Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях



 

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В комментируемой статье устанавливаются цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и перечень указанных мер. Некоторые из них носят комплексный характер, поскольку они применяются в различных целях.

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.

3. Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (эта мера будет применяться с 1 июля 2008 г.); 7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 10) привод; 11) временный запрет деятельности.

Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий (см. комментарии к ст. 27.2, 27.3, 27.7-27.10, 27.12-27.16).

4. Следует иметь в виду, что цели применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят более узкий характер по сравнению с содержанием комментируемой статьи.

Так, согласно ст. 27.2 Кодекса доставление применяется в целях составления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 27.3 Кодекса административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления. В ст. 27.7 Кодекса предусмотрено, что личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

5. В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.

В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

 

Статья 27.2. Доставление

1. Данная статья содержит ряд принципиальных отличий, которые не могут не учитываться при осуществлении правоприменительной деятельности.

Прежде всего в ней впервые прямо отражен фактически применяемый в настоящее время принудительный характер доставления.

Во-вторых, комментируемой статьей заранее (до вынесения постановления по делу об административном правонарушении) не презюмируется, что доставляемый является нарушителем.

В-третьих, прямо указывается, что доставление осуществляется только при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

2. Знаковой особенностью понятия доставления, установленного Кодексом, является то, что оно изменяет алгоритм действий органов, уполномоченных выявлять административные правонарушения, и относит доставление как таковое не к процедурным моментам составления протокола об административном правонарушении, а к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это означает сокращение усмотрения правоприменителя в сфере административного принуждения и его ответственность за неправомерное применение доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Применение доставления предполагает обязательное последующее составление соответствующим должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении (см. п. 2 ч. 4 cт. 28.1 Кодекса). В связи с этим доставление физического лица не может быть осуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (пп. 1-5 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса).

3. Цель доставления - составление протокола об административном правонарушении. Безусловно, что общей целью доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является и пресечение административного правонарушения,и установление личности нарушителя. Частной целью доставления, связанной с составлением протокола об административном правонарушении, является также сбор и оценка доказательств по делу об административном правонарушении.

4. Данной статьей (пп. 1-15 ч. 1) установлен исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на доставление, который значительно меньше, чем перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что далеко не все должностные лица органов исполнительной власти на основании ч. 3 cт. 55 Конституции РФ в соответствии с федеральными законами имеют право на осуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Такие полномочия предоставлены, например, милиции (ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп.)). Доставление вправе производить должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средстви психотропных веществ (см.п. 12 ч. 1 комментируемой статьи), военнослужащие пограничных органов (п. 7 ч. 1 данной статьи).

В число особенностей данной статьи входит предоставление органам внутренних дел (милиции) полномочий по доставлению с целью составления протоколов об административных правонарушениях физических лиц в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении любых административных правонарушений. Эти полномочия органов внутренних дел (милиции) обусловлены установленной в cт. 2 Закона РФ "О милиции" задачей милиции по оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Следует отметить, что в соответствии с Кодексом, по сравнению с ранее действовавшим порядком, права доставления физических лиц в целях составления протокола об административном правонарушении лишены народные дружинники.

Должностные лица, которым в соответствии с настоящим Кодексом предоставлено право доставления физических лиц в целях составления протокола об административном правонарушении, должны строго руководствоваться ст. 1.6 Кодекса.

5. Комментируемой статьей расширяется перечень помещений, в которые могут быть доставлены физические лица, включающий в себя как служебное помещение органа внутренних дел (милиции) (представляется, что это любое служебное помещение данного органа, например, дежурная часть, пункт охраны общественного порядка), так и помещение органа местного самоуправления сельского поселения, служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск МВД России, служебное помещение транспортных органов, помещение военной комендатуры или воинской части, служебное помещение пограничных органов, служебное помещение таможенного органа, учреждения уголовно-исполнительной системы. Названный в данной статье перечень помещений, в которые с целью составления протокола об административном правонарушении доставляется физическое лицо, имеет весьма важное значение при сопоставлении положений комментируемой статьи и ст. 27.3 Кодекса об административном задержании, которое по смыслу данных статей осуществляется в вышеуказанных помещениях.

6. Следует отметить, что в комментируемой статье сохранено положение, при котором используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт РФ (иностранные суда - в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов). Это связано с тем, что доставление физического лица с целью составления протокола об административном правонарушении во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ не всегда возможно без доставления в ближайший порт РФ соответствующего судна.

7. Статьей 27.2 прямо не определен срок доставления. Указание Кодекса на его возможно короткий срок перешло из соответствующей статьи КоАП РСФСР как наиболее общее и оптимальное для многочисленных и различных по своему содержанию составов административных правонарушений, установленных Кодексом.

8. Необходимо иметь в виду, что фиксация доставления, предусмотренная в ч. 3 комментируемой статьи, обязательна в связи сположениями ст. 28.1 Кодекса, а также в связи с правом физического лица, неправомерно доставленного в целях составления протокола по делу об административном правонарушении, обжаловать такие действия в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 2 cт. 27.1 Кодекса).

 

Статья 27.3. Административное задержание

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание - неотложное действие компетентных должностных лиц, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальный характер нормы Кодекса об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 cт. 27.5 о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп.)); без согласия прокурора субъекта РФ - депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со cт. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что милиции в соответствии с п. 5 ч. 1 cт. 11 Закона РФ "О милиции" прямо предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (милиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют с такими же их полномочиями по доставлению физического лица (см. комментарий к cт. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со cт. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

 

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Поскольку административное задержание при отсутствии правонарушения не допускается, то в протоколе об административном задержании прежде всего должно найти отражение основание применения данной меры. Таким основанием следует считать предварительную квалификацию противоправного деяния и ссылку на соответствующую статью настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность за излагаемое в протоколе конкретное действие либо бездействие. В протоколе указываются место, время и событие административного правонарушения. В последующем в процессе рассмотрения имеющихся материалов или административного расследования эта квалификация соответствующим должностным лицом может быть уточнена.

2. В протоколе об административном задержании обязательно должно быть зафиксировано точное время доставления задержанного в то или иное помещение, а в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, - время его вытрезвления. В обязательном порядке в протоколе отмечается и точное время освобождения задержанного лица. Эти записи в протоколе могут иметь существенное значение в случае обжалования задержанным лицом обоснованности его задержания и проверки законности применения данной меры.

3. При составлении протокола об административном задержании задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Задержанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном задержании. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4. В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" ч. 2 данной статьи была дополнена предложением следующего содержания: "Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе". Это положение является принципиально важным для обеспечения задержанному лицу права на ознакомление с протоколом об административном задержании и права на обжалование применения к нему административного задержания.

 

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения cт. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 9. Cт. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. По смыслу cт. 22 Конституции РФ и постановления Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. (РГ. 2002. 21 марта) административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

В ч. 1 комментируемой статьи указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, - 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

2. Лица, совершившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его заместителем), начальником дежурной части (дежурной смены дежурной части), уполномоченными должностными лицами иных государственных органов, осуществляющими административное задержание в соответствии со cт. 27.3 Кодекса, на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов. При отсутствии в указанных в cт. 27. 3 Кодекса органах специально отведенных для содержания задержанных лиц помещений либо специальных учреждений, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, содержание административно задержанных по основаниям, указанным в ч. 2 и 3 cт. 27.5 Кодекса, не допускается.

3. В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов. По решению суда в определенных условиях указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении").

4. В условиях военного положения в соответствии со cт. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. "О военном положении" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления предоставлено право при необходимости осуществлять задержание граждан на срок до 30 суток.

5. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определена система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения. Статья 21 упомянутого Федерального закона определяет, что в органах внутренних дел имеются подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В указанные центры в соответствии со cт. 22 данного Закона могут быть помещены по постановлению судьи несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ,где ими было совершено административное правонарушение. При этом в течение 24 часов ставится в известность прокурор, а в течение 2 суток со дня помещения такого лица в изолятор материалы направляются судье для решения вопроса о дальнейшем содержании или освобождении несовершеннолетнего. Несовершеннолетние могут находиться в изоляторе временного содержания в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение Государственной границы РФ, в отношении которых приняты решения о передаче властям сопредельных государств или депортации из Российской Федерации либо приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по решению суда задерживаются органами внутренних дел или безопасности на время, необходимое для исполнения решения, постановления (см. ст. 31 и 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с изм. и доп.).

 

Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц

1. Лица, задержанные в административном порядке, содержатся в специально отведенных для этого помещениях отдельно от подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, содержащихся под стражей.

2. Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специально оборудованных и охраняемых помещениях органов внутренних дел (милиции), подразделений ведомственной охраны и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, органов и подразделений внутренних войск, пограничных органов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Военнослужащие в период административного задержания содержатся на гауптвахте.

3. В органах внутренних дел (милиции) при длительном административном задержании (до 48 часов и свыше 2 суток - см. комментарий к ст. 27.5 настоящего Кодекса) задержанные могут содержаться в специальных приемниках для лиц, подвергнутых административному аресту. Помещение в изоляторы временного содержания (ИВС) лиц, задержанных в административном порядке, запрещается.

4. Лица, подвергнутые административному задержанию за бродяжничество и попрошайничество, содержатся в центрах социальной реабилитации, которые, так же как и центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и специализированные учреждения для несовершеннолетних, создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Задержанные лица в помещении дежурной части или ином помещении подвергаются личному досмотру и досмотру вещей, находящихся при них. Личный досмотр производится только лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола. По окончании досмотра составляется протокол. Отказ досматриваемого от его подписи и заявленные при этом претензии отражаются в протоколе досмотра.

Задержанным лицам оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе в количестве и ассортименте, определенных соответствующими Правилами внутреннего распорядка. Запрещенные предметы, вещи и продукты питания, изъятые у задержанного лица, передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и именные вещи, изъятые при личном досмотре по описи, сдаются на хранение дежурному должностному лицу в месте содержания задержанного, личные вещи - в камеру хранения.

При освобождении задержанного лица изъятые у него деньги, ценные бумаги, ценные вещи, личные вещи и документы возвращаются ему, что фиксируется в акте об их изъятии и удостоверяется подписью освобождаемого.

Порядок медицинского обслуживания (осмотра, санитарной обработки и т.д.) осуществляется в соответствии с установленными Правилами внутреннего распорядка места содержания задержанных лиц.

 

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. В ч. 1 данной статьи раскрывается содержание понятий "личный досмотр", "досмотр вещей, находящихся при физическом лице" как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Подчеркивается, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В связи с этим следует отличать личный досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия ряда должностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина вне зависимости от совершения последним административного правонарушения либо преступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ (с изм. и доп.) к участию в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ст. 85). Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп.) предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", ст. 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и нормы некоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их отождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, а последние непосредственно связаны с фактами неправомерного поведения.

2. Данной статьей устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) и административное задержание (ст. 27.3).

3. С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма данной статьи о проведении досмотра с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаях личного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.

4. При применении ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 26.2, 26.6-26.8 Кодекса.

5. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. 6 и 7 данной статьи. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения личного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о таком изъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитывать также положения п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.

Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служит норма о вручении копии протокола о личном досмотре и досмотре вещей владельцу вещей, подвергнутых досмотру.

6. Положения комментируемой статьи о личном досмотре следует отличать от следственного действия личного обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

 

Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов

1. Ряд положений комментируемой статьи, прежде всего о понятых, применении общих способов фиксации вещественных доказательств, содержании протокола об осмотре, сохранили общие подходы Кодекса к личному досмотру, досмотру вещей, находящихся при физическом лице (см. комментарий к ст. 27.7). Вместе с тем в отличие от ч. 6 ст. 27.7 при осмотре, устанавливаемом комментируемой статьей, требуется составление отдельного протокола об осмотре.

2. Об осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица - индивидуальном предпринимателе - см. ст. 23 ГК РФ, о понятии юридического лица - главу 4 ГК РФ. О статусе законного представителя юридического лица см. ст. 25.4 Кодекса.

3. Формулируя данную статью, законодатель применил расширительный подход при наделении всех должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, полномочиями по проведению осмотра. Вместе с тем значительная часть мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и осмотр, применяется в отношении пограничных с преступлениями составов административных правонарушений. Отсюда следует, что для применения осмотра недостаточно возложения на тот или иной орган исполнительной власти и его должностных лиц полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях. Должностным лицам, уполномоченным на проведение осмотра, может потребоваться, в частности, применение физической силы, специальных средств. Такими полномочиями в необходимом объеме обладают органы внутренних дел, таможенные органы, органы ФСБ России, другие правоохранительные органы, должностные лица которых уполномочены законодательством РФ в необходимых случаях применять меры принудительного воздействия. Кроме того, законодательством РФ об указанных органах в отдельных случаях прямо определено право их должностных лиц на проведение осмотра. Так милиция при производстве осмотра должна руководствоваться и нормами подп. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".

4. Одной из гарантий обеспечения прав лица, которому принадлежат соответствующие помещение, вещи, документы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, является положение ч. 2 данной статьи о проведении осмотра в присутствии представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласно ч. 6 данной статьи протокол об административном правонарушении должен быть подписан, как правило, законным представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя, а копия протокола вручается указанным лицам.

 

Статья 27.9. Досмотр транспортного средства

1. Досмотр транспортного средства производится при пресечении административного правонарушения в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения.

Досмотр производится в случаях:

когда имеются достаточные данные подозревать, что на транспортном средстве осуществляется незаконная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ;

когда имеются показания технических средств контроля;

когда досмотр прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 11 (п. 23) Закона РФ "О милиции" сотрудники милиции вправе производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях. Таможенный кодекс РФ (ст. 180) предусматривает право должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля производить досмотр транспортных средств.

2. Сущность досмотра транспортного средства состоит в принудительном обследовании транспортного средства, проводимом без нарушения его конструктивной целостности, с целью обнаружения и изъятия вещей, в том числе оружия, боеприпасов, документов, явившихся орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

3. Досмотру должно предшествовать предложение должностных лиц, уполномоченных осуществлять досмотр, лицу, во владении которого находится транспортное средство, предъявить документы или иные вещи, являющиеся орудием совершения или предметом правонарушения.

4. Досмотр транспортного средства любого вида должен осуществляться в присутствии двух понятых должностными лицами органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. При проведении досмотра должно присутствовать лицо, во владении которого находится транспортное средство. В случаях, когда необходимо незамедлительное проведение досмотра, он может быть произведен в отсутствие владельца транспортного средства. При проведении досмотра в отсутствие владельца должны быть обеспечены сохранность вещей и их комплектность.

5. При осуществлении досмотра в целях фиксации доказательств может применяться фото- и киносъемка, видеозапись.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.142.210 (0.059 с.)