Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция функциональных систем и ВНД.

Поиск

На сегодняшний день наиболее совершенная модель поведения изложена в концепции функциональной системы П. К. Анохина, которую можно рассматривать как последний концептуальный этап развития рефлекторной теории.

Функциональная система – динамическая организация, в которой взаимодействие всех частей направлено на получение определенного полезного для организма в целом приспособительного результата.

Выделяют 2 типа функциональных систем:

1 тип – обеспечивает постоянство внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма.

2 тип – использует внешнее звено саморегуляции. Обеспечивает приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменение поведения. Именно функциональные системы 2 типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Согласно теории функциональных систем поведение не может быть представлено как последовательная цепь рефлексов. Учитывается постоянное сопоставление задуманного (запрограммированного) с полученным результатом, что определяет его целенаправленность и активность субъекта в процессе построения поведения. Поведение строится не по типу «стимул – реакция», а по типу непрерывного взаимодействия организма и среды. Причем поведение всегда причинно-обусловлено (детерминировано) прошлым опытом и постоянно меняющимися условиями внешней и внутренней среды.

 

РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поведение – совокупность действий и поступков. Формируется в условиях общественной жизни, в процессе взаимодействия со средой.

Любое поведение всегда исходит из определенных мотивов и направлено на достижение определенных целей. Мотив – это то, что побуждает к деятельности – форма субъективного отражения потребности.

Основой мотива является потребность, нужда в чем-либо (веществе, энергии, информации). Потребность – это основная причина деятельности; специфическая сила, источник и побуждение.

Цель – это то, чего стремимся достигнуть;

- регулятор деятельности;

- идеальный, мысленно представленный результат;

- то, чего еще нет, но должно получиться в результате деятельности.

Результат деятельности по концепции П. К. Анохина является главным системообразующим фактором. Поведение ради достижения цели, ради приспособления.

Потребности. Классификация потребностей.

У человека выделяют 3 группы исходных, первичных потребностей:

- витальные (биологические);

- социальные;

- духовные (идеально-познавательные).

Биологические – потребность занимать место в физическом пространстве (свойство всего живого), потребность в пище, сне, защите, продолжении рода.

Социальные потребности – потребность принадлежать к определенной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться уважением, любовью и вниманием.

Духовные потребности (идеально-познавательные) – потребность в истине, в познании, потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, познание смысла «Я».

Потребность – основная причина всех наших поступков, любой поведенческой реакции. Потребности лежат в основе всех других психических явлений, будь то мышление, эмоции или воля.

Все пути исследования психической деятельности ведут к проблеме потребностей.

Между потребностями существует определенная соподчиненность, иерархия.

Принцип иерархии по Маслоу состоит в том, что потребности каждой новой ступеньки становятся актуальными (насущными) лишь после удовлетворения предыдущих:

1. Физиологические потребности;

2. Потребность в безопасности;

3. Потребность в любви (принадлежности кому-либо);

4. Потребность в уважении;

5. Потребность в самореализации, самоутверждении.

Бихевиоризм – направление в изучении поведения, основоположник Уотсон (1913). Выясняют отношения между стимулом и реакцией. Бихевиористы изучали поведение, детерминированное внешними факторами (сигналами), а потом стали изучать внутренние механизмы, которые участвуют в обработке сигналов, формируют целесообразное поведение. Предложены методы: метод лабиринтов; проблемных клеток; внутримозговое раздражение. Из бихевиоризма вышла инженерная психология (человек-машина) и программированное обучение. Бихевиористы разработали проблему «награды» и наказания в обучении, установив необходимость применения обоих факторов воздействия. Неоднократные попытки противопоставить данное направление учению Павлова каждый раз терпели неудачу.

Австрийский психиатр, автор психоанализа Зигмунд Фрейд считал психику человека вместилищем 3 начал:

1. «Оно» – бессознательное начало, неуправляемое и неконтролируемое;

Либидо – половое влечение; эрос – инстинкт жизни; танатос – инстинкт смерти.

2. «Я» – сознательное начало.

3. Сверх «Я» - моральные требования общества.

Основные выводы концепции Фрейда.

1. Доминирующими потребностями человека являются бессознательные влечения.

2. Природа человека асоциальна и только страх перед наказанием сдерживает эгоистические проявления биологических потребностей.

3. Конфликт между потребностями личности и потребностями общества непримиримы, так как направленность тех и других изначально противоположна.

4. Подавленные влечения вытесняются из области сознания в подсознание, оказывая влияние на поведение и определяя возникновение неврозов.

Истолкование сексуального влечения как важнейшего стимула поведения часто относят к ошибкам Фрейда. Однако, бессознательное считается реальным компонентом активности, его роль изучается и в настоящее время.

 

ТИПЫ ВНД

Современные представления об основных типах ВНД в значительной степени отождествляются с 4-мя типами человеческого темперамента, выделенными ещё Гиппократом (IV в до н.э.) на основе наблюдения за поведением людей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник.

По Павлову типологию индивида определяет соотношение силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов. Сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов (или особенностей процессов возбуждения и торможения) выступают как результат унаследованных и приобретённых качеств нервной системы. Тип ВНД проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма, прежде всего высших отделов нервной системы, т.е. определяется комбинацией параметров центрального возбуждения и торможения.

И.П.Павлов оценивал основные нервные процессы экспериментальных собак по характеристикам условнорефлекторной деятельности. Он считал, что сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условного рефлекса; сила процесса торможения – скоростью выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения. Лабильность, подвижность нервных процессов оценивается в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот).

Сангвиник – достаточная сила и подвижность возбудительного и тормозного процессов – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик – достаточная сила процессов возбуждения и торможения при относительно низких показателях подвижности, лабильности – сильный, уравновешенный, инертный тип.

Холерик – высокая сила возбудительного процесса, явно преобладающая над тормозным процессом, повышенная подвижность, лабильность основных нервных процессов – сильный, неуравновешенный, безудержный тип.

Меланхолик – явное преобладание тормозного процесса над возбудительным, их низкая подвижность – слабый, неуравновешенный, инертный тип.

Отмеченные 4 типа ВНД представляют собой крайние, классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко.

И.П.Павлов считал, что различия в индивидуальной типологии человека обусловлены также соотношением 1-й и 2-й сигнальных систем, особенностями мыслительной и творческой деятельности.

1-я сигнальная система обеспечивает все конкретно-чувственные формы отражения действительности. 2-я сигнальная система связана с возникновением и развитием речи, а с помощью слова осуществляется переход от чувственного образа 1-й сигнальной системы к абстрактному понятию, представлению 2-й сигнальной системы.

И.П.Павлов предложил различать 2 типа человека: художественный и мыслительный.

Художественный тип – характерно образное мышление, познавательные процессы и творческая деятельность ориентированы преимущественно на яркие художественные образы; в общем поведении человека преобладают стимулы 1-й сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы.

Мыслительный тип – процессы познания, мышления преимущественно оперируют абстрактными понятиями; определяющими в индивидуальном поведении становятся стимулы 2-й сигнальной системы (сигналы сигналов).

Естественно, что как и относительно основных типов, в индивидуальной типологии человека можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности одного из отмеченных типов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.007 с.)