Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция функциональных систем и ВНД.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На сегодняшний день наиболее совершенная модель поведения изложена в концепции функциональной системы П. К. Анохина, которую можно рассматривать как последний концептуальный этап развития рефлекторной теории. Функциональная система – динамическая организация, в которой взаимодействие всех частей направлено на получение определенного полезного для организма в целом приспособительного результата. Выделяют 2 типа функциональных систем: 1 тип – обеспечивает постоянство внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. 2 тип – использует внешнее звено саморегуляции. Обеспечивает приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменение поведения. Именно функциональные системы 2 типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения. Согласно теории функциональных систем поведение не может быть представлено как последовательная цепь рефлексов. Учитывается постоянное сопоставление задуманного (запрограммированного) с полученным результатом, что определяет его целенаправленность и активность субъекта в процессе построения поведения. Поведение строится не по типу «стимул – реакция», а по типу непрерывного взаимодействия организма и среды. Причем поведение всегда причинно-обусловлено (детерминировано) прошлым опытом и постоянно меняющимися условиями внешней и внутренней среды.
РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Поведение – совокупность действий и поступков. Формируется в условиях общественной жизни, в процессе взаимодействия со средой. Любое поведение всегда исходит из определенных мотивов и направлено на достижение определенных целей. Мотив – это то, что побуждает к деятельности – форма субъективного отражения потребности. Основой мотива является потребность, нужда в чем-либо (веществе, энергии, информации). Потребность – это основная причина деятельности; специфическая сила, источник и побуждение. Цель – это то, чего стремимся достигнуть; - регулятор деятельности; - идеальный, мысленно представленный результат; - то, чего еще нет, но должно получиться в результате деятельности. Результат деятельности по концепции П. К. Анохина является главным системообразующим фактором. Поведение ради достижения цели, ради приспособления. Потребности. Классификация потребностей. У человека выделяют 3 группы исходных, первичных потребностей: - витальные (биологические); - социальные; - духовные (идеально-познавательные). Биологические – потребность занимать место в физическом пространстве (свойство всего живого), потребность в пище, сне, защите, продолжении рода. Социальные потребности – потребность принадлежать к определенной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться уважением, любовью и вниманием. Духовные потребности (идеально-познавательные) – потребность в истине, в познании, потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, познание смысла «Я». Потребность – основная причина всех наших поступков, любой поведенческой реакции. Потребности лежат в основе всех других психических явлений, будь то мышление, эмоции или воля. Все пути исследования психической деятельности ведут к проблеме потребностей. Между потребностями существует определенная соподчиненность, иерархия. Принцип иерархии по Маслоу состоит в том, что потребности каждой новой ступеньки становятся актуальными (насущными) лишь после удовлетворения предыдущих: 1. Физиологические потребности; 2. Потребность в безопасности; 3. Потребность в любви (принадлежности кому-либо); 4. Потребность в уважении; 5. Потребность в самореализации, самоутверждении. Бихевиоризм – направление в изучении поведения, основоположник Уотсон (1913). Выясняют отношения между стимулом и реакцией. Бихевиористы изучали поведение, детерминированное внешними факторами (сигналами), а потом стали изучать внутренние механизмы, которые участвуют в обработке сигналов, формируют целесообразное поведение. Предложены методы: метод лабиринтов; проблемных клеток; внутримозговое раздражение. Из бихевиоризма вышла инженерная психология (человек-машина) и программированное обучение. Бихевиористы разработали проблему «награды» и наказания в обучении, установив необходимость применения обоих факторов воздействия. Неоднократные попытки противопоставить данное направление учению Павлова каждый раз терпели неудачу. Австрийский психиатр, автор психоанализа Зигмунд Фрейд считал психику человека вместилищем 3 начал: 1. «Оно» – бессознательное начало, неуправляемое и неконтролируемое; Либидо – половое влечение; эрос – инстинкт жизни; танатос – инстинкт смерти. 2. «Я» – сознательное начало. 3. Сверх «Я» - моральные требования общества. Основные выводы концепции Фрейда. 1. Доминирующими потребностями человека являются бессознательные влечения. 2. Природа человека асоциальна и только страх перед наказанием сдерживает эгоистические проявления биологических потребностей. 3. Конфликт между потребностями личности и потребностями общества непримиримы, так как направленность тех и других изначально противоположна. 4. Подавленные влечения вытесняются из области сознания в подсознание, оказывая влияние на поведение и определяя возникновение неврозов. Истолкование сексуального влечения как важнейшего стимула поведения часто относят к ошибкам Фрейда. Однако, бессознательное считается реальным компонентом активности, его роль изучается и в настоящее время.
ТИПЫ ВНД Современные представления об основных типах ВНД в значительной степени отождествляются с 4-мя типами человеческого темперамента, выделенными ещё Гиппократом (IV в до н.э.) на основе наблюдения за поведением людей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. По Павлову типологию индивида определяет соотношение силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов. Сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов (или особенностей процессов возбуждения и торможения) выступают как результат унаследованных и приобретённых качеств нервной системы. Тип ВНД проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма, прежде всего высших отделов нервной системы, т.е. определяется комбинацией параметров центрального возбуждения и торможения. И.П.Павлов оценивал основные нервные процессы экспериментальных собак по характеристикам условнорефлекторной деятельности. Он считал, что сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условного рефлекса; сила процесса торможения – скоростью выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения. Лабильность, подвижность нервных процессов оценивается в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот). Сангвиник – достаточная сила и подвижность возбудительного и тормозного процессов – сильный, уравновешенный, подвижный тип. Флегматик – достаточная сила процессов возбуждения и торможения при относительно низких показателях подвижности, лабильности – сильный, уравновешенный, инертный тип. Холерик – высокая сила возбудительного процесса, явно преобладающая над тормозным процессом, повышенная подвижность, лабильность основных нервных процессов – сильный, неуравновешенный, безудержный тип. Меланхолик – явное преобладание тормозного процесса над возбудительным, их низкая подвижность – слабый, неуравновешенный, инертный тип. Отмеченные 4 типа ВНД представляют собой крайние, классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко. И.П.Павлов считал, что различия в индивидуальной типологии человека обусловлены также соотношением 1-й и 2-й сигнальных систем, особенностями мыслительной и творческой деятельности. 1-я сигнальная система обеспечивает все конкретно-чувственные формы отражения действительности. 2-я сигнальная система связана с возникновением и развитием речи, а с помощью слова осуществляется переход от чувственного образа 1-й сигнальной системы к абстрактному понятию, представлению 2-й сигнальной системы. И.П.Павлов предложил различать 2 типа человека: художественный и мыслительный. Художественный тип – характерно образное мышление, познавательные процессы и творческая деятельность ориентированы преимущественно на яркие художественные образы; в общем поведении человека преобладают стимулы 1-й сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы. Мыслительный тип – процессы познания, мышления преимущественно оперируют абстрактными понятиями; определяющими в индивидуальном поведении становятся стимулы 2-й сигнальной системы (сигналы сигналов). Естественно, что как и относительно основных типов, в индивидуальной типологии человека можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности одного из отмеченных типов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.007 с.) |