Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий



1. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти:

а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка зажать зубами карандаш и т. п .;

б) максимально открыть рот, язык спрятать;

в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

2. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (однонаправленные и разнонаправленные).

3. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.

4. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.

5. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами.

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ БАЗОВЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ (ОДНОВРЕМЕННЫХ И РЕЦИПРОКНЫХ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

Упражнения лежа на спине

1.Ведущий дотрагивается до определенной руки – ребенок поднимает противоположную ногу (наискосок) или ноги – ребенок поднимает противоположную руку.

2. Повтояется предыдущее упражнение с участием языка: язык «убегает» в противоположную сторону от поднятой руки (ноги).

Упражнения сидя

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала выполняется в свободном темпе, а затем под хлопки взрослого, ритмичную музыку и т. п.

1. Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, затем в противоположную от руки сторону;

б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, а затем в противоположную от руки сторону.

2. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью, от нее ;!

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двигаются за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

 

Упражнения стоя на четвереньках

1. Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях: на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале располагаются параллельно друг другу7, затем перекрещиваются, т. е. при движении с каждым « шагом » правая рука заходит за левую, затем левая за правую и т. д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.

2. Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в последовательности, приведенной в упр. 152, при этом глаза и язык совершают следующие движения:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двигаются за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

Упражнения стоя

1. Перекрестные и односторонние движения. На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Так же 12 раз. На третьем и пятом этапах перекрестные движения, на четвертом односторонние.

2. «Цыганочка ». И. п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и. п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и. п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

3. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т. д. Снача ла ребенок рисует прямые линии вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале ближе к центру, затем ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.

4. « Ладушки ». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером — « левая правая », хлопок, хлопок с партнером — « правая левая ». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично ногами;

б) « кулак ладонь »: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар « кулак ладонь » делает с вами. Еще более сложный вариант удар « кулак ладонь » делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);

в) « ладушки » с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок « здоровается » с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

5. Прыжки на месте на двух ногах:

а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу, между стопами ног) и ноги вместе (предмет то у носков, то у пяток ног);

б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног).

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и^ ноги, затем в противоположную.

6. Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу, под углом в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая разметка, кольца и т. д.).

6. « Жало змеи ». Ребенок изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с языком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправленно.

8. « Трубочка ». Ребенок вытягивает губы « трубочкой » вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:

а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает « трубочку » и приведением ладоней к плечам во время выполнения « улыбки »; затем наоборот: « трубочка » — руки к плечам (груди), « улыбка » — руки вверх (вперед) и т. д .;

б) вытягивание губ « трубочкой » вправо и влево; то же с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем с движением рук в противоположную сторону (например, губы вправо, руки влево);

в) вытягивание губ « трубочкой » вправо и влево с одновременным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;

г) вытягивание губ « трубочкой » вправо и влево с одновременными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;

д) вытянутые губы « трубочкой » вращать по кругу (направо, затем налево).

9. « Качели ». Ребенок изображает языком движение качелей: поднимает язык вверх, опускает его вниз; то же с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.

10. « Часы ». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения языка с движениями глаз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.83 (0.01 с.)