Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ)



Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВНИМАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ

1. « Стоп-упражнения ». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т. д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения « Море волнуется », « Замри отомри » и др.

2. « Зеваки ». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.

3. « Условный сигнал ». Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т. д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т. д.

4. « Четыре стихии ». Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля,все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода,надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т. п.).

5. « Хлопки ». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда),на два сделать « ласточку » (или произнести гроздь),на три встать с поднятыми вверх -прямыми руками (или произнести крендель).

ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ. РИТУАЛЫ, ПРАВИЛА ИГРЫ И РОЛИ

1. « Поезд ». Дети в результате обсуждения (с участием психолога) приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т. д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата подводится общий итог.

2. « Я золотая рыбка ». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например сюжет « Сказки о рыбаке и рыбке », от лица каждого из персонажей: старика, старухи, рыбки, моря (можно разделить роли между разными детьми). При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно прини1 мал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: « А что ты при этом чувствовал (а)? », « А зачем тебе быть столбовой дворянкой? »

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

1. « Зеркало ». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным « зеркальным » отражением.

2. « Тень ». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимаI ние уделяется тому, чтобы « тень » двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.

3. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины.

4. Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву « Л ». Аккуратно и медленно дети начинают делать « велосипед », удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг друга.

5. Дети встают боком друг к другу и « приклеиваются »: берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног, становясь « сиамскими близнецами ». Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т. д.

6. « Слепой и поводырь ». Дети делятся на пары: один из них слепой (ребенок закрывает глаза), а другой поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого максимально « вслушиваться » в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

1. « Составление рассказа по сюжетной картине ». Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

2. « Прослушай, прочти и перескажи ». Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

3. « Пословицы и поговорки ». Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: « Лес рубят, щепки летят », « Что посеешь, то и пожнешь », « Готовь летом сани,. а зимой телегу ».

4. « Подбери следующее ». Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый —..., завтрак —..., июль —..., лето —..., январь —..., зима —.... седьмой —..., 1998 —... и т. п.

5. « Расставь события по порядку ».

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т. д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т. д.

6. « Время и антивремя ». Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т. п. Сначала правильно, а затем задом наперед, от конца к началу.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

1. « Прочти спрятанное предложение ». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.

Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.

2. « Запретное движение ». Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово « пожалуйста » или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.

3. « Фокус ». По команде « Начали » каждый мысленно « уходит » внутрь себя, в свое тело, так, как будто ничего больше на свете не существует. Затем с периодичностью от 5 до 30 с психолог подает команды: « Правая кисть », « Мизинец левой ноги », « Левое колено » и т. д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана.

Визуализации

Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, образ которой поможет ему максимально расслабиться или, наоборот, собраться, сконцентрировать волю и усилия. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их.

1. « Зрительные представления ».

А. Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. « Покрасьте » фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более: светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более « теплый » и более « холодный » цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и размеров так, чтобы вам было приятно смотреть на них.

Б. Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю. Представьте, как постепенно этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока ваша картина не понравится вам до такой степени, что вам захочется все это ощутить в реальности. Что у вас получилось? Что это было?

2. « Тактильные и кинестетические представления ».

A. Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т. д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.

Б. Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), силу давления на вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

B. Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк); занимаетесь различными бытовыми действиями и т. д. Постарайтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая вам для всего этого необходима.

Г. Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно будет написано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, если вам скучно? Как вы поэт записываете: « Буря мглою небо кроет ...»?

3. « Обонятельные и вкусовые представления ».

Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т. д.

4. « Слуховые представления ».

Представьте себе голоса знакомых вам людей; вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.

5. « Синестетические образы ».

А. Психолог дает инструкцию представить и назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например красного, или определенной формы. Через минуту по его сигналу предметы синего цвета и т. д. (подобных заданий может быть 5 6). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например: глаза направо помидор, налево вишня (или вверх трава, вниз огурец). Данный алгоритм применим и для всех упражнений, описанных выше.

Б. Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных чувств: радости, страха, ярости, покоя, удивления, раскаяния. « Введите » чувства, которые вам удалось воспроизвести, в соответствующие декорации, где вновь оживут все те представления, которым вы научились. Это может быть один изолированный образ, но ощущаемый вами всеми органами чувств, а может пейзаж или законченное сценическое или кинематографическое произведение большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.

В. Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем Заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и

наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний в осенний; старуха-нищенка в красавицу; лягушка в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом; в рисунке; расскажите, что произошло.

ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА. МНОГОЗНАЧНОСТЬ И ИЕРАРХИЯ ПОНЯТИЙ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в « морской бой », « крестики-нолики », шашки, карты; шарады; задания типа « найди семь отличий » и т. п.

1. « Закончи предложение ». Ребенку предлагается: « Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово ».

 

У дерева всегда есть ... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть ... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть ... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть ... (художник, рама, подпись).

 

2. « Найди сходство и различия ». Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей воробей, лето зима, стул диван, береза ель, самолет автомобиль, заяц кролик, очки бинокль, девочка мальчик и т. д.

3. « Чего больше? » Ребенок должен ответить на вопрос: « Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей? » — и обосновать свой ответ.

4. « От общего к частному ». Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить « дерево », стволом которого является общее понятие, например природа,а ветвями более частные, например живая неживая. Затем от слова живая соответственно ветви: растения животные люди и т. д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние дикие или: птицы змеи рыбы насекомые и т. д.

5. « Разложи по группам ». Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

6. « Классификация по обобщающему слову ». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т. д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

7. « Лишнее слово ». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: « Какое слово лишнее? Почему? ».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

 

8. « Продолжи ряд чисел ». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 21 (...) (ответ: 24 27 30 33) 15 12 14 11 13 10 (...)

5 10 15 20 25 30 (...) (ответ: 35 40 45 50) 3 7 1115 19 23 (...)

16 12 15 11 14 10 (...) (ответ: 13 9 12 8) 11 16 14 19 17 22 (...)

9. « Найди три числа ». Ребенку предлагается: « Напиши три следующих числа в каждом ряду ».

2 4 6 8 (...) (ответ: 10 12 14) 18 10 6 4 (...)

1 4 7 10 (...) (ответ: 13 16 19) 2 5 8 11 (...)

21 17 13 (...) (ответ: 9 5 1) 8 12 16 20 (...)

Модель релаксационного тренинга

 

Вступление

Сегодня мы собираемся заняться некоторыми упражнениями, которые называются упражнениями на расслабление. Они помо­гут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и помогут вам избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые — вы можете вы­полнять их незаметно для окружающих, например в классе.

Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы эти упражнения принесли пользу. Во-первых, вы должны делать именно то, что я говорю, даже если вам это кажется непра­вильным. Во-вторых, вы должны это делать очень старательно, прикладывая все силы. В-третьих, вы должны прислушаться к ощу­щениям своего тела. В течение всего времени, как мы будем де­лать упражнения, обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и когда расслаблены. И, на­конец, в-четвёртых, вы должны практиковаться. Чем больше вы будете повторять эти упражнения, тем лучше вы научитесь рас­слабляться. Есть у кого-нибудь вопросы?

Готовы ли вы начать? Хорошо, для начала устройтесь как мож­но удобнее на своём месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опу­стите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают. Прекрасно. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои силы, прислушиваться к своему телу. Итак, начнём.

 

Руки

Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой ли-

мои и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем пер­вый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьми­те лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё силь­нее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

 

Руки и плечи

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Пред­ставьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Под­нимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуй­те, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё по­тянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь да­вайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растёт. Прекрасно! А теперь бы­стро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хо­рошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уют­но, тепло и лениво, как котятки.

 

Плечи и шея

А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, но солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спо­койно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быс­тро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши пле­чи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке. Но бе­регитесь, приближается ещё большая опасность. Торопитесь, бы­стрее прячьтесь в своём домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, на­сколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, под­нимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один мил­лиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втя­гивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши пле­чи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопас­ности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

 

 

Челюсти

А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно её жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь её прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать её зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно — расслабиться. Но да­вайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытай­тесь её прожевать. Сильнее сжимайте её, так, чтобы она выдавли­валась сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти от­дохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвач­кой. Но пора с ней покончить. На этот раз мы её разжуем. Двигай­те челюстями, сдавливайте её как можно сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну, всё, наконец-то вы с ней справились! Можно от­дохнуть. Расслабьтесь, пусть отдохнет всё ваше тело. Почувствуй­те, как расслабились все ваши мускулы.

 

Лицо

А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, смор­щивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы смо­жете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы кру­тили носом, и щёки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось всё лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщин­ками. Ещё сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до од­ной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!

 

Живот

Ого! К нам приближается симпатичный маленький слонёнок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на ваш живот, не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подго­товьтесь: сделайте ваш живот очень твёрдым, напрягите все мус­кулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но кажется, он свора­чивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слонёнок опять повернул в вашу сто­рону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее. Если слонёнок наступит на твёрдый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять он свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, улягтесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разни­цу между напряженным и расслабленным животом? Как это хо­рошо, когда ваш живот расслаблен. Но вот слонёнок перестал кру­титься и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напря­гите живот как можно сильнее. Вот он уже заносит над вами ногу, сейчас наступит?.. Фу, он перешагнул через вас и уже уходит от­сюда. Можно расслабиться. Всё хорошо, вы расслабились и чув­ствуете себя хорошо и спокойно.

А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не по­лучить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, ещё тоньше, ведь вам очень нуж­но пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распуска­ется», становится тёплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну всё, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хоро­шо себя чувствуете. Вы всё сделали замечательно.

 

Ноги

А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с или­стым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. На­прягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не прав­да ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдав­ливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Всё сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Рас­слабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Всё, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах лёгкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливает­ся тепло.

 

Заключение

Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза, и это будет конец сеанса. В течение всего дня вспоминайте, насколько при­ятно это ощущение расслабленности. Иногда, конечно, необхо­димо себя чуть-чуть напрягать, прежде чем расслабиться — мы с вами только что так поступали в упражнениях. Кстати, пытай­тесь повторить эти упражнения самостоятельно, при этом учи­тесь всё больше и больше расслабляться. Лучше всего, конечно, это делать вечером, когда вы уже легли в постель, свет уже поту­шен и вас никто не собирается больше беспокоить. Кстати, это поможет вам быстрее уснуть. А потом, когда вы научитесь как следует расслабляться, вы можете это практиковать и в другом месте, даже в школе. Вспомните, например, слонёнка, или жвач­ку, или илистую лужу — эти упражнения можно выполнять так, что никто и не заметит.

...Сегодня выдался хороший день, и сейчас, отдохнувшие и рас­слабленные, вы сможете вернуться к обычным делам. Вы здесь по­работали очень усердно, вы молодцы. А теперь медленно, очень медленно открывайте глаза, слегка напрягите ваши мускулы. Пре­красно. Вы сегодня очень хорошо поработали. Теперь вы в совер­шенстве можете овладеть этими упражнениями.

Развитие мелкой моторики

«Аквариум» (2 чаши с подкрашенной разными цветами водой: холодной и горячей)

Инструкция: Каждый из вас получит задание: на дне этих «аквариумов» находятся ваши находки. У каждого она (находка) будет своя. У каждого их будет 2-е. Одна будет в «аквариуме с красно водой, вторая – с зеленой.

Будьте внимательны и постарайтесь как можно лучше почувствовать, что лежит в «аквариуме», чтобы взять свою, а не чужую находку.

Пример: Маша правой рукой достанет из «аквариума» с красной водой самую большую пуговицу. А левой рукой из другого «аквариума» - самую колючую ракушку.

«Рисунок»

Инструкция: нарисуй одну из своих находок.

Дети красками рисуют одну из своих находок.

Задание может выполняться под музыку для релаксаций.

«Природный массаж»

Дети, сидя в кругу распределяются по парам.

Правила: - массаж делаем двумя руками;

- по всей поверхности спины;

- делаем аккуратно, старательно, чтобы было приятно и не больно вашей паре.

Схема массажа:

1. «Ярко светит солнышко»

Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).

2. «Прилетел легкий ветерок»

Зигзагообразные движения кистью.

3. «Налетел сильный ветер - ураган»

Резкие, прерывистые, хаотичные движения пальцами и всей кистью.

4. «Пошел мелкий дождик»

Хаотично перебираем всеми пальчиками.

5. «Посыпал град»

Фиксированные, стучащие, более «тяжелые» движения пальцами.

6. «Полетели снежинки»

Отдельно зафиксировать, положить всей «пятерней» каждую «снежинку» на спину.

7. «Выпало так много снега, что пришлось вызывать снегоуборочную машину»

Сгибаем пальцы так, чтобы получились «ковшики». Проводим ими по спине: вверх- вниз, вверх- вниз и т.д. «Убираем снег»

8. «Снова выглянуло солнышко»

Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).

9. «Снег растаял, и потекли ручейки»

Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения.

10. «Появились первые цветы- подснежники»

Собираем пальчики в «бутончики» и производим вкручивающие движения.

11. «Поползли муравьи»

Перебираем средним и указательным пальцами.

12. «Появились гусеницы»

Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения.

13. «Выползли ёжики»

Руки в «открытом замке» - перекатывающимися движениями.

14. «Пошел нежный весенний дождик»

Хаотично перебираем всеми пальчиками.

15. «Выглянуло солнышко»

Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).

«Поиграем с пальчиками»

Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками». Предлагается «поздороваться» каждому пальчику с большим пальчиком. Начинаем с указательного – и в обратном порядке. Упражнение выполняется с начала каждой рукой отдельно, а потом – одновременно.

«Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе с ведущим, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем двумя руками одновременно.

«Интересный рисунок»

Дети сидят за столами

Инструкция: Рисуем двумя руками одновременно фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

 

«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций.

Усложнение: увеличиваем скорость.

«Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот»

«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь на право, на лево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

 

«Снежки»(«Комочки»).

Формируем из бумаги «комочки». Можно «слепить» таких «комочков» целую корзину.

После этого – бросание в мишень:

- лапкой лягушки;

- лапкой паучка;

- лапой медведя;

- лапой пантеры;

- лапой динозавра;

- лапой стрекозы. И т.д.

 

Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

«Рисунок»

«Рисунок музыки».

Дети сидят за столами.

Предлагается с закрытыми глазами рисовать музыку. При этом движения будут такими, какая будет музыка: если она медленная, спокойная, то движения будут плавные, спокойные, если музыка быстрая – движения быстрые, ритмичные.

После прослушанной и «нарисованной» музыки дети открывают глаза и находят в этом «рисунке» какие-нибудь образы, предметы. Обводят их и разукрашивают.

«Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-у», голова у другого плеча – вдох и т.д.

«Рисунок».

«Рисунок моего настроения»

Инструкция: закройте глаза и представьте, на что похоже ваше настроение:

- какого оно цвета;

- может быть оно похоже на животное;

- на овощ или фрукт;

- на явление природы;

- на растение и т.д.

Во время рисования можно включить музыку для релаксации.

«Поиграем с орешком».

Дети сидят за столами.

Каждому выдается по одному грецкому ореху.

Инструкция: - покатаем орешек всей ладошкой (на опоре- столе, ковре);

- каждым пальчиком;

- покатаем орешек между ладоней.

Усложнения: один хлопок – катаем правой рукой;

Два хлопка катаем левой рукой.

«Рисунок».

«Соедини точки».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.226 с.)