Моделирование в научном исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование в научном исследовании



 

1. Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно развивалось независимо отдельными науками.

В XX в. моделирование как универсальный метод научного исследования охватывает широкий круг научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

Под моделированием понимается процесс разработки, построения и исследования моделей. Процесс моделирования чаще всего складывается из построения абстракций и умозаключений по аналогии и конструирования научных гипотез.

2. Модель представляет материальный объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал таким образом, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

3. Главная особенность моделирования состоит в том, что это метод опосредованного познания посредством объектов-заместителей. Модель служит инструментом познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.

Именно эта особенность метода моделирования определяет его специфические черты: использование абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Процесс моделирования включает:

• субъект исследования – исследователь;

• объект исследования – интересующий объект-оригинал;

• предмет исследования – модель.

4. Необходимость использования метода моделирования определяется тем обстоятельством, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать затруднительно или вовсе невозможно.

Системный подход в научном исследовании

Системный подход направление методологии научногопознания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплексавзаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующихобъектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., позднийБерталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком,который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их болееэффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач,сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Этокачественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время какподсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенныхна основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципахорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляетсобой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретнойорганизационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столькосвойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

· Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических иматематических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

· Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

 

Анкетный опрос как метод эмпирического исследования

 

Анкетный опрос начинается с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Опрос в форме анкетирования заключается в записи ответов респондентов на вопросы, в присутствии или без участия исследователя. Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, наряду с анкетированием оно стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Организация опроса как крупного прикладного исследования предполагает создание коллектива исследователей, руководимого опытным социологом, с разделением функций подготовки инструментария, сбора данных, машинной и аналитической обработки.

Анкетер - лицо, которое проводит сбор заполненных анкет. Анкетеры, в большей части, не являются штатными сотрудниками исследовательских коллективов; как правило, это студенты старших курсов, преподаватели, продавцы магазинов, лица, работа которых позволяет входить в контакт с большим количеством людей и иметь навыки общения. Анкетер может и не знать о целях и задачах исследования, поэтому нуждается в информационном обеспечении. Инструктаж анкетера - это уточнение задания и процедуры опроса, сроков выполнения, обсуждение нюансов работы с анкетой и респондентом. Для качественного заполнения анкет анкетер должен четко следовать выборке и инструкции. Он должен фиксировать время и место заполнения анкеты, полученные отказы, отклонения от процедуры выборки и замечания по процедуре опроса, свои персональные данные.

Недостатки опроса как метода социологического исследования заключаются в том, что часть сведений, сообщаемых в анкетах и интервью, намеренно или невольно искажается опрашиваемыми, причем искажения часто носят систематический характер. Многие необходимые социологу сведения просто неизвестны респондентам или ими не осознаются. Поэтому результаты опросов должны перепроверяться, а также дополняться контент-анализом документов, социологическим наблюдением, изучением результатов деятельности.

Способ составления анкеты является главным условием достоверности и успеха применения метода.

 

Аксиоматический метод

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод построения теорий, в соответствии с которым разрешается пользоваться в доказательствах лишь аксиомами и ранее выведенными из них утверждениями. Основания для применения аксиоматического метода могут быть разными, что обычно приводит к различению аксиом не только по их формулировкам, но и по их методологическим (прагматическим) статусам. Например, аксиома может иметь статус утверждения, или статус предположения, или статус лингвистического соглашения о желаемом употреблении терминов. Иногда это различие в статусах отражается в названиях аксиом (в современных аксиоматиках для эмпирических теорий среди всех аксиом выделяют часто т.н. постулаты значения, выражающие лингвистические соглашения, а древние греки делили геометрические аксиомы на общие понятия и постулаты, полагая, что первые описывают, вторые строят). Вообще говоря, учет статусов аксиом обязателен, так как можно, например, изменить содержание аксиоматической теории, не изменив при этом ни формулировку, ни семантику аксиом, а поменяв лишь их статус, объявив, скажем, одну из них новым постулатом значения. Аксиоматический метод был впервые продемонстрирован Евклидом в его «Началах», хотя понятия аксиомы, постулата и определения рассматривались уже Аристотелем. В частности, к нему восходит толкование аксиом как необходимых общих начал доказательства. Понимание аксиом как истин самоочевидных сложилось позднее, став основным с появлением школьной логики Пор-Рояля, для авторов которой очевидность означает особую способность души осознавать некоторые истины непосредственно (в чистом созерцании, или интуиции). Между прочим, убеждение Канта в априорном синтетическом характере геометрии Евклида зависит от этой традиции не считать аксиомы лингвистическими соглашениями или предположениями. Открытие неевклидовой геометрии (Гаусс, Лобачевский, Бойяи); появление в абстрактной алгебре новых числовых систем, причем сразу целых их семейств (напр., р-адические числа); появление переменных структур вроде групп; наконец, обсуждение вопросов типа «какая геометрия истинна?» – все это способствовало осознанию двух новых, по сравнению с античным, статусов аксиом: аксиом как описаний (классов возможных универсумов рассуждений) и аксиом как предположений, а не самоочевидных утверждений. Так сформировались основы современного понимания аксиоматического метода. Это развитие аксиоматического метода становится особенно наглядным при сопоставлении «Начал» Евклида с «Основаниями геометрии» Д.Гильберта – новой аксиоматики геометрии, базирующейся на высших достижениях математики 19 в.

К концу того же века Дж.Пеано дал аксиоматику натуральных чисел. Далее аксиоматический метод был использован для спасения теории множеств после нахождения парадоксов. При этом аксиоматический метод был обобщен и на логику. Гильберт сформулировал аксиомы и правила вывода классической логики высказываний, а П. Бернайс – логики предикатов. Ныне аксиоматическое задание является стандартным способом определения новых логик и новых алгебраических понятий. В последние десятилетия по мере развития моделей теории аксиоматический метод стал в почти обязательном порядке дополняться теоретико-модельным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.170.195 (0.02 с.)