Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соматогностические, Тактильные и кинестетические процессы
1. « Повтори позу ». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело. 2. « Хасты ». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5 — 7 мин). Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. 2. Рис. 2 3. « Угадай часть тела и запомни ее название ». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т. д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем проделать то же с 2 — 3 точками. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела, в том числе лицо, пальцы рук и ног, спина и т. д. 4. « Телесные фигуры, буквы и цифры ». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда « телесные » буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно. 5. « Рисунки и буквы на спине и на ладонях ». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. « Предметы с различной фактурой поверхности ». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой. 7. « Тактильное домино ». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но: игральные « кости » особые, например: справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность « в клеточку », слева — гладкая и т. п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных « костей » происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой. Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком. 9. « Ощупывание и распознавание предметов ». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т. д. Ребенок должен. на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди. Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой. 10. « Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру ». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т. д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка: • на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки; • с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных; • одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой. 11. « Распознай буквы — получишь слово ». Из объемной азбуки составьте слово (из 3 — 4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС 1. « Разрезные картинки ». Даются два одинаковых изображения: целое ( образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации. 2. « Чего здесь не хватает? ». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) « ошибки художника ». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение. 3. « Дорисуй предмет до целого ». Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части. 4. « Лабиринт ». Ребенку предлагаются разного рода « лабиринты » в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание (« У кого какой шарик? », « Помоги выйти » и т. п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы. Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.), специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге — дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами. 5. « Найди букву ». Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы. 6. « Допиши букву ». Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву (цифру, слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее. 7. « На что похожа буква? ». Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета. В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же — с цифрами. 8. « Письмо в воздухе ». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д., которые он должен опознать и назвать.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И «КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Освоение телесного пространства 1. Ходьба и прыжки: а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны; б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной; в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т. д.).
2. Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: « над головой », « под носом », « за ухом », « перед глазами », « на груди », « под подбородком », « между ногами » и т. д. 3. « Выше — ниже ». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что « выше всего » (голова, макушка); что « ниже всего » (ноги, стопы); « выше, чем ...»; « ниже, чем ...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами. 4. « Спереди- — сзади ». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т. д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т. д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела. 5. « Дальше — ближе ». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные « ближе, чем ...», « дальше, чем ...», « ближе, чем ..., но дальше, чем ...». 6. « Право — лево ». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т. д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т. д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: « Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т. д .». 7. « Путаница ». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение. Освоение внешнего пространства 1. « Что находится справа от меня? ». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: « Что теперь справа от тебя? ». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
2. « Диспетчер и самолет ». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а взрослого — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами. 3. « Робот ». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: « Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д .». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: « Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т. д.) ». 4. « Мама, поверни направо ...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: « Мама, поверни направо ». Мама: « Поворачиваю, иду ». — « Теперь налево ». — « Слушаюсь, поворачиваю ». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: « Стой !». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: « Возьми правее (левее) ». 5. « Моя комната ». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: « Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т. д.) ». 6. « Капризный фотограф ». Ведущий-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т. д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. 7. « Собираем урожай ». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые « лежат правее, чем капуста »; « левее, чем морковь ». 8. « Назови часть тела ». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: « Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т. д.) ». 9. « Веселые картинки ». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.156 с.) |