Ловушка представлений о справедливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ловушка представлений о справедливости



 

 

Если бы мир был устроен так, чтобы все в нем было справедливо, ни одно живое существо не прожило бы и дня. Птицам было бы запрещено есть червяков, и всем пришлось бы служить чьим‑то эгоистическим интересам.

 

Мы привыкли искать в жизни справедливость, а не находя ее, чувствовать злость, беспокойство или разочарование. А на самом деле столь же «полезным» делом был бы поиск источника вечной молодости или еще какого‑нибудь сказочного образа. Справедливости не существует, никогда не существовало и не будет. Мир просто не устроен таким образом. Малиновки едят червей. Это несправедливо по отношению к червям. Пауки пожирают мух. Это нечестно по отношению к мухам. Пумы убивают койотов. Койоты убивают барсуков. Барсуки охотятся на мышей. Мыши едят жуков. Жуки… Чтобы понять, что справедливости не существует, просто посмотрите на природу. Торнадо, наводнения, цунами, засухи – все это несправедливо. И вообще справедливость – миф. Мир и люди в нем ежедневно совершают несправедливые поступки. Вы можете быть счастливы или несчастны, но это не имеет никакого отношения к недостатку справедливости вокруг вас.

Это не цинизм, а точное описание того, как устроен наш мир. Справедливость – всего лишь понятие, которое практически неприменимо, особенно если речь идет о вашей самореализации и счастье. Но слишком многие из нас хотят, чтобы честность стала неотъемлемой частью их взаимоотношений с другими. «Это несправедливо», «Ты не имеешь права делать это, если я не могу» и «Разве я бы так поступил с тобой?» – вот такие мы используем выражения, ищем справедливости и используем ее отсутствие как оправдание тому, что мы несчастны. Потребность в справедливости – не невротическое поведение. Она вызывает попадание в зону ошибок, когда вы наказываете себя негативным чувством, которое появляется, если вы видите, что поиски справедливости оказываются тщетными. При этом пораженческий характер поведения заключается не в желании справедливости, а в попадании в состояние иммобилизации человека, который сталкивается с несправедливостью в реальной жизни.

Наша культура обещает нам справедливость. Политики говорят о ней во всех своих речах перед выборами. «Нам нужно равенство и справедливость для всех». И тем не менее день за днем, нет, век за веком, недостаток справедливости продолжает иметь место. Бедность, войны, эпидемии, преступность, проституция, наркомания и убийства поражают поколение за поколением, как в общественной, так и в личной жизни. И, если судить по истории человечества, так и будет продолжаться.

Несправедливость постоянна, но вы в своей безграничной новообретенной мудрости можете решить начать борьбу с этой несправедливостью и устоять перед искушением эмоциональной иммобилизации. Можно работать над уменьшением несправедливости и не поддаваться ей.

Наши законы обещают нам справедливость. «Люди требуют правосудия», и некоторые даже добиваются его. Но чаще этого не происходит. Тех, кто владеет деньгами, не осуждают. Судьи и полицейские часто покупаются сильными мира сего. Президент и вице‑президент США подвергаются лишь частичной уголовной ответственности. Тюрьмы заполнены бедняками, у которых нет никаких шансов изменить существующее положение. Это несправедливо, но это жизнь. Спиро Эгню стал богатым, избежав уплаты подоходного налога. Ричарда Никсона оправдывают, его приближенные несколько месяцев проводят в тюрьме с минимальной охраной, а бедняки и представители национальных меньшинств гниют в тюрьме в ожидании суда, надеясь на чудо. Если вы посетите местный суд или полицейский участок, вы убедитесь, что у влиятельных людей свои правила, как бы это ни отрицало руководство. Где же справедливость? Да нигде! Ваша решимость бороться, может быть, действительно достойна восхищения, но если вы решили расстраиваться по этому поводу, это не меньшее проявление невроза, чем чувство вины, поиск одобрения или любой другой вид самобичевания, входящий в ваши зоны ошибок.

 

«Это несправедливо!» – лозунг неэффективных взаимоотношений

 

Потребность в справедливости может проникать и в личные взаимоотношения и не давать человеку успешно общаться с другими. Лозунг «Это несправедливо!» – одна из наиболее распространенных – и разрушительных – жалоб, которые один человек выражает другому. Чтобы вы могли счесть что‑либо несправедливым, нужно сравнить себя с другим человеком или группой людей. Мысленная настройка идет приблизительно так: «Если они это могут делать, могу и я», «Несправедливо, если у вас есть то, чего нет у меня», «Но я не смог этого сделать, почему вы это делаете?» И так до бесконечности. В данном случае вы определяете, что является для вас благом, на основе поведения кого‑то другого. Окружающие несут ответственность за ваши эмоции, а не вы сами. Если вы расстроены потому, что не можете сделать то, что сделал кто‑то другой, вы даете им контроль над собой. Если вы сравниваете себя с другими, вы играете в игру под названием «Это несправедливо!» и ваше мышление теряет уверенность и переключается на других.

Одна из моих клиенток, привлекательная молодая женщина по имени Джуди – хороший пример подобного неконструктивного мышления. Джуди жаловалась на пятилетний несчастливый брак. Однажды вечером во время собрания группы, которую я консультировал, она сыграла роль в сценке о семейном споре. Когда молодой человек, игравший роль мужа Джуди, страхового агента, сказал ей что‑то неприятное, та тут же парировала: «Почему ты так сказал? Я никогда не говорю тебе такого». Когда он упомянул об их общих двоих детях, Джуди сказала: «Это нечестно! Ты вовлекаешь в спор детей». Когда разговор зашел о перспективе выхода куда‑нибудь на вечер, Джуди снова заявила: «Так несправедливо. Ты постоянно развлекаешься, а я должна оставаться дома с детьми».

Джуди расписала свой брак по учетному листку, как бухгалтер. Это тебе, а это мне. Все должно быть по справедливости. Если я поступаю так, ты должен поступать так же. Неудивительно, что она почти все время чувствовала себя обиженной и ущемленной и больше беспокоилась об исправлении воображаемой несправедливости, чем о том, чтобы внимательно присмотреться к своему браку и, возможно, что‑то в нем исправить.

Поиск справедливости, который вела Джуди, – невротический тупик. Она оценивала поведение мужа по своему собственному, а ее счастье определялось поведением мужа. Если бы она прекратила свои постоянные расчеты и начала добиваться того, чего хочет, не будучи в долгу за это перед мужем, ее брак стал бы гораздо счастливее.

Справедливость – внешнее понятие. Это способ избежать ответственности за собственную жизнь. Вместо того чтобы объявлять что‑то несправедливым, вы можете решить, что же вам нужно на самом деле, и затем начать разработку стратегий достижения своей цели вне зависимости от того, чего хочет или что делает кто‑то другой. Простая истина заключается в том, что все мы различны и никакие жалобы о том, что у других все лучше, чем у вас, не принесут никаких положительных изменений в вас самих. Вам придется избавиться от ссылки на других и отбросить в сторону бинокль, сфокусированный на действиях других. Одни меньше работают, но больше получают. Другие получают продвижение по службе, попав в любимцы начальства, в то время как ваши способности выше. Ваш супруг (супруга) и дети всегда будут поступать не так, как вы. Но, если вы будете сосредоточиваться на себе, а не сравнивать себя с остальными, у вас не будет возможности расстроить себя недостатком справедливости в этом мире. Фактически причиной любого невроза является предпочтение поведения других своему. Если вы не расстаетесь с фразами типа «Если это можно ему, можно и мне», вы ведете свою жизнь по чужому образцу и никогда не создадите свой жизни.

 

Ревность: одно из «требований cправедливости»

 

Джон Драйден называл ревность «желтухой души». Если ревность вам мешает, иммобилизует вас в эмоциональном плане, стоит поставить себе цель избавиться от этих разрушительных мыслей. На самом деле ревность – это потребность в том, чтобы кто‑то любил вас так, как вы этого хотите, а если это не выходит, вы заявляете: «Это несправедливо». Причина ревности заключается в неуверенности в себе. Это чувство имеет внешнюю ориентацию. Из‑за ревности человек ощущает психологический дискомфорт. Люди, которые нравятся сами себе, не ревнуют и не позволяют себе расстраиваться, когда кто‑то другой «ведет двойную игру».

Невозможно предугадать, как человек, которого вы любите, отреагирует на другого человека, но, если он решил быть любящим и заботливым, вам ничего не остается, кроме как страдать от ревности, если вы считаете, что его решение каким‑то образом связано с вами. Это ваш собственный выбор. Если ваш партнер любит другого человека, он не поступает «несправедливо». Если вы все‑таки другого мнения, то в конце концов начинаете пытаться понять, почему так происходит. Прекрасный пример – одна моя клиентка, которая негодовала по поводу измены мужа. У нее появилось навязчивое желание понять, почему он ей изменил. Она постоянно задавала полные сомнения в себе вопросы: «Что я сделала неправильно? Что во мне не так? Неужели я оказалась для него недостаточно хороша?» и тому подобные. Хелен не переставала думать о том, как несправедлива неверность ее мужа. Она даже подумывала о том, чтобы самой завести любовника и таким образом восстановить равновесие. Она много плакала, а настроение ее колебалось между гневом и грустью.

Ошибка мышления Хелен, явившаяся причиной ее расстройства, заключается в стремлении к справедливости. Это стремление отрицательно сказалось на ее жизни в браке. Она сделала решение мужа заняться сексом с кем‑то еще причиной своего подавленного состояния. И в то же время женщина использовала его поведение как оправдание действию, которое, вероятно, хотела давно совершить, – но не делала из‑за того, что это «несправедливо». То, что Хелен настаивает на справедливости и только на справедливости, означает в таком случае, что если бы первой изменила она, ее мужу пришлось бы тоже восстанавливать равновесие. Эмоциональное состояние Хелен не изменится к лучшему, пока она не решит, что он совершил свой поступок независимо от нее, что у него могло быть на то огромное множество собственных причин, не связанных с Хелен. Возможно, он просто захотел разнообразия, возможно, он полюбил еще кого‑то, кроме своей жены, возможно, муж хотел доказать свою дееспособность или «молодость души». Какой бы ни была истинная причина, она никак не связана с Хелен. Женщина должна рассматривать этот роман как отношения двух людей, а не как заговор против нее самой. В своих расстроенных чувствах Хелен виновата сама. Она может либо продолжать мучить себя ревностью, считать себя менее важной, чем муж или его любовница, или признать, что роман другого человека не имеет никакого отношения к ее личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.023 с.)