Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности



 

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи - защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет - земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка - простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона - деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона - умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21), а в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, - должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ст. 23.24).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (милиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 7.2. Уничтожение специальных знаков

1. В комментируемой статье содержатся три материальных и три формальных состава, сформулированных с использованием различных приемов юридической техники.

Цели данной статьи обозначены, с одной стороны, названием главы 7, - охрана собственности, с другой стороны, поскольку речь идет в основном об ответственности за уничтожение (или повреждение) информационных знаков, средств наблюдения и контроля за состоянием природных объектов, указанная цель дополняется обеспечением их защиты. Сфера действия статьи затрагивает интересы неопределенно широкого круга лиц, в первую очередь земле-, водо-, лесопользователей, органов, осуществляющих учет природных ресурсов, их мониторинг, геодезические работы.

2. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ч. 1 статьи) - материальный состав. Объектом правонарушения являются право собственности на земельные участки и связанные с ним полномочия собственника, а также порядок пользования и обозначения на местности границ землепользования. Предметом правонарушения являются межевые знаки, устанавливаемые в результате определения на местности и юридического оформления границ землепользования, используемые также в мониторинге земель (см. Положение об осуществлении мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846). Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия по разрушению межевого знака путем выкапывания, сжигания, расщепления, подрубки, спиливания, повала и раздробления в результате наезда транспортным средством, трактором и т.п. Субъективная сторона - в форме умысла и неосторожности.

3. Состав уничтожения или повреждения информационных знаков, а также зданий и иных сооружений (ч. 2) сформулирован путем перечисления альтернативных признаков предмета правонарушения. Они сгруппированы по сфере отношений, т.е. относятся к объектам водопользования и охраны вод, недропользования и охраны недр, лесопользования и охраны лесов, использованию и охране животного мира, особо охраняемым природным территориям.

Предмет правонарушения, таким образом, обозначен в составе с использованием разных терминов (наблюдательные режимные скважины и створы; знаки - маркшейдерские или определяющие границы чего-либо, лесоустроительные, лесохозяйственные и т.п.; здания и сооружения). При этом для зданий и сооружений указано дополнительно на принадлежность их пользователям и органам по охране, контролю и регулированию природопользования. Наблюдательные скважины служат для постоянного (регулярного) сбора информации о режиме вод. Лесоустроительные знаки - опознавательные наземные устройства, размер и расположение которых определяется разрядом лесоустройства. Они устанавливаются: в пунктах пересечения квартальных просек и на границах лесных угодий (квартальные), поблизости от геодезических центров межевых знаков (граничные), при пересечении дорог, полос отчуждения и т.п. (указательные) и т.д.

4. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях как по уничтожению отграничительных знаков, так и по уничтожению содержащейся на них информации о принадлежности леса, номере квартала и т.п., а также по повреждению лесоустроительных знаков, затрудняющему контроль и учет, пользование лесом. Применительно к иным наземным знакам, обозначающим границы какого-либо объекта, уничтожение или повреждение также выражается, соответственно, в приведении их - полностью или частично - в негодность теми же способами. Наблюдательные режимные скважины могут быть уничтожены путем засыпки, размещения отходов и т.п.

5. Составы, предусмотренные ч. 3 данной статьи, отличаются как по предмету, так и по объективной стороне. В первом из них речь идет о пунктах государственных геодезических сетей и стационарных пунктах наблюдения за состоянием окружающей среды; указан дополнительно способ их уничтожения - снос, выступающий как признак объективной стороны. Во втором составе говорится о нарушении режима охранной зоны такого объекта, как стационарный пункт наблюдения.

Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

Субъекты - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами или пользователями земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты государственных геодезических сетей либо стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.

6. Часть 4 предусматривает ответственность за два формальных состава. Первый - неуведомление о действиях, предусмотренных в ч. 3 комментируемой статьи, означает несообщение, сокрытие информации и представляет собой специальный состав по отношению к ст. 8.2. Второй - отказ в предоставлении подъезда (прохода) к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ означает выражение в любой форме - письменной или устной - несогласия на доступ и проведение работ в пределах участка (здания, сооружения) со стороны его собственника (владельца, пользователя). По смыслу нормы такой отказ всегда является незаконным, поскольку на этих лиц соответствующим нормативным правовым актом или по договору возлагаются обязанности по обеспечению возможности доступа к указанным объектам. Отказ может быть выражен и действием: путем установки забора, шлагбаума, смены замков и т.п.

Субъективная сторона - умышленная вина.

Отказ собственника (владельца, пользователя) в предоставлении подъезда (прохода) к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ по смыслу ч. 4 данной статьи всегда является незаконным, поскольку на указанных лиц соответствующим нормативным правовым актом или по договору возлагаются обязанности по обеспечению возможности доступа к таким объектам.

Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, зданий, сооружений, где расположены наблюдательные пункты и оборудование. Субъективная сторона - умышленная вина.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земли (ст. 23.21). Дела по ч. 2 рассматривают должностные лица многочисленных органов, в распоряжении которых находятся соответствующие специальные знаки (ст. 23.13; 23.22; 23.23; 23.24; 23.26; 23.27; 23.29; 23.31). Дела по ч. 3 и 4 данной статьи рассматривают должностные лица органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ст. 23.28), а также органов, осуществляющих государственный геодезический надзор и государственный контроль в области наименования географических объектов (ст. 23.58).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 7.2, - также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 7.3. Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)

1. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах").

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах территории России: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. С этой точки зрения все недра находятся на едином правовом режиме.

В целях реализации Закона РФ "О недрах" и Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Правительство РФ утвердило Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в котором установлен порядок проведения указанного контроля, определены органы, осуществляющие этот контроль, их права, обязанности и порядок работы (см. постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293). Государственный геологический контроль возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в части соблюдения законодательства, устанавливающего условия недропользования, которые содержатся в лицензиях на пользование участками недр, за соблюдением недропользователями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Функции государственного горного надзора были отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

2. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

3. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 101 Закона РФ "О недрах".

4. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

При предоставлении участков недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции лицензия на право недропользования удостоверяет право пользования участком недр на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (с изм. и доп.).

В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений,несвязанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Закон РФ "О недрах" (ч. 5 ст. 11) допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Лицензия представляет собой определенный комплект документов, поскольку включает в себя не только установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, но также и текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.

5. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, являющееся федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования (см. п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).

6. Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.

7. в случае если федеральными законами установлено,что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуется разрешение (лицензия), пользователи недр должны иметь также разрешение (лицензию) на осуществление этих видов деятельности, если не хотят заключать договоры с организациями, уже имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.

8. Объективная сторона правонарушения, обозначенного комментируемой статьей, выражается в двух альтернативных действиях: пользование недрами без разрешения (лицензии) и пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии).

Пользование недрами без разрешения (лицензии) расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

9. Субъектами ответственности по данной статье могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами ответственности за такое нарушение, как пользование недрами без получения разрешения (лицензии), могут быть граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса они несут административную ответственность как должностные лица), юридические лица, в том числе иностранные.

Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть только недропользователи. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О недрах" таковыми могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества; иностранные граждане; юридические лица. В ч. 2 ст. 9 этого же Закона, где речь идет о пользователях недр на условиях соглашения о разделе продукции, названы также инвесторы - граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории РФ юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.

10. Нарушение, выразившееся в пользовании недрами без разрешения (лицензии), с субъективной стороны характеризуется умыслом.

Нарушения условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

11. Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 (см. комментарий к ней).

12. Если пользование недрами без разрешения (лицензии) либо нарушение условий разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.

13. Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ "О недрах").

14. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный геологический и горный надзор (ст. 23.31).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых

1. Под площадью залегания полезных ископаемых понимается:

территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения;

акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья;

территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии - территория округа горно-санитарной охраны.

2. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения Федерального агентства по недропользованию (см. п. 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293). Такое разрешение может быть выдано только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Разрешения на застройку не требуется при отсутствии полезных ископаемых под площадкой намечаемого строительства, что должно быть подтверждено заключением территориального органа Федерального агентства по недропользованию.

Разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдаются в целях предупреждения самовольной и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых, охраны недр, включая сохранение условий для наиболее полного извлечения полезных ископаемых, а также обеспечения охраны объектов строительства от вредного влияния горных работ.

3. Получение разрешения на застройку не исключает необходимости получения в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, разрешения на строительство объектов недвижимости.

4. Передача полученного разрешения на застройку другим организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не допускается. Оно подлежит обязательному переоформлению в случаях изменения названия или организационно-правовой формы организации, получившей разрешение на застройку, или смены собственника объекта застройки.

5. Получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не освобождает застройщика от обязанности применения мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния самого строительства. При строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых должны быть обеспечены безопасность для жизни и здоровья населения, охрана атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира и других объектов окружающей природной среды, а также сохранность заповедников, памятников истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

При застройке площадей залегания радиоактивных полезных ископаемых должны разрабатываться специальные санитарно-защитные мероприятия, которые в установленном порядке согласовываются с соответствующими организациями.

Государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых был возложен на Ростехнадзор (см. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293).

6. Объективная сторона правонарушения, обозначенного комментируемой статьей, выражается в альтернативных действиях: застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения (лицензии) и необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения считается таковой, если: строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется вообще без получения официального разрешения компетентных органов; разрешение имеется, но получено оно с нарушением установленного порядка его приобретения; застройка ведется с нарушением условий, на которых она была разрешена; застройка ведется по разрешению, которое не переоформлено в случаях, когда такое переоформление является обязательным. Соблюдение правил собственно застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии разрешения на застройку не устраняет незаконности самой застройки.

7. Субъективная сторона действия, выражающегося в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, характеризуется умыслом.

Нарушения, выразившиеся в необеспечении требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Если самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых повлекла за собой причинение значительного ущерба, то деяние будет квалифицироваться по ст. 255 УК РФ. Значительный ущерб связан с нарушением экологического состояния объектов, выведением из эксплуатации месторождений полезных ископаемых, потерями их запасов, ухудшением состояния земель и т.п.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих горный надзор (ст. 23.31).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является государственная собственность. в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (с изм. и доп.) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, являются государственной собственностью.

2. Предмет правонарушения - янтарь - природная ископаемая смола хвойных деревьев различных оттенков от светло- до темно-желтого цвета. Янтарь - ценный поделочный материал для изготовления украшений и других изделий. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается добыча и сбыт янтаря, не отнесенного в установленном порядке к драгоценным камням. Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 утвержден порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням. В этом акте определены основные критерии отнесения указанных образований к драгоценным камням, что означает распространение на них требований Федерального закона от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214, за нарушения которых предусмотрена уголовная ответственность (ст. 191, 192 УК РФ).

3. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют два альтернативных противоправных действия: самовольная добыча и сбыт незаконно добытого янтаря.

4. Самовольной признается добыча янтаря, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии). в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О недрах" установлен лицензионный порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Документы, определяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной ее части. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватываются как добыча янтаря без лицензии, так и аналогичные действия, совершенные за пределами границ предоставленного горного отвода.

5. Нормы комментируемой статьи связывают наличие состава административного правонарушения с самовольной добычей янтаря в определенных местах - из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки. Основное промышленное месторождение янтаря России находится в Калининградской области. Сбор янтаря на побережье и в других местах не влечет административной ответственности по данной статье.

6. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается сбыт только незаконно добытого янтаря (продажу, обмен как самим лицом, самовольно добывшим янтарь, так и другими лицами), что влечет административную ответственность в случаях его реализации как в натуральном, так и (или) переработанном виде (украшения и другие изделия из янтаря).

7. Субъективная сторона данного административного правонарушения предполагает умышленную форму вины. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица добывающих, перерабатывающих или сбытовых предприятий и организаций, юридические лица.

8. Незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход федерального бюджета.

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают мировые судьи (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов государственного горного надзора (п. 39 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии)

1. Цель статьи - защита прав собственников, владельцев, других водопользователей и обеспечение порядка водопользования. Сфера действия статьи охватывает важные интересы самых разных субъектов системы "собственники водных объектов - водопользователи - водопотребители".

2. Право собственности на водные объекты и право водопользования регулируются водным законодательством РФ.

Право собственности на водные ресурсы установлено Конституцией РФ (ст. 9 и 36), а также в главе 2 ВК РФ и других актах. В связи с принятием 3 июня 2006 г. нового Водного кодекса РФ и введением его в действие с 1 января 2007 г. следует учитывать изменения в правовом регулировании, с одной стороны, а с другой - сохранение на протяжении определенного периода действия не только норм ВК РФ 1995 г., но и приобретенных в соответствии с ними прав (см. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ). Самым непосредственным образом это должно учитываться при квалификации деяний по ст. 7.6 КоАП РФ и решении вопроса о привлечении к административной ответственности.

Согласно статье 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Право водопользования (долгосрочное, краткосрочное и ограниченное) детально регламентируется ВК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами. Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, т.е. граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, т.е. граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Осуществление права водопользования ныне урегулировано в гл. 3 ВК РФ.

Виды водопользования можно разделять по целям: 1) на приоритетное - для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и 2) для других целей, т.е. удовлетворения потребностей промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и т.п.

Согласно ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одной из сторон договора является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается: Правительством РФ - для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в иных целях - исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ).

3. Самовольное занятие водного объекта или его части - формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Объективная сторона представляет собой деяние в виде активных действий по фактическому завладению водным объектом (его частью) с целью последующего использования для удовлетворения хозяйственных, рекреационных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды.

4. Пользование водным объектом без правоустановительных документов означает незаконное осуществление действий по изъятию воды, сбросу сточных вод и т.п. без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора.

5. Нарушение условий документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, по объективной стороне состоит в деянии (действии или бездействии), которое может выражаться в превышении объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод и т.п.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий (разрешений), договоров, иных решений, выданных до 1 января 2007 г., сохраняют это право до истечения срока действия таких лицензий или договоров. Следовательно, в случаях, если они допускают нарушение их условий, они могут быть привлечены к ответственности по данной статье. в случае перезаключения договора (переоформления решения) водопользователи при нарушении условий этих актов также отвечают по данной статье.

6. Субъективная сторона правонарушения в виде самовольного занятия водного объекта -умышленная вина, в остальных случаях вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

7. Субъекты правонарушения перечислены в санкции статьи.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения

1. Цель данной статьи - охрана водохозяйственных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также обеспечение надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.

2. Правовое регулирование осуществляется ВК РФ и Федеральным законом от 27 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Важные положения содержатся в постановлениях Правительства РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.078 с.)