Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особливості соціологічного підходу до вивчення культури

Поиск

Культура – это сов-ть методов материальной и духовной чел. деятельности, объективно воплощённой в материальных и духовных носителях, кот. передаются след. поколениям.

Социология культуры – это теория среднего уровня. Культура с соц. т.з. – это соц. феномен, представляющий интерес с т. з. ее взаимод. с другими системами общества, также взаимод. личности, общности, организаций и с т. з. ее роли в соц. системе, самой маленькой из которых явл. личность, самой большой – мировое общество. Социологов интересует неравенство в культуре, правила, нормы, образцы поведения, способы мотивации, которыми регулируют личность.

В жизни человека К. постоянно самовоспроизводится с помощью механизма передачи традиций из поколения в поколение. Условно разделяется на материальную и духовную. Предметы искусства (к примеру, книги) нельзя отнести к той или иной культуре. Нас интересует духовная культура – ценности, идеи, обычаи, привычки, язык, традиции и т.д. – все это элементы культуры. Материальное – мебель, здания, машины.

Существует точка зрения, что в культуры выбирают только те предметы, которые имеют ценность и передаются из поколения в поколение. Можно также встретить такие определения культуры, которые совпадают с опред. общества, поэтому некоторые социологи утверждают, что дисциплина «социология культуры» не имеет смысла, т.к. социология – наука о культуре (общество – это культура). Внутри соц. культуры выделяют социологию искусства, соц. свободного времени, социолингвистику.

 

Масова культура – сутність та функції

Массовая культура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства. Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.

Анализируя такие явления, как «массовое общ.» и «массовый чел.», испанский социолог Ортега-и-Гассек показал, что «массовый чел.»-это новый тип чел., ведущего особый вид «массового существования». Для «чел. массы» характерно удовлетворение от идентичности с др. людьми, от совпадения своих желаний, идей, вкусов, способов бытия с общепризнанными образцами. Многие исследователи отмечают не только низкий уровень масс. культ., но обращают внимание и на ее соц. функции, считая, что она поощряет низменные инстинкты человека, пассивность.

Особенности молодёжной субкультуры

Доминирующая культура – это такая культура, которая характерна в общих чертах для всего общества. Ценности это К. заложены на конституционном уровне, в гос. базу а также в доминирующую религию. ДК может оказывать давление на представителей меньшинств.

Субкультура -часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей к. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. Общество состоит из социальных групп, а они в свою очередь образуют социокультурную среду – субкультуру. В разных субкультурах проповедуются разные системы ценностей. Субкультуры должны быть в гармонии с доминирующей культурой.

Молодежь – демографическая общность, находящаяся в процессе перехода от детства к взрослой жизни и переживающая процесс социализации норм и ценностей, происходит образование соц. статуса, проф. ожиданий, ролей и т.п.

Изучение молодежи для общества важно, т. к. портрет молодежи – портрет общ. в будущем, поэтому мы изучаем мораль, ценности М. Осн. проблемы молодежи – любовь, дружба, поиск смысла жизни, создание семьи, выбор профессии. Также здоровье, образование, общение. Главная цель СМ – выявить тенденции форм. лица М. Она служит для разработки программ, политики, различных организаций по защите прав М. С соц.-демограф. т.з. М – люди 12-28 лет. Проблемы молодежи – спрос на рынке труда, политика, образование.

 

Социология молодёжи: предмет и осн напр. исслед

Объект – молодежь, большая соц. группа, сформированная по возрастному признаку до 28 лет.

Молодежь – демографическая общность, находящаяся в процессе перехода от детства к взрослой жизни и переживающая процесс социализации норм и ценностей, происходит образование соц. статуса, проф. ожиданий, ролей и т.п.

Изучение молодежи для общества важно, т. к. портрет молодежи – портрет общ. в будущем, поэтому мы изучаем мораль, ценности М. Осн. проблемы молодежи – любовь, дружба, поиск смысла жизни, создание семьи, выбор профессии. Также здоровье, образование, общение.

В СМ выделяют 3 уровня: Методологический; Социальный; Эмпирический.

В предмет СМ входят такие аспекты: определение сути М. и спецификации ее жизнедеятельности; Выявление динамики ценностей как самой М, так и в сравн. с предыдущими поколениями; Изучение процессов форм. политич., религ., профессиональных, моральных интересов; Изучение факторов, влияющих на сознание и поведение молодежи; Изуч. взаимод. поколений и роли возрастных поколений в жизни личности; Изучение методов социализации и воспитания.

Главная цель СМ – выявить тенденции форм. лица М. Она служит для разработки программ, политики, различных организаций по защите прав М. С соц.-демограф. т.з. М – люди 12-28 лет. Проблемы молодежи – спрос на рынке труда, политика, образование.

Семья как социальный институт

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

К функциям семьи относят: накопление и передача собственности и статуса; организация производства и потребления; домохозяйство; отдых и досуг; забота о здоровье и благополучии членов семьи; создание микроклимата в семье.

 

Типология семьи

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.

 

45.Социальные ф-ции семьи (как в 43)

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

К функциям семьи относят: накопление и передача собственности и статуса; организация производства и потребления; домохозяйство; отдых и досуг; забота о здоровье и благополучии членов семьи; создание микроклимата в семье.

Проблемы современной семьи

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

В современном О. наблюдается процесс ослабления С.как социнститута, изменения её соцфункций. Она утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и др.функций. Возросшая соцактивность женщин, высокий уровень их образования, экон. самостоятельность дают сегодня женщине возможность свободного выбора как при заключении брака так и при его расторжении, повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имущества.

Сегодня к числу актуальных проблем можно отнести также: проблему ранних браков, составляющих категорию риска; внебрачные дети (1/3); отказ от детей (типично для 16-17 летних); патология.

Рост числа разводов - черта техногенных цивилизаций (экономическая самостоятельность женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...).

Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты. К числу причин могут быть отнесены: ранний возраст вступления в брак; разность в возрасте; алкоголизм, наркомания; уровень образования; несогласие родителей; брак по принуждению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.007 с.)