Пространственные схемы и диктанты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственные схемы и диктанты



1. Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т. д.

2. Ведущий диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т. д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.

3. « Поставь фигуру в угол ». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: « Нарисую месяц в правом верхнем углу ».

4. « Проведи линию ». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: « Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем прямую линию в левый нижний угол » и т. д.

5. « Расставь знаки ». Инструкция: « Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак « + » от первой точки снизу, от второй сверху, от третьей справа, от четвертой слева ». Аналогично с двумя разными знаками.

6. « Стрелки ». Инструкция: « Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй вправо, от третьей влево, от четвертой вверх ». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

7. « Графические диктанты ». Психолог диктует: « Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, ... две вниз, ... одну влево » и т. д. Более сложный вариант движение по диагональным направлениям, например: « Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну налево вниз ». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.

Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.

Конструирование и копирование

1. « Конструирование предметов из заданных частей ».

Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса, например: для посуды это емкость, для животных туловище, для растений стебель, и, кроме того, различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой; например, на базе основной детали, характерной для посуды, могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же с фигурой человека или животного, растения и т. п. Каждый раз ребенка спрашивают: « Что это? На что (кого) похож этот предмет? ». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.

2. « Я конструктор ». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

 

 

3. « Копирование фигур ».

А. Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис. 9. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

 

Рис. 9

Б. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: « Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку ». На 180° — « Нарисуй эту фигуру « вверх ногами », но так/ чтобы все части фигуры остались на своих местах ». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.

«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

1. « Положи ручку ». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

2. « Где лежит карандаш? ». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради (« Карандаш лежит на тетради, а тетрадь ..., а стол ...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами (« Тетрадь лежит под карандашом »).

3. « Нарисуй предлог ». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом, например как на рис. 10.

Рис. 10

4. « Зашифрованное послание ». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см. рис. 11), и записать его прямо под картинками.

Рис. 11

Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

5. « Теремок ». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

6. « Новоселье ». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:

« В теремке поселились: лягушка под мышкой, зайчик над лисичкой, а мышка под лисичкой. Кто на каком этаже живет? »

« Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы под Карповыми, Ивановы над Черновыми, а Карповы под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры ».

Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначающим движение в определенном направлении.

7. « Схема движения ». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.

Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем зарисовать предлоги (рис. 12), предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

 

Рис. 12

8. « Разложим по порядку ». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в; направлении слева направо, проговаривая при этом, например: « Первым идет ананас, вторым яблоко, третьей клубника (до десяти изображений) ». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано « до » какого-либо из изображений и « после » него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

9. « Пронумеруем ряд ». Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число « перед » указанным (предшествующее) и число « после », « за » указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее « за » и « перед » какими-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число « перед » находится слева от эталона в числовом ряду, а число « после » — справа.

10. « Ряд чисел ». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? Здесь очень поможет « маркировка » величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше, предыдущая ниже и т. д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?

11. «« Соседи » нашего числа ». Психолог вместе с ребенком называет « соседей » любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

12. « Синонимы и антонимы ». На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как « высокий длинный », « большой огромный », « близкий далекий », « маленький крохотный », « высокий низкий », « широкий узкий », « тонкий толстый », « рядом далеко близко », « впереди сзади » и т. п.

13. « Закончи предложение, ответь на вопросы ». Предложите ребенку закончить предложения типа: « Перед тем как прийти домой, ...», « Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял ...».

Ребенок отвечает на вопросы типа: « Что выше, человек или дом? », « Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя? », « Когда день длиннее, зимой или летом? ».

14. « Что было раньше? ». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позже: « После того как подул ветер, форточка распахнулась », « Мы пошли гулять перед ужином ».

15. « Кто самый-самый? » Надо ответить на вопросы типа: « Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех? », « Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех? », « Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий? ».

16. « Кто старше? » « Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т. п.) ». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. « Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа? »

17. « Расположение предметов » Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы: « Линейка под ластиком или ластик под линейкой? », « Что между вазой и часами? », « Жук справа или слева от ножа? », « Кто выше (ниже)? » и т. п. Предложите ему подобрать пропущенные-., наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т. п. Например: « Стол ... от топора и ... от замка; лампа ... столом и ... от окна; бутылка ... от свечи и ... от зонтика ».

18. « Сравни и растолкуй ». Ребенок должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как « моя рука в моей руке моей рукой », « хозяйка куклы кукла хозяйки », « мамина дочка - дочкина мама », « хозяин собаки собака хозяина » и т. п.

КИНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.016 с.)