Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сигналы о необходимости поиска одобрения, поступающие от других институтов обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сигналы о необходимости одобрения атакуют нас и из других источников. Не последнюю роль среди них играет, безусловно, церковь. Верующий должен понравиться Иегове, Иисусу либо кому‑то еще вне нас. Официальные руководители церкви заметно извратили учения великих религиозных лидеров, пытаясь навязать своей пастве конформизм и используя при этом в качестве оружия страх перед возмездием. Таким образом, человек действует в рамках определенной морали не потому, что это отвечает его принципам, а потому, что этого от него ждет Бог. А в случае сомнений обращаться надо не к собственной совести и убеждениям, а к своим духовным «начальникам». Держись указанного пути не потому, что это твой осознанный выбор, а потому, что тебе так велят, потому что тебя иначе накажут! Организованная религия жесткой рукой ведет к выработке потребности одобрения. Мы ни в коей мере не осуждаем предписываемое религией поведение, но это поведение должно быть результатом свободного выбора. Наиболее ценный религиозный опыт человек способен обрести тогда, когда он выбирает в качестве проводника самого себя и не ищет одобрения сторонней силы. В этом случае реализуется подлинная религия личности, когда поведение строится по законам собственной совести и на основе приемлемых для личности норм культуры – никто не диктует человеку, как следует себя вести. Внимательный взгляд на Иисуса Христа позволяет разглядеть в нем личность с необыкновенно высокой степенью самореализации – он проповедовал уверенность в себе и не боялся навлечь на себя неодобрение. Уже потом многочисленные последователи превратили его учение в катехизис страха и ненависти к себе. (Подробнее на рассмотрении вопросов самореализации личности мы остановимся в главе XII.) Еще одним примером организации, использующей стремление к одобрению как средство укрепления конформизма, является правительство. «Не полагайтесь на себя, у вас недостаточно средств и способностей, чтобы выжить в одиночку. Мы позаботимся о вас. Мы сами удержим налоги, потому что вы растратите все деньги к сроку их уплаты. Мы организуем для вас систему социального обеспечения – ведь сами вы пропадете. Ни о чем сами не думайте – мы все за вас решим и обустроим вашу жизнь». В результате мы являемся свидетелями многочисленных примеров превышения правительством своих полномочий в делах управления обществом и обеспечения его основных функций. В мире существует гораздо больше законов и правил, чем людей, их игнорирующих. Поставив своей целью выполнять все придуманные законы, вы обнаружите, что нарушаете их в течение дня сотни раз. Кто‑то решил указывать вам, что и когда можно покупать; когда и сколько можно употреблять спиртного. В мире существуют правила, которые регулируют буквально все – что можно носить в конкретном месте и в конкретное время, как заниматься сексом, что говорить, где гулять. К счастью, большинство этих правил не возводится в ранг законов. Тем не менее их многочисленные авторы убеждены и настаивают на том, что они гораздо лучше вас самих знают, что для вас хорошо и что плохо. Кроме того, нас ежедневно бомбардируют сотнями «культурных» сигналов, призывающих искать одобрение. Такими сигналами напичканы лирические песенки, которые мы слушаем каждый день, – особенно это касается популярных шлягеров последних трех десятилетий. Эта «лирика» куда более разрушительна, чем вы можете себе представить. Далее приводится краткий список фраз, содержащих сигналы о том, что есть кто‑то или что‑то гораздо важнее вас. Без одобрения этого особенного «кого‑то», вы ничего не стоите.
• «Жизнь невыносима, если это жизнь без тебя».
• «Ты принесла мне столько счастья».
• «С тобой я почувствовала себя настоящей женщиной».
• «Пока тебя не любят, ты – никто».
• «Я полностью завишу от тебя».
• «С тобой я почувствовала себя совсем другой».
• «Пока я нужна ему…»
• «Если ты уйдешь…»
• «Люди нуждаются в людях».
• «Ты – солнечный свет моей жизни».
• «Ни с кем больше я не увижу тех цветов, которыми ты окрасил мою жизнь».
• «Без тебя я – ничто».
В следующий раз, слушая подобные песенки и распознав в них соответствующие сигналы, попробуйте выполнить следующее упражнение. Проанализируйте посылаемые сигналы: нет ли в них привычных установок – например, что вы, безусловно, отступите, если вам грозит осуждение либо нелюбовь со стороны другого человека. Затем попробуйте переписать песню так, чтобы она отвечала философии внутреннего совершенства, а не стороннего одобрения, например:
• «Я сама решила почувствовать себя настоящей женщиной; ты здесь ни при чем».
• «Когда‑то я выбрал любовь к тебе. Должно быть, мне этого хотелось, но сейчас я изменил свое мнение».
• «Люди, которые нуждаются в других людях, – это самые несчастные создания на свете. Счастливы те, кто желает любви и наслаждается общением».
• «Я счастлива так потому, что рассказала себе кое‑что о тебе».
• «Я – солнечный свет моей жизни, но ты делаешь этот свет еще ярче».
• «Я всегда могу разлюбить тебя, но пока решил этого не делать».
Хотя вам вряд ли удастся продать эти переиначенные шлягеры, вы сможете, по крайней мере, изменить направление действующих на ваше подсознание сигналов, которые отражают доминирующие в нашей культуре убеждения. «Без тебя я – ничто» можно заменить на «Без себя я – ничто, но ты способна сделать мою жизнь еще прекраснее». К ориентации на поиск одобрения взывают и коммерческие передачи на телевидении. Многие из подобных рекламных роликов оплачиваются производителями различных товаров – они убеждают вас покупать их продукцию, поддерживая в вас установку, что мнение других людей куда важнее вашего собственного. Рассмотрим диалог двух друзей, которые пришли к вам в гости поиграть вечерок в бридж. Первый друг (принюхивается): «Здесь, похоже, жарили рыбу, не так ли, дорогуша?» – тон при этом весьма неодобрительный. Второй друг: «Я вижу, Джордж по‑прежнему курит сигару», – тон опять‑таки не очень дружелюбный. Вы: Выглядите обиженным, расстроенным – можно сказать, уничтоженным, – потому что другие осудили запахи в вашем собственном доме.
Психологический сигнал: «То, что думают другие, гораздо важнее вашего личного мнения, поэтому, не понравившись друзьям, вы заслужили свое подавленное состояние». Рассмотрим еще несколько ситуаций и соответствующие психологические сигналы.
• Официантка, завязывая салфетку на шее клиента в ресторане, где подают омаров, обращает внимание на окаймляющую воротничок сорочки клиента грязь. Жена клиента заливается краской стыда при мысли о том, что ее не одобрила незнакомая официантка.
• Женщина вздрагивает от ужаса, представив, как она покажется перед друзьями в своих мешковатых колготках. «Я не перенесу, если они подумают обо мне плохо. Я должна им понравиться, поэтому мне надо срочно купить новые колготки».
• Реклама зубных паст и дезодорантов буквально пронизана сигналами о необходимости получать одобрение, что можно сделать, купив предлагаемую продукцию. Почему рекламодатели опускаются до такой тактики? Потому что она приносит результаты – товары покупают! Эти дельцы распознали, что люди болезненно нуждаются в одобрении, и они усиливают эту потребность, посылая с помощью рекламных роликов соответствующие сигналы.
Такова наша культура – здесь поощряется и вознаграждается поиск одобрения. Поэтому трудно удивляться, что такое значение придается мыслям и мнению других людей. Вас вынуждают думать об этом в течение всей жизни, и если даже ваша семья осознает необходимость помочь вам укрепить уверенность в собственных силах, окружающая обстановка будет им в этом препятствовать. Но вы вовсе не должны и не обречены зацикливаться на постоянном поиске одобрения. Наряду с работой по искоренению самоуничижения, можно предпринимать действия, направленные на борьбу и с этой пагубной привычкой. Марк Твен в своем «Календаре дуралея Вильсона» дал замечательный рецепт избавления от таких прилипчивых вещей, как потребность в одобрении:
«Привычка есть привычка, и ее нельзя просто выбросить в окно – ее нужно аккуратно вынести из дома по лестнице».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.006 с.) |