Глава 11. Административные правонарушения на транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Административные правонарушения на транспорте



 

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

1. Нормы комментируемой статьи направлены на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, основные задачи и функции которого определены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Правила обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте содержатся также в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" и в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, а также в постановлении Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог". См. также комментарий к статьям 12.10, 12.33, 12.36 настоящего Кодекса.

2. Комментируемая статья содержит пять отдельных составов административных правонарушений.

Объектом всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

3. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 комментируемой статьи, представляют совершенные умышленно или по неосторожности нарушения железнодорожного пути или оставления на них различных предметов, что может привести к нарушению движения.

4. Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, достигшие 16 лет, так и должностные лица.

5. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены, как правило, по неосторожности. Возможны такие случаи, когда эти правонарушения совершаются с косвенным умыслом.

6. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, могут быть совершены только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов, с платформ и т.п.

7. На железнодорожном транспорте, учитывая специфику движения и в целях его безопасности, установлены предельные габариты погружаемых и выгружаемых грузов. Несоблюдение этих габаритов, т.е. превышение предельных внешних очертаний груза, может усложнить беспрепятственный проход поездов и представляет собой объективную сторону данного правонарушения. Следует иметь в виду, что на железнодорожном транспорте существуют специальные габаритные ворота (рама) для проверки габарита груженого поезда.

8. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

9. В ч. 4 и 5 настоящей статьи сформулированы составы административных правонарушений, связанные с нарушением правил проезда и прохода по железнодорожным путям.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 4, характеризуется прямым нарушением установленных на железнодорожном транспорте с учетом временного режима прохода поездов правил проезда грузовым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а также правил выпаса скота (время, расстояние от железнодорожного пути и т.п.).

10. Что касается состава, сформулированного в ч. 5 настоящей статьи, то с объективной стороны он характеризуется не только проходом через железнодорожные пути в неустановленных местах, но и движением по путям, что создает помехи для движения поездов и связано с его безопасностью.

11. Субъектами состава, предусмотренного ч. 4, могут быть как граждане, так и должностные лица, а состава, предусмотренного ч. 5, - только граждане.

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

12. Уголовная ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования на железнодорожном транспорте, а равно блокирование железнодорожных путей применяется только в случаях, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, смерть человека либо двух или более лиц (ст. 267 УК РФ).

13. Дела об административных правонарушениях по ч. 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи рассматриваются в соответствии со ст. 23.3 должностными лицами органов внутренних дел (милиции), в частности начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями и другими должностными лицами, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, а также должностными лицами органов железнодорожного транспорта.

Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются также должностными лицами органов железнодорожного транспорта (в пределах их компетенции), а именно: главными ревизорами; ревизорами по безопасности движения поездов; начальниками станций, их заместителями; начальниками вокзалов, их заместителями; начальниками локомотивных (вагонных) депо и другими должностными лицами, на которых возложен надзор за соблюдением указанных правил (ст. 23.41).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 2 комментируемой статьи - также должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 11.2. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта

1. В Российской Федерации многие крупные промышленные предприятия и иные хозяйствующие субъекты имеют свои подъездные железнодорожные пути, не входящие в систему федерального железнодорожного транспорта (железнодорожные пути необщего пользования). Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку различных грузов по специально проложенным подъездным путям, соединяющим эти объекты с путями федерального железнодорожного транспорта, регулируется специальными правилами (см. главу IV Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей общего пользования, утвержденные приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26).

2. Объектом состава правонарушения, изложенного в комментируемой статье, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта. С объективной стороны это правонарушение характеризуется самим фактом нарушения указанных специальных правил, а также конкретными обстоятельствами этого нарушения.

3. Субъектом данного правонарушения могут быть лишь работники промышленного железнодорожного транспорта, ответственные за движение поездов и маневровую работу, погрузку, крепление и выгрузку грузов (см. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ и соответствующие инструкции федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта).

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение совершается как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов транспортного контроля и надзора (ст. 23.36).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

 

Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

1. Аэродром - это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (ст. 40 Воздушного кодекса РФ).

2. Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством РФ. Собственники указанных выше и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве РФ, утвержденными Минтрансом России. Размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами, запрещается (ст. 51 Воздушного кодекса РФ).

3. Безопасность полетов, авиационная безопасность в соответствии с Федеральными авиационными правилами включает предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, а также повреждения аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования, что обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий.

4. Объектом противоправного посягательства является безопасность полетов воздушных судов, права и законные интересы граждан и юридических лиц, связанных с осуществлением перевозок.

Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов в районе аэропортов и аэродромов в соответствии с Федеральными авиационными правилами устанавливаются определенные маркировочные знаки и устройства, помогающие ориентироваться пилотам воздушных судов. Подобные ночные и дневные знаки и устройства устанавливаются также на зданиях и сооружениях. На воздушном транспорте действует ряд правил, связанных с охраной этих знаков и устройств от повреждений, а также запрещающих размещение в районе аэродрома каких-либо знаков и устройств, сходных по своему внешнему виду, цвету и т.п. с маркировочными знаками и устройствами. Запрещается также в районе аэродромов сжигание пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома и устройство объектов, опасных для полетов воздушных судов.

Действующими на воздушном транспорте правилами запрещен проход или проезд по территории аэропортов, аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов без надлежащего разрешения должностных лиц указанных объектов. Исключение из этого правила составляют аэровокзалы, где проход и проезд свободен.

5. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется рядом самостоятельных составов. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для правильной квалификации противоправных действий (бездействия) необходимо обратиться к анализу Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.

6. Субъектом правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица. При этом должностные лица несут административную ответственность за данные правонарушения лишь в том случае, когда это связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей. В связи с разгосударствлением, приватизацией и акционированием авиационных компаний к административной ответственности как должностные лица привлекаются руководители и другие работники этих компаний независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, совершившие данные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

7. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (см. ст. 23.42).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) - о правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 данной статьи (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса).

 

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

1. Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.

3. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 11 Воздушного кодекса РФ).

4. Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работ, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной экологической безопасности. Объектом противоправных посягательств, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с названными выше правами граждан, юридических лиц и интересами государства.

5. Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, необходимо обратиться к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, с дальнейшими изменениями, а также к Приложениям к данному нормативному акту - Правилам представления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства РФ и сообщений об его использовании в органы управления полетами; Правилам запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства РФ и др.

6. Названными Федеральными правилами установлены требования для пользователей воздушного пространства. Они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.

Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет несоблюдение перечисленных и других условий и правил.

7. Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном порядке) на право использования воздушного пространства.

9. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов единой системы организации воздушного движения РФ (ныне - это органы Федеральной аэронавигационной службы) (ст. 23.43).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

 

Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

1. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, другими нормативными актами, регулирующими безопасность эксплуатации воздушных судов, в частности правилами "Системы сертификации на воздушном транспорте", приказом Минтранса России от 18 июня 2003 г. N 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (с изм. и доп.).

Правила направлены на обеспечение безопасности полетов авиации общего назначения. Они устанавливают требования к эксплуатантам авиации общего назначения, процедуры выдачи свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, продления срока его действия, внесения в него изменений и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения.

Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляют функции государственного регулирования и контроля деятельности авиации общего назначения, а именно: выдачу свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения; продление срока их действия и (или) внесение изменений в свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, без которых их деятельность является незаконной; получение от эксплуатантов авиации общего назначения в установленном порядке информации по организации полетов и техническому обслуживанию воздушного судна; проверку соблюдения эксплуатантами авиации общего назначения установленных в гражданской авиации нормативных требований и условий (ограничений), указанных в приложении к свидетельству эксплуатанта авиации общего назначения.

2. Квалификационные требования для руководителя, отвечающего за организацию летной работы, и руководителя, отвечающего за организацию инженерно-авиационного обеспечения, а также командира воздушного судна авиации общего назначения должны соответствовать воздушному законодательству РФ. Должностные лица, осуществляющие организацию летной работы, и специалисты, непосредственно связанные с обеспечением безопасности полетов, должны соответствовать установленным в гражданской авиации квалификационным требованиям, иметь специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

3. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), свидетельств о государственной регистрации.

Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - летной годности и охране окружающей среды) определяются Федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения органами исполнительной власти, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (ст. 35 Воздушного кодекса РФ).

Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна определенного типа и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта (п. 5 ст. 37 Воздушного кодекса РФ).

4. Объектом противоправного посягательства является безопасность полетов воздушных судов, авиационная безопасность и в конечном счете жизнь и здоровье граждан, сохранность перевозимых грузов.

5. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в нарушении авиационных правил безопасности эксплуатации воздушных судов, установленных воздушным законодательством РФ и уполномоченными на нем нормативными актами, принимаемыми Правительством РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Квалификация конкретного противоправного деяния основывается на анализе данных авиационных правил.

6. Субъектами административных правонарушений являются граждане и должностные лица, имеющие необходимую подготовку, подтверждаемую соответствующими документами, и ответственные за безопасную эксплуатацию воздушных судов.

7. Субъективная сторона данных правонарушений выражается в форме неосторожности. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть, является преступлением и влечет уголовную ответственность по ст. 263 УК РФ.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (ст. 23.42), и судьи, если соответствующими должностными лицами будет признано необходимым применить к виновному административное наказание в виде лишения права управления воздушным судном (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

 

Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

1. Вопросы безопасности плотин, зданий гидроэлектростанций, водосборных сооружений, судоходных шлюзов и иных гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а также подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими технические нормы и правила.

Комментируемая статья состоит из трех частей, содержащих самостоятельные составы правонарушений, имеющих единый объект, - безопасность движения на водном транспорте (морском и внутреннем водном, включая смешанное (река - море) плавание).

2. В объективную сторону правонарушения, предусмотренного в ч. 1 настоящей статьи, входят: 1) нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней; 2) устройство заколов и иных приспособлений для ловли рыбы в не установленных для этого местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений; 3) проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах; 4) несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ.

Общие положения, касающиеся обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая порты, содержатся в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ. В морских портах функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая выдачу разрешений на проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ, возлагаются на капитанов портов (ст. 74, 76, 77 Кодекса торгового мореплавания РФ).

3. Предметом правонарушения, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, являются сооружения и устройства связи и сигнализации на судах морского, внутреннего водного транспорта, различные средства навигационного оборудования, технические средства и знаки судоходной и навигационной обстановки, средства связи и сигнализации, портовые и гидротехнические сооружения.

Уничтожение сооружений и устройств связи и сигнализации предполагает приведение указанных предметов в такое состояние, которое полностью исключает их использование по назначению. При повреждении эти предметы - полностью или частично - не могут быть использованы по назначению без необходимого ремонта. В объективную сторону правонарушения входят также срыв или установка без разрешения знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов.

Порядок строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях, а также общие положения, касающиеся требований к судам с точки зрения безопасности судоходства и технического надзора за судами, установлены КВВТ РФ и КТМ РФ.

4. В ч. 3 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания и режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях.

5. Составы правонарушений, ответственность за которые установлена в комментируемой статье, являются формальными и считаются оконченными с момента совершения либо активных действий, либо бездействия.

6. Субъективная сторона правонарушений - умысел или неосторожность.

7. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи, выступают граждане и должностные лица, ч. 3 - только должностные лица.

8. Рассматривать дела о данных правонарушениях уполномочены должностные лица органов морского транспорта (ст. 23.38), органов внутреннего водного транспорта (23.39), а в части правонарушений, совершенных на судах и объектах промыслового флота, - органов рыбоохраны (ст. 23.27).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих (указанных выше) органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи - также должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Статья 11.7. Нарушение правил плавания

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за два состава правонарушений - нарушения на морском и внутреннем водном транспорте (за исключением маломерного) правил плавания и стоянки судов, захода в порты и выхода из них, буксировки составов и плотов, а также подачи и несения звуковых и световых сигналов (ч. 1) и превышения скорости маломерного судна, несоблюдения им требований навигационных знаков, стоянки и маневрирования, подачи и несения названных сигналов (ч. 2). Правонарушения посягают на безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта.

2. Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в КТМ РФ. В соответствии со ст. 57 КВВТ РФ государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем. В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129 (действуют в редакции приказа Минтранса России от 31 марта 2003 г. N 114 // БНА ФОИВ. 2003.N 9, 27) и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. N 56 (БНА ФОИВ. 2002. N 30).

3. Часть 2 статьи устанавливает ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность плавания, судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном. Маломерные суда являются водными транспортными средствами, валовая вместимость, мощность главных двигателей и иные технические характеристики которых описаны в примечании к комментируемой статье.

Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам (с 2003 г. эта инспекция находится в ведении МЧС России), действующей на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835.

4. С объективной стороны оба состава правонарушений, предусмотренных в комментируемой статье, включают в себя совершение хотя бы одного из названных в диспозициях ч. 1 и 2 действий либо бездействия.

5. Субъективная сторона правонарушений- умысел или неосторожность.

6. Субъекты правонарушений - физические лица - судоводители или управляющие судами на морском и внутреннем водном транспорте (ч. 1) либо маломерными судами (ч. 2).

7. Дела о правонарушении, ответственность за которое установлена в ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами органов морского транспорта (ст. 23.38) и внутреннего водного транспорта (ст. 23.39), а в отношении судов промыслового флота - органов рыбоохраны (ст. 23.27). Дела о правонарушении, содержащемся в ч. 2 статьи, - органов государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. (ст. 23.40). При условии передачи этими органами дел на рассмотрение судьям они рассматриваются последними (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют соответственно должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

 

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, имеют своими объектами безопасность плавания и эксплуатации судов морского и внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов.

2. С объективной стороны правонарушения состоят в активных действиях, указанных в диспозициях ч. 1 и 2 этой статьи и являющихся, по сути, нарушениями требований, установленных для эксплуатации судов, включая требования к лицам, управляющим ими.

3. Предметами рассматриваемых правонарушений являются морские суда, суда внутреннего водного транспорта и маломерные суда.

4. Для морских судов основным правовым актом, регулирующим выпуск судна в плавание, является КТМ РФ. Технический надзор за морскими судами осуществляют органы технического надзора и классификации судов (ст. 32 КТМ РФ). Регистрация судов осуществляется путем внесения в Государственный судовой реестр, судовые книги или бербоут-чартерный реестр (ст. 33 КТМ РФ; см. также Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87 и Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 31 января 2001 г. N 30 // БНА ФОИВ. 2001. N 22) (в ред. приказа Госкомрыболовства РФ от 5 июня 2003 г. N 176).

Требования для выпуска в плавание и регистрации судов внутреннего водного транспорта установлены в КВВТ РФ от 7 марта 2001 г. (ст. 13-25; см. также Правила государственной регистрации судов, утвержденные приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // БНА ФОИВ. 2001. N 49). В отношении регистрации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, действуют Правила государственной регистрации указанных судов, утвержденные приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500 (БНА ФОИВ. 2005. N 35).

Допуск лиц к управлению морскими судами и судами внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, уставами службы на судах морского и речного флота. Порядок допуска к управлению маломерными судами установлен приказами МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" (БНА ФОИВ 2005. N 35) и от 29 июня 2005 г. N 498 "Об утверждении Правил аттестации водителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (БНА ФОИВ 2005. N 35).

5. С субъективной стороны правонарушения совершаются умышленно.

6. Субъекты правонарушений - физические лица, в том числе и должностные (например, представители командного состава судна), управляющие судами, не соответствующими требованиям, установленным для их эксплуатации.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов морского транспорта (ст. 23.38), органов внутреннего водного транспорта (ст. 23.39), в отношении судов промыслового флота - должностными лицами органов рыбоохраны (ст. 23.27),а в отношении маломерных и иных поднадзорных ГИМС судов - органов государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40 Кодекса).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих органов, указанных выше (ч. 1 ст. 28.3).

 

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Объектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественная безопасность и ее составная часть - безопасность плавания судов, общественный порядок, а также установленный порядок управления. До 1 июля 2008 г. нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минздравсоцразвития России (см. соответственно постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 и приказ Минздравсоцразвития России от 10 января 2006 г. N 1) определялся порядок освидетельствования на состояние опьянения.

С 1 июля 2008 г. вводятся в действие нормы ст. 27.12 КоАП, определяющие критерии состояния опьянения (см. примечание к указанной статье) и новые подходы к освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения.

В соответствии со ст. 27.12 (ч. 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 июля 2008 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".

2. Объективная сторона правонарушений охватывает ряд конкретных юридических составов: а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения;б)передача управления таким судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; в) уклонение судоводителя или иного лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

3. Особенность комментируемой статьи состоит в том, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судном, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения - управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.06 с.)