Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный метод в системной психофизиологии

Поиск

Системная психофизиология, основы которой были заложены трудами В.Б. Швыркова и его коллег, основана на признании: 1) единой психофизиологической реальности, в которой психологическое и физиологическое – лишь разные стороны рассмотрения системных процессов; 2) способности организмов достигать необходимые для своего выживания результаты – определенные соотношения со средой в качестве критерия эволюционного отбора. При этом индивидуальный опыт отражает филогенетическую историю выживания вида и онтогенетическое развитие индивида и состоит из набора функциональных систем, которые являются элементами субъективного мира, и 3) того, что поведенческий акт формируется в процессе системогенеза – образования новой функциональной системы [Швырков, 1985, 1987, 1995] (см. также гл. 14, 15). Как же с позиций этого подхода выглядят межвидовые различия поведения и психики и как использовать уже имеющиеся знания о системной структуре индивидуального опыта животных в исследованиях человека?

Современный срез эволюционирующей биосферы представлен животными разных видов и разного филогенетического уровня. Они имеют не только разную анатомию, но и разный репертуар актов поведения. В одной и той же среде разные виды выделяют совершенно разное в зависимости от их поведенческих возможностей и экологии [Uexkull, 1957; Гибсон, 1988; Матурана, 1995; Reed, 1995]. Развитие нервной системы привело к более дробному, более дифференцированному соотношению организма со средой [Uexkull, 1957; Швырков, 1978; Александров, 1989; Матурана, 1995], а следовательно, и более сложной структуре индивидуального опыта. Судить об этой структуре можно на основании изучения активности специализированных относительно элементов опыта нейронов.

Представления о том, что поведенческие возможности определяются разнообразием наборов специализированных нейронов [Швырков, 1985; Крушинский, 1986; Edelman, 1987], уже получили экспериментальное подтверждение (см. гл. 14, 15). Была установлена системоспецифичность нейронов, т.е. принадлежность каждого нейрона только одной системе. Именно эти разработки сделали метод исследования импульсной активности нейронов в поведении объективным методом изучения структуры индивидуального опыта, его формирования и реализации.

Поскольку использование данных, полученных в рамках структурно-функциональной парадигмы, для формулировки заключений о системной специализации нейронов затруднено (см. в [Александров, 1989]), экспериментальное решение задач системной психофизиологии возможно путем выяснения типов и количества поведенчески специализированных нейронов разных типов (паттерны специализации нейронов), вовлеченных в обеспечение поведения, и анализа динамики импульсной активности этих нейронов на последовательных этапах поведения (в разных актах). Сравнительное же системно-психофизиологическое исследование заключается в сопоставлении подобных показателей у индивидов, принадлежащих к разным видам.

Сравнительные исследования системной организации активности мозга в поведении направлены на выяснение особенностей структуры и особенностей формирования индивидуального опыта у животных разных видов. Они должны дать ответ также и на вопрос о наиболее общих закономерностях системной организации активности мозга и поведения, инвариантных у животных с разным строением нервной системы. Выявление общих и видоспецифичных характеристик формирования и реализации индивидуального опыта явится основой для развития системно-эволюционных представлений о мозге, поведении и психике. В частности, оно будет способствовать установлению тех особенностей системной организации мозговой активности, которые отличают человека от животных.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют как о сходных, так и о различных характеристиках системной организации индивидуального опыта человека и животных. Как и у животных, у людей зарегистрирована активность нейронов, связанная с определенными актами, а также обнаружена зависимость этой активности от цели поведения [Раева, 1977]. В то же время описанные у разных животных нейроны «лиц» [Baylis et al., 1985; Perrett et al., 1982; Kendrick, Baldwin, 1987; Heit et al., 1988 и др.], могут быть отнесены к системам актов «социального» поведения, изучение которого на нейрональном уровне у животных также уже начато [Oomura et al., 1983; Швыркова, 1990, и др.].

Что касается специфики человека, у него были обнаружены нейроны «слов», т.е. клетки, избирательно активирующиеся при предъявлении определенного слова [Heit et al., 1988; Creutzfeldt et al., 1989 и др.]. Этот факт позволяет предположить существование «добавки» к опыту животных, в виде специфически человеческого опыта – знаний [Швырков, 1995]. Последнее может изучаться путем сопоставления активности мозга «с индивидуальной историей воспитания, обучения и обстоятельств жизни конкретного человека» [Швырков, 1995].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

8. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 18.

9. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека//Вестник РГНФ. 1996. № 3. С. 11.

10. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. T.I–5 М.: Мир. 1986.

11. Александров И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала //Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 1985. С. 195.

12. Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение //Психология сегодня. М.: Инфра-М. 1997.

13. Александров Ю.И. Отражение интенсивности электрокожного раздражения в ответах корковых нейронов //Материалы 22–23-й итоговой сессии СНО/М.: МЗ СССР. 1971. С. 21.

14. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989. 208 с.

15. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем //Психол. журн. 1995. Т.16. №.1. С. 26.

16. Александров Ю.И. Психология + физиология психофизиология // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. 1997. М.: Ин-т психологии РАН. Т.2. С. 180.

17. Александров Ю.И., Александров И.О. Активность нейронов зрительной и моторной областей коры мозга при осуществлении поведенческого акта с открытыми и закрытыми глазами //Журн. высш. нервн. деят. 1980.Т.31. №6. С. 1179.

18. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринченко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта//Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т.47. № 2. С. 19.

19. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языка //Психол. журн. 1997а.Т.18.№.С. 133.

20. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 269. с

21. Альдерсонс А.А. Механизмы электродермальных реакций. Рига: Зинатне, 1985. 129с.

22. Анохин К. В. Обучение и память в молекулярно-генетической перспективе //Двенадцатые сеченовские чтения, 1996. М.: Диалог–МГУ, С. 23.

23. Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М.: Медгиз, 1945.

24. Анохин П.К. Сновидения и наука. М.: Моск. большевик, 1945. 39 с.

25. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина,1968. 557 с.

26. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

27. Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности //Избр. труды. (Философские аспекты теории функциональной системы). М.; Наука,1978. С. 338.

28. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 304 с.

29. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

30. Анохин П.К. Из тетрадей П.К.Анохина//Психол. журн. 1980. T.I. № 4. С.185.

31. Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз, 1937.

32. Артеменко О.И., Кудрякова Т.А., Лебедев А.Н., Маркина А.В. Психофизиологические показатели способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России //Школа и мир культуры этносов. Ученые записки Института национальных проблем образования. Вып.2. М.: Ин-т нац. пробл. обр. 1995. С. 86.

33. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности //Вопр. психологии, 1986. № 1. С. 28.

34. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1983. 142 С.

35. Балабан П.М., Максимова О.А., Браворенко Н.И. Пластические формы поведения виноградной улитки и их нейронные механизмы // Журн. высш. нервн. деят. 1999. Т.42. № 6. С. 1208.

36. Барабанщиков В.А., Милад М.М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. М.: Ин-т психологии РАН. М.: 1994. 88 с.

37. Батуев А.С. Обратная связь в системе управления движением //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М. Наука, 1978. С. 195.

38. Батуев А.С. Закономерности эволюции интегративной деятельности мозга млекопитающих //Эволюционная физиология. 4.1. Л.: Наука, 1979. С. 146.

39. Батуев А.С., Куликов Г.Л. Введение в физиологию сенсорных систем. М.: Выс. школа, 1983. 247 с.

40. Безденежных Б.Н. Образ и внимание: психофизиологическое изучение двух аспектов деятельности с позиций системно-эволюционного подхода //Труды Института психологии РАН. М.: Ин-т психологии РАН. М.: 1995. Т. 1.С. 186.

41. Безденежных Б.Н., Пашина А.Х. Структура ЭЭГ-активности при печатании предложения на пишущей машинке //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 185.

42. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина. 1980. 311с.

43. Белоус В.В. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. ПГПИ: – Пермь, 1981

44. Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях //Вопросы психологии. 1983. №.1. С. 23.

45. Беритов (Бериташвили) И.С. Структура и функции коры большого мозга. М.: Наука. 1969. 531 с.

46. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. 1947. 255 с.

47. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности М.: Медицина. 1966. 349 с.

48. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.

49. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Л.: Наука,1971.118 с.

50. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. - 208 с.

51. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход //Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39.

52. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. М.: 1986. С. 136.

53. Блок В. Уровни бодрствования и внимание //Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1970. С. 97.

54. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир.1988.246 с.

55. Бовин Б.Г. Нейрофизиологическая модель многоальтернативного выбора //Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука,1985. С. 55.

56. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности //Вопросы психологии. 1977а. № 5. С. 129.

57. Бодунов М.В. О связи интегральных ЭЭГ-параметров с формально-динамическими проявлениями активности //Физиология человека. 19776. № 3. С. 3 94.

58. Бодунов М.В., Романова Е.С. Факторная структура пересмотренной версии Темпераментального опросника Стреляу: на примере русской и немецкой популяции //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 56.

59. Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта//Психологический журнал. 1996. Т.17. №4. С. 87.

60. Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина. 1964. 440 с.

61. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностр. лит-ра, 1961.

62. Борбели А. Тайна сна. М.: Знание. 1989. 191 с.

63. Бринк Ф. мл. Возбуждение и его проведение по нейрону //Экспериментальная психология. T.I. М.:Иностр. лит-ра, 1960. С. 93.

64. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977.

65. Брушлинский А. В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука,1990. С. 97.

66. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН. М.: 1994.

67. Бурлакова Е.Б. Роль липидов синаптических мембран в передаче и хранении информации //Исследование памяти. М.: Наука, 1990. С. 146.

68. Василевский Н.Н. Саморегуляция функций и состояний. Л.: Наука, 1982. 157с.

69. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций //Психол. журн. 1992. Т. 13. №.6. С. 80.

70. Вейн A.M., Яхно Н.Н., Ротенберг В.С..Власов Н.А.,Сумский Л.И. Сон //Успехи физиол.наук. 1971. Т.2. № 4. С. 24

71. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ. 1982.

72. Вертгеймер М. О гештальттеории //Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. С. 84.

73. Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой/ ПГПИ, Пермь, 1976.

74. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. T.I. С. 78.

75. Гаврилов В. В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 33.

76. Гартли Д. Размышления о человеке, его долге и упованиях //Английские материалисты 18-го века. М.:АПН СССР. 1967. С. 193.

77. Гарфильд П. Управление сновидениями. М.: Беловодье. 1994. 185 с.

78. Геллерштейн С. Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии //Проблемы инженерной психологии. T.I.М.: Наука,1968. С. 156.

79. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга //Докл. Акад. наук. 1992. Т.324. №.6. С. 1327.

80. Гершуни Г.В. Реакции на неосознаваемые раздражения при нарушениях деятельности органов чувств //Современные тенденции в нейрофизиологии. Л.: Наука, 1977. С. 68.

81. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс. 1988.

82. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ. 1988. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. 245 с.

83. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: Ин-т психологии РАН. 1996. 160 с.

84. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М.: Педагогика. 1980.

85. Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.

86. Гольдбурт С.Н., Макаров П.О. Измерение времени реакции на появление кратких сенсорных (слуховых) стимулов с целью измерения длительности ощущения //Докл. АН СССР. 1971. Т. 198. В.5. С. 1237.

87. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: Наука,1982.

88. Горкин А.Г. Поведенческая специализация нейронов коры на разных этапах обучения //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,1987. С. 73.

89. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Стабильность поведенческой специализации нейронов //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. № 2. С. 291.

90. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Различия в активности нейронов лимбической коры кроликов при разных стратегиях обучения //Журн. высш.нервн.деят. 1995. Т.45. Вып.1. С. 90.

91. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические исследования памяти //М.: Наука, 1979. 166 с.

92. Греченко Т.Н., Соколов Е.Н. Нейрофизиология памяти и обучения // Руководство по физиологии (Механизмы памяти). Л.: Наука, 1986. 132с.

93. Гриндель О.М. Межцентральные отношения в коре большого мозга по показателям когерентности ЭЭГ при восстановлении сознания и речи после длительной комы //Журн. высш. нервн. деят. 1985. Т.35. №.2. С. 60.

94. Гринченко Ю.В. Нейрофизиологические механизмы смены отдельных актов в сложном поведении //Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979. С. 19.

95. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 С.

96. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Концепция схемы тела и моторный контроль //Интеллектуальные процессы и их моделирование. Организация движений. М.: Наука, 1991. С. 59.

97. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Лебедев М.А. Концепция схемы тела и моторный контроль. Схема тела в управлении позными автоматизмами //Интеллектуальные процессы и их моделирование. Пространственно-временная организация. М.: Наука, 1991. С. 24.

98. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Система внутреннего представления и управление движениями //Вестник РАН. 1995. Т.65. №.1. С. 29.

99. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина. 1969.

100. Данилова Н.Н. Реакция десинхронизации спайковой активности нейронов таламуса и закономерности ее угасания //Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса.М.: МГУ. 1970. 257 с.

101. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.:МГУ. 1985.287с.

102. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103.

103. Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психол. журн. 1994.Т.15. №6. С. 28.

104. Добронравова И.С. Динамика полушарных соотношений когерентности ЭЭГ человека в условиях комы и пограничных с ней форм нарушения сознания //Журн.высш.нерв.деят. 1992. Т.43. №.2. С. 286.

105. Дришъ Г. Витализмъ. Его история и система. М.: Наука, 1915.

106. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН. 1993.

107. Дудел Дж. и др. Физиология человека. Т. 2. Физиология сенсорных систем. М.: Мир. 1985. 238 с.

108. Думенко В.Н. Современные представления об электроэнцефалограмме //Успехи физиол.наук. 1979. Т.10. С. 71.

109. Дюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир. 1981. 479 с.

110. Егоров А.С., Загрядский В.П. Псхофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973. -131 с.

111. Егорова И.С. Электроэнцефалография. М.: Медицина. 1973. 294 с.

112. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука,1977. 288 с.

113. Завалишина Д.Н., Барабанщиков В.А. Детерминация и развитие психики //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука,1990. С. 3.

114. Зайченко М.И., Михайлова Н.Г., Райгородский Ю.В. Реакции нейронов эмоциональных зон гипоталамуса при эмоциональных воздействиях разного знака //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т.45. № 2. С. 367.

115. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука,1968.114 с.

116. Захаров И.С. Оборонительное поведение виноградной улитки //Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т.42. № 6. С. 1156.

117. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ. 1986.

118. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. Тривола. 1994.

119. Зухарь А.В., Михайлова Н.Г., Ермакова И.В., Лосева Е.В. Значение качества и вероятности подкрепления у животных с трансплантацией различных структур эмбриональной ткани //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. №.4. С. 779.

120. Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.: Медицина. 1976. 264 с.

121. Иваницкий A.M. Сознание и рефлекс //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. №6. С. 1058.

122. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний //Журн.высш.нерв.деят. 1997. Т.47. № 2. С. 209.

123. Иваницкий A.M., Ильюченок И.Р. Картирование биопотенциалов мозга при решении вербальной задачи //Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т.42. № 4. С. 625.

124. Иваницкий A.M., Матвеева Л.В. Взаимоотношения между параметрами вызванного потенциала и структурой сенсорно-перцептивного процесса //Физиология человека, 1976. Т.2. С. 386.

125. Иваницкий A.M., Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. Исследование динамики внутрикоркового взаимодействия в процессе мыслительной деятельности //Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т.40. № 2. С. 230.

126. Иваницкий A.M., Стрелец В. Б. Вызванный потенциал и психофизические характеристики восприятия //Журн. высш. нервн. деят. 1976. Т.24. № 4. С. 793.

127. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б. Функциональные связи различных отделов коры больших полушарий при восприятии внешнего раздражителя //Журн. высш. нервн. деят. 1979. Т.29. № 5. С. 1071.

128. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. 200 с.

129. Иванова М.П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. М.: Наука,1991.

130. Илюхина В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека. Л.: Наука, 1977. 180 с.

131. Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.: Наука,1988.

132. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности //Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 133.

133. Кануников И.Е. Условная негативная волна (С № V) как электрофизиологический показатель психической деятельности. Сообщение 1: Феноменология CNV. Сообщение 2: Психофизиологическая значимость и нейрогенез CNV //Физиология человека. 1980. Т.6. №. 3. С.505.

134. Кейдель В. Физиология органов чувств. М.: Медицина. 1975. 216 с.

135. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М. Мир. 1994.

136. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности/КГУ, Казань, 1969. 278 с.

137. Ковальзон В.М. Парадоксы парадоксального сна//Природа. 1982. №.8. С. 74

138. Коган А.Б. Электрофизиология. М.: Выс. школа, 1969. 365 с.

139. Коган А.Б. Электрические проявления деятельности коры головного мозга //Частная физиология нервной системы. Л.: Наука, 1983. С.605.

140. Когхилл Дж.Э. Анатомия и проблема поведения. Эмбриология против рефлексологии. М.–Л.: Гос. изд-во биол. и мед. лит-ры. 1934.

141. Конев А.Д., Синицын Е.С., Ким В.В. Информационная теория эмоций в эвристическом обучении //Журн. высш. нервн. деят. 1987. Т.37. № 5. С. 875.

142. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М.: Мир. 1970. 412 с.

143. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации производительности труда. М.: Экономика. 1979. 175 с.

144. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина. 1977. 247 с.

145. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 170 с.

146. Костандов Э.А. Зависимость неосознаваемого восприятия от доминирующей мотивации и эмоции //Вестник Санкт-Петербурского университета. 1994. Сер. 3. Биология. № 2. С. 103.

147. Костюк П.Г., Дорошенко П.А., Мартынюк А.Е. Исследование метаболической зависимости активности кальциевых каналов соматической мембраны нервной клетки //Биологические мембраны. 1984. T.I. №.1.С. 18.

148. Костюк П.Г.,Крышталь О.А. Механизмы электрической возбудимости нервной клетки. М.: Наука, 1981. 207 с.

149. Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления.Таллин: Валгус. 1985.

150. Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. М.: Наука, 1989. 240 с.

151. Коуэн У. Развитие мозга //Мозг. М.: Мир. 1982. С. 113.

152. Крепс Е.М., Ашмарин И.П. Липиды мембраны как информационные молекулы//Нейрохимия. 1982. T.I. № 1. С. 11.

153. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы обучения и памяти. М.: Наука,1981. 211 с.

154. Кругликов Р.И. Условный рефлекс как инструмент исследования роли и механизмов участия головного мозга в построении поведения // Физиол. журн. им. И.М.Сеченова. 1993. Т. 79. № 5. С. 47.

155. Кругликов Р. И. Взаимодействие нейрохимических систем мозга в процессах обучения и памяти //Успехи физиол. наук. 1994. Т.25. № 3. С. 61.

156. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ. 1977; 1986.272с.

157. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1975.

158. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М.: Мир, 1980, 598 с.

159. Кэндел Э.З., Хокинс Р.Д. Биологические основы обучения и индивидуальности. //В мире науки. 1992. № 11–12. С. 43.

160. Латаш Л. П. Уменьшение времени дельта-сна при нервнопсихических заболеваниях. (К вопросу о психической функции сна) //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд-во. АН СССР. 1985. С. 113.

161. Лебедев А.Н. Математическая модель восприятия и запоминания зрительной информации человеком //Нейрофизиологические механизмы поведения. М.: Наука,1982. С. 381.

162. Лебедев А.Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи //Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука,1985. С. 26.

163. Лебедев А.Н. Симпозиум памяти Э.Г. Вебера //Журн. высш. нерв. деят. 1995. Т. 45. Вып. 5. С. 1068.

164. Лебедев А.Н., Кондратьева О.Ж., Ренгевич Т.А. Скорость поиска сигналов в поле зрения человека и в его кратковременной памяти // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Ин-т психологии РАН. 1985. С. 214.

165. Лебедев А.Н., Нилова Л.Я. Михаил Николаевич Ливанов. М.: Наука, 1983. 62 с.

166. Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования //Вопросы психол. 1980. № 4. С. 50.

167. Левин К. Топология и теория поля: Хрестоматия по истории психологии. М. МГУ. 1980. С. 122.

168. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ. 1994.200с.

169. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 303с.

170. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ. 1981. 583 с.

171. Леттвин Дж., Матурана У., Мак-Калок У., Питтс У. Что сообщает глаз лягушки мозгу лягушки? //Электроника и кибернетика в биологии и медицине. М. 1963. С. 211. (цит. по: Швырков 1978)

172. Летвин Дж., Матурана X., Питс У., Мак-Каллох У. Два замечания по поводу зрительной системы лягушки //Теория связи в сенсорных системах. М.: Мир. 1964. С. 416.

173. Лешли К.С. Мозг и интеллект. М.: Огиз-Соцэкгиз. 1933. 222 с.

174. Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972. 181с.

175. Ливанов М.Н. Избранные труды. М.: Наука, 1989. 400 с.

176. Ливанов М.Н., Хризман Т.П. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга человека //Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика. 1978. С. 206.

177. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.444 с.

178. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 10.

179. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ.1973., М.: Наука, 1975. 374с.

180. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта //Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ. 1984. С. 228.

181. Майзель Н.И., Небылицин В.Д., Теплов Б.М. Психологические вопросы отбора//Инженерная психология. М.: МГУ. 1964. С. 381.

182. Максимова Н.Е. Мозговые потенциалы человека как корреляты системных процессов целостного поведенческого акта //Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982. С. 154.

183. Максимова Н.Е., Александров И.О. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведения //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,1987. С. 44.

184. Максимова О.А., Балабан П.М. Нейронные механизмы пластичности поведения. М.: Наука, 1983. 126 с.

185. Маликова А.К., Мац В.Н. Спектрально-корреляционные характеристики электрической активности мозга кролика при жажде //Журн. высш. нервн. деят. 1991. Т.41. С. 348.

186. Маркина А.В., Мальцева И.В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти //Психологический журнал. 1995.Т.16.№2.С. 128.

187. Матурана У. Биология познания //Язык и интеллект. М.: Прогресс. 1996. С. 95.

188. Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга – элементарный модуль и распределенная система //Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. Кортикальная организация и селекция групп в теории высших функций головного мозга. М.: Мир. 1981. С. 15.

189. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности /ПГПИ, Пермь, 1977.

190. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности /ПГПИ, Пермь, 1978.

191. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986. 256 с.

192. Методы и критерии оценки функционального комфорта 1978.

193. Методы исследования в психофизиологии. Изд-во С. -Пб. ун-та. 1994.

194. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир. 1973. 647 с.

195. Михайлова Е.С., Давыдов Д.В., Моргункова А. Н. Межполушарная асимметрия зрительных вызванных потенцалов при опознании эмоциональной лицевой экспрессии //Физиол. человека. 1996. Т. 22. №. 5. С. 92.

196. Моисеева Н.И. Формирование цикла сон-бодрствование как эволюция биологической регуляции //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд-во АН СССР. 1985. С. 5.

197. Мордвинов Е.Ф. Электрофизиологический анализ отсроченного поведения. Л.: Наука, 1982. 184 с.

198. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд //Психол. журн. 1995. Т. 16. №. 2. С. 3.

199. Мухаметов Л.М. Сравнительно-физиологическое исследование сна морских млекопитающих //Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Л.: Изд. АН СССР. 1985. С. 59.

200. Мышкин И.Ю., Майоров В.В. Корреляционная размерность и ее связь с объемом кратковременной памяти //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 62.

201. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: МГУ. 1997. 559 с.

202. Наатанен Р., Алхо К., Паавилайнен П., Рейникайнен К., Самс М. Связанные с событиями слуховые потенциалы при различении стимула //ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 105.

203. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ. 1976. 105 с.

204. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс. 1981.

205. Нарбутович И.О., Подкопает Н.А. Условный рефлекс как ассоциация //Тр. физиол. лабор. И. П. Павлова. 1936. Т.4. вып.2.

206. Наута У., Фейртаг М. Организация мозга //Мозг. М.: Мир. 1982. С. 83.

207. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

208. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1990.

209. Николаев А.Р., Анохин А.П., Иваницкий Г.А. и др. Спектральные перестройки ЭЭГ и организация корковых связей при пространственном и вербальном мышлении //Журн.высш.нерв.деят. 1996. Т. 46. № 5.С. 831.

210. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М.: Просвещение. 1966. 319 с.

211. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга. //Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика. 1978. С. 155.

212. Окс Дж. Основы нейрофизиологии. М.: Мир. 1974.

213. Ольшанникова А.Е., Рабинович, Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности //Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 65.

214. Павлов И.П. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР. 1949.

215. Павлов И.П. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных //Полное собрание сочинений. T.III. Кн. первая. М.–Л.: Изд-во АН СССР. 1951. 236 с.

216. Павлова И.В. Импульсация отдельных нейронов коры головного мозга кролика при естественной пищевой мотивации //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. №. 6. С. 1202.

217. Павлова И.В., Волков И.В., Мац В.Н. Влияние стимуляции медиального гипоталамуса на взаимодействие нейронов неокортекса кроликов //Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т.45. № 2. С. 335.

218. Павлова И.В., Мац В.Н. Функциональная асимметрия латерального гипоталамуса кролика при пищевой мотивации //Журн. высш. нервн. деят. 1996. Т. 46. №. 4. С. 740.

219. Павлыгина Р.А., Любимова Ю.В. Спектральные характеристики электрической активности мозга кролика при состоянии голода //Журн. высш. нервн. деят. 1994. Т. 44. № 1. С. 57.

220. Пайяр Ж. Применение физиологических показателей в психологии // Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1970. С. 9.

221. Пашина А.Х., Швырков В.Б. О сокращении времени реакции при обучении //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука,1978. С. 347.

222. Пейсмекерный потенциал нейрона. Тбилиси: Мецниереба.1975. 215 с.

223. Пиаже Ж. Теория Пиаже //История зарубежной психологии. М.: МГУ. 1986.

224. Пигарева З.Д. Развитие нейронов мозга млекопитающих в аспекте их функционально обусловленной биохимической гетерогенности // Нейронные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1979. С.227.

225. Пигарева М.Л. Экспериментальная нейропсихология эмоций. Дисс. док. биол. наук. М.: Инст. высш. нервн. деят. нейрофизиол. 1983.

226. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Наука, 1982. 264 с.

227. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

228. Прайор К. Несущие ветер. М.: Мир. 1981. 304 с.

229. Практикум по основам физиологии труда. М.: МГУ. 1988. 132 с.

230. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

231. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972. Т. 7.

232. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1974. Т. 8.

233. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. Т. 9.

234. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1981. Т. 10.

235. Проблемы системного исследования состояния напряженности человека//Сер. 32. Эргономика. М.: Труды ВНИИТЭ. 1986. 110 с.

236. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. 231 с.

237. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: Свердл. Госпединститут. 1985.

238. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердл, госпединститут. Свердловск.1986.

239. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.221с.

240. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980

241. Рабинович М.Я. Замыкательная функция мозга. М.: Медицина. 1975. 248 с.

242. Раева С. Н. Микроэлектродные исследования активности нейронов головного мозга человека. М.: Наука,1977.208 с.

243. Рибо Т. Психология чувств. С. Пб. Изд-во Ф. Павленкова. 1898.

244. Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии / ЯГУ. Ярославль. 1977.

245. Рожанский Н.А. Материалы к физиологии сна. М.: Медгиз.1954. 127 с.

246. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.М.: Педагогика. 1988.

247. Ротенберг B.C. Сновидения //БМЭ. 1984. Т. 23. С. 1372

248. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.

249. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. М.: Мир. 1995.

250. Рубахин В.Ф. Психологические основы переработки первичной информации. Л.: Наука, 1974. 296 с.

251. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз. 1946.

252. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973.

253. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М. Педагогика. Т.II. 1989.

254. Руденко Л.П., Дьякова С. Д. Связь типологической принадлежности собак с особенностями их поведения при вариациях между вероятностью и ценностью подкрепления //Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т.43. № 3. С. 530.

255. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.

256. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. 1989. T.I 0. С. 10.

257. Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990а. С. 165.

258. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М.: Ин-т психологии АН СССР. 19906.

259. Русалов В.М., Бодунов М.В. О факторной структуре интегральных элект-роэнцефалографических параметров человека //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности М.: Наука,1980.С. 94.

260. Русинов B.C., Доминанта. Электрофизиологические исследования. М.: Медицина. 1969. 231 с.

261. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.: Наука, 1979.

262. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М.: Мир, 1986, 404с.

263. Салганик Р.И., Шумская И.А., Томсонс В.П. Вероят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.019 с.)