Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение психических процессов и состояний
Психологическое исследование развития познавательных Процессов.
Данный раздел адресован, прежде всего, школьным психологам, но может представлять интерес и для учителей и администрации, осуществляющей внутришкольный контроль. Существует множество психологических тестов, используемых для диагностики качеств познавательной сферы. Мы же предлагаем использовать схемы наблюдения (см. Табл.7-16 приложения 2), которые требуют соответствующего комментария. Внимание - это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или процессах деятельности. Оно регулирует динамику протекания и осуществляет контроль учебно-познавательной деятельности. В некоторых научных школах под контролем понимают произвольное внимание [6]. Разные уровни организованности внимания учащихся (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) характеризуются разными сочетаниями его свойств, таких, как устойчивость, распределение, отвлечение и др. У младших школьников некоторые ошибки (пропуск букв на письме в середине слова или пропуск слов в предложении) могут быть квалифицированы как ошибки "по невнимательности". С целью их преодоления необходимо организовывать специальное обучение. Если у дошкольника преобладающим видом является внимание непроизвольное, то у младшего школьника, в связи с появлением такого возрастного новообразования психики, как произвольность, все большую роль играет произвольное и послепроизвольное внимание. Последнее связано с увлеченностью делом, когда при сохранении заданной цели на смену волевому усилию приходит интерес к процессу и содержанию выполняемой деятельности. Внимание тесно связано с познавательными процессами и индивидуальными особенностями деятельности учащегося. Восприятие служит целостному отражению объектов на основе создания психического образа. Если восприятие у детей осуществляется стихийно, без обучения, то в их сознании возникают разрозненные, несистематизированные, случайные сцепления образов, на основе которых невозможно рациональное познание мира. Развитие восприятия - это не только тренировка наблюдательности. Прежде всего, учитель должен выяснить наличие у учащихся рациональных и нерациональных приемов организации восприятия, сформированности перцептивных эталонов. Как показывает практический опыт, у значительной части младших школьников не сформировано действие кодирования, входящее в состав моделирования (основной компонент учебной деятельности). Это требует внимательного отношения к перцептивной деятельности, постановки специальных задач на восприятие сложных и разнообразных объектов.
Целесообразно также определить для каждого учащегося анализатор, являющийся для него ведущим в восприятии учебного материала, без чего невозможно осуществлять индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе. Осмысленность восприятия проявляется в явлении категоризации, умении ребенка назвать воспринимаемый предмет, отнести его к какой-то группе предметов или выделить отличительные сущностные признаки. Восприятие обеспечивает ориентировку разной степени полноты и обобщенности. Многие "невынужденные" ошибки, в том числе и квалифицируемые как ошибки "по невнимательности", на самом деле связаны с тем, что ребенок просто не умеет и не знает, как правильно воспринимать учебный материал. В связи с этим, важно выделять, рассматривать и анализировать в деятельности учащегося перцептивные действия, и при необходимости специально формировать их. Память - это высшая психическая функция, ответственная за хранение и переработку информации, чем способствует активному приспособлению к будущей деятельности. Деятельность человека, связанную с процессами памяти, называют мнемической, а специальные действия, в которых познавательная ориентировка подчинена мнемической задаче (запомнить, зафиксировать в сознании) - мнемическими действиями. Приемы, используемые для повышения ее продуктивности: 1) группировка - разбивка материала на части /порции/ по какому-либо основанию; 2) классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе одного или нескольких общих для них признаков; типология - распределение предметов без четкого обозначения на понятийном уровне основания группировки;
3) выделение опорных пунктов [29] - создание логических или иных опор для последующего усвоения содержания учебного предмета или его большого раздела; 4) структурирование - установление взаимного соответствия или соотношения частей, внутреннего строения объекта; 5) схематизация - упрощение учебного материала с целью повышения эффективности запоминания; 6) кодирование - перевод информации в другую систему знаково-символических изображений или иной план действий (словесный, графический, материальный); 7) ассоциации: а) простые (по сходству, смежности, контрасту); б) сложные; 8) аналогии - нахождение знакомых, ранее использовавшихся в деятельности свойств и признаков объекта. Мышление необходимо в случаях, когда ситуация не может быть разрешена на основе готового, стереотипного действия. Важно, чтобы учащийся умел управлять своими мыслительными действиями, умел анализировать, синтезировать, обобщать изучаемые факты и явления действительности. Мышление тесно связано с восприятием и обычно уже в ходе восприятия включается в процесс выявления сущностных признаков и отношений объекта. Таким образом, достигается понимание, поскольку мышление вычленяет инвариантные, сущностные, системообразующие компоненты [23,24]. Понимание проявляется в слове, поэтому для изучения особенностей мышления конкретного школьника крайне важно изучение словесного объяснения и фактического выполнения действия учеником. Все виды мышления необходимы и все могут присутствовать в деятельности учащегося на уроке. Наблюдателю важно составить для себя представление о том, насколько "хорошим" для данного возраста является тот или иной виды мышления. Наиболее точные критерии качества мыслительных действий предложены в исследованиях, выполненных в русле теории учебной деятельности [1,9, 14 и др.]. Представители других направлений в психологии учения обращают особое внимание на связь индивидуальных особенностей мышления с такой характеристикой личности, как обучаемость [17], а также с индивидуальным стилем деятельности [21]. Педагог, безусловно, не должен в процессе урока подменять собственной активностью активность учащихся (последнее наиболее характерно для начинающих учителей). Его основная задача на уроке заключается в организации деятельности самих учащихся, в создании квазииследовательских ситуаций. Ребенок-ученик делает субъективные открытия и только этим путем совершенствует творческое мышление. Вторая крайность, когда под предлогом предоставления учащимся «свободы творчества», педагог просто бросает работать с ними, нисколько не смущаясь тем, что класс в основной своей массе не готов к самостоятельному выделению проблем, не владеет средствами и приемами решения новых, нестандартных задач, что некоторые учащиеся не имеют выраженной познавательной потребности (интеллектуальная пассивность). Не случайно выделены такие характеристики стимулирования творческого мышления, как опора на положительные эмоции («учение с увлечением») и волевой компонент. Творческое мышление формируется не изолированно от других свойств личности. В этом плане уместна опора не только на познавательные мотивы (у интеллектуально пассивных их может просто не быть, у значительной части учащихся могут преобладать позиционные мотивы и др.). Главное, что в процессе творческой работы может быть получен «сдвиг мотива на цель».
Сущность деятельности воображения видят в создании новых образов на основе наблюдаемых фактов действительности или имеющихся представлений. Без воображения невозможна любая продуктивная учебная работа, поскольку оно помогает наполнять живым, образным содержанием условно-символическую форму подачи материала учебного предмета. Воображение характеризуется: 1) построением образов средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) созданием программ поведения, когда проблемная ситуация не определена; 3) продуцированием образов, не программирующих, а заменяющих деятельность; 4) созданием образов, соответствующих описанию объекта. Способы построения образов воображения: 1) агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств и признаков объектов; 2) гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов; 3) заострение (утрирование) - подчеркивание различий между объектами; 4) сглаживание (схематизация) различий между объектами и выявление черт сходства между ними; 5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Виды воображения: Пассивное воображение характеризуется созданием образов, не воплощаемых в жизнь, не осуществимых программ. Воображение при этом выступает в качестве замены деятельности. Оно может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным. Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее (репродуктивное) имеет целью создание образов, соответствующих описанию. Творческое воображение создает новые, не существовавшие ранее образы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.007 с.) |