Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические методы изучения личности учащегося

Поиск

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людь­ми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-пе­дагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических иссле­дований можно обсудить с психологом.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из ком­понентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социаль­но-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, разви­вающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- выявить относительный уровень развития ребенка;

- выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

- определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- способствовать выявлению потенциальных возможностей
развития учащихся;

- определить прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- иметь представление о результативности педагогического
взаимодействия;

- определить эффективность использования в педагогическом
процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

- создать условия для самореализации, самоощущения и само­развития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1. Определить уровни развития ребенка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по ре­зультатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководи­тель должен придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Диагностика должна быть достаточно информативной и соз­давать широкое поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования должны анали­зироваться компетентными людьми.

4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

5. По результатам диагностического исследования должна про­водиться систематическая коррекционная работа.

6. Необходимость педагогической диагностики должна разъяс­няться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диа­гностики. Беседа может стать важным способом в изучении ин­теллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребенком, так и со- взрослыми, входя­щими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора со­стоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого.

Ребенок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрос­лый - в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребенком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации пе­реживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

- педагог обладает умением создавать благоприятную атмо­сферу проведения беседы;

- педагог обладает такими качествами, как тактичность, ком­муникабельность, «направленность на ребенка»;

- педагог не делает поспешных выводов и не навешивает яр­лыков;

- педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать дру­гому человеку;

- педагог умеет точно воспринимать информацию и использо­вать ее без искажений;

- педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;

- педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и не­обходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий уча­щихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явле­ниям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодей­ствие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения уча­щихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

Мой портрет в интерьере

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показы­вает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т. д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и помес­тить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рам­ки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Десять моих «Я»

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я - умный.

Я - красивый и т. д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прила­гательные использует ученик для своей характеристики.

Звезда эстрады

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя люби­мую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им помогает педагог). Задача ребенка - выступить перед классом в об­разе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагности­ческая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

1. Любимый цвет -...

2. Любимое имя -...

3. Любимое дерево -...

4. Любимый цветок -...

5. Любимый плод-...

6. Любимая ягода -...

7. Любимый праздник -...

8. Любимый день недели -...

9. Любимый певец (певица) -...

10.Любимое животное -...

11.Любимая книга-...

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстри­руют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2-е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

1. Сказка о моем портфеле.

2. Необычная история об обычном дневнике.

3. Сказочные каникулы.

4. Необычные приключения обычного школьника.

5. Сказочная история о том, как.

Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т. д.).

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них "легко на сердце" или "тяжело на серд­це". Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяже­ло, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению».

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Градусник

Перед процедурой диагностирования учитель проводит пред­варительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормаль­ная температура человека - 36,6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазиро­вать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

русский язык -39°;

математика - 36,6°.

Это позволяет определить степень тревожности младших школь­ников, которая связана с учебной деятельностью.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физ­культура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащих­ся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каж­дый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотогра­фии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настрое­нию при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.

Например:

математика☺

физкультура ☻

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Остров Невезения

Вначале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живу­щие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами».

Классному руководителю нужно проанализировать, какие пред­меты попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

Школа будущего

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столб­ца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это гово­рит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый полу­чает волшебную палочку и превращает школьные предметы в раз­личных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, каса­ется волшебной палочкой учебника, и тот превращается... В кого?

Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выра­зить ребенку свое эмоциональное переживание, связанное с изуче­нием каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе, и обосновать значимость каждого предмета одним-двумя словами. Например, математика - интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа

Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться первого сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

1. Как выглядит лесная школа?

2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?

3. Кто учит зверят в лесной школе?

4. Какой он - учитель в лесной школе?

5. Какие отметки ставят в лесной школе?

6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок пере­дает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негатив­но, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Ассоциации

Ребятам раздаются листочки бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Учащиеся рядом со словом должны нарисо­вать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.

Список слов может быть таким:

- математика;

- русский язык;

- чтение;

- иностранный язык;

- физическая культура;

- изобразительное искусство;

- труд;

- пение;

- урок;

- отметка;

- школа;

- учитель;

- класс;

- друг.

Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

1. Что я знаю о русском языке?

2. Что я знаю о математике?

3. Мой самый любимый предмет.

4. Мое самое любимое занятие.

5. Мой самый грустный день в школе.

6. Мой самый счастливый день в школе.

7. Мой выходной день.

8. Что я думаю о моей учебе в школе.

9. Как я хочу закончить учебный год. 10. Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям.

Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классно­му руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т. д.

Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без вни­мания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т. д.

Анкетирование

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анке­ты, выбрав один из вариантов ответа.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома,
ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя много друзей в твоем классе?

- мало;
- много;

- нет друзей.

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится;

- не очень;

- не нравится.

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Анализ анкетирования

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, позна­вательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем по­знавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень пережива­ют, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотиваци­ей обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым р школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают заня­тия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытыва­ют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношени­ях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необ­ходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации

дают возможность подготовить психолого-педагогический консили­ум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.01 с.)