Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный метод в системной психофизиологии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Системная психофизиология, основы которой были заложены трудами В.Б. Швыркова и его коллег, основана на признании: 1) единой психофизиологической реальности, в которой психологическое и физиологическое – лишь разные стороны рассмотрения системных процессов; 2) способности организмов достигать необходимые для своего выживания результаты – определенные соотношения со средой в качестве критерия эволюционного отбора. При этом индивидуальный опыт отражает филогенетическую историю выживания вида и онтогенетическое развитие индивида и состоит из набора функциональных систем, которые являются элементами субъективного мира, и 3) того, что поведенческий акт формируется в процессе системогенеза – образования новой функциональной системы [Швырков, 1985, 1987, 1995] (см. также гл. 14, 15). Как же с позиций этого подхода выглядят межвидовые различия поведения и психики и как использовать уже имеющиеся знания о системной структуре индивидуального опыта животных в исследованиях человека? Современный срез эволюционирующей биосферы представлен животными разных видов и разного филогенетического уровня. Они имеют не только разную анатомию, но и разный репертуар актов поведения. В одной и той же среде разные виды выделяют совершенно разное в зависимости от их поведенческих возможностей и экологии [Uexkull, 1957; Гибсон, 1988; Матурана, 1995; Reed, 1995]. Развитие нервной системы привело к более дробному, более дифференцированному соотношению организма со средой [Uexkull, 1957; Швырков, 1978; Александров, 1989; Матурана, 1995], а следовательно, и более сложной структуре индивидуального опыта. Судить об этой структуре можно на основании изучения активности специализированных относительно элементов опыта нейронов. Представления о том, что поведенческие возможности определяются разнообразием наборов специализированных нейронов [Швырков, 1985; Крушинский, 1986; Edelman, 1987], уже получили экспериментальное подтверждение (см. гл. 14, 15). Была установлена системоспецифичность нейронов, т.е. принадлежность каждого нейрона только одной системе. Именно эти разработки сделали метод исследования импульсной активности нейронов в поведении объективным методом изучения структуры индивидуального опыта, его формирования и реализации. Поскольку использование данных, полученных в рамках структурно-функциональной парадигмы, для формулировки заключений о системной специализации нейронов затруднено (см. в [Александров, 1989]), экспериментальное решение задач системной психофизиологии возможно путем выяснения типов и количества поведенчески специализированных нейронов разных типов (паттерны специализации нейронов), вовлеченных в обеспечение поведения, и анализа динамики импульсной активности этих нейронов на последовательных этапах поведения (в разных актах). Сравнительное же системно-психофизиологическое исследование заключается в сопоставлении подобных показателей у индивидов, принадлежащих к разным видам. Сравнительные исследования системной организации активности мозга в поведении направлены на выяснение особенностей структуры и особенностей формирования индивидуального опыта у животных разных видов. Они должны дать ответ также и на вопрос о наиболее общих закономерностях системной организации активности мозга и поведения, инвариантных у животных с разным строением нервной системы. Выявление общих и видоспецифичных характеристик формирования и реализации индивидуального опыта явится основой для развития системно-эволюционных представлений о мозге, поведении и психике. В частности, оно будет способствовать установлению тех особенностей системной организации мозговой активности, которые отличают человека от животных. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют как о сходных, так и о различных характеристиках системной организации индивидуального опыта человека и животных. Как и у животных, у людей зарегистрирована активность нейронов, связанная с определенными актами, а также обнаружена зависимость этой активности от цели поведения [Раева, 1977]. В то же время описанные у разных животных нейроны «лиц» [Baylis et al., 1985; Perrett et al., 1982; Kendrick, Baldwin, 1987; Heit et al., 1988 и др.], могут быть отнесены к системам актов «социального» поведения, изучение которого на нейрональном уровне у животных также уже начато [Oomura et al., 1983; Швыркова, 1990, и др.]. Что касается специфики человека, у него были обнаружены нейроны «слов», т.е. клетки, избирательно активирующиеся при предъявлении определенного слова [Heit et al., 1988; Creutzfeldt et al., 1989 и др.]. Этот факт позволяет предположить существование «добавки» к опыту животных, в виде специфически человеческого опыта – знаний [Швырков, 1995]. Последнее может изучаться путем сопоставления активности мозга «с индивидуальной историей воспитания, обучения и обстоятельств жизни конкретного человека» [Швырков, 1995]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 8. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 18. 9. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека//Вестник РГНФ. 1996. № 3. С. 11. 10. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. T.I–5 М.: Мир. 1986. 11. Александров И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала //Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 1985. С. 195. 12. Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение //Психология сегодня. М.: Инфра-М. 1997. 13. Александров Ю.И. Отражение интенсивности электрокожного раздражения в ответах корковых нейронов //Материалы 22–23-й итоговой сессии СНО/М.: МЗ СССР. 1971. С. 21. 14. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989. 208 с. 15. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем //Психол. журн. 1995. Т.16. №.1. С. 26. 16. Александров Ю.И. Психология + физиология психофизиология // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. 1997. М.: Ин-т психологии РАН. Т.2. С. 180. 17. Александров Ю.И., Александров И.О. Активность нейронов зрительной и моторной областей коры мозга при осуществлении поведенческого акта с открытыми и закрытыми глазами //Журн. высш. нервн. деят. 1980.Т.31. №6. С. 1179. 18. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринченко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта//Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т.47. № 2. С. 19. 19. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языка //Психол. журн. 1997а.Т.18.№.С. 133. 20. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 269. с 21. Альдерсонс А.А. Механизмы электродермальных реакций. Рига: Зинатне, 1985. 129с. 22. Анохин К. В. Обучение и память в молекулярно-генетической перспективе //Двенадцатые сеченовские чтения, 1996. М.: Диалог–МГУ, С. 23. 23. Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М.: Медгиз, 1945. 24. Анохин П.К. Сновидения и наука. М.: Моск. большевик, 1945. 39 с. 25. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина,1968. 557 с. 26. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 27. Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности //Избр. труды. (Философские аспекты теории функциональной системы). М.; Наука,1978. С. 338. 28. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 304 с. 29. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 30. Анохин П.К. Из тетрадей П.К.Анохина//Психол. журн. 1980. T.I. № 4. С.185. 31. Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. 32. Артеменко О.И., Кудрякова Т.А., Лебедев А.Н., Маркина А.В. Психофизиологические показатели способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России //Школа и мир культуры этносов. Ученые записки Института национальных проблем образования. Вып.2. М.: Ин-т нац. пробл. обр. 1995. С. 86. 33. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности //Вопр. психологии, 1986. № 1. С. 28. 34. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1983. 142 С. 35. Балабан П.М., Максимова О.А., Браворенко Н.И. Пластические формы поведения виноградной улитки и их нейронные механизмы // Журн. высш. нервн. деят. 1999. Т.42. № 6. С. 1208. 36. Барабанщиков В.А., Милад М.М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. М.: Ин-т психологии РАН. М.: 1994. 88 с. 37. Батуев А.С. Обратная связь в системе управления движением //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М. Наука, 1978. С. 195. 38. Батуев А.С. Закономерности эволюции интегративной деятельности мозга млекопитающих //Эволюционная физиология. 4.1. Л.: Наука, 1979. С. 146. 39. Батуев А.С., Куликов Г.Л. Введение в физиологию сенсорных систем. М.: Выс. школа, 1983. 247 с. 40. Безденежных Б.Н. Образ и внимание: психофизиологическое изучение двух аспектов деятельности с позиций системно-эволюционного подхода //Труды Института психологии РАН. М.: Ин-т психологии РАН. М.: 1995. Т. 1.С. 186. 41. Безденежных Б.Н., Пашина А.Х. Структура ЭЭГ-активности при печатании предложения на пишущей машинке //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 185. 42. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина. 1980. 311с. 43. Белоус В.В. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. ПГПИ: – Пермь, 1981 44. Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях //Вопросы психологии. 1983. №.1. С. 23. 45. Беритов (Бериташвили) И.С. Структура и функции коры большого мозга. М.: Наука. 1969. 531 с. 46. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. 1947. 255 с. 47. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности М.: Медицина. 1966. 349 с. 48. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 49. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Л.: Наука,1971.118 с. 50. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. - 208 с. 51. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход //Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39. 52. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. М.: 1986. С. 136. 53. Блок В. Уровни бодрствования и внимание //Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1970. С. 97. 54. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир.1988.246 с. 55. Бовин Б.Г. Нейрофизиологическая модель многоальтернативного выбора //Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука,1985. С. 55. 56. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности //Вопросы психологии. 1977а. № 5. С. 129. 57. Бодунов М.В. О связи интегральных ЭЭГ-параметров с формально-динамическими проявлениями активности //Физиология человека. 19776. № 3. С. 3 94. 58. Бодунов М.В., Романова Е.С. Факторная структура пересмотренной версии Темпераментального опросника Стреляу: на примере русской и немецкой популяции //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 56. 59. Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта//Психологический журнал. 1996. Т.17. №4. С. 87. 60. Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина. 1964. 440 с. 61. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностр. лит-ра, 1961. 62. Борбели А. Тайна сна. М.: Знание. 1989. 191 с. 63. Бринк Ф. мл. Возбуждение и его проведение по нейрону //Экспериментальная психология. T.I. М.:Иностр. лит-ра, 1960. С. 93. 64. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. 65. Брушлинский А. В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука,1990. С. 97. 66. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН. М.: 1994. 67. Бурлакова Е.Б. Роль липидов синаптических мембран в передаче и хранении информации //Исследование памяти. М.: Наука, 1990. С. 146. 68. Василевский Н.Н. Саморегуляция функций и состояний. Л.: Наука, 1982. 157с. 69. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций //Психол. журн. 1992. Т. 13. №.6. С. 80. 70. Вейн A.M., Яхно Н.Н., Ротенберг В.С..Власов Н.А.,Сумский Л.И. Сон //Успехи физиол.наук. 1971. Т.2. № 4. С. 24 71. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ. 1982. 72. Вертгеймер М. О гештальттеории //Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. С. 84. 73. Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой/ ПГПИ, Пермь, 1976. 74. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. T.I. С. 78. 75. Гаврилов В. В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 33. 76. Гартли Д. Размышления о человеке, его долге и упованиях //Английские материалисты 18-го века. М.:АПН СССР. 1967. С. 193. 77. Гарфильд П. Управление сновидениями. М.: Беловодье. 1994. 185 с. 78. Геллерштейн С. Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии //Проблемы инженерной психологии. T.I.М.: Наука,1968. С. 156. 79. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга //Докл. Акад. наук. 1992. Т.324. №.6. С. 1327. 80. Гершуни Г.В. Реакции на неосознаваемые раздражения при нарушениях деятельности органов чувств //Современные тенденции в нейрофизиологии. Л.: Наука, 1977. С. 68. 81. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс. 1988. 82. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ. 1988. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. 245 с. 83. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: Ин-т психологии РАН. 1996. 160 с. 84. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М.: Педагогика. 1980. 85. Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989. 86. Гольдбурт С.Н., Макаров П.О. Измерение времени реакции на появление кратких сенсорных (слуховых) стимулов с целью измерения длительности ощущения //Докл. АН СССР. 1971. Т. 198. В.5. С. 1237. 87. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: Наука,1982. 88. Горкин А.Г. Поведенческая специализация нейронов коры на разных этапах обучения //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,1987. С. 73. 89. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Стабильность поведенческой специализации нейронов //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. № 2. С. 291. 90. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Различия в активности нейронов лимбической коры кроликов при разных стратегиях обучения //Журн. высш.нервн.деят. 1995. Т.45. Вып.1. С. 90. 91. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические исследования памяти //М.: Наука, 1979. 166 с. 92. Греченко Т.Н., Соколов Е.Н. Нейрофизиология памяти и обучения // Руководство по физиологии (Механизмы памяти). Л.: Наука, 1986. 132с. 93. Гриндель О.М. Межцентральные отношения в коре большого мозга по показателям когерентности ЭЭГ при восстановлении сознания и речи после длительной комы //Журн. высш. нервн. деят. 1985. Т.35. №.2. С. 60. 94. Гринченко Ю.В. Нейрофизиологические механизмы смены отдельных актов в сложном поведении //Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979. С. 19. 95. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 С. 96. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Концепция схемы тела и моторный контроль //Интеллектуальные процессы и их моделирование. Организация движений. М.: Наука, 1991. С. 59. 97. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Лебедев М.А. Концепция схемы тела и моторный контроль. Схема тела в управлении позными автоматизмами //Интеллектуальные процессы и их моделирование. Пространственно-временная организация. М.: Наука, 1991. С. 24. 98. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Система внутреннего представления и управление движениями //Вестник РАН. 1995. Т.65. №.1. С. 29. 99. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина. 1969. 100. Данилова Н.Н. Реакция десинхронизации спайковой активности нейронов таламуса и закономерности ее угасания //Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса.М.: МГУ. 1970. 257 с. 101. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.:МГУ. 1985.287с. 102. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103. 103. Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психол. журн. 1994.Т.15. №6. С. 28. 104. Добронравова И.С. Динамика полушарных соотношений когерентности ЭЭГ человека в условиях комы и пограничных с ней форм нарушения сознания //Журн.высш.нерв.деят. 1992. Т.43. №.2. С. 286. 105. Дришъ Г. Витализмъ. Его история и система. М.: Наука, 1915. 106. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН. 1993. 107. Дудел Дж. и др. Физиология человека. Т. 2. Физиология сенсорных систем. М.: Мир. 1985. 238 с. 108. Думенко В.Н. Современные представления об электроэнцефалограмме //Успехи физиол.наук. 1979. Т.10. С. 71. 109. Дюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир. 1981. 479 с. 110. Егоров А.С., Загрядский В.П. Псхофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973. -131 с. 111. Егорова И.С. Электроэнцефалография. М.: Медицина. 1973. 294 с. 112. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука,1977. 288 с. 113. Завалишина Д.Н., Барабанщиков В.А. Детерминация и развитие психики //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука,1990. С. 3. 114. Зайченко М.И., Михайлова Н.Г., Райгородский Ю.В. Реакции нейронов эмоциональных зон гипоталамуса при эмоциональных воздействиях разного знака //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т.45. № 2. С. 367. 115. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука,1968.114 с. 116. Захаров И.С. Оборонительное поведение виноградной улитки //Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т.42. № 6. С. 1156. 117. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ. 1986. 118. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. Тривола. 1994. 119. Зухарь А.В., Михайлова Н.Г., Ермакова И.В., Лосева Е.В. Значение качества и вероятности подкрепления у животных с трансплантацией различных структур эмбриональной ткани //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. №.4. С. 779. 120. Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.: Медицина. 1976. 264 с. 121. Иваницкий A.M. Сознание и рефлекс //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. №6. С. 1058. 122. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний //Журн.высш.нерв.деят. 1997. Т.47. № 2. С. 209. 123. Иваницкий A.M., Ильюченок И.Р. Картирование биопотенциалов мозга при решении вербальной задачи //Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т.42. № 4. С. 625. 124. Иваницкий A.M., Матвеева Л.В. Взаимоотношения между параметрами вызванного потенциала и структурой сенсорно-перцептивного процесса //Физиология человека, 1976. Т.2. С. 386. 125. Иваницкий A.M., Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. Исследование динамики внутрикоркового взаимодействия в процессе мыслительной деятельности //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. № 2. С. 230. 126. Иваницкий A.M., Стрелец В. Б. Вызванный потенциал и психофизические характеристики восприятия //Журн. высш. нервн. деят. 1976. Т.24. № 4. С. 793. 127. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б. Функциональные связи различных отделов коры больших полушарий при восприятии внешнего раздражителя //Журн. высш. нервн. деят. 1979. Т.29. № 5. С. 1071. 128. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. 200 с. 129. Иванова М.П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. М.: Наука,1991. 130. Илюхина В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека. Л.: Наука, 1977. 180 с. 131. Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.: Наука,1988. 132. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности //Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 133. 133. Кануников И.Е. Условная негативная волна (С № V) как электрофизиологический показатель психической деятельности. Сообщение 1: Феноменология CNV. Сообщение 2: Психофизиологическая значимость и нейрогенез CNV //Физиология человека. 1980. Т.6. №. 3. С.505. 134. Кейдель В. Физиология органов чувств. М.: Медицина. 1975. 216 с. 135. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М. Мир. 1994. 136. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности/КГУ, Казань, 1969. 278 с. 137. Ковальзон В.М. Парадоксы парадоксального сна//Природа. 1982. №.8. С. 74 138. Коган А.Б. Электрофизиология. М.: Выс. школа, 1969. 365 с. 139. Коган А.Б. Электрические проявления деятельности коры головного мозга //Частная физиология нервной системы. Л.: Наука, 1983. С.605. 140. Когхилл Дж.Э. Анатомия и проблема поведения. Эмбриология против рефлексологии. М.–Л.: Гос. изд-во биол. и мед. лит-ры. 1934. 141. Конев А.Д., Синицын Е.С., Ким В.В. Информационная теория эмоций в эвристическом обучении //Журн. высш. нервн. деят. 1987. Т.37. № 5. С. 875. 142. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М.: Мир. 1970. 412 с. 143. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации производительности труда. М.: Экономика. 1979. 175 с. 144. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина. 1977. 247 с. 145. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 170 с. 146. Костандов Э.А. Зависимость неосознаваемого восприятия от доминирующей мотивации и эмоции //Вестник Санкт-Петербурского университета. 1994. Сер. 3. Биология. № 2. С. 103. 147. Костюк П.Г., Дорошенко П.А., Мартынюк А.Е. Исследование метаболической зависимости активности кальциевых каналов соматической мембраны нервной клетки //Биологические мембраны. 1984. T.I. №.1.С. 18. 148. Костюк П.Г.,Крышталь О.А. Механизмы электрической возбудимости нервной клетки. М.: Наука, 1981. 207 с. 149. Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления.Таллин: Валгус. 1985. 150. Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. М.: Наука, 1989. 240 с. 151. Коуэн У. Развитие мозга //Мозг. М.: Мир. 1982. С. 113. 152. Крепс Е.М., Ашмарин И.П. Липиды мембраны как информационные молекулы//Нейрохимия. 1982. T.I. № 1. С. 11. 153. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы обучения и памяти. М.: Наука,1981. 211 с. 154. Кругликов Р.И. Условный рефлекс как инструмент исследования роли и механизмов участия головного мозга в построении поведения // Физиол. журн. им. И.М.Сеченова. 1993. Т. 79. № 5. С. 47. 155. Кругликов Р. И. Взаимодействие нейрохимических систем мозга в процессах обучения и памяти //Успехи физиол. наук. 1994. Т.25. № 3. С. 61. 156. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ. 1977; 1986.272с. 157. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1975. 158. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М.: Мир, 1980, 598 с. 159. Кэндел Э.З., Хокинс Р.Д. Биологические основы обучения и индивидуальности. //В мире науки. 1992. № 11–12. С. 43. 160. Латаш Л. П. Уменьшение времени дельта-сна при нервнопсихических заболеваниях. (К вопросу о психической функции сна) //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд-во. АН СССР. 1985. С. 113. 161. Лебедев А.Н. Математическая модель восприятия и запоминания зрительной информации человеком //Нейрофизиологические механизмы поведения. М.: Наука,1982. С. 381. 162. Лебедев А.Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи //Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука,1985. С. 26. 163. Лебедев А.Н. Симпозиум памяти Э.Г. Вебера //Журн. высш. нерв. деят. 1995. Т. 45. Вып. 5. С. 1068. 164. Лебедев А.Н., Кондратьева О.Ж., Ренгевич Т.А. Скорость поиска сигналов в поле зрения человека и в его кратковременной памяти // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Ин-т психологии РАН. 1985. С. 214. 165. Лебедев А.Н., Нилова Л.Я. Михаил Николаевич Ливанов. М.: Наука, 1983. 62 с. 166. Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования //Вопросы психол. 1980. № 4. С. 50. 167. Левин К. Топология и теория поля: Хрестоматия по истории психологии. М. МГУ. 1980. С. 122. 168. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ. 1994.200с. 169. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 303с. 170. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ. 1981. 583 с. 171. Леттвин Дж., Матурана У., Мак-Калок У., Питтс У. Что сообщает глаз лягушки мозгу лягушки? //Электроника и кибернетика в биологии и медицине. М. 1963. С. 211. (цит. по: Швырков 1978) 172. Летвин Дж., Матурана X., Питс У., Мак-Каллох У. Два замечания по поводу зрительной системы лягушки //Теория связи в сенсорных системах. М.: Мир. 1964. С. 416. 173. Лешли К.С. Мозг и интеллект. М.: Огиз-Соцэкгиз. 1933. 222 с. 174. Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972. 181с. 175. Ливанов М.Н. Избранные труды. М.: Наука, 1989. 400 с. 176. Ливанов М.Н., Хризман Т.П. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга человека //Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика. 1978. С. 206. 177. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.444 с. 178. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 10. 179. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ.1973., М.: Наука, 1975. 374с. 180. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта //Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ. 1984. С. 228. 181. Майзель Н.И., Небылицин В.Д., Теплов Б.М. Психологические вопросы отбора//Инженерная психология. М.: МГУ. 1964. С. 381. 182. Максимова Н.Е. Мозговые потенциалы человека как корреляты системных процессов целостного поведенческого акта //Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982. С. 154. 183. Максимова Н.Е., Александров И.О. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведения //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,1987. С. 44. 184. Максимова О.А., Балабан П.М. Нейронные механизмы пластичности поведения. М.: Наука, 1983. 126 с. 185. Маликова А.К., Мац В.Н. Спектрально-корреляционные характеристики электрической активности мозга кролика при жажде //Журн. высш. нервн. деят. 1991. Т.41. С. 348. 186. Маркина А.В., Мальцева И.В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти //Психологический журнал. 1995.Т.16.№2.С. 128. 187. Матурана У. Биология познания //Язык и интеллект. М.: Прогресс. 1996. С. 95. 188. Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга – элементарный модуль и распределенная система //Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. Кортикальная организация и селекция групп в теории высших функций головного мозга. М.: Мир. 1981. С. 15. 189. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности /ПГПИ, Пермь, 1977. 190. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности /ПГПИ, Пермь, 1978. 191. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986. 256 с. 192. Методы и критерии оценки функционального комфорта 1978. 193. Методы исследования в психофизиологии. Изд-во С. -Пб. ун-та. 1994. 194. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир. 1973. 647 с. 195. Михайлова Е.С., Давыдов Д.В., Моргункова А. Н. Межполушарная асимметрия зрительных вызванных потенцалов при опознании эмоциональной лицевой экспрессии //Физиол. человека. 1996. Т. 22. №. 5. С. 92. 196. Моисеева Н.И. Формирование цикла сон-бодрствование как эволюция биологической регуляции //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд-во АН СССР. 1985. С. 5. 197. Мордвинов Е.Ф. Электрофизиологический анализ отсроченного поведения. Л.: Наука, 1982. 184 с. 198. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд //Психол. журн. 1995. Т. 16. №. 2. С. 3. 199. Мухаметов Л.М. Сравнительно-физиологическое исследование сна морских млекопитающих //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд. АН СССР. 1985. С. 59. 200. Мышкин И.Ю., Майоров В.В. Корреляционная размерность и ее связь с объемом кратковременной памяти //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 62. 201. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: МГУ. 1997. 559 с. 202. Наатанен Р., Алхо К., Паавилайнен П., Рейникайнен К., Самс М. Связанные с событиями слуховые потенциалы при различении стимула //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 105. 203. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ. 1976. 105 с. 204. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс. 1981. 205. Нарбутович И.О., Подкопает Н.А. Условный рефлекс как ассоциация //Тр. физиол. лабор. И. П. Павлова. 1936. Т.4. вып.2. 206. Наута У., Фейртаг М. Организация мозга //Мозг. М.: Мир. 1982. С. 83. 207. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с. 208. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1990. 209. Николаев А.Р., Анохин А.П., Иваницкий Г.А. и др. Спектральные перестройки ЭЭГ и организация корковых связей при пространственном и вербальном мышлении //Журн.высш.нерв.деят. 1996. Т. 46. № 5.С. 831. 210. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М.: Просвещение. 1966. 319 с. 211. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга. //Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика. 1978. С. 155. 212. Окс Дж. Основы нейрофизиологии. М.: Мир. 1974. 213. Ольшанникова А.Е., Рабинович, Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности //Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 65. 214. Павлов И.П. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР. 1949. 215. Павлов И.П. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных //Полное собрание сочинений. T.III. Кн. первая. М.–Л.: Изд-во АН СССР. 1951. 236 с. 216. Павлова И.В. Импульсация отдельных нейронов коры головного мозга кролика при естественной пищевой мотивации //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. №. 6. С. 1202. 217. Павлова И.В., Волков И.В., Мац В.Н. Влияние стимуляции медиального гипоталамуса на взаимодействие нейронов неокортекса кроликов //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т.45. № 2. С. 335. 218. Павлова И.В., Мац В.Н. Функциональная асимметрия латерального гипоталамуса кролика при пищевой мотивации //Журн. высш. нервн. деят. 1996. Т. 46. №. 4. С. 740. 219. Павлыгина Р.А., Любимова Ю.В. Спектральные характеристики электрической активности мозга кролика при состоянии голода //Журн. высш. нервн. деят. 1994. Т. 44. № 1. С. 57. 220. Пайяр Ж. Применение физиологических показателей в психологии // Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1970. С. 9. 221. Пашина А.Х., Швырков В.Б. О сокращении времени реакции при обучении //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука,1978. С. 347. 222. Пейсмекерный потенциал нейрона. Тбилиси: Мецниереба.1975. 215 с. 223. Пиаже Ж. Теория Пиаже //История зарубежной психологии. М.: МГУ. 1986. 224. Пигарева З.Д. Развитие нейронов мозга млекопитающих в аспекте их функционально обусловленной биохимической гетерогенности // Нейронные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1979. С.227. 225. Пигарева М.Л. Экспериментальная нейропсихология эмоций. Дисс. док. биол. наук. М.: Инст. высш. нервн. деят. нейрофизиол. 1983. 226. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Наука, 1982. 264 с. 227. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 228. Прайор К. Несущие ветер. М.: Мир. 1981. 304 с. 229. Практикум по основам физиологии труда. М.: МГУ. 1988. 132 с. 230. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 231. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972. Т. 7. 232. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1974. Т. 8. 233. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. Т. 9. 234. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1981. Т. 10. 235. Проблемы системного исследования состояния напряженности человека//Сер. 32. Эргономика. М.: Труды ВНИИТЭ. 1986. 110 с. 236. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. 231 с. 237. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: Свердл. Госпединститут. 1985. 238. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердл, госпединститут. Свердловск.1986. 239. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.221с. 240. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980 241. Рабинович М.Я. Замыкательная функция мозга. М.: Медицина. 1975. 248 с. 242. Раева С. Н. Микроэлектродные исследования активности нейронов головного мозга человека. М.: Наука,1977.208 с. 243. Рибо Т. Психология чувств. С. Пб. Изд-во Ф. Павленкова. 1898. 244. Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии / ЯГУ. Ярославль. 1977. 245. Рожанский Н.А. Материалы к физиологии сна. М.: Медгиз.1954. 127 с. 246. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.М.: Педагогика. 1988. 247. Ротенберг B.C. Сновидения //БМЭ. 1984. Т. 23. С. 1372 248. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с. 249. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. М.: Мир. 1995. 250. Рубахин В.Ф. Психологические основы переработки первичной информации. Л.: Наука, 1974. 296 с. 251. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз. 1946. 252. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. 253. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М. Педагогика. Т.II. 1989. 254. Руденко Л.П., Дьякова С. Д. Связь типологической принадлежности собак с особенностями их поведения при вариациях между вероятностью и ценностью подкрепления //Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т.43. № 3. С. 530. 255. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с. 256. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. 1989. T.I 0. С. 10. 257. Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990а. С. 165. 258. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М.: Ин-т психологии АН СССР. 19906. 259. Русалов В.М., Бодунов М.В. О факторной структуре интегральных элект-роэнцефалографических параметров человека //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности М.: Наука,1980.С. 94. 260. Русинов B.C., Доминанта. Электрофизиологические исследования. М.: Медицина. 1969. 231 с. 261. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.: Наука, 1979. 262. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М.: Мир, 1986, 404с. 263. Салганик Р.И., Шумская И.А., Томсонс В.П. Вероят
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.6 (0.012 с.) |