Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особливості соціологічного підходу до вивчення культуриСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура – это сов-ть методов материальной и духовной чел. деятельности, объективно воплощённой в материальных и духовных носителях, кот. передаются след. поколениям. Социология культуры – это теория среднего уровня. Культура с соц. т.з. – это соц. феномен, представляющий интерес с т. з. ее взаимод. с другими системами общества, также взаимод. личности, общности, организаций и с т. з. ее роли в соц. системе, самой маленькой из которых явл. личность, самой большой – мировое общество. Социологов интересует неравенство в культуре, правила, нормы, образцы поведения, способы мотивации, которыми регулируют личность. В жизни человека К. постоянно самовоспроизводится с помощью механизма передачи традиций из поколения в поколение. Условно разделяется на материальную и духовную. Предметы искусства (к примеру, книги) нельзя отнести к той или иной культуре. Нас интересует духовная культура – ценности, идеи, обычаи, привычки, язык, традиции и т.д. – все это элементы культуры. Материальное – мебель, здания, машины. Существует точка зрения, что в культуры выбирают только те предметы, которые имеют ценность и передаются из поколения в поколение. Можно также встретить такие определения культуры, которые совпадают с опред. общества, поэтому некоторые социологи утверждают, что дисциплина «социология культуры» не имеет смысла, т.к. социология – наука о культуре (общество – это культура). Внутри соц. культуры выделяют социологию искусства, соц. свободного времени, социолингвистику.
Масова культура – сутність та функції Массовая культура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства. Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех. Анализируя такие явления, как «массовое общ.» и «массовый чел.», испанский социолог Ортега-и-Гассек показал, что «массовый чел.»-это новый тип чел., ведущего особый вид «массового существования». Для «чел. массы» характерно удовлетворение от идентичности с др. людьми, от совпадения своих желаний, идей, вкусов, способов бытия с общепризнанными образцами. Многие исследователи отмечают не только низкий уровень масс. культ., но обращают внимание и на ее соц. функции, считая, что она поощряет низменные инстинкты человека, пассивность. Особенности молодёжной субкультуры Доминирующая культура – это такая культура, которая характерна в общих чертах для всего общества. Ценности это К. заложены на конституционном уровне, в гос. базу а также в доминирующую религию. ДК может оказывать давление на представителей меньшинств. Субкультура -часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей к. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. Общество состоит из социальных групп, а они в свою очередь образуют социокультурную среду – субкультуру. В разных субкультурах проповедуются разные системы ценностей. Субкультуры должны быть в гармонии с доминирующей культурой. Молодежь – демографическая общность, находящаяся в процессе перехода от детства к взрослой жизни и переживающая процесс социализации норм и ценностей, происходит образование соц. статуса, проф. ожиданий, ролей и т.п. Изучение молодежи для общества важно, т. к. портрет молодежи – портрет общ. в будущем, поэтому мы изучаем мораль, ценности М. Осн. проблемы молодежи – любовь, дружба, поиск смысла жизни, создание семьи, выбор профессии. Также здоровье, образование, общение. Главная цель СМ – выявить тенденции форм. лица М. Она служит для разработки программ, политики, различных организаций по защите прав М. С соц.-демограф. т.з. М – люди 12-28 лет. Проблемы молодежи – спрос на рынке труда, политика, образование.
Социология молодёжи: предмет и осн напр. исслед Объект – молодежь, большая соц. группа, сформированная по возрастному признаку до 28 лет. Молодежь – демографическая общность, находящаяся в процессе перехода от детства к взрослой жизни и переживающая процесс социализации норм и ценностей, происходит образование соц. статуса, проф. ожиданий, ролей и т.п. Изучение молодежи для общества важно, т. к. портрет молодежи – портрет общ. в будущем, поэтому мы изучаем мораль, ценности М. Осн. проблемы молодежи – любовь, дружба, поиск смысла жизни, создание семьи, выбор профессии. Также здоровье, образование, общение. В СМ выделяют 3 уровня: Методологический; Социальный; Эмпирический. В предмет СМ входят такие аспекты: определение сути М. и спецификации ее жизнедеятельности; Выявление динамики ценностей как самой М, так и в сравн. с предыдущими поколениями; Изучение процессов форм. политич., религ., профессиональных, моральных интересов; Изучение факторов, влияющих на сознание и поведение молодежи; Изуч. взаимод. поколений и роли возрастных поколений в жизни личности; Изучение методов социализации и воспитания. Главная цель СМ – выявить тенденции форм. лица М. Она служит для разработки программ, политики, различных организаций по защите прав М. С соц.-демограф. т.з. М – люди 12-28 лет. Проблемы молодежи – спрос на рынке труда, политика, образование. Семья как социальный институт Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. К функциям семьи относят: накопление и передача собственности и статуса; организация производства и потребления; домохозяйство; отдых и досуг; забота о здоровье и благополучии членов семьи; создание микроклимата в семье.
Типология семьи Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). По критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.
45.Социальные ф-ции семьи (как в 43) Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. К функциям семьи относят: накопление и передача собственности и статуса; организация производства и потребления; домохозяйство; отдых и досуг; забота о здоровье и благополучии членов семьи; создание микроклимата в семье. Проблемы современной семьи Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. В современном О. наблюдается процесс ослабления С.как социнститута, изменения её соцфункций. Она утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и др.функций. Возросшая соцактивность женщин, высокий уровень их образования, экон. самостоятельность дают сегодня женщине возможность свободного выбора как при заключении брака так и при его расторжении, повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имущества. Сегодня к числу актуальных проблем можно отнести также: проблему ранних браков, составляющих категорию риска; внебрачные дети (1/3); отказ от детей (типично для 16-17 летних); патология. Рост числа разводов - черта техногенных цивилизаций (экономическая самостоятельность женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...). Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты. К числу причин могут быть отнесены: ранний возраст вступления в брак; разность в возрасте; алкоголизм, наркомания; уровень образования; несогласие родителей; брак по принуждению
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.007 с.) |