Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
То, что человек называет пространством есть его представление об особом расположении и взаимодействии субъектов, которые способствуют или противостоят человеку при решении им своей задачи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пространство есть часть общего представления человека о состоянии мира, в котором он находится, или наоборот, представление о человеке, а с ним и о всем мире. Представление - это особый объект природы, в том числе и человека. Оно позволяет перевести внешние по отношению к человеку объекты в его собственный мир и, внутренние объекты - в объекты внешнего мира. Оно как бы фокус, через который преломляется внешний мир, переходя из одного состояния в другое: из внешнего мира в мир сознания, а из него опять в мир внешний, но уже другой, отличный от того мира, из которого оно вышло. Можно сказать, что представление есть переработка объектов внешнего мира и его конструирование. Любое представление определяется в первую очередь потребностями человека при решении им задачи и создано человеком. Представление есть плод деятельности человека и только человека, и нигде кроме как в его сознании оно не может находится. В этом ее уникальность как представления, так и человека, поскольку он является объектом мира. То, что создано человеком, остается его собственностью. Соответственно и содержание представления есть уникальное состояние человека, а через него и всего мира. Естественно, и исходная составляющая представления является уникальной, поскольку она образована человеком путем отбора специальных объектов. Эти объекты выделены человеком из всего многообразия существующих и известных ему объектов внешнего мира. С их помощью он устанавливает специфические связи и решает свои задачи. Представление нельзя считать плодом чистой фантазии. Оно, безусловно, отражает характер и сущность взаимодействующих объектов, в том числе и самого человека. Впрочем, так называемая «чистая фантазия» в принципе не возможна. Представление как объект мира вплетено в систему взаимодействующих объектов, а значит, объекты представления, без сомнения, имеют объективный характер. То, что называется «чистой фантазией», есть уникальное содержание представления, обусловленное специфической связью отобранных человеком объектов с заданными свойствами и, конечно, особенностью задачи. С помощью пространства человек представляет состояния объектов, обладающих особыми свойствами или качествами, необходимыми для решения специальных задач. Или иначе: столкнувшись в повседневной практике решения задач с особым состоянием внешнего объекта (объектов), человек присвоил ему имя, назвав пространством, т.е. обозначив его их для себя специальным термином. Так человек поступает с любой совокупностью внешних и внутренних объектов, которые помогают ему при решении специальных задач. Присвоение некой совокупности объектов или отдельному объекту имени, за которым строго или не очень строго закреплено определенное содержание, помогают быстрому взаимопониманию людей, их адаптации при решении новой задачи, а также передаче знания, опыта другим людям, поколениям. Назвав имя, человек указывает на некую совокупность объектов, обладающих конкретными признаками, и тем самым указывает класс взаимодействующих объектов, что исключает необходимость изучать каждый объект в отдельности. Вернемся к пространству. То, что человек называет пространством, есть особая совокупность внешних по отношению к нему объектов с установленными им же особой связью и отношениями т.е. наполненная субъективным содержанием, обусловленным в свою очередь спецификой задачи. Надо отметить, что данное представление концептуально-гипотетическое, т.е. возможно истинное образование. Субъективность такого явления заключается в том, что человек, используя данную природой возможность создавать новые объекты и наличие в природе объектов с заданными свойствами, образует новый объект, в данном случае пространство. Это его личное представление, личное пространство и уникальное образование в силу того, что каждый раз он решает уникальную конкретную частную задачу. А поскольку любая задача в принципе, по определению, является уникальной, то человек каждый раз создает свое уникальное пространство. Но создание пространства не является личным уникальным свойством человека как вида. Таким свойством обладает каждый, по крайней мере живой объект мира. Объективность и всеобщность такого явления, как пространство, заключается в том, что оно всегда существует как реальность в силу того, что многообразные действия множества людей и объектов, обязательно приводят к образованию особой системы объектов с взаимосвязью между ними. Объективность пространства подтверждается также тем, что объекты, образующие его, обладают некими свойствами, которые позволяют образовать новый объект. Объективность пространства еще и в том, что оно всегда существует в природе как возможность, т.е. в потенциале, что и позволяет, в частности, человеку его и создавать. Это, так сказать, до опытное состояние, полученное от природы априори, т.е. до опыта (по Канту), заложенная кем-то свыше программа, которая всегда существует в возможности. Как возможность она сохраняется до того момента, пока не будет востребована объектами мира, в том числе и человеком. Оказавшись востребованной, возможность превращается в реальность, в самостоятельный объект и в апостериорное, т.е. опытное, знание. В силу простого логического вывода пространств бесконечное множество: сколько объектов столько и пространств, сколько связей между объектами, столько и пространств, сколько задач, столько и пространств. А поскольку всего этого бесконечное множество, то и пространств насчитывается бесконечное множество. Каждое из них уникально, т.е. принципиально отличается от другого, при этом оно образует новую реальность, что и обусловливает, в частности, наряду с другими объектами развитие природы и материи. Правда, в силу ограниченного множества объектов и связей (связи выступают в свою очередь множеством переходных объектов), между ними, пространств также оказывается ограниченное множество, которым человек, как правило, и оперирует в повседневной практике при решении своих частных, конкретных задач.
Пространств не мысленное множество, Но необходимо мне одно, В котором я не мыслю одиночества, В котором множество мое. Л. Луканин
Однако с небольшим принципиальным дополнением: каждое новое образование в обязательном порядке может быть только в рамках общего по отношению к нему объекта. Получается своеобразная «матрешка». Поэтому имеются две степени свободы (по крайней мере известные в настоящее время) вертикальная и горизонтальная. Вертикальная степень свободы, когда некое общее пространство включает в себя серию частных пространств как свои элементы. При горизонтальной степени свободы одно пространство как объект может перемещаться по разным объектам, переходя из одной системы пространств в другую, и т.д. Но речь не идет о двух-, трех- или многомерном пространстве. В данном случае мы говорим только о взаимодействии пространств как объектов и не более того. Просто одними и теми же терминами часто описываются разные объекты и явления, и наоборот, нередко разные термины характеризуют один и тот же объект. Как не вспомнить В. Маяковского:
Как бедна у мира слова мастерская Подходящее откуда взять?
Надо отметить, что понятие «пространство» особенное. Оно описывает или, точнее, имеет своим содержанием как физическое пространство, так и нефизическое, т.е. все то, что относится к человеку, к его чувствам, мыслям, сознанию и пр. Физическое представление о пространстве, по всей видимости, связано с непосредственным восприятием мира. Но даже при описании не физического мира, а мира человека, например в области культуры, сознания, чувств и пр., то нередко сбиваются именно на физические представления. Например, понятийное образование «пространство культуры» подразумевает наличие неких физических объектов в некем физическом пространстве. Под понятием «мир сознания», или «пространство сознания», понимается некое пространство, в которое мысли и пр., существуют почти как физические объекты. Все это издержки наглядного представления о природе, непосредственного, чувственно-физического отношения к объектам мира. Однако разделение пространства на физическое и нефизическое чисто условно. Содержание понятия «пространство» одно, и только оно описывает разные объекты реальности и их взаимосвязь. Любое физическое пространство сначала образуется в реальности как сознание, мысль. Реальность сознания образовала новую реальность – понятие «пространство», которое описывает уже третью реальность – физическую. В самом общем виде понятие «пространство», пришедшее из физического мира и его физического представления, имеет одну и ту же природу: пространство - это нечто, в чем что-то находится. Понятие «пространство» образовалось тогда, когда объект чем-то заинтересовал человека, который и стал рассматривать объект как вместилище элементов, необходимых ему для решения своих задач. Правда, имеется понятие «безграничное пространство», означающие, что границы данного объекта человеку не известны или просто его не интересуют, как, например, границы вселенной, во всяком случае в повседневной жизненной практике. Понятие «пространство» и понятие «место» очень близки. Место, как мы уже говорили, это такой объект, на котором или с помощью которого человек решает свои задачи. Общее между этими понятиями то, что они описывают форму связи объектов друг с другом: объект может находится или внутри, или вне другого объекта, что и позволяет человеку решать разные задачи. Но между ними имеется и существенное различие. Если объект находится внутри другого объекта, то общий объект есть пространство, если объект находится вне другого объекта, то последний есть место. Можно сказать, что пространство - это место, имеющие структуру. Таким его воспринимает сознание человека при решении им своих задача. В свою очередь понятие «место» в сознании интерпретируется как некое цельное образование без структурного деления. Понятно, что на самом деле так не бывает, любой объект имеет свои структурные элементы. Просто сознание воспринимает объект и оперирует им как таковым, поскольку при решении своей частной задачи человека не интересует структура объекта. Человек берет данный объект как цельное образование. Так, большинство людей могут рассматривать луну только как место, куда высадились астронавты. Но для самих астронавтов луна есть некое пространство, которое имеет свою структуру и в котором они решают свои задачи. В философской литературе понятие «пространство» чаще всего рассматривается вместе с понятием «время», что в рамках нашего рассуждения о единстве места, времени и действия вполне логично. «Время» как категория, связанная с пространством, очень хорошо укладывается в данную триаду. Понятие «действие» при этом, как правило, подразумевается: действие чего-то, чаще всего сил природы или человека, третьего не дано. И когда пишут, что время есть измерение пространства, а пространство есть выражение времени, то такое представление вполне логично и по сути верно. Но об этом более подробно дальше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.007 с.) |