Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спостереження та інтерв’ю як методи соціологічного дослідженняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наблюдение – важный метод соц. исследования. Это метод сбора первичных данных, который заключается в сознательном, целеустремленном и непосредственном восприятии и регистрации соц. фактов, которые можно проконтролировать и проверить. Главным преимуществом наблюдения есть то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их осуществления, в то время как другие методы сбора первичных данных базируются на предыдущих суждениях индивидов. Наблюдения можно классифицировать в зависимости от места положения наблюдающего в процессе наблюдения (включенное и невключенное); регулярности проведения (систематическое и случайное); места проведения и способа организации наблюдения (полевое и лабораторное); наличия контроля за проведением (контролируемое — неконтролированное); меры открытости (открыто и инкогнито); за количеством объектов (сплошное и частичное). Опрос – это наиболее распространенный в социологии метод сбора информации. Интервью – разновидность опроса, которая основывается на непосредственном (устном) взаимодействии социолога с респондентом. Интервью бывает качественное (глубинное) и количественное (поверхностное). Ещё оно бывает индивидуальное и групповое. Правила интервью: Не подталкивать респондента к ответу; Визуальный контакт с респондентом, который даёт заинтересованность.
Соціальна структура Система – целостность, кот. предполагает наличие элементов внутри себя, соединённых относительно устойчивыми динамическими связями (с одной стороны целостно, но дифференцирована), каждый элемент – подсистема. Система с одной стороны устойчива, с другой – динамична. Структура – строение системы, упорядоченность между элементами. Автор системного подхода – Парсонс. Исходит из 2-х принципов: любая система должна изучаться с учётом контекста внешних систем; Любая система должна изучаться во взаимодействии ее внутренних систем. К системе можно подойти с разных сторон: можно изучить её единицы, а можно изучать разные слои в их иерархическом положении. Соц. система – разновидность системы, которая обеспечивает функционирование жизни людей в рамках конкретного общества с помощью 3 элементов: институты (политика, экономика, церковь), организации (защита прав молодёжи, инвалидов), общности (территориальные, административные, религиозные). Существует 2 осн. подхода для изучения структуры общества – функциональный и иерархический. Функциональный – один из наиболее развитых подходов в 20 в., кот. заключается в исследовании социокультурных явлений как организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение. Иерархический – применяемый для обозначения социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и т.п. Соц. неравенство может проявляться как неравные возможности не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Одна из главных соц проблем укр. общ-ва – это развитие среднего класса, который должен стать количественно преобладающим. Уровень жизни среднего класса должен быть таким же, как и в ЕС. Только благодаря этому украинское общество может стать инновационным. Господствующий средний класс служит основой стабильного, справедливого государства. Создание демократического государства Украина возможно при увеличении численности и роста благосостояния среднего класса общества.
Соціальні групи та їх види. Социальная группа – это группа людей с общими соц. признаками. Наличие общих целей и интересов – вторичные признаки группы. Соц. значимый признак – любой признак, кроме внешности. Люди не всегда сами осознают принадлежность к той или иной группе. Общность – это большая соц. группа на основе некоторых признаков, например территориального, демографического (пол, возраст), отраслевого, классового, религиозного и т.п. Группы бывают: малые – семья, производственный коллектив (до 20 человек), средние – ученики одного ВУЗа, большой рабочий коллектив (до 1000 человек), большие – слой населения, молодёжь, пенсионеры и т.п. Референтная группа – группа людей, кот. может не существовать в реальности, являясь образцом, примером (позитивным или негативным). Также группы бывают: Первичная группа – осознают себя группой, друг друга знают, есть распределение ролей, чувство свой-чужой. Вторичная группа – могут друг друга не знать, нет структуры, функциональное распределение ролей, не осознают себя как группа. Формальная группа – документально закреплена как группа. Неформальная группа – создана на добровольных началах, но документально не закреплённая.
Теорія соціальної стратифікації Стратификация – это процесс расслоения в обществе, картина расслоения. Теорию соц. стратиф. разработал М. Вебер, до него были работы Карла Маркса (классы). Класс (по Марксу) – большая группа людей, определенных признаком отношения собственности на средства производства. Вебер говорил, что нельзя рассматривать общество и структурировать его на основе этого признака. Вводит понятие страта. Страта – статусная группа. Статус – позиция индивида в соц. иерархии. Вебер выделяет минимум 4 признака, по кот общество можно разделить на слои: Экономический, По образованию, Престиж, Отношение к власти – измеряется в кол-ве подчинённых. Эти признаки чаще всего друг с другом согласованы. Типы стратиф. по Веберу: кастовая, рабовладельческая, классовая. По Гидденсу: Низший низший – занят неквалифиц. низкооплач. трудом, не требующим подготовки. Средний низ. – характерный тяжелый физический труд, низкая зарплата. Высший низший – имеют более высокий доход, лучшие условия труда и большие гарантии занятости. Низший средний – малоквалифицированные работники в городах (учителя, курьеры). Средний средний – мелкие предприниматели, не самая низкая заработная плата, которая позволяет сохранять приличный уровень жизни. Высший средний – крупные предприниматели, руководствующие должности. Низший высший – крупные собственники, имеют высокую зарплату, престиж. Средний высший – высший интеллигенции: различные лауреаты, видные ученые, известные художники; имеется целый ряд привилегий по сравнению с рядовыми гражданами. Высший высший – монополисты, политики, высшее военное руководство, правящая элита.
Причини соціальної диференціації Соц. дифф. – это социальное неравенство, условия, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и т.п. Соц. неравенство может проявляться как неравные возможности не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. В социологии сущ. 2 осн. подхода к исследованию С.Н.: классовый (по Марксу) - основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою; статусный (по Веберу) - на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий. Вебер выделяет минимум 4 признака, по кот общество можно разделить на слои: Экономический, По образованию, Престиж, Отношение к власти – измеряется в кол-ве подчинённых. Эти признаки чаще всего друг с другом согласованы. Типы стратиф. по Веберу: кастовая, рабовладельческая, классовая. С.Н. возникает в связи с общественным распределением результатов труда, то есть социальных благ. Основными измерениями С.Н. являются размеры доходов и собственности, ранги во властной иерархии, статус и образование. Социальная слой представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие - объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).
Соціальні статус та роль Входя одновременно во многие соц. группы чел. занимает в каждой из них опред. положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, используются понятия «соц. статус» и «соц. роль». Социальный статус – положение индивида в обществе, определяющее его права, обязанности и привилегии. Статусы могут быть разными для одного человека – в семье сын, на работе – директор. Соц. статусы делятся на те, которые предписываются индивиду обществом независимо от ее способностей и усилий (врожденные) и те, которые личность достигает своими собственными усилиями Статусный набор – это совокупность всех статусов, занимаемых индивидом. Соц. роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет опред. соц. статус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окруж-е в праве ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Ролевой набор – это набор всех ролей, кот. выполняет индивид. Когда роли входят в противоречие (суд и семья) – возникает ролевой конфликт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.01 с.) |