо также заблаговременно решить вопрос о том, кто будет платить за номер — приглашающая сторона или сами гости. Процессии и президиумы Официальное представительство протоколом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, стоящей на высшей ступени «иерархической лестницы». Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведении всех церемоний.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.012 с.) |