Внешние и внутренние аспекты безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние и внутренние аспекты безопасности



 

Когда‑то еще в средней школе вас учили тому, как нужно писать реферат или сочинение. Сначала необходимо дать хорошее введение, затем содержательную часть и заключение. К сожалению, многие применяют эту науку к собственной жизни, пытаясь построить ее по аналогичному принципу. Введением в этом случае служит детство, в котором человек готовится к последующей жизни. Взрослая жизнь – это содержательная часть, которая организуются и планируется так, чтобы из нее естественно вытекало заключение – подведение итогов в конце жизни, своего рода «хеппи‑энд». Подобная организация не позволяет человеку полноценно и счастливо использовать каждое дарованное ему мгновение. Жизнь по плану подразумевает наличие гарантий в том, что все всегда будет хорошо. Но такая безопасность и полный план годятся для автомата, а не для человека. Наличие полной безопасности означает, что все заранее известно. Безопасность исключает из жизни риск, волнения и радость победы. Безопасность препятствует развитию и росту, а ведь отсутствие развития равносильно смерти. Кроме того, полная безопасность – миф. Пока вы живете на земле и пока действует нынешний миропорядок, никто ни от чего не застрахован. Но если бы безопасность стала реальностью, она превратила бы нашу жизнь в кошмарное существование – без волнений, без радости, без совершенствования.

До сих пор, используя слово «безопасность», мы имели в виду ее внешние аспекты, которые выражаются в виде неких внешних гарантий – наличием имущества, денег, дома, автомобиля, а также такими категориями, как работа и положение в обществе. Но есть еще один вид безопасности, к которому‑то и следует стремиться. Речь идет о внутренней безопасности – уверенности в собственных силах и способности противостоять любым атакам судьбы. Именно эта безопасность является подлинной и непреходящей. Могут круто измениться обстоятельства, экономическая депрессия может лишить вас сбережений, у вас могут отобрать дом, но и после этого вы можете остаться непоколебимо уверенными в себе. Вера в себя может быть настолько сильной, что все внешнее будет рассматриваться просто как приятное, но не имеющее особого значения дополнение.

Попробуйте провести такой мысленный эксперимент. Прямо сейчас, читая эти строки, попробуйте представить, что к вам врываются какие‑люди, срывают с вас одежду и сажают в вертолет. Вы остаетесь один на один с новыми обстоятельствами – без денег, без одежды, без друзей. Вас доставляют в центр Китая и высаживают в чистом поле. Другой язык, другие привычки, новый климат – из прежнего только вы сами. Сможете вы выжить или пропадете? Сумеете ли найти новых друзей, пищу, одежду, крышу над головой и т. п. или будете лежать, причитая о своей несчастной доле? Если главное для вас – внешняя безопасность, вы пропали, поскольку вас лишили всего, что ее составляет. Но, если вы обладаете внутренней безопасностью и не боитесь неизвестности, у вас есть шансы выжить. Поэтому безопасность можно переопределить как уверенность в себе и способность преодолевать любые невзгоды, даже лишившись того, что подразумевается под внешней безопасностью. Не попадайтесь в ловушку внешней безопасности – она заберет у вас способность жить и совершенствоваться. Присмотритесь к людям, которые намеренно избегают атрибутики внешней безопасности. По крайней мере, они свободны и радуются новым поворотам судьбы, не опасаясь лишиться нажитого.

В своей книге «Станешь ли ты моим другом?» Джон Каваноу высказал свое отношение к безопасности в маленьком стихотворении «Когда‑нибудь».

 

Когда‑нибудь я уйду, Стану свободным. И оставлю стерильных друзей В безопасном стерильном мире. Пусть никто мне не рад на далекой чужбине, Побреду я без страха по дикой пустыне, Старый мир покидая и глядя вперед. Снова буду шагать, сбросив бремя забот, Как Атлас, прощенный богами отныне.

 

Стремление к достижениям как форма обеспечения безопасности

 

Многим людям бывает очень трудно «уйти» и «стать свободными», как пишет об этом Каваноу, поскольку они убеждены, что обязаны чего‑то достичь в своей жизни. Страх перед неудачей является одной из наиболее сильных мотиваций в нашем обществе. Он прививается в детстве и часто сохраняется на протяжении всей жизни.

Должно быть, вы будете удивлены, но дело в том, что неудачи как таковой не существует. Неудача – просто стороннее мнение о том, что должно быть получено в результате некоторых действий. Приняв точку зрения, что никакие действия не должны осуществляться заранее строго определенным образом, вы исключите и возможность неудачи.

Однако могут быть и ситуации, когда вам не удается выполнить задачу в соответствии со своими собственными стандартами. В подобных случаях нельзя отождествлять определенные действия и вашу внутреннюю значимость. Не преуспеть вовсе не означает потерпеть крах как личность. Просто не удалась конкретная попытка в данный конкретный момент.

Попробуйте представить себе, как понятие неудачи может использоваться для оценки поведения животных. Предположим, кто‑то слушает лай собаки в течение пятнадцать минут, а затем заявляет: «Слабовато, могла бы лаять и получше. Ставлю ей “тройку”». Ведь это полная чушь! Животное не может потерпеть неудачу, поскольку не существует критериев оценки естественного поведения. Пауки плетут паутину, и у них нет удавшейся или неудавшейся паутины. Кошка охотится на мышей. Промахнувшись один раз, она предпринимает следующую попытку. Она не ноет о том, что первая мышь удрала, и у нее не бывает в связи с этим нервных срывов. В естественном поведении просто нет места для неудач.

Так почему бы не перенести подобную логику и на собственное поведение и не избавиться от страха перед неудачами?

Ориентация на успех, на достижения связана с одним из наиболее пагубных принципов нашей культуры, состоящим в том, что делать что‑либо надо только хорошо. Об этом постоянно твердят со всех сторон. «Старайтесь изо всех сил!» Именно эти слова и приводят к «неврозу достижений». Во всем, за что вы беретесь, необходимо стремиться к совершенству. А почему нельзя, например, просто так покататься на велосипеде или в свое удовольствие прогуляться по парку? Почему нельзя просто чем‑то заниматься, а нужно обязательно лезть из кожи вон, показывая все, на что способен? Невроз стремления к совершенству может сдерживать попытки пробовать для себя что‑то новое, он способен отравить удовольствие от привычных занятий.

Когда‑то мне пришлось консультировать восемнадцатилетнюю старшеклассницу по имени Лоуэнн, явную жертву синдрома погони за достижениями. С самого первого дня учебы Лоуэнн была круглой отличницей. Она сутками просиживала над домашними заданиями, и в результате на себя у нее времени не оставалось. Со временем девушка превратилась в какой‑то компьютер, напичканный всевозможной информацией. В обществе мальчиков Лоуэнн абсолютно терялась, за всю свою жизнь ни разу не держалась ни с одним из них за руку, не говоря уже о свиданиях. Дошло до того, что, когда речь заходила о ее личной жизни, у нее начинали дергаться мышцы лица. Короче говоря, свое общее развитие Лоуэнн принесла в жертву достижениям в учебе. Работая с девушкой, я поинтересовался, что для нее важнее – мысли или чувства. Лоуэнн была явно несчастлива, у нее был внутренний разлад – и это несмотря на то, что ее признали лучшей ученицей выпуска. После консультации девушка начала уделять больше внимания своим чувствам и, как настоящая отличница, со всей ответственностью принялась участвовать в общественной жизни школы. Год спустя мне позвонила ее мать и с тревогой в голосе сообщила, что Лоуэнн – к тому времени уже первокурсница колледжа – получила свою первую тройку по английскому языку. Я попросил поздравить от меня девушку с этим замечательным событием в ее жизни и предложил отметить его обедом в ресторане.

 

Мания совершенства

 

С какой стати вы должны все делать хорошо? Вам что, постоянно выставляют оценки? Очень хорошо об этой мании сказал в свое время Уинстон Черчилль, заметивший, насколько связывает человека постоянное стремление к успеху.

 

Афоризм «лучше ничего не делать, чем делать что‑то неидеально» можно с полным правом отождествить со словом ПАРАЛИЧ.

 

Действительно, подобной чепухой о стремлении к совершенству человек может полностью парализовать себя. Конечно, можно выделить для себя что‑то действительно важное, в чем стоит стараться изо всех сил. Но требование отличных или просто хороших результатов буквально во всех делах может вообще отбить охоту работать. Не позволяйте синдрому совершенства отвадить вас от занятий, которые могут принести вам массу удовольствия. Попытайтесь заменить указание «старайся из всех сил» простой установкой «делай».

Мания совершенства способна вызывать состояние иммобилизации. Если признавать только высшие стандарты, то можно совсем опустить руки и даже не пытаться что‑либо делать – ведь человек несовершенен по самой своей природе, идеален лишь Господь Бог. Поэтому избавьтесь от этих глупых претензий на совершенство как можно скорее.

Воспитывая своих детей, ограждайте их от подобного паралича и связанных с ним переживаний, не внушайте, что все нужно делать только хорошо. Помогите им найти для себя самое важное и интересное и поощряйте усилия в этих областях. Но в остальном главным должно быть участие, а не достижение успеха. Учите их играть в волейбол, а не сидеть рядом с площадкой, потому что «у них плохо получается». Пусть они ходят на лыжах, поют, рисуют или танцуют потому, что это доставляет им удовольствие – дети не должны сторониться подобных занятий лишь от того, что их результаты далеки от совершенства. Не прививайте им дух конкуренции и желание быть лучше всех. Учите укреплять уверенность в себе, гордиться собой и получать радость от всего, чем они занимаются.

Ребенка очень легко убедить, что его личные качества напрямую связаны с его успехами или неудачами. Как следствие он начинает избегать занятий, где выглядит хуже других. Еще более опасно, что у ребенка может развиться комплекс неполноценности, потребность в одобрении и прочие нежелательные особенности характера.

Отождествление собственной значимости с успехами и неудачами однозначно ведет к мыслям о своей никчемности. Подумайте в связи с этим о Томасе Эдисоне. Если бы Эдисон оценивал себя в зависимости от неизбежных неудач в работе, он очень скоро махнул бы на себя рукой как на отпетого неудачника, а человечество лишилось бы множества великих изобретений. Неудача способна многому научить, она должна служить побудительным мотивом для дальнейшей работы и исследований. С точки зрения продвижения к новым открытиям она не менее ценна, чем успех. Об этом хорошо сказал Кеннет Болдинг:

 

В последнее время я пересмотрел для себя кое‑что из того, что называют народной мудростью; одна из отредактированных мною пословиц звучит теперь так: «Нет большей неудачи, чем успех». Ведь успех ничему не учит, учит лишь неудача. Успех лишь подтверждает наши предрассудки.

 

Подумайте об этих словах. Без неудач человек ничему не может научиться, а ему пытаются внушить, что единственной стоящей вещью в жизни является успех. Очень часто люди избегают слишком многого, опасаясь возможной неудачи. Боязнь неудачи – один из краеугольных камней страха перед неизвестным. Все, что не обещает гарантированный успех, люди обычно стараются обходить стороной. А комплекс неудачника напрямую связан и со страхом перед неведомым, и с боязнью осуждения за отсутствие идеальных результатов.

 

Типичные для нашей культуры примеры поведения, связанные со страхом перед неизвестностью

 

Итак, мы обсудили типичные проявления страха перед неведомым. Сопротивление новому опыту, действия в пределах жестких рамок, предубежденность, рабская привязанность к плану, потребность во внешней безопасности, мания совершенства – все это различные грани одной большой проблемы. Далее мы приведем ряд более конкретных примеров, относящихся к той же проблеме. Можете использовать их в качестве своего рода опросного листа для оценки собственного поведения.

 

• Неизменность рациона питания в течение всей жизни.

 

Отвергается все экзотическое или просто новое и выбираются традиционные блюда («Кроме картошки с мясом я ничего не ем» или «Я всегда заказываю себе цыпленка»). Хотя у каждого могут быть свои предпочтения и пристрастия, отказ от неизвестных блюд представляет собой не более чем косность. Некоторые так за всю жизнь ни разу и не попробуют омара, не отведают греческой или индийской кухни просто потому, что во всем опасаются заходить на неизвестную территорию. А ведь этим они лишают себя стольких волнующих открытий в мире гастрономии!

 

• Приверженность одному и тому же стилю в одежде. Всякое экспериментирование исключается, на веяния моды закрываются глаза. Подобные люди называют себя консерваторами и никогда не отступают от выбранного стиля.

 

• Чтение день за днем одних и тех же газет и журналов, в которых постоянно выражаются одни и те же мнения. Полное неприятие другой точки зрения. В одном из недавних исследований читателю, чьи политические пристрастия были хорошо известны, предложили прочитать передовую статью, которая начиналась с изложения позиции, совпадающей с его собственной. В середине статьи точка зрения автора резко изменилась, и скрытая камера зафиксировала, как взгляд читающего тут же переместился на другую часть страницы. Человек с устоявшейся системой взглядов просто физически не воспринимал иную точку зрения.

 

• Просмотр в течение всей жизни одних и тех же фильмов (пусть даже с различными названиями). Отказ смотреть все, что может поддерживать другие философские или политические убеждения («Неизвестное может лишь запутать, поэтому его следует избегать»).

 

• Жизнь в одном и том же районе, городе или штате просто потому, что родители или родители родителей выбрали это место. Боязнь новых мест: там ведь все другое – люди, климат, политика, язык, привычки и мало ли что еще.

 

• Отказ выслушивать идеи, которые не разделяются. Вместо того чтобы рассмотреть точку зрения оппонента («Интересно, никогда раньше не думал над этим»), вы немедленно вешаете на него ярлык сумасшедшего или невежи. Это один из способов избегать чего‑то неизвестного путем отказа от нормального общения.

 

• Боязнь пробовать себя в новой деятельности, поскольку вы можете показать себя не в лучшем свете («Боюсь, я не очень‑то хорош в этом, так что я лучше просто посмотрю»).

 

• Гипертрофированное внимание к достижениям в школе или на работе. Хорошие оценки важнее всего остального. Благополучный отчет значит гораздо больше, чем удовлетворение от хорошо проделанной работы. Награды за достижения заменяют в этом случае радость познания нового и неизвестного. Выбор хорошо знакомых тем в школе или колледже («Здесь мне гарантирована “пятерка”, а выбрав новую для себя дисциплину, я рискую получить “тройку”»). Выбор безопасной работы, где вас не ждут никакие сюрпризы, пусть даже приятные.

 

• Попытка избегать людей, которых зачисляют в категорию «нечистых» («хиппи», «жиды», «ниггеры», «макаронники», «голубые»). Все эти оскорбительные прозвища служат защитой от страха перед неизвестным. Вместо того чтобы получше узнать таких людей, ограничиваются обидным эпитетом и предпочитают говорить о них, а не с ними.

 

• Привязанность к одному и тому же рабочему месту, даже если работа не нравится. И дело здесь не в чувстве долга – скорее в боязни неизвестности, связанной с переходом на новую работу.

 

• Сохранение брака, который полностью исчерпал себя, опять‑таки из‑за страха перед одиночеством. Вы уже не помните, как жили до женитьбы, и не знаете, каково справляться самому. Лучше постылое, но привычное существование, чем потенциальный риск нового положения.

 

• Проведение отпуска – из года в год – на том же месте, в том же отеле, в одно и то же время года. В этом случае вы знаете, что вас ждет, и отказываетесь от нового опыта, который может оказаться (но может и не оказаться!) куда более интересным.

 

• Использование в качестве оценки своей деятельности результатов работы, а не получаемого от нее удовольствия. При этом делают лишь то, что хорошо получается, и избегают того, где можно потерпеть неудачу или выглядеть хуже других.

 

• Измерение всего в денежном эквиваленте. Что дороже, то и важнее и, следовательно, может служить критерием личного успеха. Дело в том, что в долларах можно оценивать лишь хорошо известное – неизвестное деньгами не измеришь.

 

• Стремление к громким титулам, престижным автомобилям, модным этикеткам на одежде и прочим символам положения в обществе, даже если сами эти вещи и выражаемый ими стиль жизни вас абсолютно не привлекают.

 

• Неспособность изменить план при появлении интересной альтернативы. Кажется, что если вы отклонитесь от намеченного в голове маршрута, то тут же собьетесь с пути и потеряетесь в жизни.

 

• Жизнь строго по расписанию – часы полностью контролируют ваше поведение. Вы не снимаете их даже в постели. По часам вы едите, спите, занимаетесь любовью – независимо от усталости, голода или желания.

 

• Исключение из жизни определенных видов деятельности, которые так никогда и не будут испробованы. Речь может идти о таких «таинственных» вещах, как медитация, йога, астрология, триктрак, изометрия и многое другое, о чем имеется всего лишь смутное представление.

 

• Отсутствие воображения в сексе. Повторение одних и тех же движений в одних и тех же позициях. Отказ от попыток попробовать что‑либо новое и экзотическое, неприемлемость всего нетрадиционного.

 

• Неизменный круг друзей и отказ от сближения с новыми людьми, представляющими неизвестный мир. Регулярные встречи в одном и том же обществе в течение всей жизни.

 

• В случае посещения вечеринки с супругом или другом привычка не отходить от него ни на шаг – не потому, что так хочется, а из соображений безопасности.

 

• Панический страх перед беседами с незнакомыми людьми на незнакомые темы. Боязнь того, что они окажутся умнее, талантливее, остроумнее, служит причиной отказа от нового опыта.

 

• Осуждение самого себя при отсутствии успехов во всех начинаниях.

 

Здесь приведено лишь несколько примеров ненормального поведения, порождаемого страхом перед неизвестностью. Вы, наверное, можете составить и свой собственный список. Но гораздо продуктивнее будет разобраться в том, что заставляет вас вести однообразное существование, отказываясь от возможностей совершенствоваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.043 с.)