Висцеральная сенсорная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Висцеральная сенсорная система



Висцеральная сенсорная система

Висцеральная сенсорная система - сенсорная система:

- осуществляющая кодирование раздражений;

- воздействующая на интерорецепторы;

- обеспечивающая протекание интероцептивных рефлексов;

- способствующая генерации и реализации различных мотиваций и настройке организма на определенный вид деятельности за счет связей с другими сенсорными системами и лимбическими образованиями.

Висцеральная сенсорная система

Висцерорецепторы (рецепторы внутренних органов) по сравнению с

экстерорецепторами обладает большей специфичностью по отношению к

действующим раздражителям. Среди них различают: хеморецепторы,

осморецепторы, баррорецепторы и болевые рецепторы.

Сдвиги в состоянии внутренних органов, связанные с изменением химизма.

Осмотического и механического давления, температуры, вызывают изменение

сигналов поступающих в ЦНС. В ответ на это изменяется нервная и гуморальная

регуляция работы органов.

Особенностью висцеральной сенсорной системы является то, что ее сигналы,

как правило. Не ощущаются человеком.

Болевая, соматическая и висцеральная сенсорные системы тесно связаны между

собой висцеросенсорными связями. Внешние рецепторы кожи таким образом

становятся посредниками между внешним миром и внутренней средой организма.

Каждый орган имеет свое представительство на определенных участках кожи.

Такие участки называются зонами отраженных болей, или иначе -

проекционными зонами Захарьина – Геда, а кожа является зеркалом внутренней

среды организма.

 

41. Психофизиология речевых процессов.

По определению, речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое "внутренней речью". Таким образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.

Способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. В свою очередь речевое общение опирается на законы конкретного языка, которые диктуют систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. Важно подчеркнуть, что речевая деятельность это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения.

Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует "оречевлению" информации, получаемой человеком.

 

42. Общие принципы организации управляющих систем.

Процессы управления, интегрирующие деятельность различных физиологических систем в целостный организм, являются многоуровневыми. Каждому уровню соответствует управляющая система определенного класса, интегрирующая процессы, протекающие на нижележащем уровне. Будем рассматривать такую систему в смысле А.А.Ляпунова, т.е. как объект, способный воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию [3].

Взаимоотношения между управляющими системами организма складываются иерархически. На уровне сформированного организма иерархия управляющих систем следующая. Высший ярус занимает нервная система. Она координирует деятельность всего организма и, словами И.П.Павлова, "уравновешивает его взаимодействие с внешней средой". Она определяет настройку всех нижележащих управляющих систем.

Следующий ярус занимает эндокринная система. Она обеспечивает заданный нервной системой режим функционирования всех подсистем организма, осуществляет поддержание гомеостаза и адаптационные процессы и вносит свой вклад в настройку нижележащих управляющих систем.

В подчинении первым двум находятся системы управления автоматизмом жизненно важных органов. Они представлены различными анатомо-физиологическими образованиями. В сердце это синоатриальный и атриовентрикулярный узлы, в почке - юкстагломерулярный комплекс, интерстициальные простагландин-синтезирующие клетки и продуценты калликреина, в легком - нейросекреторные паракринные образования, локализованные в альвеолах, в печени - сахарный, липидный и т.п. гомеостаты. Все эти образования можно назвать внутриорганными гомеостатическими аппаратами, а их совокупность - внутриорганной управляющей системой. Она может быть причислена к классу управляющих систем организма потому, что ее сигналы имеют не только автономное значение, но оказывают регуляторное влияние на организм в целом, а ее деятельность согласуется с задачами целого организма.

Нервная, эндокринная и внутриорганная управляющие системы определяют настройку генетических аппаратов эффекторных клеток, совокупность которых можно назвать генетической управляющей системой клеток. Она обеспечивает регуляцию синтеза необходимых белков для поддержания жизнедеятельности всех систем организма.

Низший ярус занимает мультиферментативная система, которую можно рассматривать как метаболическую управляющую систему. Она обеспечивает регуляцию всех биохимических процессов, не затрагивающую генетическую управляющую систему, и находится под контролем всех вышележащих управляющих систем.

Взаимодействие между всеми управляющими системами организма осуществляется посредством прямых и обратных связей.

 

 

Синергетическая интерпретация функционирования мозга и

Управления поведением.

 

В последние годы наблюдается стремительный и бурный рост интереса к междисциплинарному направлению, получившему название “синергетика”. Издаются солидные монографии, учебники, выходят сотни статей, проводятся национальные и международные конференции.

 

Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен. Сам термин “синергетика” происходит от греческого “синергена” - содействие, сотрудничество, “вместедействие”.

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, “огромного”) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово “синергетика” и означает “совместное действие”, подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Подобно тому, как предложенный Норбертом Винером термин “кибернетика” имел предшественников в лице кибернетики Ампера, имевшей весьма косвенное отношение к “науке об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в кибернетических системах”, синергетика Хакена также имела своих “предшественниц” по названию: синергетику Ч. Шеррингтона, синергию С. Улана, синергетический подход И. Забуского.

Ч. Шеррингтон называл синергетическим, или интегративным, согласованное воздействие нервной системы (спинного мозга) при управлении мышечными движениями (согласованное действие сгибательных и разгибательных мышц - протагониста и антигониста).

С. Улам был непосредственным участником одного из первых численных экспериментов на ЭВМ первого поколения (ЭНИВАКе) и понял всю важность и пользу “синергии, т. е. непрерывного сотрудничества между машиной и ее оператором”, осуществляемого в современных машинах за счет вывода информации на дисплей.

И. Забуский к середине 60-х годов, реалистически оценивая ограниченные возможности как аналитического, так и численного подхода к решению нелинейных задач, пришел к выводу о необходимости единого синтетического подхода. По его словам, “ синергетический подход к нелинейным математическим и физическим задачам можно определить как совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумно поставленных вопросов математического и физического содержания системы уравнений”.

 

 

44. Память, ее нейрофизиологические механизмы и роль в

Научении.

Физиологические механизмы памяти - образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание.

гиппокамп играет важную роль в научении и памяти, однако его конкретные функции пока не установлены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.008 с.)