Тема 16. Теоретико-правовые основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Теоретико-правовые основы



КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о квалификации преступлений, ее правилах и этапах, методологических основах и приемах квалификации преступлений.

 

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Понятие и значение квалификации преступлений и ее место в процессе применения норм уголовного права.

2. Состав преступления как юридическая основа квалификации преступлений.

3. Этапы квалификации преступлений.

4. Методологические основы квалификации преступлений. Логические приемы квалификации преступлений.

5. Конкуренция и коллизия норм уголовного закона и их влияние на квалификацию преступлений.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и значение квалификации преступлений, обратить внимание на виды квалификации преступлений, остановиться на том, какое место квалификация преступлений занимает в процессе применения норм уголовного права.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии состава преступления, который выступает юридической основой квалификации преступлений, вспомнить его элементы и признаки, раскрыть их влияние на правильную квалификацию преступления.

При подготовке третьего вопроса необходимо обратить внимание на этапы квалификации преступления, их последовательность и значение для правильной юридической оценки содеянного.

При подготовке четвертого вопроса следует уяснить правила квалификации преступлений, обратив внимание на то, какие правила относятся к общим, а какие к частным, уяснить алгоритм действий правоприменителя при квалификации преступлений.

При подготовке пятого вопроса необходимо остановиться на случаях конкуренции и коллизии уголовно-правовых норм, особенностях квалификации содеянного при их наличии и правилах их применения.

Темы рефератов

1. Квалификация преступлений по объективным признакам.

2. Квалификация преступлений по субъективным признакам.

3. Квалификация неоконченных преступлений.

4. Квалификация преступлений, совершенных в соучастии.

5. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений.

 

Используемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 52, 61, 139, 244.

Тема 17. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о составах преступлений против жизни, особенностях их квалификации и отграничения от смежных преступлений.

 

Семинарские занятия – 4 часа

Практические занятия – 4 часа

 

План

1. Понятие и виды преступлений против жизни по российскому уголовному праву и их место в системе преступлений против личности.

2. Понятие убийства. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105 УК РФ). Отличие убийства от причинения смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ).

3. Убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст.105 УК РФ).

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против личности, их родовой объект, обратить внимание на классификацию данных преступлений. Также необходимо раскрыть понятие преступлений против жизни и их место в системе преступлений против личности, уделить внимание непосредственному объекту данных преступлений, понятию жизни и смерти и их уголовно-правовому значению, обратить внимание на их виды.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии убийства, его законодательном определении, раскрыть основной состав, специфику его квалификации и отличия от причинения смерти по неосторожности.

При подготовке третьего вопроса необходимо охарактеризовать круг отягчающих убийство обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии.

 

Темы рефератов

1. Развитие российского законодательства об ответственности за преступления против жизни.

2. Преступления против жизни по законодательству зарубежных стран.

3. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

4. Причинение смерти по неосторожности.

5. Доведение до самоубийства.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с правильной квалификацией преступлений против жизни.

 

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). Отличие этого преступления от убийства, совершенного без смягчающих и отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105 УК РФ).

2. Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ).

3. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо раскрыть состав убийства матерью новорожденного, обратить внимание на смягчающие обстоятельства при совершении данного преступления и его отличие от основного состава убийства.

При подготовке второго вопроса следует уяснить состав убийства, совершенного в состоянии аффекта, особое внимание уделить состоянию аффекта и причинам, вызвавшим его, а также отличию данного преступления от основного состава убийства.

Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о составах преступлений против здоровья, особенностях их квалификации и отграничения от смежных преступлений.

План

1. Понятие и виды преступлений против здоровья по российскому уголовному праву. Здоровье как непосредственный объект указанной группы преступлений.

2. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Отличие этого преступления, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, от смежных составов преступлений.

3. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).

4. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ).

5. Побои (ст. 116 УК РФ).

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против здоровья. Особое внимание следует уделить понятию здоровья как непосредственного объекта данных преступлений, обратить внимание на их классификацию и место в системе преступлений против личности.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, его законодательном определении, уяснить виды последствий, отнесенных к тяжкому вреду здоровью. Также необходимо уделить внимание обстоятельствам, отягчающим умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, раскрыть отличие умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности причинение смерти, от убийства.

При подготовке третьего вопроса необходимо раскрыть состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии.

При подготовке четвертого вопроса необходимо раскрыть состав умышленного причинения легкого вреда здоровью, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии.

При подготовке пятого вопроса следует уяснить состав побоев, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии.

Темы рефератов

1. Развитие российского законодательства об ответственности за преступления против здоровья.

2. Уголовная ответственность за преступления против здоровья по законодательству зарубежных стран.

3. Истязание.

4. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с правильной квалификацией преступлений против здоровья.

 

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ). Отличие этого преступления от заражения ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ).

2. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности (ст. 123 УК РФ).

3. Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ).

4. Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

5. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо раскрыть состав заражения венерической болезнью, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии, а также отличие от заражения ВИЧ-инфекцией.

При подготовке второго вопроса следует уяснить состав незаконного производства аборта, его объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки и особенности квалификации содеянного при их наличии.

При подготовке третьего вопроса обучающемуся необходимо уяснить признаки состава неоказания помощи больному, особое внимание следует обратить на специфику субъекта данного преступления, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии.

При подготовке четвертого вопроса следует изучить состав оставления в опасности, его объективные и субъективные признаки и особенности квалификации содеянного.

Темы рефератов

1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

2. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.

Используемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 24, 26, 36, 49, 84, 87, 121, 122, 125, 139, 141, 143, 157, 158, 171, 193, 206, 232, 244, 276, 278.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.016 с.)