Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опишите сущность и способ вызова выпрямительной реакции туловища. С какого возраста она формируется.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Эта реакция формируется с конца 1-го месяца. Опишите сущность и способ вызова верхнего рефлекса Ландау, в каком возрасте он формируется? Ребенок в положении лежа на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе. Этот рефлекс формируется к 4-м месяцам жизни ребенка. Опишите сущность и способ вызова нижнего рефлекса Ландау, в каком возрасте он формируется? В положении лежа на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Рефлекс формируется к 5-6 месяцам. Опишите сущность и способ вызова рефлекса Кернига, в каком возрасте он исчезает? У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если это сделать не удается. Рефлекс исчезает после 4-х месяцев жизни. Опишите отличительные особенности ориентировочного рефлекса новорожденного ребенка. В первые дни жизни на достаточно сильный звук и свет новорожденный вздрагивает и "замирает", но уже через неделю жизни ребенок поворачивает глаза в сторону звука и света. Что лежит в основе механизма развития произвольных двигательных навыков у детей? Какие два основных пути обеспечивают это? Выработка условнорефлекторных связей между реакциями осязательного, проприоцептивного и зрительного происхождения. Проб и ошибок, подражания. Перечислите двигательные навыки ребенка, которые он приобретает в возрасте от 2-х до 5-ти месяцев. С 2-х месяцев начинается развитие движений рук в направлении к видимому предмету, поднятие головы в положении на животе; с 3-х месяцев ребенок начинает осваивать ползание; с 4 - 5-месячного возраста развиваются движения переворачивания сначала со спины на живот, затем – с живота на спину. Перечислите двигательные навыки ребенка, которыми он овладевает в возрасте с 5-ти до 9-ти месяцев. При поддержке под мышки ребенок начинает переступать, встает на четвереньки; свободно проползает большие расстояния, начинает садиться, может вставать, стоять и опускаться, держась руками за предметы. Перечислите двигательные навыки и их особенности, которыми ребенок овладевает при помощи верхних конечностей в возрасте 9-12 месяцев. Движения рук к предмету становятся прямыми и плавными, наблюдаются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания на предмет, появляется различие в действиях правой и левой рук. 10. Опишите процесс обучения ребенка ходьбе, с какого месяца жизни ребенка обычно это начинают, какой момент считают началом самостоятельной ходьбы, в каком возрасте это бывает? С 5 месяцев ребенок начинает при поддержке под мышки переступать. Переступание совершенствуется к 7-8 месяцам жизни. Началом ходьбы считают день, когда ребенок без посторонней помощи сделает несколько шагов, обычно это бывает в возрасте около года. В каком возрасте у ребенка различия в действиях правой и левой руки приобретают устойчивый характер, что этому способствует? После первого года жизни. Этому способствуют корригирующие влияния со стороны взрослых в процессе игры, манипуляции с предметами. В каком возрасте ребенок начинает бегать, подпрыгивать на месте? Когда отмечается наиболее высокий темп развития точности и частоты воспроизводимых движений, чем объясняется последнее? В возрасте 2 – 3 лет и 7 – 12 лет соответственно. Интенсивной двигательной активностью и созреванием ЦНС. Опишите сущность и способ вызова рефлекса обхватывания (Моро), до какого возраста он сохраняется у ребенка? Отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Рефлекс возникает при сотрясении кроватки, в которой лежит ребенок, при опускании его и поднятии до исходного уровня; при быстром подъеме с положения на спине. Рефлекс сохраняется до 4-х месяцев. Опишите сущность и способ вызова подошвенного рефлекса (Бабинского). Изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание всех остальных, которые иногда веерообразно расходятся, при раздражении подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Опишите сущность и способ вызова коленного рефлекса новорожденного, объясните причину его отличия от коленного рефлекса взрослых. Коленный рефлекс – сгибание (у взрослых разгибание) в коленном суставе при раздражении сухожилия четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Сгибание является следствием преобладания у новорожденных тонуса мышц-сгибателей.
Занятие 4-е ПЕРЕДНИЙ МОЗГ. МОЗЖЕЧОК. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
1. Перечислите отделы ЦНС и структурные элементы, составляющие передний мозг. Промежуточный мозг (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус) и конечный мозг – большие полушария, включающие кору и подкорковые (базальные) ядра. 2. Назовите образования промежуточного мозга. Какой тонус скелетных мышц наблюдается у диэнцефального животного (удалены полушария большого мозга), в чем он выражается? Таламус, эпиталамус, метаталамус и гипоталамус. Пластический – в способности сохранять любую приданную позу. 3. На какие группы и подгруппы делят ядра таламуса и как они связаны с корой больших полушарий? Специфические ядра (переключающие и ассоциативные) – связаны с определенными проекционными и ассоциативными полями коры, и неспецифические – посылают аксоны диффузно к коре. 4. Как называют нейроны, посылающие информацию к специфическим (проекционным) ядрам таламуса? Как называют пути, которые образуют их аксоны? Вторые кондукторные нейроны, их аксоны образуют специфические чувствительные пути. 5. Какова роль таламуса? В таламусе переключаются все афферентные (чувствительные) пути и перерабатывается поступающая по ним импульсация. Играет важную роль в формировании ощущений. 6. Какие функции выполняют неспецифические ядра таламуса? Являясь продолжением ретикулярной формации ствола мозга, активируют кору больших полушарий, усиливают ощущения, принимают участие в организации внимания. 7. Назовите структурные образования метаталамуса и их функциональное значение. Специфическими (переключающими, ассоциативными) или неспецифическими ядрами они являются? Медиальные и латеральные коленчатые тела, являются специфическими переключающими ядрами для слуховых и зрительных путей соответственно. 8. Какие ядра среднего и промежуточного мозга образуют подкорковые зрительные и слуховые центры? Верхние холмики четверохолмия и латеральные коленчатые тела образуют подкорковые зрительные центры; нижние холмики четверохолмия и медиальные коленчатые тела образуют подкорковые слуховые центры. 9. В осуществлении каких реакций, кроме регуляции функций внутренних органов, принимает участие гипоталамус? В регуляции сна и бодрствования, возбудимости коры и спинного мозга, в формировании поведенческих реакций (пищевых, половых, нападения, бегства), эмоциональных реакций (ярости, страха, агрессии). 10. Назовите соматосенсорные зоны коры больших полушарий, укажите места их расположения и назначение. Первая и вторая соматосенсорные зоны. Первая – в задней центральной извилине, вторая расположена вентральнее первой – в сильвиевой борозде. Обе воспринимают импульсацию от разных участков тела. 11. Назовите основные моторные зоны коры больших полушарий и места их расположения. Главная моторная зона – это передняя центральная извилина; дополнительная двигательная область расположена на медиальной поверхности лобной коры. 12. Что понимают под пирамидной системой? Какова ее функция? Систему кортико-спинальных путей, формирующих пирамиды продолговатого мозга и связывающих пирамидные клетки коры больших полушарий с интернейронами (в основном), альфа-мотонейронами и с чувствительными релейными нейронами. 13. Что понимают под экстрапирамидной системой? Систему нервных путей, связывющих моторную кору с нейронами спинного мозга посредством двигательных ядер головного мозга (базальные ганглии, черная субстанция, красное ядро, ретикулярная формация, вестибулярные ядра и мозжечок). 14. Каковы функции экстрапирамидной системы? Обеспечение непроизвольных движений, участие в произвольных движениях, в регуляции мышечного тонуса, сохранении позы. 15. Какие структуры головного мозга составляют стриопаллидарную систему? Какие реакции возникают в ответ на стимуляцию ее структур? Полосатое тело (хвостатое ядро и скорлупа) и бледный шар. Поворот головы, туловища, движения конечностей на противоположной раздражению стороне. 16. Перечислите основные функции, в выполнении которых важную роль играет полосатое тело. 1) Сложные двигательные акты, безусловные рефлексы, инстинкты, регуляция тонуса мышц. 2) Условные рефлексы, эмоции. 3) Регуляция вегетативных функций. 17. Каковы функциональные взаимоотношения полосатого тела и бледного шара? Какие двигательные расстройства возникают при повреждении полосатого тела? Полосатое тело оказывает тормозное влияние на бледный шар. Гиперкинезия (избыточность непроизвольных движений), снижение тонуса мышц (гипотония). 18. Какие двигательные расстройства возникают при повреждении бледного шара? Гипокинезия (малоподвижность), повышение тонуса мышц (ригидность). 19. Назовите структурные образования, составляющие лимбическую систему. Обонятельная доля, гиппокамп, зубчатая фасция, поясная и сводчатая извилины, миндалевидное тело, область перегородки, ограда, гипоталамус. 20. Что характерно для распространения возбуждения между отдельными ядрами лимбической системы, а также между лимбической системой и ретикулярной формацией? Чем это обеспечивается? Циркуляция возбуждений. Обеспечивается короткими и длинными замкнутыми цепями нейронов лимбической системы и двусторонними связями ее с ретикулярной формацией. 21. От каких рецепторов и отделов ЦНС поступают афферентные импульсы к различным образованиям лимбической системы, куда посылает импульсы лимбическая система? От всех рецепторов организма и всех отделов ЦНС, ко всем структурам ЦНС. 22. Какие влияния оказывает лимбическая система на сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы? Посредством каких структур осуществляются эти влияния? Приспособительные регулирующие влияния через гипоталамус и ретикулярную формацию посредством вегетативной нервной системы и эндокринной системы. 23. В процессах кратковременной или долговременной памяти играет важную роль гиппокамп? Какой экспериментальный факт об этом свидетельствует? В процессах консолидации памяти, т. е. переводе кратковременной памяти в долговременную при удалении гиппокампа имеет место потеря памяти на ближайшие события без существенных изменений памяти на отдаленные события. 24. Приведите экспериментальные доказательства, свидетельствующие о важной роли лимбической системы в видоспецифическом поведении животного и его эмоциональных реакциях. Двустороннее удаление миндалевидного комплекса исключает агрессию животного, удаление поясной извилины ведет к гиперсексуальности, нарушению поведения, связанного с материнством. 25. Перечислите основные функции лимбической системы. Играет важную роль в обеспечении гомеостазиса, запуске эмоциональных реакций и инстинктов, становлении условных рефлексов, и в процессах памяти. 26. Какие три отдела мозжечка и их составные элементы выделяют в структурно-функциональном отношении? От каких рецепторов поступают импульсы в мозжечок? 1) Древний мозжечок (клочок, узелок, нижняя часть червя). 2) Старый мозжечок (верхняя часть червя, парафлоккулерный отдел). 3) Новый мозжечок (полушария). От проприо- и вестибулорецепторов, слуховых, зрительных и кожных. 27. С какими отделами ЦНС мозжечок связан с помощью нижних, средних и верхних ножек? Нижние ножки мозжечка обеспечивают связь с продолговатым мозгом, средние – с мостом, а через мост – с корой больших полушарий, верхние – со средним мозгом. 28. С помощью каких ядер и структур ствола мозга мозжечок реализует свое регулирующее влияние на тонус скелетной мускулатуры и двигательную активность организма? Возбуждающим или тормозным оно является? С помощью вестибулярных ядер, красного ядра, ретикулярной формации продолговатого мозга и моста, двигательных зон коры большого мозга. Тормозным и возбуждающим, с преобладанием тормозного. 29. Какие структуры мозжечка участвуют в регуляции мышечного тонуса, позы и равновесия? Преимущественно древний мозжечок (флоккуло-нодулярная доля) и частично старый мозжечок, входящий в медиальную червячную зону. 30. Назовите структуры мозжечка, осуществляющие координацию позы и выполняемого целенаправленного движения. Старый и новый мозжечок, входящие в промежуточную (околочервячную) зону. 31. Какая структура мозжечка участвует в программировании целенаправленных движений? Латеральная зона полушарий мозжечка. 32. Какое влияние оказывает мозжечок на гомеостазис, как изменяется гомеостазис при повреждении мозжечка? Стабилизирующее, при повреждениях мозжечка гомеостазис неустойчив. 33. Какой отдел головного мозга называют высшим вегетативным центром? Что называют тепловым уколом Клода Бернара? Гипоталамус. Раздражение серого бугра гипоталамуса, вызывающее повышение температуры тела. 34. Какие группы химических веществ (нейросекретов) поступают от гипоталамуса к передней доле гипофиза и каково их значение? Какие гормоны поступают в заднюю долю гипофиза? К передней доле поступают либерины и статины, т. е. вещества, обеспечивающие регуляцию выработки тропных гормонов гипофиза. В заднюю долю – окситоцин и антидиуретический (вазопрессин) гормоны. 35. Какие рецепторы, воспринимающие отклонения от нормы параметров внутренней среды организма, обнаружены в гипоталамусе? Осморецепторы, терморецепторы, глюкорецепторы. 36. Центры регуляции каких биологических потребностей обнаружены в гипоталамусе? Насыщения, голода, жажды, сна, регуляции полового поведения. 37. Какие органы иннервируют симпатическая и парасимпатическая нервные системы? Симпатическая – универсальна, иннервирует все органы и ткани. Парасимпатическая – все внутренние органы, сосуды ротовой полости слюнных желез и органов малого таза. 38. Где расположены спинномозговые центры симпатической нервной системы? С 8-го шейного до 3-го поясничного сегмента спинного мозга включительно. 39. В каких отделах ЦНС расположены центры парасимпатической нервной системы? В среднем и продолговатом мозгу, в крестцовом отделе спинного мозга. 40. Назовите нервы, в составе которых идут парасимпатические волокна? Глазодвигательный (III), лицевой (VII), языкоглоточный (IХ), блуждающий (Х) и тазовый нервы. 41. Укажите отличия локализации эфферентных и афферентных нейронов в дуге вегетативного и соматического рефлексов. В дуге вегетативного рефлекса эфферентные нейроны вынесены из ЦНС на периферию, афферентные нейроны располагаются, кроме спинномозговых ганглиев, в экстра- и интрамуральных ганглиях. 42. Назовите виды рефлексов вегетативной нервной системы по уровню замыкания в нервной системе. Периферические (внутриорганные и внеорганные) и центральные. 43. Нарисуйте схему рефлекторной дуги симпатической нервной системы и обозначьте пять ее звеньев. 1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – центральный (преганглионарный) нейрон; 4 – ганглионарный нейрон (симпатический ганглий); 5 – эффектор (гладкая мышца). 44. Нарисуйте схему рефлекторной дуги парасимпатической нервной системы и обозначьте пять ее звеньев. 1 – рецептор; 2 – афферентный нейрон; 3 – центральный (преганглионарный) нейрон; 4 – ганглионарный нейрон (парасимпатический ганглий); 5 – эффектор (гладкая мышца). 45. Что называют периферическим рефлексом? Нарисуйте его схему. Рефлекс, дуга которого замыкается на уровне вегетативных ганглиев. 1 – рецептор; 2 – 4 – ганглионарные нейроны: 2 – афферентный, 3 – вставочный, 4 – эфферентный; 5 – эффектор (например, гладкая мышца). 46. Что характерно для распространения возбуждения в периферическом отделе вегетативной нервной системы? Малая скорость и генерализованный характер распространения возбуждения. 47. Чем объясняется генерализованный характер распространения возбуждения в периферическом отделе вегетативной нервной системы? Феноменом мультипликации в вегетативных ганглиях, ветвлением немиелинизированных нервных волокон на периферии, выделением медиатора во многих участках по ходу концевых разветвлений симпатических волокон. 48. Что называют феноменом мультипликации в вегетативных ганглиях? За счет чего осуществляется этот феномен? Увеличение числа импульсов на выходе из ганглия. За счет ветвления входящих в ганглий аксонов и образования каждым из них синапсов на нескольких ганглионарных нейронах. 49. В чем выражается адаптационно-трофическое действие симпатической нервной системы? В приспособлении функционального состояния органов и организма в целом к потребностям данного момента путем активации метаболизма. 50. Опишите опыт, доказывающий адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы на скелетную мышцу (феномен Орбели – Гинецинского)? Если раздражением двигательного нерва довести мышцу до утомления, после чего, не прекращая раздражать двигательный нерв, присоединить раздражение симпатического нерва, работоспособность мышцы восстанавливается, амплитуда ее сокращений повышается. 51. Нарисуйте кривую, отражающую повышение работоспособности утомленной изолированной икроножной мышцы лягушки при раздражении симпатического нерва (феномен Орбели – Гинецинского). 1 – раздражение симпатического нерва; 2 – раздражение соматического нерва. 52. Кто, когда и в каком опыте открыл химический механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях? А. В. Кибяков в 1933 г. в опыте с раздражением преганглионарных симпатических волокон на фоне перфузии симпатического ганглия кошки: действие перфузата на третье веко кошки вызывало отчетливое его сокращение. 53. С помощью какого медиатора и каких химических рецепторов осуществляется передача возбуждения в ганглиях симпатической и парасимпатической нервной системы? В ганглиях симпатической и парасимпатической нервной системы возбуждение передается с помощью ацетилхолина, действующего на N-холинорецепторы. 54. С помощью каких медиаторов и каких химических рецепторов осуществляется передача эфферентного влияния симпатической и парасимпатической нервной системы на рабочий орган? В симпатической нервной системе – с помощью катехоламинов (адреналин и норадреналин) и альфа- и бета-аденорецепторов; в парасимпатической – с помощью ацетилхолина и М-холинорецепторов. 55. Нарисуйте схему, отражающую механизм передачи возбуждения в периферических отделах симпатической и парасимпатической нервной системы: нейроны и их медиаторы, пре- и постганглионарные волокна, рецепторы. Х – холинергический нейрон; А – адренергический нейрон. 56. Как при физической нагрузке изменяется деятельность сердца, желудочно-кишечного тракта и тонус сосудов скелетных мышц? Работа сердца усиливается, функция желудочно-кишечного тракта тормозится, тонус сосудов скелетных мышц падает – сосуды расширяются. 57. Какие двигательные рефлексы конечностей (по характеру ответной реакции) можно вызвать у спинального животного? Сгибательные, разгибательные, ритмические, познотонические. 58. Какова выраженность тонуса мышц спинального теплокровного животного после исчезновения спинального шока? Объясните его происхождение. Повышена. Происхождение рефлекторное – возбуждение проприорецепторов вследствие их растяжения, спонтанной активности и под влиянием импульсации от гамма-мотонейронов, обладающих спонтанной активностью. 59. Нарисуйте схему, объясняющую механизм возникновения децеребрационной ригидности, при перерезке ствола мозга между средним мозгом и мостом. Пунктирная линия – перерезка ствола мозга между средним мозгом и мостом; Кр. ядро – красное ядро; РФ – ретикулярная формация моста (1) и продолговатого мозга (2); Д – ядро Дейтерса. Нейроны спинного мозга: 3 – возбуждающий, 4 – тормозящий, - и - мотонейроны; 5 – проприорецептор (мышечное веретено); 6 – мышца-разгибатель. 60. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие процессов возбуждения и торможения в -мотонейронах при сокращении и расслаблении скелетной мышцы. 1 – мышечный рецептор (мышечное веретено); 2 – сухожилия и рецепторы Гольджи; 3 – сегмент спинного мозга; А – мышца расслаблена и растянута, возбуждаются мышечные рецепторы (1); Б – мышца сокращена, укорочена и напряжена, возбуждаются сухожильные рецепторы (2). ––––– импульсация выражена; – – – – импульсация отсутствует.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.011 с.) |