Принятие решения на Организацию и проведение поисково-спасательных работ силами и средствами мчс России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие решения на Организацию и проведение поисково-спасательных работ силами и средствами мчс России.



 

Согласно Федерального закона от 14.07.96г. «Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателя» (ст. 13,14, 18) и других нормативных актов должностные лица МЧС России обязаны организовать немедленное реагирование на чрезвычайную ситуацию, возникшую в результате авиапроисшествия. Но при рассмотрении вопроса о привлечении авиации, сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций при авариях воздушных судов необходимо учитывать то обстоятельство, что Положением о МЧС России на Министерство возложена функция координации действий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тогда как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994г. № 712 ФПСУ координирует действия всех поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ по воздушным судам, потерпевшим бедствие. Эти положения не противоречат друг другу и оставляют право МЧС России самостоятельно выполнять возложенные на него задачи.

Решение на использование авиации, сил и средств других министерств и ведомств при ликвидации чрезвычайных ситуаций в результате авиапроисшествия принимать при письменном обращении заинтересованных сторон и на основании распоряжения, полученного от руководства Министерства.

Поисково-спасательное обеспечение полётов авиации за пределами России осуществлять на основании международных соглашений, участником которых является Российская Федерация. Решение на использование авиационных и других средств для этих целей принимается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

ОСОБЕННОСТИ

организации поисково-спасательных работ при

авиапроисшествиях с воздушными судами МЧС России

 

1. Руководство организацией работ по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов МЧС России, потерпевших бедствие, осуществляется соответствующим заместителем Министра или начальником управления авиации Министерства через штатные и нештатные оперативные дежурные подразделения и КП авиации МЧС России.

2. Непосредственная организация поисково-спасательного обеспечения полётов авиации МЧС России осуществляется соответствующими начальниками, организующими полёты.

3. Организация поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по авиационной поисково-спасательной службе (НАПСС-90). При этом, в зависимости от складывающейся обстановки, начальники региональных центров обязаны полностью исполнять свои права и возможности, в том числе по привлечению имеющихся сил и средств воинских частей. На первом этапе руководство осуществляется должностными лицами не ниже начальника регионального центра, в последующем - по указанию Министра.

4. Оплата расходов, связанных с проведением поисково-спасательных работ при авариях воздушных судов МЧС России осуществляется за счёт сметы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Все случаи авиапроисшествий с воздушными судами МЧС России расследуются специальной комиссией, назначенной решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с привлечением при необходимости специалистов других министерств и ведомств.

6. Согласно Уголовно-процессуального кодекса и Инструкции о производстве дознания ВС РФ начальники органов дознания МЧС России вправе по таким фактам возбуждать уголовные дела, принимать их к производству и принимать по ним соответствующие решения.

 

 

10. Организация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями и поисково-спасательными службами других Министерств и ведомств.

 

1. Вызов пожарных и поисково-спасательных подразделений других Министерств, расстановка сил и средств, а также взаимодействие с расчётами аварийно – спасательной команды аэропорта осуществляется по заранее установленному порядку, изложенному в документах, утверждённых администрацией аэропорта и взаимодействующими структурами согласно «Инструкции по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе ответственности авиапредприятия» и «Оперативного плана по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах».

2. Взаимодействие предполагает обязательное изучение взаимодействующими структурами конструкций воздушных судов, проведение совместных практических занятий и тренировок по тактике и методам аварийно спасательных работ, проведению тренировочных тревог и сборов.

3. Эффективность проведения поисково-спасательных работ во многом зависит от хорошо организованной системы связи и оповещения и при наличии технических возможностей средствами связи необходимо оснастить взаимодействующие структуры и их автомобили для управления и координации действий. Схемы оповещения должны быть просты и надёжны, исключать многоступенчатость и обеспечивать подачу сигналов за минимальное время.

4. Большую роль в организации взаимодействия имеет знания привлекаемыми структурами схем движения по аэродрому к Пункту встречи, норм пропускного режима и уровень боевой подготовки. Все эти знания и качества не приходят сами собой, а приобретаются в процессе тренировок и специальной учебной подготовки.

· Пункт сбора – это специально установленное на территории аэродрома место для сосредоточения технических средств и личного состава при получении сигнала «Готовность», когда до ожидаемой аварийной посадки имеется не менее 30 минут или когда принято решение на сбор с целью дальнейшего организованного движения к месту авиационного происшествия.

· Пункт встречи – это заранее обусловленное место вне аэродрома в радиусе 8 –10 км у хорошо приметного, знакомого всем ориентира или перекрёстка (таких Пунктов встречи может быть два, три) для следования к месту происшествия.

· Пункт сбора и встречи должны быть обозначены на «Схеме аэродрома и прилегающей местности с координационной сеткой» или «Графический план аэродрома», имеющей прямоугольную сетку координат и находящейся в распоряжении взаимодействующих структур. Во время проведения комплексных учений практически отрабатывать прибытие к условным местам авиационных происшествий по координатам плана.

 

11. Организация поисково-спасательных работ.

Поисково-спасательная работа включает:

- Организацию вылета дежурных поисково-спасательных сил и средств

- Поиск экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие

- Управление поисково-спасательными силами и средствами и организацию их взаимодействия

- Оказание помощи экипажам и пассажирам судов и личному составу кораблей, потерпевших бедствие

- Эвакуацию потерпевших бедствие

 

 

12. Действия оперативного дежурного поисково-спасательной службы

 

Реагирование поисково-спасательной службы отряда Центроспас на выполнение поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях в районе Московского аэроузла осуществляется:

- При получении информации от оперативного дежурного отряда Центроспас, согласно «Инструкции по организации связи и взаимодействию»

- При получении информации от дежурного офицера по применению МГЦУКС в любой аэропорт Московского аэроузла, согласно «Инструкции по взаимодействию МГЦУКС и ПСС отряда Центроспас по г. Москве».

- При получении информации от дежурного инженера СПАСОП ОАО «МАШ» международного аэропорта Шереметьево, согласно «Инструкции взаимодействия».

- При получении информации от оперативных служб, включённых в «Перечень обязательного оповещения»

При поступлении информации об авиационном происшествии, оперативный дежурный, перепроверив по контактному телефону достоверность информации, немедленно ставит в известность старшего оперативной смены, начальника ПСС и объявляет выезд оперативной смены по подтверждённому адресу или к месту сбора поисково-спасательных сил и средств, согласно действующей «Инструкции оперативному дежурному ПСС». (Приложение № 1)

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолёта (вертолёта), выхода наземной поисково-спасательной команды, выезда оперативной смены.

Старший оперативной смены, прибыв по указанному адресу, связывается с пунктом управления ПСР для получение задачи на поиск воздушного судна и потерпевших бедствие членов экипажа и пассажиров.

При получении задачи уточняется:

- время и место происшествия;

- тип воздушного судна, потерпевшего бедствие;

- характер происшествия;

- число членов экипажа и пассажиров;

- наличие аварийно-спасательных средств у потерпевших бедствие;

- порядок связи с пунктом управления ПСР и поисковыми силами и средствами;

- маршрут движения, характеристика местности и наличие населенных пунктов.

 

17. Действия поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ.

- К выполнению поисково-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных авиационных событий допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие квалификацию спасателя, обученные безопасным методам проведения поисково-спасательных работ, проинструктированные по данной инструкции и годные по состоянию здоровья.

Для успешного выполнения ПСР личный состав должен:

- иметь хорошую физическую подготовку;

- иметь практические навыки по оказании первой медицинской помощи;

- уметь ликвидировать пожары на воздушных судах, вскрывать аварийные люки, фонари кабин и фюзеляжи;

- уметь извлекать членов экипажа и пассажиров из воздушных судов, потерпевших бедствие;

- знать способы сигнализации и меры безопасности при эвакуации экипажей и пассажиров на воздушных судах;

- уметь выбирать и обозначать площадку для посадки вертолета;

- уметь пользоваться аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением;

- быть экипированным обувью и специальной одеждой, позволяющей выполнять поисково-спасательные работы в агрессивных средах, при высоких температурах и большом количестве колющих и режущих конструкций;

- быть подготовленным к выживанию в экстремальных условиях.

Медицинский работник, входящий в состав НПСК-АСК должен уметь:

- оказывать доврачебную и первую врачебную помощь непосредственно на месте бедствия

- быстро и грамотно пользоваться медицинской укладкой

- определять очерёдность эвакуации, вид транспортирования и обеспечивать своевременность эвакуации потерпевших в лечебные заведения

Начальник НПСК – АСК должен:

- хорошо знать район проведения ПСР, уверенно ориентироваться на местности, уметь пользоваться картой, компасом и обладать навыками движения по пересечённой местности по заданному маршруту, уметь готовить площадки для вертолётов и обозначать их днём и ночью, вести радиосвязь, организовывать ночлег, обеспечивать меры безопасности в ходе проведения ПСР.

 

18. Проведение поисково-спасательных работ совместно с экипажем поисково-спасательного самолёта (вертолёта)

 

При прибытии оперативной группы Отряда на место авиационного события старший оперативной группы устанавливает взаимодействие с руководителем ПСР и поступает в его распоряжение.

Поиск воздушного судна, потерпевшего бедствие, начинается с проведения радиотехнического поиска авиационными средствами, не исключающего визуальный поиск с борта поисково-спасательного самолёта (вертолёта) спасательной парашютно-десантной группы и наблюдателей, из числа спасателей оперативной группы, включённых в состав экипажа.

Если район поиска неизвестен, радиотехнический поиск осуществляется по предполагаемому маршруту потерпевшего бедствие воздушного судна.

Для увеличения дальности обнаружения радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот:

- для самолётов – 6000 – 8100 м

- для вертолётов – 600 – 1200 м

Если в результате обследования района поиска с помощью радиотехнических средств, потерпевшие бедствие не обнаружены, производится визуальный поиск с сохранением контроля за работой комплекса бортовой поисковой аппаратуры.

Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам. Очерёдность обследования района поиска по квадратам указывают экипажу по радио в полёте.

Командир экипажа просматривает местность в секторе 270*-360*(градусов) от продольной оси, лётчик-штурман в секторе 0*-90*, остальные члены экипажа, (спасатели) просматривают всю доступную местность через левые под углом 80 – 110 градусов и правые блистера фюзеляжа под углом 250 – 290 градусов. В процессе поиска направление взгляда перемещается периодически от продольной оси полёта в сторону и обратно на удаление, равное предполагаемой дальности обнаружения людей.

- один человек (группа людей) зимой -1,6-1,8км

летом - 1,0-1,4км

Хорошая эффективность наблюдения сохраняется не более 2-х часов, поэтому наблюдателям и спасателям парашютно-десантной группы необходимо через 30-40 минут полёта меняться местами наблюдения с левого на правый борт, а при наличии достаточного количества наблюдателей, отдыхать – закрыв глаза.

При выполнении визуального поиска на надёжность обнаружения объекта влияют следующие факторы:

- погода в районе поиска (видимость, высота нижнего края облачности). При уровне нижнего края 200м и горизонтальной видимости менее 2км визуальный поиск недостаточно эффективен

- характер местности (холмы, горы, лес) Местность горная – местность с пересечённым рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км или над уровнем моря 1000 и более метров. Местность холмистая – пересечённая местность с относительными превышениями рельефа от 200 до 500 метров в радиусе 25 км. Местность равнинная – местность с относительными превышениями рельефа менее 200 метров в радиусе 25 км.

- освещённость местности и расположение источника света

- скорость полёта поискового воздушного судна

Высота поиска с учётом скорости полёта

- над ровной местностью без растительности – 250-300 метров

- над густым лесом - 150-250 м

- над горами - 150-300м

- над водной поверхностью - 250-300м

На данных высотах дальность обнаружения различных объектов составляет:

- белый дым - 20 км

- пиротехнический сигнал днём - 4 км

ночью -30-60км

- сигнальное зеркало -10км

- жёлтый плот -3км

- флаг на дереве -2-3км

- парашют -3-5км

- один человек (группа людей) зимой -1,6-1,8км

летом - 1,0-1,4км

- самолёт (вертолёт) - 2-4км

- костёр ночью -8-12км

- мигающий карманный фонарь ночью 2-4км

При обнаружении места бедствия экипаж поискового воздушного судна обязан:

- Обозначить место бедствия на карте, в случае плохой видимости маркировать место бедствия (сбросить аварийный радиомаяк)

- Сообщить терпящим бедствие об их обнаружении по радиосвязи, полётом над ними с включёнными фарами или пуском сигнальных ракет зелёного цвета

- При наличии подходящей площадки выполнить посадку и произвести разведку места авиационного происшествия, произвести эвакуацию пострадавших

- При отсутствии подходящей для посадки площадки, – по необходимости, сбросить терпящим бедствие радиосвязное оборудование и грузовую тару с имуществом

- Выполнить десантирование спасателей в режиме висения вертолёта с использованием штатных лебёдок, установленных на вертолёте или с использованием спусковых устройств, находящихся на оснащении у спасателей. Трос заземления при спуске на лебёдке надо держать в руках и отпускать его непосредственно перед касанием земли для предотвращения удара статического электричества, верёвка из комплекта спускового устройства должна быть сбухтована и находиться в специальном чехле, прикреплённом к поясу и бедру спасателя. Десантирование производить согласно действующей «Инструкции по охране труда при выполнении учебно-тренировочных работ на спусковых и спуско-подъёмных устройствах с применением вертолётов. ИОТ Р 106 – 2000» отряда Центроспас.

- Эвакуацию пострадавших производить с подстраховкой с земли или с сопровождением спасателем

- Если посадка вертолёта и эвакуация пострадавших при обнаружении места авиационного происшествия невозможна, спасатели остаются на месте авиационного происшествия и действуют в зависимости от обстановки, при этом:

Старший оперативной группы принимает руководство поисково-спасательными работами на себя. Он обязан провести следующие мероприятия:

- оценить обстановку на месте бедствия

- принять меры к сохранению жизни пострадавших и оказанию первой медицинской помощи, для этого необходимо организовать поиск пострадавших методом прочёсывания местности:

1. Метод параллельного просмотра - члены спасательной команды выстраиваются в цепь с равными интервалами, позволяющими каждому из них слышать и видеть своих соседей по обе стороны от себя. По достижению границы просматриваемого участка вся группа поворачивается вокруг флангового и просматривается новый участок.

2. Метод контурного просмотра – применяется, когда необходимо полностью осмотреть холмы, остроконечные вершины, хребты. При построении цепочки один фланговый располагается на самом верхнем месте, а другой на нижнем конце цепочки. После окончания просмотра по замкнутому контуру, цепочка перестраивается со стороны нижнего флангового, процесс повторяется до тех пор, пока не будет закончен просмотр запланированного района.

3. Метод выборочной траектории – заключается в поиске пострадавших от места первого выявленного или определённого контакта летательного аппарата с землёй или деревьями и до места его окончательной остановки. Поиск пострадавших и погибших в обе стороны от указанной траектории зависит от угла наклона траектории к земле, типа летательного аппарата, ландшафта местности и возможной причины авиационного происшествия (разгерметизации, взрыва, пожара, столкновения в воздухе с другим летательным аппаратом), что определяется по характеру повреждений.

По окончанию разведки места происшествия и прочёсывания местности:

- доложить на пункт управления ПСР о принятых мерах и необходимой помощи

- обеспечить безопасность пребывания у места бедствия (затушить очаги пожаров, оградить опасные места и т.д.)

- организовать поисково-спасательные работы с помощью имеющихся в его распоряжении сил и средств

- определить необходимость принятия дополнительных мер по спасению пассажиров и членов экипажа воздушного судна, предупреждению пожара

- обеспечить сохранность вещественных доказательств, принять все необходимые меры для фиксация следов, которые могут быть утрачены: отложения льда, копоти, следов движения воздушного судна по грунту, деталей воздушного судна, имеющие признаки столкновения с птицей и, при наличии, останки птицы

- организовать охрану места авиационного происшествия

- запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого или его обломков, (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших). Перемещение воздушного судна или его обломков до прибытия комиссии допускается только в случаях, если они препятствуют безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов. При необходимости такого перемещения принимаются меры по документированию (путём фотографирования, видео съёмки, составления акта осмотра, схем и т.п.) положения и общего состояния воздушного судна, (его обломков), показаний приборов, положения переключателей, рукояток управления и органов управления.

Без разрешения председателя комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением:

- работ по тушению пожара

- эвакуация раненых и погибших

Если бортовые средства объективного контроля (контейнеры оранжевого цвета) находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, хотя в каждом типе регистраторов и предусмотрена защита носителей информации от воздействия ударных, тепловых нагрузок и воздействия агрессивных факторов, необходимо немедленно принять меры по их изъятию, предварительно, по возможности, сфотографировав (задокументировав) место изъятия, принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии накопителей полётной информации. При поиске накопителей информации необходимо учитывать:

- место установки накопителя информации на летательном аппарате

- кроки разброса деталей на местности

- характер траектории движения летательного аппарата перед столкновением с землёй.

В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии запрещается.

 

19. Порядок подбора и подготовки площадки для посадки вертолёта

- Под посадочные площадки могут использоваться ровные участки местности, имеющие твёрдый грунт, в зимнее время, кроме того, замёрзшие озёра и реки с толщиной льда не менее 20 см на пресноводных водоёмах и не менее 25-30 см на морском льду, если толщина льда не соответствует данным требованиям, необходимо нарастить толщину льда путём намораживания на выбранную площадку воды из данного водоёма. Допускается наклон площадки в пределах 8-12 градусов.

- При подборе площадки учитываются:

1. Наличие препятствий на границах площадки - (особое внимание обращать на плохо различимые на фоне земли препятствия):

· линии электропередач, радиорелейные мачты и антенны, сухие стволы деревьев

2. Состояние грунта поверхности площадки (снег, песок, грязь);

- Для обеспечения безопасности при выполнении посадки (взлёта) вертолёта пыльные посадочные площадки летом по возможности поливают водой, а зимой очищаются от снега или, при высоте снежного покрова более 1 метра утаптываются (укатываются бревном), создавая форму чаши диаметром до 50 метров, доведя центр диаметром 15 метров до плотности, исключающей проваливание ноги человека. Для обозначения площадки на снегу используется сигнальный краситель, который распыляется на снег и днём окрашивает его жёлто-зелёным цветом, а ночью образует флюоресцирующее пятно ярко-зелёного цвета.

- На грязных, заболоченных площадках необходимо подготовить лежни из скреплённых между собой стволов деревьев, размером 15 на 15 метров, при необходимости уложив под них ветки (отпиленные, отрубленные или откушенные с помощью кусачек из комплекта аварийного гидравлического или электрического инструмента).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.055 с.)