Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.3. Субъективная сторона состава преступления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку понятие и признаки субъективной стороны состава преступления были определены в общей теме «Состав преступления как основание уголовной ответственности», основное внимание целесообразно уделить юридическому значению этого элемента в контексте с основными принципами уголовного права (принципом субъективного вменения – ст. 5 УК РФ). Основные, центральные вопроса темы связаны с виной, отсюда надлежит уделить максимум внимания рассмотрению содержания вины (ее элементов: интеллектуальному и волевому), формам и видам вины. Студент должен четко представлять себе отличия прямого и косвенного умысла; косвенного умысла и легкомыслия; небрежности и невиновного причинения вреда (ч.1 ст. 28 УК РФ); легкомыслия и невиновного причинения вреда (ч. 2 ст. 28 УК РФ). Он должен не только различать иные виды умысла (заранее обдуманный, внезапно возникший, том числе и аффектированный), а также виды умысла, характеризуемые по степени определенности, но и знать правила квалификации при установлении каждой из данных разновидностей. Конструктивной особенностью некоторых составов преступлений является наличие двойной формы вины. Это – лишь квалифицированные составы, причем двух типов: материальные составы, в которых квалифицирующим признаком предусмотрены более тяжкие последствия, чем в основном составе; формальные, квалифицирующим признаком которых выступают определенные тяжкие последствия. Студент должен не только на теоретическом уровне усвоить данное уголовно-правовое понятие (преступление с двумя формами вины), но и уметь определять тип таких составов, работая с уголовным законом. Рассматривая факультативные признаки субъективной стороны состава преступления, надлежит не только остановиться на понятиях мотива и цели, их видах, уголовно-правовом значении, но и особо подчеркнуть, что последние подлежат установлению независимо от того, указаны ли они в качестве конструктивных либо нет в силу требования уголовно-процессуального законодательства (ст.73 УПК РФ). Необходимо остановиться на мотивах и целях неосторожных преступлении в силу недостаточной теоретической разработанности вопроса. Студенту следует не только уяснить, как в науке уголовного права определяются мотив, цель, аффект, каковы их виды. Он должен иметь представление о содержании основных мотивов и целей, в связи с чем целесообразно обращение к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам, где дано официальное толкование содержанию наиболее часто встречающихся мотивов преступлений. При изучении признака «аффект» представляется целесообразным обратиться к опубликованной практике Верховного Суда РФ и проанализировать конкретные его решения с тем, чтобы студент имел реальное представление о внешних формах проявления данного эмоционального состояния лица, совершившего преступление, и о фактическом содержании противоправного и аморального поведения (действия, бездействия) потерпевшего. Студент должен знать, что такое ошибка в уголовном праве, каковы ее виды, и иметь представление о правилах правовой квалификации при ее наличии, а также отличать ошибки от смежных ситуаций (например, случая отклонения действия).
Тема 2.4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Принимая во внимание отсутствие в науке уголовного права однозначного подхода к определению сущности обстоятельств, исключающих преступность деяния, следует дать оценку мнениям, высказанным учеными по данному вопросу, а также обсудить предложения о необходимости расширения круга обстоятельств, исключающих преступность деяния, за счет включения, например, причинения вреда с согласия потерпевшего, причинения вреда во время исполнения своего права и др. Необходимо раскрыть юридическую природу каждого обстоятельства, исключающего преступность деяния, и показать его социально-правовое значение. Особое внимание следует уделить необходимой обороне, тем более что в науке уголовного права отсутствует единство в его понимании. Студент должен иметь представление о проблемном характере рассматриваемого вопроса. Рассмотрение условий и пределов причинения вреда при необходимой обороне предполагает изучение уголовного закона (ст.37 УК РФ) в его развитии, с учетом тех изменений, которые были внесены в эту статью в течение действия настоящего кодекса (2000-2003-2006 г.г.), а также постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление обеспечивающего право». Помимо характеристики общественной опасности, наличности и действительности как условий необходимой обороны студент должен знать уголовно-правовые последствия мнимой обороны. Для признания защиты правомерной кроме условий необходимо соблюдение условий, относящихся к защите, в связи с чем студенту следует знать признаки превышения пределов необходимой обороны, предусмотренные указанным постановлением. Поскольку применение ст.37 УК РФ вызывает определенные сложности, рекомендуется рассмотрение теоретических вопросов сопровождать анализом конкретных судебных решений, принятых как Верховным Судом РФ, так и судами Удмуртской республики. Рассматривая основание, условия причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и пределы правомерности его причинения, надлежит подчеркнуть, что до 1996 г. указанная ситуация оценивалась с точки зрения законодательства о необходимой обороне. Отсюда целесообразно провести сравнительный анализ данных обстоятельств. Представляется необходимым особо подчеркнуть различие данного института от процессуальных институтов задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, и лица, совершившего административное правонарушение. Рассматривая основание, условия и пределы причинения вреда при крайней необходимости, следует подчеркнуть, что по сравнению с обстоятельствами, предусмотренными в ст.37, 38 УК РФ, закон предъявляет более жесткие требования, что объясняется тем фактом, что вред причиняется не посягающему или лицу, совершившему преступление, а интересам невиновных третьих лиц. В связи с тем, что в уголовном законе отсутствует указание на уголовно-правовые последствия превышения пределов крайней необходимости, необходимо обсудить высказанные в науке предложения относительно учета факта превышения пределов крайней необходимости при уголовно-правовой оценке содеянного. Причинение вреда под влиянием физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающее преступность деяния, отличается отсутствием общественно полезной направленности. Студент должен четко разграничивать следующие виды принуждения: непреодолимое физическое принуждение, исключающее преступность деяния в силу отсутствия вины, и преодолимое физическое и психическое принуждение как исключающее преступность деяния лишь с соблюдением требований, присущих крайней необходимости. Рассматривая условия причинения вреда при обоснованном риске, студент должен иметь четкое представление относительно содержания терминов «обоснованный риск», «общественно полезная цель». Для данного обстоятельства неизвестно такое понятие как «превышение пределов риска». Риск может быть правомерным (обоснованным), либо неправомерным (необоснованным), влекущим уголовную ответственность на общих основаниях. При изучении данного обстоятельства целесообразно остановиться на особенностях применения ст. 41 УК РФ в различных сферах профессиональной деятельности и рода занятий субъектов риска, что может иметь место в форме кратких сообщений, подготовленных студентами. Исполнение приказа или распоряжения и до 1996 г. учитывалось при решении вопросов уголовной ответственности подчиненных лиц, действовавших во исполнение приказов начальников. Но лишь в действующем уголовном законе определены правовые условия (гарантии правомерного поведения подчиненного), исключающие преступность деяния в данных ситуациях. Студент должен иметь четкое представление о таковых гарантия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.008 с.) |