Продукты, которые мы выбираем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продукты, которые мы выбираем



ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Никитин Сергей Васильевич

Эта книга, под названием «Осторожно! Вредные продукты», выдержала 11 переизданий, что является рекордом в книгоиздании современной России.

В России «Осторожно! Вредные продукты» издавалась под псевдонимом «Михаил Ефремов» и, по цензурным соображениям, только в усеченном виде. Именно текст этой книги и «растаскан» по многочисленным сайтам в Интернете: и полный текст, и кусками, и главами, как правило, даже без указания источника и имени автора.

Более-менее полный вариант и под настоящим именем автора – Сергей Никитин, книга была издана только в Чехии.

 

 

Сейчас перед вами полный, авторский текст книги,

без изъятий и купюр.

 

Разрешается обычное цитирование с указанием источника и имени автора «Сергей Никитин».

Запрещается размещение в Интернете полностью или частично без письменного разрешения автора книги.

В связи с тем, что (на 2008 год) истекли смежные права, и все права на книгу принадлежат автору, возможно рассмотрение предложения об издании ее в «бумажном» виде.


ОБ АВТОРЕ

Никитин Сергей Васильевич родился в Санкт-Петербурге. Окончил ЛГУ им. Жданова (психологический факультет), затем ГИДУВ (ныне МАПО) и почти 13 лет проработал в психо-неврологической больнице и диспансере патопсихологом (клиническим психологом).

После клиники Сергей Васильевич читал лекции на курсах «Understand yoursetf and others» («Пойми себя и других» - «UYO»), в основу которых была положена методика психокоррекции, разработанная Биллом и Кэт Кволс Ридлер.

В течении пяти лет работал (по совместительству) журналистом в ряде СМИ (в частности, в ИД «ШАНС») и обозревателем рынка медицинских услуг и продовольственных товаров. В результате издана книга «Осторожно! Вредные продукты».

За книгу «Осторожно! Вредные продукты» в 2003 году Сергей Васильевич был награжден «Дипломом» и принят почетным членом Российского «Общества защиты прав пациентов».

В 2000 году его избрали почетным членом «Королевской ассоциации альтернативной медицины Великобритании и стран Британского Содружества»

Сергей Васильевич - автор восьми книг по прикладной психологии, трех версий оздоравливающей и омолаживающей методики криодинамики, четырех книг художественного содержания и запрещенной в 2002 году книги о возникновении христианства «Не зачатый, но распятый».

Он является основоположником абсолютно нового лечебного направления - архетипной шумотерапии и автором-разработчиком уникального тренинга «Нейробиотика».

В настоящее время Сергей Васильевич дает личные психологические консультации, проводит индивидуальные курсы криодинамики и занимается литературным трудом.


Оглавление

Оглавление.. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ. ПОД СЕНЬЮ ЗЕЛЕНОГО КРЕСТА.. 6

ГЛАВА 1. ЖИРЫ, МАЙОНЕЗЫ, МАРГАРИНЫ – ЕДА С ПОДВОХОМ... 11

МАСЛО НЕМАСЛЕННОЕ.. 11

ПРИРОДА ИХ НЕ СОЗДАВАЛА.. 13

НЕ ДО ЖИРУ, БЫТЬ БЫ ЖИВУ.. 16

ТРАНСЖИРНО-КЛЕТОЧНЫЙ «БЛОКПОСТ». 19

ЖИР ЖИРУ НЕ ТОВАРИЩ... 21

ГЛАВА 2. ДИЕТА... С ХОЛЕСТЕРИНОМ ИЛИ БЕЗ?. 24

ВИТАМИН ПОД НАЗВАНИЕМ «ХОЛЕСТЕРИН». 24

О ДИЕТЕ МЕДИЦИНСКОЙ.. 34

ГЛАВА 3. ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ... 45

МУТАНТ В ТАРЕЛКЕ ПОД ВИДОМ ЕДЫ... 45

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО… ЕСЛИ ТРАВА НЕ РАЗБЕЖИТСЯ.. 50

ПРОЧЕМУ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ГИ-ТЕХНОЛОГИИ.. 53

В ЕДЕ, КАК В БЕДЕ (ИЛИ ЕДА ФРАНКЕНШТЕЙНА). 57

ДОЕНИЕ БОБОВ.. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 73

ЛЕД ТРОНУЛСЯ?. 75

ГЛАВА 4. САХАР И САХАРОЗАМЕНИТЕЛИ.. 76

САХАРНЫЙ САХАР. 76

САХАРОЗАМЕНИТЕЛИ.. 81

ЭТОТ ДИВНЫЙ ГИ-МИР АСПАРТАМА.. 88

МНИМАЯ СЛАДОСТЬ ДЛЯ МНИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ.. 92

ГЛАВА 5. КОПЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ.. 96

КОПЧЕНЕНО-МОЧЕНЫЕ ПРОДУКТЫ... 96

ЖИДКИЙ ДЫМ... 97

ГЛАВА 6. МОРЕПРОДУКТЫ: ПОЛЬЗА И ОПАСНОСТЬ.. 99

МОРЕПРОДУКТЫ... 99

РЫБНАЯ РЫБА.. 101

ГЛАВА 7. БУЛЬОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУХИМ... 104

БУЛЬОН В КУБЕ.. 104

ВКУС «ВКУСА». 107

СУП И СТИРОЛ – ДВА В ОДНОМ... 109

СИНДРОМ КИТАЙСКОГО РЕСТОРАНА.. 110

СУП ИЗ ТОПОРА.. 112

ГЛАВА 8. О СПОСОБАХ КОНСЕРВИРОВАНИЯ.. 113

«ТОТ САМЫЙ» ЙОГУРТ.. 113

ВЕЧНО ЖИВЫЕ ПРОДУКТЫ... 116

ЯЙЦО НЕ ПРОСТОЕ, А ПУСТОЕ.. 118

ГЛАВА 9. АЛКОГОЛЬ: ФАЛЬШИВЫЙ ХМЕЛЬ.. 120

ПЬЕМ И НЕ КРАСНЕЕМ... 120

ХМЕЛЬНОЙ ОБМАН СМИРНОВЫХ.. 123

ЛЕГКИЙ ВХОД, НО ТРУДНЫЙ ВЫХОД.. 128

ГЛАВА 10. «Секретная таблица» Е-кодов.. 130

ИНФОРМАЦИЯ, НЕ ВОШЕДШАЯ ПО ЦЕНЗУРНЫМ СООБРАЖЕНИЯМ В БУМАЖНЫЙ ВАРИАНТ.. 146

ВСЕ О ВИТАМИНАХ.. 146

СЕТЕВЫЕ СТРАСТИ.. 148

А БАДах ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО.. 150

ВИД СБОКУ.. 152

ВИТАМИНЫ – ПУТЬ К РАКУ.. 158

ВИТАМИНЫ УКОРАЧИВАЮТ ЖИЗНЬ.. 160

ОТКАЗ ОТ «ДОБАВОК» ДОБАВИТ К ЖИЗНИ ЛЕТ 15. 162

ТАРЕЛКИ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ.. 164

ВЕРОЛОМНЫЙ ОСКАЛ ПУПСИКА.. 167

КОТЕЛОК, КОТОРЫЙ ВАРИТ. 169

НО ПТИЧКУ ЖАЛКО.. 171

ОПАСЕН, КАК СВИНЕЦ!. 173

ПОЛЕЗНА ЛИ ТАЛАЯ ВОДА?. 174

СУШИ, САШИМИ ИЛИ ЖИЗНЬ?. 175

ПРОДУКТЫ ПЫТАНИЯ.. 177

ВОСТОЧНЫЕ СЛАБОСТИ.. 179

МУЖСКОЙ ФАЛЬСТАРТ И… СЕМЕЧКИ.. 181

ЕСТЬ ТАКОЙ ФРУКТ – ПОМИДОР.. 183

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.. 184

ЕДА, РОЖДЕННАЯ СМЕРТЬЮ.... 184

О ЧЕМ МОЛЧИТ КОТ БОРИС.. 184

СУХИЕ И ВРЕДНЫЕ.. 185

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.. 185

ХИМИЯ ЛЮБВИ.. 185

МАГИ НА БУМАГЕ.. 186

ПОСЛЕСЛОВИЕ.. 188

ЛИТЕРАТУРА:. 189

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К ГИ-ПРОДУКТАМ:. 190

ДОСЬЕ НА КОРПОРАЦИИ.. 190

«AGREVO». 190

«NOVARTIS». 191

«MONSANTO». 192

«PIONEER HI-BREED» («DU PONT»). 195

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (к ГИ-продуктам питания). 196

 


Выражаю искреннюю благодарность

Татьяне Давгетьяровой за ту бесценную помощь, которую она оказала автору в работе с англоязычными текстами.

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Люди не умирают, они убивают сами себя»

Сенека

Всем известна сентенция – «Здоровье как погода, пока хорошее – не замечаешь». Замечать же «здоровье» мы начинаем, когда иммунная система уже возопила о помощи, когда физиологические адаптивные реакции организма надламливаются. Нас мучают частые простуды, аллергические реакции, боль в животе или в мышцах.

Однако болезнь может «занять плацдарм» в организме только выведя из строя механизм иммунной системы. Потому важно заблаговременно заботиться о защитных силах, постоянно поддерживать их чувствительность и способность к стремительному реагированию. Многочисленные серьезные научные исследования постоянно доказывают нам, что иммунная «боеготовность» напрямую зависит от того, о чем мы думаем, что и как чувствуем, какие продукты употребляем в пищу.

На первый взгляд может показаться, что между питанием, нашими мыслями и, в конце концов, качеством нашей жизни – нет связи. Но это далеко не так. Наш организм сложнейшая физиологическая система, равной которой нет во Вселенной. В ней все взаимосвязано. Подобно тому, как пища влияет на наши органы и функции, она действует и на наше мышление. Мозг, питаемый насыщенной токсинами кровью, вряд ли сможет хорошо делать свою работу. Поэтому наше мышление и наше здоровье находится в прямой зависимости от того, что мы едим.

Когда начинаешь говорить о последствиях, наступивших в результате употребления некоторых продуктов питания (которых и продуктами-то назвать затруднительно), люди часто отмахиваются: «Да ведь живем же!». Но жить-то можно по-разному – или болея, чуть скрипя, и себе и близким в тягость, или радуясь здоровью и жизни. Вот именно для того чтобы радоваться надо обязательно знать, – что мы едим, и что нужно избегать в любом случае, чтобы не провоцировать возникновения и развития многих заболеваний.

В последние годы не раз сообщалось о людях, страдавших крайней иммунной недостаточностью, но которые «чудесным» образом добились восстановления иммунного баланса благодаря изменению своего отношения к пище. Потому и мы поговорим именно о питании, но не просто о мифическом «здоровом» питании, а о вполне реальных суррогатных продуктах.

Цивилизованный Homo Sapiens отличается от дикаря тем, что не падок на яркий Second Hand западных пищевых технологий. Не дает оболванить себя звонкими, но бессмысленными рекламными словесами. Лишает возможности заработать на своем здоровье недобросовестных производителей «съестного», как бы громозвучно они себя не величали – «Всемирно известная фирма!», «Признанный мировой лидер!», товары, которые «виднейшие представители науки», стоматологи (дерматологи, урологи и т. д.) усиленно рекомендуют и прочему рекламному вздору.

Человек разумный понимает, что его здоровье это его собственность, его бизнес, его гарантия долгой, счастливой жизни. Для дикаря «здоровье» имеет абстрактный смысл, его любимые выражения«Лучше бы я и не знал!», либо «Если знать из чего делают, то тогда и есть ничего нельзя!»отдают пещерностью. Мы оставим дикаря в покое, ведь для него - «Жизнь самая вредная штука!». Разумеется, можно полжизни губить здоровье, другую половину жизни его восстанавливать. Но можно свою единственную жизнь посвятить чему-то другому, возможно более привлекательному – «забить гвоздь легко, выдернуть – трудно».

Рекламная ложь о продуктах питания бывает двух видов:

1) явная, беззастенчивая и 2) ложь умалчивания, когда превозносятся некие сомнительные достоинства, а последствия употребление «съестного» умалчиваются. Потому, в условиях сплошного правового бурелома, для российского едока нет более занятнейшей и любопытнейшей задачи, нежели поесть, а после обеда – выжить.

Разумеется, нельзя сказать определенно, какая пища полезна именно вам; у разных людей потребности различны, как различны вкусы, о которых, как известно «не спорят». Поэтому мы не будем говорить о «правильном» или «диетическом» питании. Вообще история развития диетологии напоминает политический детектив: различные виды продуктов то подвергались гонениям, то возводились на пьедестал. В свое время досталось и яйцам, и сахару, и кофе, и сыру, и томатам. Но ныне диетология «остепенилась» и окончательно стала тем, чем, собственно, она всегда и была - мощным средством одурачивания в руках недобросовестных производителей продуктов питания. Которых и продуктами-то – даже условно, при всем желании, – назвать трудно.

Разумеется, шаманские камлания диетологов приносит свои плоды - в советское время коньюктурно ругались дефицитные продукты питания (например, кофе), ныне расхваливаются и рекомендуются только те, что приносят колоссальные прибыли изготовителям.

Читателям, потребляющих, главным образом, «улучшенные» и модифицированные продукты, необходимо будет всерьез задуматься и пересмотреть свой обычный пищевой рацион.

Следует учитывать, что «научная» теория питания появилась в Германии в конце XIX века. Немецкий физиолог Фойт, решив определить, сколько же пищи необходимо человеку, взял среднемесячный заработок немецкого рабочего и, исходя из рыночных цен, прикинул, сколько еды на эти деньги можно купить. Полученное количество снеди он, слегка подкорректировав для мужчин, женщин и детей, окрестил физиологической нормой. Так тихо и без затей появилась на свет «научная» теория сбалансированного, правильного питания.

Согласно «сбалансированной» теории, современному человеку нужно получать в сутки 3000-5000 килокалорий. Цифры, неоднократно опровергнутые самой жизнью. Но… На теории Фойта, как ни в чем не бывало, паразитирует не только основной популяризатор генетически измененных суррогатных продуктов питания – институт питания РАМН, но и скопище всяческих «диетологов». Вовсе не важно – имеют ли они высшее «диетологическое» образование или нет. «Потолочным методом» и поныне конструируются «кормовые теории» и «рекомендации».

Мы не будем занимать внимание читателя описаниями очередной «правильной» диеты, но дадим рекомендации, как вообще избежать вредного воздействия ксенобиотиков, продаваемых ныне под видом еды.

 


Игорь Губерман

Один из первых в мире патентов был выдан на «Новый способ защиты доспехов от ржавчины посредством специального масла» (Англия, патент № 4 от 1617 года). Вы думаете, с того времени что-нибудь в составе этого спецмасла изменилось? Абсолютно ничего, кроме упаковки и, разумеется, названия – теперь это антикоррозийная защита, например, кузова автомобиля. Все тот же классический список компонентов преподноситься нам как абсолютно новый, как «последняя» разработка, ну и так далее.

Показательна в этом отношении реклама «оригинального» отбеливателя «Ас», представляющего собой раствор гипохлорита натрия, что и указанно на его этикетке. Парижский фармацевт А. Лабаррак изготовил сей раствор, усовершенствовав способ получения «жавелевой воды», в далеком 1822 году. Сама же «жавелева вода», аналогичная по составу «отбеливателю нового поколения Ас», производилась в промышленных масштабах для отбеливания тканей в парижском предместье Жавель с 1789 года (с начала французской революции!). Кстати сказать, во Франции и поныне средства для отбеливания иногда так и называются – «Жавель».

Все же эта реклама содержит правду – сей «новейший» отбеливатель, в самом деле, прекрасно отбеливает вот уже более двухсот лет. Увы, но это редкий пример несколько лукавой но, в общем-то, безобидной рекламы. Это как в школьном сочинении, дескать, комедию «Недоросль» Фонвизин написал еще в XVIII веке, но работа над этим произведением продолжается до сих пор.

К величайшему сожалению, нынешняя реклама, в основном, ориентирована на закамуфлированный всяческими околонаучными графиками и таблицами преднамеренный обман потребителей. В качестве иллюстрации рассмотрим массированную рекламную компанию под «кодовым» названием «Экологически чистый продукт» с размещенным зеленым крестиком на упаковке товара.

Следует сразу признать, что сконструированная российскими «зелеными» фраза – «Охрана окружающей среды» по сути, абсурдна. Охранять можно только то, что внутри, но никак не то, что снаружи. В сущности, борьба «за экологию» «зелеными» дилетантами в куртках и балахонах из синтетики, весьма лицемерна. Достаточно вспомнить, что в быту они пользуются всеми плодами «химизации», а многие из них на свои «акции протеста» добираются в автомобилях, само собой разумеется, с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем, всегда есть «героические» баррикады, по одну сторону которых пусто.

Ныне порожден новый рекламный спецэффект в виде очередной бессмыслицы – «Экологически чистый продукт» и – для пущей убедительности – «благостного» зеленого крестика на упаковке товара. Все же давайте определимся с терминами: экология (греч. oikos — дом, жилище) – это наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции, сообщества, биосфера, но никак не продукты питания.

Тем не менее, великой миссией раздачи самим себе индульгенций под названием – «Экологически чистый продукт» и награждениями самих себя зелеными крестами, увлекаются все больше и больше производителей пищевых продуктов[1]. Однако, все ссылки на признание «экологичности» продукта всевозможными «зелеными», а так же товароведческими организациями, крайне курьезны и не более чем рекламное пустозвонство.

За визирование «челобитных» от производителей, никакой юридической ответственности сообщества «экологов» и «проекты» товароведов – не несут. Здесь надо уточнить: товароведение всего лишь «изучает» классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента и спроса товаров и условия его хранения. Дело, конечно, нужное, но ни к сырью, ни к производственной, технологической цепочке изготовления продуктов питания они не имеют никакого отношения. Кроме того, вместо «классификации», «формирования ассортимента» и прочих своих обязанностей, «сообщество» товароведов занимается не своим делом. Более того, делом, стоящим вне их компетенции. Остается только всед за Козьмой Пруткым констатировать – до жути простенько все – желаешь быть «экологически чистым»? Будь им!

Наше сознание засорено стереотипами и в этом мы, действительно, оригинальны. Мы изначально с большим доверием относятся к «авторитетным» интерпретациям толкователей и обозревателей потребительчкого рынка, придавая им большее значение, нежели, собственно, самой информации. Один из самых устойчивых стереотипов является доверие мнению «специалистов» и прочих ученых и академиков, безмерно обогативших науку своим присутствием в ней. И твердая вера в достоверность рекламы – дескать, коль на всю страну вещают, стало быть, это правда. Отнюдь нет! Это нашему сознанию свойственно наделять всамделишными качествами практически любое рекламное сообщение, тем более «подкрепленное» мнением всевозможных «экологистов».

Любой гражданин буквально за один день может зарегистрировать «проект» или «союз», назвать его, скажем – «Ассоциация потребителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада». А после выпускать пресс-релизы и выдавать страждущим свои значки, например, «Одобрено Ассоциацией потребителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада». Но какова будет цена и достоверность подобной «оценки»?

Если следовать заумной логике «награждателей», то в будущем следует ожидать продукты с двумя зелеными крестиками, с тремя и, возможно, даже «полных кавалеров» о четырех крестах. Да и впрямь, чего мелочиться – крестами кашу не испортишь, однако, и полезней благодаря им она не станет. Тем более что зеленые крестики в любом количестве на упаковке товара, не влекут за собой каких либо дополнительных обязательств перед потребителем.

Кроме того, «крестовая» возня предполагает, что есть продукты питания как бы съедобные, но как бы не очень; а есть «экологически чистые», которые как бы уже абсолютно съедобные. Ну, а уж за продукт питания, который можно и взаправду есть, цену можно вполне «оправдано» взвинтить.

В США уже десять лет «гуляет» по овальным, квадратным и прочим кабинетам проект документа, дословное название которого – «Производство натуральной еды». Но он не принят, так как окончательно не определено, как отделить «чистых» от «нечистых».

В России единственная организация, имеющая право выдавать производителям «экологические» сертификатыГосстандарт. Но эта добровольная сертификация и она ничем не отличается от «обычной» экспертизы, так как российским законодательством не установлено, что можно считать «экологически чистым». Посему – «экологический» сертификат по «весу» равен «обычному». Уточним, речь идет о государственной, а не о частных организациях, выдающих за определенную плату направо и налево, свои «заключения» об «экологичности». Следует обязательно помнить – юридическую силу имеет только сертификат соответствия ГОСТу выданный Госстандартом РФ, в Петербурге это Тест-С.-Петербург (ул. Курляндская, д. 1).

Апофеоз «крестового похода» – суррогатные продукты, маскирующиеся под настоящие, это разномастные маргарины, с непременным зеленым крестиком на фантике; «экологически чистая» колбаса и сыр из трансгенной сои; йогурты-долгожители с аспартамом и прочие «крестоносцы» из «чистого» легиона. Дошло до того, что даже на упаковке сушеных бананов, выращенных во Вьетнаме, стоит гордая надпись: «Экологически чистый натуральный продукт, готовый к употреблению». Если увидите сей продукт, знайте – никакого сертификата у него быть не может. Территория Вьетнама отравлена дефолиантом «Оранжевый Агент», вовсю применявшийся американцами во время войны 1964-73 гг. для демаскировки вьетконговцев. Оттого вьетнамцы ныне вынуждены применять недопустимое количество химических удобрений для получения более-менее приемлемого урожая тех же бананов.

Чистота и натуральность сырья самого продукта относительна, кроме того, большие сомнения вызывает упаковка товара. Например, для изготовления оболочек для «экологически чистых» колбас и сыров применяют поливинилиденхлорид или ПВДХ (синтетический полимер, производное ПВХ). Ныне наиболее известные торговые марки полимеров ПВДХ – «повиден» (Россия), «саран» (США), «курэхалон» (Япония).

В России пионером производства упаковок для колбас и сыров на основе ПВДХ является волгоградский завод «Каустик». Упаковки из ПВДХ очень дешевы и «технологичны», что и содействовало их широкому распространению.

В 70-х годах Минздрав СССР разрешил использовать полимер марки ВХДВ-65 на основе ПВДХ в производстве колбасно-сырных покрытий, несмотря на опасность перехода токсичных примесей из оболочки в сам продукт. Вероятность подобного перехода, в те далекие годы, немного изучали на лабораторных животных и установили, что токсичность водных вытяжек незначительна. Однако не были проведены эксперименты с жирами, входящими в состав продуктов, а способность жиров вытягивать из полимеров ядовитые пластификаторы и стабилизаторы, давно и хорошо известна.

Беспокойство вызывает собственно не сам ПВДХ, а вещество, из которого его производят – мономер (этилен, стирол, бутадиен, фенол и т. д.), некоторое количество которого неизбежно остается в упаковочных пленках. Более чем тридцать лет назад было выявлено, что у лабораторных мышей под действием материалов из ПВДХ развиваются гемангиосаркомы (рак) печени и почек, но подобные «пустяки» производителей «наполнителей» этих упаковок не интересуют.

Из ПВДХ изготовляют не только оболочки для колбас и сыров, его добавляют в упаковочную бумагу для мороженого, наносят на внутренние поверхности картонных емкостей для молока, сметаны и йогурта и т. п., безусловно, на многих этих продуктах стоит гордое – «Экологически чистый».

Но существует и другой класс «экологический чистых» продуктов. Коварных, закамуфлированных и в нейтральных упаковках. Например, в стеклянной баночке «Экологически чистой» «Атлантической сельди в собственном соку» «сидит» Е-239 (Hexamethylene Tetramine или гексаметилентетрамин). Гексаметилентетрамин в основном используют как отвердитель фенолоформальдегидных смол. Кроме того, он известен медикам как «Уротропин» (применяется в частности при пищевых отравлениях), а туристам-альпинистам, как походное горючее – «твердый спирт».

Сам по себе гексаметилентетрамин консервантом быть не может. Но все же в этом качестве употребляется. Сей феномен объясняется просто – в кислой среде гексаметилентетрамин распадается с образованием формальдегида, а это вещество, в силу своей колоссальной ядовитости, обладает консервирующими свойствами. Формальдегид (Е-240)канцероген, и в качестве консерванта повсеместно запрещен.

Это один из массы примеров, когда производители используют гексаметилентетрамин (Е-239) для банальной маскировки формальдегида в продуктах. Увидев в списке ингредиентов лукавое – Е-239, лучше сразу отказаться от покупки этого «Экологического чистого» продукта, разумеется, если вам дорого ваше здоровье.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Статья 7 Закона РФ «О рекламе» запрещает рекламу, в которой «…присутствуют несоответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально».

Статья 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама», устанавливает довольно жесткое наказание (до трех лет лишения свободы), за «использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов)».

Дондуков В. Н. член Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов.

РЕЗЮМЕ:

Нормальному товару вовсе не надо рекламировать себя «экологически чистым» образом, как не нуждается он и в оценках «экологов» или «товароведов» – «Вологодское масло» или, скажем, сахар-рафинад у нас пока еще не пожалованы «экологически чистого» звания, но вполне отличного качества.

К мифической аргументации прибегают, как правило, недобросовестные производители пищевых продуктов. Громогласное самовозвеличивание – «Всемирно известная фирма!», лукавые утверждения – «Изготовлен по традиционным технологиям» не стоят выеденого яйца. Помните, ведь, речь идет о вашем здоровье. О заведомо лживом – «Имеется сертификат мирового уровня» даже и говорить не стоит – в природе нет и быть не может организации, выдающей подобные универсальные сертификаты, обязательные и единые для всех стран. Посему в сложившихся условиях следует принимать и бессмысленное словосочетание «Экологически чистое» только, лишь, как факт, настораживающий и не заслуживающий доверия. Вполне разумно проявить в этом случае осторожность и просто отказаться от покупки подобного товара.

В современном мире торговая марка – основной капитал фирмы, а добросовестные производители слишком дорожат своей репутацией, чтобы прибегать к дешевым и заведомо не только неэтичным, но, порой, и противозаконным рекламным трюкам.

Помните: симбиоз «экологов» и производителей съестного, как и положено всякому симбиозу взаимовыгодный. Сообщества «экологов», «товароведов» и «проекты» всяческих «экспертов» выражают, лишь, свое частное мнение, законной силой не обладающее. Говоря образно, все их «решения» и «постановления» имеют силу только в пределах их офисов. Да и то – силу не закона, но желательности. «Товаровед – товароеду не товарищ». У них, если так можно сказать, функции разные.

Вовсе неспроста многие «сообщества» имеют перед названием либо две буквы «О» – «общественная организация», либо три буквы «О» – «ООО», что означает «общество с ограниченной ответственностью». «Сообщники» не любят указывать О-буквенный факт, но, тем не менее, нам следует его обязательно учитывать, дабы не попасть впросак. К тому же, всевозможные союзы должны указываться в обязательных кавычках, например – «Союз товароведов Северо-Запада», потому что это наименование общественной или коммерческой организации, а не имя собственное, как скажем, Госстандарт РФ.


ПРИЗНАЮТ, НО НЕ ВСЕХ

Сейчас НИИ молочной промышленности разрабатывает к ГОСТ 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» дополнение «Продукция молочная. Термины и определения».

С выходом нового стандарта сливочным маслом будет именоваться только продукт, полученный из молочных сливок и жирностью не менее 82,5%. Все прочее: «Масло мягкое», «Масло городское», «Масло десертное» и т. д., и т. п. будет называться своим настоящем именем – маргарин.

Кстати, тогда производители утратят возможность взвинчивать цены на свои копеечные «диетические» суррогаты.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:

Эмульгаторы, консерванты, регуляторы кислотности, ароматизаторы и красители выдают в продукте самый настоящий маргарин.

Александр Мельников, кандидат медицинских наук, эксперт «Известий».


ПРИРОДА ИХ НЕ СОЗДАВАЛА

Успехи органической химии в середине XIX века поражали обывательское воображение. В 1856 году Либих изобрел «мясной экстракт Либиха», ныне известный, как бульонные кубики. Многим почудилось, что наступает если и не всемирная, то всеевропейская эра пищевого изобилия. Однако изобилия, полученного не на полях и фермах, а в химических лабораториях и комбинатах.

Огромное количество дешевых жиров – растительных, бросовых китовый и прочих ластоногих – казались наиболее перспективными для «созидания» новых, невиданных доселе продуктов питания. И в 1869 году, пропустив водород через нагретое до высокой температуры растительное масло, химики получили твердый жир. Столь твердый, что годный лишь для изготовления свечей и в мыловаренном производстве.

Процесс насыщения цепочек молекул атомами водорода назвали – гидрогенизацией (гидрированием), а полученное вещество нарекли стеарином (от греч. stearтвердый жир, сало), и, засучив рукава, продолжили эксперименты с жирами. Однако только в 1902 году американец Норман сумел создать условия, при которых гидрогенизация происходила не до конца, и в итоге получалась пастообразная жировая масса. На первый взгляд, ничего, кроме консистенции и замены отвратного запаха другим, не менее отвратным, в жирах не изменилось. Все же, не так все просто: при гидрогенизации происходит ломка и перекручивание молекул жирных кислот, в результате которых создаются молекулы-уроды – трансизомеры жирных кислот, говоря проще – трансжиры (синонимы – trans fats, trans fatty acids).

Полученный синтетический жир «накачали» красителями, консервантами, антиоксидантами, эмульгаторами и громогласно объявили, что изготовлен новый вид пищевого продукта, так сказать, аналог сливочного масла – маргарин (от франц. margarine).

В начале ХХ века производство маргарина едва теплилось – себестоимость суррогата (от лат. surrogatus – взамен) оказалась высокой, а убедить потребителей не только в безвредности, но и в его съедобности, не представлялось возможным. Еще не был найден главный аргумент «диетичности» – холестерин, на который впоследствии свалят все грехи и болячки. Вернее, не сам холестерин, известный еще с XVIII века, а жупел холестериновой теории атеросклероза от Аничкова.

Судьбу маргарина резко изменила Первая мировая война, когда из-за острой нехватки продуктов питания начался массовый выпуск эрзац-масла в химически развитой Германии. Маргарин внедрился в ряды натуральных продуктов питания, став привычно-обычным, чуть ли не традиционным. После войны производители не остановили производство: благодаря новейшим технологиям себестоимость маргарина составляла пфенниги. По существу был открыт новый способ получения сверхприбылей практически из воздуха. И в 1930 году к маргариновой цивилизации приобщился СССР: в Москве, с помощью дружественной тогда Германии, был построен «Московский маргариновый завод». Ныне (на март 1998 года[2]) ОАО «Московский маргариновый завод» благополучно продан англо-голландской компании «Unilever» (производитель знаменитой «Rama», запрещенной к продаже в странах ЕС).

В СССР о трансжирах просто молчали. При тотальном дефиците продуктов «диетический» маргарин, произведенный чуть ли не из подручных ингридиентов, был незаменим. Мнение штатных «специалистов по питанию» в стране советов (как и сейчас!) сводилось и сводится к тому, что, дескать, опасность трансжиров выдумана «буржуинскими», продажными журналистами.

До эпохального открытия маргарина природные жиры (липиды) подразделялись всего на два вида: животные и растительные. Консистенция жиров и их вкус обусловливались различным соотношением насыщенных и ненасыщенных жирных кислот. Чем больше насыщенных жирных кислот, тем выше температура плавления жира (твердость). Насыщенные жиры содержатся преимущественно в животных жирах: сале, сливочном масле, рыбе – т.е. в тех продуктах, где обязательно присутствует крайне необходимый организму холестерин.

СПРАВКА

Вопреки расхожему мнению, жирная пища полезна. Особенно в российском холодном климате или при интенсивном физическом труде. Нашим мышцам требуется другая энергия, нежели мозгу. Если ваша работа связана с большими физическими нагрузками или пребыванием на улице, то простое сало с куском обычного хлеба окажется гораздо уместнее экзотического овощного салатика. Именно жиры, выделяя энергию, поддерживают в нашем теле постоянную нормальную температуру.

Растительные жиры в обычных условиях – жидкие. Но есть и твердые: кокосовое и пальмоядровое. Пальмоядерное или пальмовое масло после гидрирования (гидрогенизации) принято называть гидрожиром. При таянии во рту этот гидрожир придает продуктам неприятное ощущение салистости.

Растительные масла в основном содержат ненасыщенные жирные кислоты – линолевую (Омега-6), линоленовую (Омега-3), арахидоновую (характерная в основном для животных жиров). Это незаменимые пищевые вещества в процессах обмена веществ, особенно холестерина. К примеру, они ускоряют его выведение из организма, повышают эффективность липотропного действия холина, являются материалом, из которого в организме образуются простагландины. Поэтому эту группу веществ иногда называют витамином F (от англ. «fat» - жир). Однако витаминная природа непредельных жирных кислот многими исследователями оспаривается и поэтому их теперь правильнее называть незаменимыми или эссенциальными жирными кислотами.

Промежуточное место между насыщенными и полиненасыщенными жирами занимают мононенасыщенные жиры: оливковое, арахисовое и масло канолы.

Куда же поместить синтетический жир? Неведомо. Но маргариновые монстры с упорством лучшего применения продолжают его выделять в «особую», «диетическую» жировую нишу.


НЕ ДО ЖИРУ, БЫТЬ БЫ ЖИВУ

Пройдя процесс гидрогенизации, накопив трансжиры и став твердым, маргарин лишается права называться растительным или натуральным жиром. Но помимо синтетического жира (маргарина) трансжиры содержатся в разрыхлителях теста, баночно-бутылочных соусах и абсолютно всех майонезах. Собственно, во всех рафинированных и гидрированных продуктах обязательно находятся от 25% до 50% трансжиров от всего количества жирных кислот, тогда как в натуральных продуктах их не более двух процентов.

Учитывая нынешнюю популярность майонеза, очевидно, следует уточнить: майонезом продукт может называться лишь в том случае, если его жирность выше 15 %, все что ниже – соусы, имеющие к «соусу провансаль» весьма относительную причастность. Кроме того, майонез не должен, согласно ГОСТу, содержать консерванты и антиоксиданты. А вот называть любой майонез не то что полезным, но и безвредным продуктом, можно только в состоянии глубокого транса.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Если на этикетке упаковки майонеза в поле «Изготовитель» стоит «ЗАО», «ООО» или вообще «ИП», стоит насторожиться. Такие предприятия очень часто руководствуются в своей работе не ГОСТом, а куда более «гибкими» и «расплывчатыми» ТУ (техническими условиями), которые, собственно, сами для себя и разрабатывают и утверждают.

Ни в коем случае нельзя покупать майонез в полиэтиленовых тубах, наподобие мягкого творога, это стопроцентное нарушение технологии. Майонез не хранят в полиэтилене, так как уксус и растительное масло входящие в состав майонеза вступают с полиэтиленом в реакцию и разъедают его.

И еще один секрет: полезные сведения о составе майонеза можно почерпнуть из информации о сроке его хранения. Потому что время, за которое продукт остается свежим, зависит, кроме условий хранения, еще и от наличия консервантов и антиоксидантов. В российском майонезе, по действующим у нас нормативам, эти добавки использоваться не должны.

Оптимальная температура хранения любого майонеза – от -2 до +6 градусов. В этом режиме низкокачественный российский майонез хранится две недели; высококачественный российский - два месяца; высококачественный импортный без консервантов - пять месяцев; майонез с консервантом - полгода и более.

Тамара Коткова,

заместитель генерального директора

Ассоциации мыловаренных и масложировых производителей

«Союзмаргаринпром».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.120.182 (0.095 с.)