Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кандидат юридических наук, доцент В.Ф. Лапшин↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УГОЛОВНОЕ ПРАВО (Особенная часть)
Планы семинарских и практических занятий по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Институт подготовки государственных и муниципальных служащих Категория обучающихся: студенты Курсы: 3-й (очная форма обучения) 3-й (заочная форма обучения)
Рязань
ББК 67.408р30 У26 Рецензенты: Мельников М.Г., кандидат юридических наук, доцент (федеральный судья Рязанского областного суда); Лакеев А.А., кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России).
Начальник кафедры уголовного права Кандидат юридических наук, доцент В.Ф. Лапшин
Учебно-методическое издание
ЗАХАРОВА Светлана Сергеевна, ОЛОВЕНЦОВА Светлана Юрьевна, ПЛЕШАКОВ Владимир Алексеевич Уголовное право (Особенная часть)
Планы семинарских и практических занятий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение учебной дисциплины «Уголовное право (Особенная часть)» является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных юристов. Целью курса «Уголовное право (Особенная часть)» является овладение обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками в области Особенной части уголовного права. Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, стоящих перед семинарами, а именно, контроль знаний обучающихся, полученных в ходе лекций и самостоятельной работы, а также их углубление и восполнение имеющихся пробелов. Подготовка вопросов, выносимых на семинарские занятия, предполагает изучение в полном объеме соответствующего нормативного материала, рекомендованной учебно-методической литературы, руководящих разъяснений и постановлений пленумов Верховного Суда РФ. Вопросы, выносимые на семинар, требуют тщательного анализа соответствующего состава преступления, рассмотрения каждого из его элементов (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), а также квалифицирующих и других признаков, если таковые имеются. Практические занятия служат для овладения студентами навыков в применении норм уголовного права, правильной квалификации преступлений, в том числе применительно к конкретным жизненным ситуациям, описываемым в задачах по уголовному праву. Практические занятия по уголовному праву, проводимые в аудитории, предусматривают обсуждение и решение конкретных задач по той или иной теме и являются важным средством проверки студентами своих знаний по уголовному праву, которые были приобретены в процессе самостоятельной работы над законом и другими источниками информации. Занятия осуществляются в форме решения той или иной ситуации, предлагаемой преподавателем. При ответе студент должен дать юридическую оценку ситуации, обосновать свое решение не только ссылкой на то или иное теоретическое положение или норму закона, но и на судебную практику. Основными задачами являются: изложение и привитие обучающимся теоретических знаний о принципах, категориях и положениях уголовного права и уголовного закона РФ; обучение их правильному ориентированию в положениях уголовного законодательства РФ; развитие способностей анализировать уголовное законодательство и практику его применения; обеспечение соблюдения требований уголовного закона в профессиональной деятельности; формирование у обучающихся уважительного отношения к уголовному закону как незыблемому средству защиты прав и интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств; воспитание интеллектуально развитого, коммуникабельного сотрудника. Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен: Знать: принципы, категории и положения науки уголовного права, основные направления и содержание уголовной политики РФ; систему уголовного права и содержание уголовного закона РФ; сущность, содержание и особенности институтов и понятий Особенной части уголовного права действующего законодательства; механизм и средства уголовно-правового регулирования; опыт зарубежного уголовного законодательства и историю развития уголовно-правовой мысли, касающейся институтов Особенной части. Уметь: правильно ориентироваться в положениях Особенной части уголовного законодательства в связи с дополнениями и изменениями Уголовного кодекса Российской Федерации, толковать и применять нормы Особенной части уголовного права; оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями, регламентированными в Особенной части УК РФ; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с точки зрения уголовного закона; изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Владеть: методами научного анализа уголовного закона, взаимосвязи составляющих его норм и институтов; навыками работы с уголовным законодательством; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения уголовного законодательства; навыками анализа норм, регулирующих уголовные правоотношения. Промежуточной формой контроля является сдача зачета. В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы предусмотрены подготовка и защита курсовой работы и сдача экзамена. Учебно-тематический план Очная форма обучения
Заочная форма обучения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о квалификации преступлений, ее правилах и этапах, методологических основах и приемах квалификации преступлений.
Семинарское занятие – 2 часа План 1. Понятие и значение квалификации преступлений и ее место в процессе применения норм уголовного права. 2. Состав преступления как юридическая основа квалификации преступлений. 3. Этапы квалификации преступлений. 4. Методологические основы квалификации преступлений. Логические приемы квалификации преступлений. 5. Конкуренция и коллизия норм уголовного закона и их влияние на квалификацию преступлений.
Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и значение квалификации преступлений, обратить внимание на виды квалификации преступлений, остановиться на том, какое место квалификация преступлений занимает в процессе применения норм уголовного права. При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии состава преступления, который выступает юридической основой квалификации преступлений, вспомнить его элементы и признаки, раскрыть их влияние на правильную квалификацию преступления. При подготовке третьего вопроса необходимо обратить внимание на этапы квалификации преступления, их последовательность и значение для правильной юридической оценки содеянного. При подготовке четвертого вопроса следует уяснить правила квалификации преступлений, обратив внимание на то, какие правила относятся к общим, а какие к частным, уяснить алгоритм действий правоприменителя при квалификации преступлений. При подготовке пятого вопроса необходимо остановиться на случаях конкуренции и коллизии уголовно-правовых норм, особенностях квалификации содеянного при их наличии и правилах их применения. Темы рефератов 1. Квалификация преступлений по объективным признакам. 2. Квалификация преступлений по субъективным признакам. 3. Квалификация неоконченных преступлений. 4. Квалификация преступлений, совершенных в соучастии. 5. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений.
Используемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 52, 61, 139, 244. План 1. Понятие и виды преступлений против жизни по российскому уголовному праву и их место в системе преступлений против личности. 2. Понятие убийства. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105 УК РФ). Отличие убийства от причинения смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ). 3. Убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст.105 УК РФ). Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против личности, их родовой объект, обратить внимание на классификацию данных преступлений. Также необходимо раскрыть понятие преступлений против жизни и их место в системе преступлений против личности, уделить внимание непосредственному объекту данных преступлений, понятию жизни и смерти и их уголовно-правовому значению, обратить внимание на их виды. При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии убийства, его законодательном определении, раскрыть основной состав, специфику его квалификации и отличия от причинения смерти по неосторожности. При подготовке третьего вопроса необходимо охарактеризовать круг отягчающих убийство обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии.
Темы рефератов 1. Развитие российского законодательства об ответственности за преступления против жизни. 2. Преступления против жизни по законодательству зарубежных стран. 3. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. 4. Причинение смерти по неосторожности. 5. Доведение до самоубийства. Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с правильной квалификацией преступлений против жизни.
Место проведения практического занятия: учебная аудитория. В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме. План 1. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). Отличие этого преступления от убийства, совершенного без смягчающих и отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105 УК РФ). 2. Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ). 3. Решение задач. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо раскрыть состав убийства матерью новорожденного, обратить внимание на смягчающие обстоятельства при совершении данного преступления и его отличие от основного состава убийства. При подготовке второго вопроса следует уяснить состав убийства, совершенного в состоянии аффекта, особое внимание уделить состоянию аффекта и причинам, вызвавшим его, а также отличию данного преступления от основного состава убийства. Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о составах преступлений против здоровья, особенностях их квалификации и отграничения от смежных преступлений. План 1. Понятие и виды преступлений против здоровья по российскому уголовному праву. Здоровье как непосредственный объект указанной группы преступлений. 2. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Отличие этого преступления, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, от смежных составов преступлений. 3. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). 4. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ). 5. Побои (ст. 116 УК РФ). Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против здоровья. Особое внимание следует уделить понятию здоровья как непосредственного объекта данных преступлений, обратить внимание на их классификацию и место в системе преступлений против личности. При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, его законодательном определении, уяснить виды последствий, отнесенных к тяжкому вреду здоровью. Также необходимо уделить внимание обстоятельствам, отягчающим умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, раскрыть отличие умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности причинение смерти, от убийства. При подготовке третьего вопроса необходимо раскрыть состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии. При подготовке четвертого вопроса необходимо раскрыть состав умышленного причинения легкого вреда здоровью, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии. При подготовке пятого вопроса следует уяснить состав побоев, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии. Темы рефератов 1. Развитие российского законодательства об ответственности за преступления против здоровья. 2. Уголовная ответственность за преступления против здоровья по законодательству зарубежных стран. 3. Истязание. 4. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с правильной квалификацией преступлений против здоровья.
Место проведения практического занятия: учебная аудитория. В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме. План 1. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ). Отличие этого преступления от заражения ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ). 2. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности (ст. 123 УК РФ). 3. Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ). 4. Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). 5. Решение задач. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо раскрыть состав заражения венерической болезнью, охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств, специфику квалификации содеянного при их наличии, а также отличие от заражения ВИЧ-инфекцией. При подготовке второго вопроса следует уяснить состав незаконного производства аборта, его объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки и особенности квалификации содеянного при их наличии. При подготовке третьего вопроса обучающемуся необходимо уяснить признаки состава неоказания помощи больному, особое внимание следует обратить на специфику субъекта данного преступления, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. При подготовке четвертого вопроса следует изучить состав оставления в опасности, его объективные и субъективные признаки и особенности квалификации содеянного. Темы рефератов 1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. 2. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Используемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 24, 26, 36, 49, 84, 87, 121, 122, 125, 139, 141, 143, 157, 158, 171, 193, 206, 232, 244, 276, 278.
И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о составах преступлений против свободы, чести и достоинства личности, особенностях их квалификации и отграничения от смежных преступлений.
Семинарское занятие – 2 часа Практическое занятие – 4 часа
План 1. Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности. 2. Похищение человека (ст. 126 УК РФ). Условия освобождения от уголовной ответственности за данное преступление. 3. Незаконное лишение свободы (ст.127 УК РФ). Отличие этого преступления от похищения человека (ст. 126 УК РФ). Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Особое внимание следует уделить понятию личной физической свободы, чести и достоинства личности как непосредственным объектам данных преступлений, обратить внимание на классификацию данных преступлений и место в системе преступлений против личности. При подготовке второго вопроса следует изучить состав похищения человека, его объективные и субъективные признаки, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. Особое внимание следует уделить условиям освобождения от уголовной ответственности за данное преступление и отличиям от смежных составов – незаконного лишения свободы. захвата заложника. При подготовке третьего вопроса обучающемуся необходимо уяснить состав незаконного лишения свободы, его отличие от похищения человека и захвата заложника, а также остановиться на квалифицирующих и особо квалифицирующих признаках и особенностях квалификации содеянного при их наличии. Также следует остановиться на особенностях квалификации данного преступления в местах лишения свободы. Темы рефератов 1. Развитие российского законодательства об ответственности за преступления против свободы, чести и достоинства личности. 2. Уголовная ответственность за преступления против свободы, чести и достоинства в зарубежных государствах. 3. Уголовная ответственность за торговлю людьми в зарубежных странах. Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с правильной квалификацией преступлений против свободы, чести и достоинства личности.
Место проведения практического занятия: учебная аудитория. В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме. План 1. Торговля людьми (ст. 1271 УК РФ). 2. Использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ). 3. Решение задач. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса особое внимание следует уделить законодательной регламентации состава торговли людьми, действиям, которые входят в содержание объективной стороны данного преступления, и особенностям их окончания, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. Обучаемый должен уяснить условия освобождения от уголовной ответственности за данное преступление. При подготовке второго вопроса обучающемуся необходимо уяснить объективные и субъективные признаки состава использования рабского труда, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. Темы рефератов 1. Уголовная ответственность за использование рабского труда по законодательству зарубежных стран. План 1. Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ). 2. Клевета (ст. 128.1 УК РФ). 3. Решение задач. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса следует изучить состав незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. При подготовке второго вопроса обучающемуся необходимо уяснить объективные и субъективные признаки состава клеветы, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии.
Темы рефератов 1. Уголовная ответственность за клевету по законодательству зарубежных стран. Используемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 139, 189, 220, 236, 237, 238, 239, 240, 244, 249, 264.
ЛИЧНОСТИ
Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о составах преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности и особенностях их квалификации.
Семинарское занятие – 2 часа Практическое занятие – 2 часа
План 1. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 2. Изнасилование (ст. 131 УК РФ). 3. Насильственные действия сексуального характера (ст.132 УК РФ). 4. Понуждение к действиям сексуального характера (ст.133 УК РФ). Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Особое внимание следует уделить понятию половой неприкосновенности и половой свободы личности как непосредственным объектам данных преступлений, обратить внимание на классификацию данных преступлений и место в системе преступлений против личности. При подготовке второго вопроса следует изучить законодательное определение изнасилования, его состав, момент его окончания, особенности субъекта, отличие от насильственных действий сексуального характера, а также охарактеризовать круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. При подготовке третьего вопроса обучающийся должен остановиться на характеристике объективных и субъективных признаков состава насильственных действий сексуального характера, уяснить понятие мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера, отличие от изнасилования, а также круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. При подготовке четвертого вопроса необходимо изучить состав понуждения к действиям сексуального характера, обстоятельство, отягчающее его совершение, и особенности квалификации содеянного. Темы рефератов 1. История развития российского законодательства об ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности по зарубежному законодательству. Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с правильной квалификацией преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Место проведения практического занятия: учебная аудитория. В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме. План 1.Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ). 2. Развратные действия (ст. 135 УК РФ). 3. Решение задач
Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить состав полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, законодательное определение субъекта этого преступления, а также круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. Особое внимание следует уделить отличию от изнасилования и насильственных действий сексуального характера, а также условиям освобождения от уголовной ответственности за данное преступление. При подготовке второго вопроса следует изучить состав развратных действий, их характеристику, а также круг отягчающих данное преступление обстоятельств и специфику квалификации содеянного при их наличии. Темы рефератов 1. Уголовная ответственность за ненасильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних по законодательству зарубежных стран.
Используемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 22, 50, 52, 78, 116, 122, 125, 139, 244, 271.
План 1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. 2. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ). Отличие этого преступления от фальсификации избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ). 3. Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). 4. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ). 5. Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ). Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие и особенности преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание следует уделить понятию конституционных прав и свобод человека и гражданина как непосредственным объектам данных преступлений, обратить внимание на классификацию данных преступлений и место в системе преступлений против личности. При подготовке второго вопроса следует изучить состав воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, условия уголовной ответственности за данное преступление, а также обстоятельства, отягчающие совершение этого преступления и специфику квалификации содеянного при их наличии. Особое внимание обучаемому следует уделить отличиям д
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.012 с.) |