Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.1. Стадии совершения преступления.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «стадия совершения преступления» в действующем российском уголовном законодательстве отсутствует, однако в доктрине уголовного права оно утвердилось и традиционно используется. Отсюда следует обратиться к учению об этапах развития преступной деятельности в досоветский, советский и постсоветский периоды их развития. Определить место и значение такого этапа как формирование (обнаружение умысла). Студент должен усвоить значение института стадий для обоснования ответственности за предварительную преступную деятельность – приготовление и покушение на преступление, что и образует содержание правового понятия «неоконченное преступление». Он должен иметь представление о дискуссиях, имеющих место в науке относительно ряда вопросов (возможность реализации предварительной преступной деятельности с косвенным умыслом; особенности основания уголовной ответственности за неоконченное преступление, возможность добровольного отказа на стадии оконченного покушения и др.). Необходимо не только дать характеристику содержанию приготовительных действий, указанных в ч.1 ст. 30 УК РФ, но и остановиться на конкретных формах приготовления к преступлению, обозначенных в законе как «иное умышленное создание условий для совершения преступления». Рассматривая признаки покушения (ч. 3 ст. 30 УК РФ), следует особое внимание уделить вопросу отграничения его от приготовления к преступлению, в связи с чем еще раз подчеркнуть значение состава преступления, ибо «действия, непосредственно направленные на совершение преступления» следует понимать как начало выполнения объективной стороны состава преступления. Студент должен уяснить, что необходимость правильного определения вида неоконченного преступления вызвана различиями в условиях уголовной ответственности и в пределах их наказуемости (ч. 2 ст.30, ст. 66 УК РФ). Решая задачи, рекомендованные преподавателем, студент должен первоначально дать характеристику объективной стороне состава преступления, который вменен (предполагается вменить) лицу, затем с учетом выявленных признаков дать оценку фактически совершенному им деянию как оконченному преступлению, либо неоконченному, обозначив стадию, на которой преступная деятельность была прервана. Рассматривая вопрос о видах покушений (оконченное, неоконченное, годное, негодное: их виды), следует не только раскрыть их содержание, но особо подчеркнуть уголовно-правовое значение. Момент окончания конкретного состава преступления зависит от законодательной конструкции состава преступления, отсюда рассмотрение оконченного преступления (его видов) дает возможность преподавателю проверить остаточные знания студентов по теме: «Состав преступления как основание уголовной ответственности». Уголовное законодательство комплексно разрешило вопрос от добровольном отказе от преступления не только при неоконченной преступной деятельности, но и при соучастии в преступлении. Однако в рамках данной темы следует дать характеристику лишь тем условиям добровольного отказа, которые предусмотрены ч.1,2 и 3 ст. 31 УК РФ. В данной статье не указаны мотивы добровольного отказа, в связи с чем следует обратить внимание, что таковыми могут быть как позитивные, так и иные (страх уголовной ответственности и т.д.). Студент должен понимать социальную ценность, уголовно-правовое и криминологическое значение добровольного отказа от преступления. Добровольный отказ следует отграничивать от деятельного раскаяния. Необходимо в очередной раз подчеркнуть, что правовые последствия в виде «исключения уголовной ответственности» и «освобождения от уголовной ответственности» различны. Давая общую характеристику деятельному раскаянию, следует сопоставить его условия с условиями добровольного отказа. По усмотрению преподавателя представляется возможным рассмотреть вопрос об отграничении добровольного отказа от явки с повинной. Тема 3.2. Соучастие в преступлении. Аудиторные формы изучение данного института предполагают не только освоение законодательного материала и практики его применения, рассмотрение теоретических вопросов, но и формирование в сознании студента алгоритма оценки фактических обстоятельств совершенного преступления, совершенного несколькими лица, в целях правильной их уголовно-правовой квалификации. Эта задача должна определять выбор преподавателем научной позиции относительно дискуссионного вопроса о формах и видах соучастия. Преподавателю следует подчеркнуть наличие в науке уголовного права многообразия суждений и по данному вопросу и право студента сформировать собственное мнение, отличное от позиции преподавателя. При рассмотрении признаков соучастия, особое внимание надлежит уделить характеристике тех из них, относительно которых сложилась достаточно противоречивая судебная практика (два и более лица), либо имеют место ошибки в применении (совместность действий). При изучении теоретических вопросов рекомендуется по мере возможности обращаться к решениям Верховного Суда РФ, что способствует осознанию студентами практической значимости рассматриваемых вопросов. Разграничивая простое соучастие (соисполнительство) и сложное (с распределением ролей), следует вновь вернуться к объективной стороне состава преступления и подчеркнуть ее значимость в решении данного вопроса. Давая характеристику каждому соучастнику, указанному в ст.33 УК РФ, следует подчеркнуть особое значение исполнителя преступления (посредственного исполнителя). Студент должен знать, в чем заключается роль каждого из соучастников и представлять сравнительную опасность содеянного ими в рамках общего, совместного умысла. Особое значение, как в силу повышенной общественной опасности, так и распространенности имеет групповое соучастие. Студенту следует знать признаки группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы как квалифицированных видов группового соучастия, и преступного сообщества (преступной организации) как обстоятельства, отягчающего наказание (п. «в» ч. 1 ст.63 УК РФ), и обстоятельства, ответственность за которое предусмотрена самостоятельной статьей УК РФ (ст.210 УК РФ). Раскрывая признаки организованной группы, преступного сообщества (организации) следует обратиться к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, где дано официальное толкование видов группового соучастия, и к конкретным решениям Верховного Суда РФ и Верховного Суда УР, в которых нашли отражение отличительные признаки наиболее общественно опасных его видов. Закон не предусматривает особого основания уголовной ответственности за соучастие в преступлении. Таковое предусмотрено в ст. 8 УК РФ. Однако в силу того, что все признаки состава преступления содержатся лишь в действиях исполнителя, следует особо остановиться на вопросе об основаниях ответственности иных соучастников. Студент должен иметь представление об основных положениях акцессорной теории ответственности соучастников; теории самостоятельной ответственности соучастников. Изучая эксцесс исполнителя (ст.36 УК РФ), студенту следует уяснить его содержание, виды и правовое значение. При решении задач студент должен уметь определять содержание общего умысла соучастников; сопоставлять содеянное исполнителем с содержанием последнего; выявлять, признаки какого преступления содержатся в содеянном таким исполнителем (в том числе, и вид эксцесса); квалифицировать содеянное как исполнителем, так и соучастниками. Добровольный отказ при соучастии характеризуется некоторыми особенностями в зависимости от выполняемой функции. Студенту следует знать, каким образом решается вопрос об уголовной ответственности организатора, подстрекателя, пособника при добровольном отказе от совершения преступления исполнителем; какие условия добровольного отказа предъявляет законодатель к организатору и подстрекателю, чтобы исключить уголовную ответственность; условия добровольного отказа, предъявляемые к пособнику. Изучение вопросов неудавшегося соучастия и соучастия со специальным субъектом предполагает обращение к ст. 34 УК РФ, соответственно к частям четвертой и пятой. Неудавшееся соучастие лишь в самой общей форме получило правовую регламентацию, в связи с чем следует изучить конкретные его варианты, рассматриваемые в науке уголовного права. Прикосновенность к преступлению целесообразно рассматривать как уголовно-социологическую и уголовно-правовую категорию, что предопределяет и видовое их различие. В действующем уголовном законе предусмотрен лишь один вид прикосновенности – укрывательство (ст.316 УК РФ). Опираясь на признаки соучастия, следует проводить различие между прикосновенностью и соучастием.
Тема 3.3. Множественность преступлений. Понятие множественности преступлений разрабатывается теорией уголовного права и не известно законодательству. Поскольку единообразное понимание множественности преступлений сложилось в ходе ряда дискуссий, следует обозначить основные вопросы, обсуждавшиеся в процессе становления данного института. Рассматривая признаки множественности, следует отметить, что в социальном плане она повышает степень общественной опасности деяний. Вопрос о формах множественности преступлений неоднозначно решался в теории и законодательстве, в связи с чем представляется необходимым дать их историческую ретроспективу (по крайней мере, на уровне закрепления в уголовном законе). Студент должен знать признаки совокупности преступления, предусмотренные ст. 17 УК РФ, отличие реальной и идеальной совокупности преступлений их правовое значение. Кроме того, говоря о реальной совокупности, принято выделять совокупность: а) образуемая разнородными преступлениями; б) однородными преступлениями; в) тождественными преступлениями. Студент должен иметь представление о каждой из них. Федеральным законом РФ № 73-ФЗ от 21 июля 2004 г. понятие совокупности преступлений было дополнено еще одним признаком: «за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями особенной части настоящего кодекса в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание». Надлежит остановиться на доктринальном толковании этого признака, проследить, насколько это изменение закона повлияло на практику применения данной уголовно-правовой нормы, а также обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ» от 29 января 1999 г. с учетом изменений, внесенных 3 апреля 2008 г. Рассматривая понятие, признаки и виды рецидива, следует обратить особое внимание на недопустимость отождествления понятий «осуждение» и «судимость». Целесообразно проанализировать высказанные в науке уголовного права суждения относительно изменений, внесенных в институт рецидива преступлений Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. Студент должен знать, в каких случаях судимость за умышленное преступление не образует рецидива преступлений; как учитывается рецидив при назначении судом наказания и определения вида исправительного учреждения мужчинам, осужденным к лишению свободы. Единичное преступление зачастую имеет сложную структуру, что делает его похожим на множественность преступлений, в связи с чем возникает необходимость отграничить его от множественности преступлений. Изучение конкретных видов единичных сложных преступлений предполагает необходимость вновь обратиться к теме «Состав преступления как основание уголовной ответственности», поскольку в качестве таковых принято рассматривать продолжаемые, длящиеся, составные преступления, преступления с альтернативно предусмотренными действиями, с двумя формами вины, с признаком неоднократности действий и др. Студент должен понимать различия между множественностью преступлений и конкуренцией уголовных норм. Поскольку в уголовном законе нет понятия конкуренции и не регламентированы ее виды (за исключением конкуренции общей и специальной нормы – ч. 3 ст. 17 УК РФ), постольку соответствующие вопросы разрабатываются в доктрине уголовного права (в иных отраслевых науках, а также в теории права). Отсюда в литературе называют разные виды конкуренции. Студент должен знать, как минимум, те виды, относительно которых содержатся указания в судебной практике и указываются пути их разрешения (квалифицированного и привилегированного составов; квалифицированного и особо квалифицированного составов; нескольких привилегированных составов, части и целого и др.).
Тема 4.1. Понятие, цели, система и виды наказаний. Изучая учение о наказании в ретроспективном аспекте, надлежит обратиться к основным правовым идеям, получившим закрепление в уголовном законодательстве России середины 19-начала 20 в.в.; к уголовному законодательству советского периода до 1958 г.; а также после принятии Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 гг.; к действующему УК РФ 1996 г. Студент должен иметь представление о пропорциональной теории наказуемости, характерной для дооктябрьского периода развития российского уголовного законодательства; особенностях правового регулирования данных институтов в УК РСФСР 1926 г. и в УК РСФСР 1960 г. (непропорциональная система); возвращении к пропорциональной теории наказуемости в 1996 г. Проблемы сущности и целей наказания тесным образом связаны с избранной теоретической концепцией, а потому обсуждение данных вопросов необходимо связывать с конкретным этапом развития науки и законодательства. Студент должен иметь представление о научных дискуссиях относительно сущности наказания, развернувшиеся после замены в уголовном законодательстве понятия «меры социальной защиты» термином «наказание» и законодательной формулировкой в ч. 1 ст. 20 УК РСФСР целей наказания. Необходимо дать характеристику сущностным признакам наказания, предусмотренным в ч. 1 ст. 43 УК РФ, сравнивая данную меру государственного воздействия с иными мерами (административными, дисциплинарными и т.д.); раскрыть содержание целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст.43 УК РФ, обсудить реальную возможность их достижения уголовно-правовыми средствами. Студент должен иметь представление о тех критических замечаниях, которые высказаны в науке уголовного права относительно содержания ч.1, 2 ст. 43 УК РФ. Говоря о значении системе наказаний, следует, в том числе, отметить необходимость непосредственного обращения к ст. 44 УК РФ при применении ст.64, 80 УК РФ. Студент должен иметь представление о разработанных наукой классификациях видов наказания по различным основаниям и критериям, знать содержание, минимальные и максимальные пределы каждого вида наказания, условия применения (неприменения), особенности замены в случаях злостного уклонения от его отбывания.
Тема 4.2. Общие начала и специальные правила назначения наказания. Несмотря на законодательное закрепление общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ), в науке уголовного права нет единства относительно их понятия, системы, соотношения с принципами уголовного права, принципами назначения наказания. Студент должен иметь представление о постановке и решении данных вопросов в доктрине уголовного права; понимать значение общих начал назначения наказания, позволяющих как индивидуализировать наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, так и ограничить судейское усмотрение соответствующими пределами. Характеризуя такое общее начало назначения наказания как необходимость учета характера и степени общественной опасности преступления, следует обратиться к теме «Понятие преступления» и вспомнить содержание данных критериев общественной опасности. Исходя из содержания понятия «характер общественной опасности», рекомендуется обсудить реальную возможность суда учесть данное обстоятельство при разрешении конкретных уголовных дел. Рассмотрение такого общего начала назначения наказания как учет личности виновного, также предполагает обращение к уже изученному ранее институту (Субъект преступления). Студенту следует вспомнить признаки, характеризующие личность; обсудить условия, при наличии которых эти свойства могут повлиять на выбор судом вида наказания, его размера (срока); правовые последствия невыполнения данного общего начала назначения наказания. Изучение обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание предполагает, в первую очередь, уяснение их содержания (ст.61, 63 УК РФ) и значения для индивидуализации наказания. Студент должен иметь представление о тех классификациях этих обстоятельств, которые разработаны наукой уголовного права. Говоря о правилах учета смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, следует обратиться к ч.2,3 ст.61 и ч.2 ст.63 УК РФ. Кроме того, порядок их учета определен ст.62, 63-1, 64, 65,67, 68 УК РФ. Студент должен знать условия применения указанных уголовно-правовых норм; толкование оценочных понятий, используемых законодателем (например, исключительные обстоятельства); варианты смягчения наказания, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ. Он должен иметь представление о соотношении общих начал назначения наказания и специальных правил, суждениях, высказанных по данному вопросу в науке уголовного права. Изучение данного вопроса предполагает обращение к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (от 11 января 2007 г.), «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (от 29 октября 2009 г.), «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» (от 29 октября 2009 г.). При решении рекомендованных преподавателем задач студент должен дать полную оценку всем указанным в тексте обстоятельствам с учетом всех положений, предусмотренных ст.60-65, 66,67, 68 УК РФ УК.. При наличии совокупности преступлений и совокупности приговоров назначение наказания осуществляется в несколько этапов, о чем должен знать студент. Во-первых, назначается наказание за каждое из преступлений, входящих в совокупность с учетом общих начал (ст. 60 УК РФ) и других правил, предусмотренных ст.61-68 УК РФ. В случае назначения за каждое преступление различных видов наказаний, следует обратиться к ст. 71 УК РФ, устанавливающей порядок определения сроков наказании при их сложении. Во-вторых, назначается наказание по совокупности преступлений. Студенту надлежит знать соответствующие правила, предусмотренные ст. 69 УК РФ: поглощения и сложения (полного или частичного). Правило выбирается в зависимости от того, преступления каких категорий образуют совокупность (1), являются ли совершенные преступления оконченными или неоконченными. Применяя конкретное правило, студент не должен выйти за максимальные пределы наказуемости для данной совокупности преступлений. Порядок определения максимальных пределов наказуемости для каждой совокупности преступлений предусмотрен ч. 2, 3 ст. 69 УК РФ с учетом положений ч. 4, 5 ст.56 УК РФ. В-третьих, назначается окончательное наказание по совокупности приговоров, когда помимо наказания, назначенного по последнему приговору, имеет место неотбытая часть наказания по предыдущему приговору. Соответствующие правила предусмотрены ст. 70 УК РФ: полное или частичное сложение. Студент должен знать, как определяется дополнительное наказание по совокупности преступлений; должен уметь моделировать ситуацию, предусмотренную в ч.5 ст.69 УК РФ. Надлежит остановиться на особенностях применения условного осуждения при назначении наказания по совокупности приговоров, имея в виду, что судам приходится применять ст.70 УК РФ как в случаях, когда за совершение одного преступления, вынесен приговор с реальным отбыванием наказания, а за совершение другого – осуждено условно, и в случаях, когда имеются два приговора с применением ст. 73 УК РФ.
Тема 4.3. Освобождение от уголовной ответственности. Данная тема по содержанию довольно объемна, отсюда основная задача заключается в уяснении сущности и значения данных уголовно-правовых институтов, оснований, видов и последствий освобождения от уголовной ответственности и наказания. Целесообразно обращение к классификации оснований освобождения от ответственности и наказания на условные и безусловные, поскольку такое разграничение дает возможность определиться с некоторыми аспектами их правового значения. Поскольку освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия детально рассматривается в другом институте Общей части уголовного права, предметом изучения в рамках данного института должны быть основания, предусмотренные ст.75, 76,76-1,78, 84, 85 УК РФ. Надлежит обсудить вопрос о правовой природе указанных оснований, их значении в реализации задач уголовного законодательства, условиях применения, недостатках правового регулирования и предложениях в части их дальнейшего развития. Изучая институт условного осуждения, студент должен уяснить его сущность и значение для достижения целей наказания. Он должен знать, какие наказания могут отбываться условно; значение и продолжительность испытательного срока; содержание правоограничений, которыми может сопровождаться применение условного осуждения; основания и последствия его отмены. Рассматривая институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, следует обратить внимание на общие черты, сближающие его с условным осуждением, и на различия между ними. Рассматривая отдельные виды освобождения от наказания, предусмотренные ст. 80, 80-1, 81, 82, 82-1,83 УК РФ, студенту надлежит уяснить их значение, условия и правовые применения, познакомиться со сложившейся практикой их применения, обсудить предложения, высказанные в теории относительно их изменения и дополнения. Изучение данного вопроса предполагает обращение к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» от 21 апреля 2009 г.
Тема 4.4. Освобождение от наказания. Рассматривая отдельные виды освобождения от наказания, предусмотренные ст. 80, 80-1, 81, 82, 83 УК РФ, студенту надлежит уяснить их значение, условия и правовые применения, познакомиться со сложившейся практикой их применения, обсудить предложения, высказанные в теории относительно их изменения и дополнения. Изучение данного вопроса предполагает обращение к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» от 21 апреля 2009 г. Изучая институт условного осуждения, студент должен уяснить его сущность и значение для достижения целей наказания. Он должен знать, какие наказания могут отбываться условно; значение и продолжительность испытательного срока; содержание правоограничений, которыми может сопровождаться применение условного осуждения; основания и последствия его отмены. Рассматривая институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, следует обратить внимание на общие черты, сближающие его с условным осуждением, и на различия между ними. В теории уголовного права отсутствует единый подход к трактовке понятия судимости, в связи с чем надлежит проанализировать основные научные позиции по данному вопросу, избегая их противопоставления друг другу, поскольку каждое из определений отражает те или иные существенные характеристики этого юридического понятия. Следует особо подчеркнуть, что действующий УК РФ отказался от прерывания срока судимости при совершении нового преступления. Рассматривая общетеоретические и, особенно, уголовно-правовые последствия судимости, следует дать оценку тем изменениям, которые были внесены в данный институт Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. Они существенно изменили уголовно-правовое значение судимости, о чем студент должен иметь представление. Значительное место занимает вопрос о сроках судимости и порядке их исчисления. Студент должен знать: а) начальный и конечный моменты состояния судимости; б) момент исчисления начала срока погашения судимости; в) особенности исчисления срока судимости при его сокращении, замене более мягким видом наказания, при условно-досрочном освобождении от наказания; г) способы аннулирования судимости. Сроки погашения судимости зависят от категории преступления (ст.86 УК РФ). Студент должен не только знать эти сроки, но и иметь представление о случаях погашения судимости независимо от категории преступления; возможности досрочного ее погашения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.01 с.) |