Действия должностных лиц при авиационном происшествии и принятии решения на организацию и проведение поисково-спасательных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия должностных лиц при авиационном происшествии и принятии решения на организацию и проведение поисково-спасательных работ



УТВЕРЖДАЮ

Начальник отряда Центроспас

МЧС России

 

____________________А. Д. Легошин

 

«____»_______________2001 года

 

 

Методические рекомендации

 

по организации поисково-спасательных работ

 

при авиационных происшествиях.

 

«Методические рекомендации по организации поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях» разработаны согласно действующим в ВВС МО РФ, авиации МВД РФ, других Министерств и ведомств регламентирующим документам. Начальник отдела Федерального управления аэрокосмического поиска и спасания полковник М. Ю. Сушилин   «____»________________2001г     «Методические рекомендации по организации поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях» разработаны согласно действующим в Гражданской авиации МТ РФ регламентирующим документам.   Начальник Службы авиационного и аварийно-спасательного обеспечения полётов ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Г. М. Каменев   «____»_________________2001г  


1. Введение.

 

Авиационные аварии и катастрофы являются серьезным происшествием, т.к. характеризуются большим количеством жертв и значительными разрушениями (если катастрофа произошла в районе аэродрома или над жилым массивом населенного пункта).

Фатальной неизбежности катастрофы не существует, они чаще всего являются результатом так называемого человеческого фактора. Невозможно изменить что-либо в свершившейся катастрофе, но не допустить повторной аварии человек может и должен.

В целях исключения некомпетентного и необоснованного принятия решений по организации поисковых и аварийно-спасательных работ при авариях воздушных судов, руководители, личный состав поисково-спасательных служб обязаны знать существующий порядок организации авиационного поиска и спасания, т.к. слабые знания нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения подразделений Министерства с другими министерствами и ведомствами, в существующих экономических условиях, могут привести к конфликтным ситуациям.

 

2. Классификация и определения авиационных событий.

Авиационные события подразделяются:

2.1.Авиационные происшествия

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются:

· катастрофы – авиационное происшествие с человеческими жертвами, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели, (телесному повреждению со смертельным исходом – т.е. смерть наступила в течении 30 дней с момента происшествия) какого-либо лица, находящегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна. Воздушное судно считается утраченным, когда произошло его полное разрушение или местонахождение его, (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены. Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полёта воздушного судна принимает организация, которой оно принадлежало по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти

· аварии – авиационное происшествие без человеческих жертв.

 

2.2.Авиационные инциденты

Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются:

· авиационные инциденты – событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием

· серьёзные авиационные инциденты - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находящихся на борту воздушного судна, причинён вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.

· серьёзные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна – авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.

2.3.Чрезвычайные и наземные происшествия

§ «Чрезвычайное происшествие» - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:

- утрата воздушного судна или гибель людей, находящихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;

- гибель людей, находящихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, после его вынужденной посадки вне аэродрома;

- гибель людей либо утрата воздушного судна, находящегося на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;

- утрата воздушного судна или гибель людей, находящихся в нём, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.

 

3. Классификация типов летательных аппаратов.

3.1. Все летательные аппараты классифицируются в зависимости от своего подчинения и подразделяются:

- К гражданским относятся воздушные суда, занесённые в Государственный реестр гражданских воздушных судов в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

- К военным относятся воздушные суда, находящиеся в ведении Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности.

- К спортивным относятся воздушные суда спортивного и пилотажного назначения.

- К экспериментальным относятся воздушные суда, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

3.2.Управляемые воздушные суда подразделяются на пилотируемые и беспилотные.

- К пилотируемым относятся воздушные суда, управляемые в полёте лётчиком (пилотом, экипажем).

- К беспилотным воздушным судам относятся беспилотные самолёты, автоматические аэростаты, управляемые с наземных (воздушных) пунктов управления.

- К неуправляемым воздушным судам относятся свободные и привязные аэростаты, шары-зонты, радиозонты.

 

4. Места наибольшей вероятности авиационных происшествий.

Наибольшая вероятность авиационных происшествий связана с наиболее ответственными и сложными элементами полёта – взлётом и посадкой.

- Взлёт – ускоренное движение самолёта с момента страгивания до отделения от взлётно-посадочной полосы (ВПП) и набора высоты 10 метров.

- Посадка – замедленное движение самолёта с начала выравнивания до касания ВПП и окончания пробега.

Эти два наиболее сложные элементы полёта непосредственно связаны с местом их проведения – аэродромом.

- Аэродром – участок земной или водной поверхности, специально оборудованный для взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

По району выполнения полёты подразделяются:

- Аэродромный полёт-полёт, выполняемый в районе аэродрома.

- Внеаэродромный полёт- полёт, выполняемый вне аэродрома.

Наиболее частые ошибки пилотирования, приводящие к авиационным происшествиям, происходят на этапе выравнивания и планирования при посадке и в момент отрыва и горизонтального разгона при взлёте. Эти элементы полёта выполняются в районе аэродрома.

- Район аэродрома – это воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Район аэродрома имеет зоны:

- Зона визуального контроля – лётное поле аэродрома и воздушное пространство в пределах фактической визуальной видимости Руководителем полётов до дальности не более 5 км от контрольной точки аэродрома.

- Зона посадки – воздушное пространство, ограниченное сектором + \ - 25 градусов относительно посадочного курса и дальности 60 км от ВПП.

Район аэродрома входит в район ответственности за поисково-спасательное обеспечение:

- Район ответственности - это участок местности и воздушное пространство над ним, в границах которого ответственность за поисково-спасательное обеспечение возложено на соответствующее должностное лицо.

Если случилось авиационное происшествие, – определяется район поисково-спасательных работ:

- Район ПСР - это участок местности и воздушное пространство над ним, в границах которого осуществляется поиск и спасание экипажа и пассажиров воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие.

Порядок организации поисково-спасательного обеспечения полётов в районе аэродрома определяется в соответствии с «Основными правилами полётов в воздушном пространстве» и «Инструкции по производству полётов в районе аэродрома». Для каждого аэродрома разрабатывается графический план района аэродрома (кроки) с координатной сеткой.

Для обеспечения поиска и спасания потерпевших бедствие организуется дежурство:

- Воздушных судов поисково-спасательных частей и подразделений. Выделяемые на дежурство самолёты (вертолёты) оборудуются поисковой аппаратурой и имеют на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолёты, кроме того, оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъёма потерпевших бедствие на режиме висения или одновременного подъёма спасаемого и спасателя на режиме висения или для переноса спасаемого в сопровождении спасателя. В состав поисково-спасательных самолётов (вертолётов) включаются спасательные парашютно-десантные группы в составе 2-х, 3-х человек, в том числе медицинского работника, подготовленные к парашютным прыжкам в различных климатических условиях днём и ночью.

- Наземных поисково-спасательных команд. Аварийно-спасательных команд. НПСК и АСК оснащаются транспортными средствами высокой проходимости, средствами связи и сигнализации, пожаротушения, объективного контроля (фото-видео аппаратуры), жизнеобеспечения, необходимым инструментом и медицинским имуществом. В распоряжении начальника НПСК должна быть карта масштаба 1: 200 000 района поиска, разбитой на квадраты для последовательного осмотра (при поиске в районе аэродрома – по графическому плану с координатной сеткой).

- Спасательных катеров или других судов со спасателями на борту, если взлёт и посадка, а также пилотирование в зонах производится над морем.

 

5. Организация приёма и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие.

- Для своевременного обнаружения и оказания помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, терпящих бедствие, установлен единый международный сигнал «SOS» (Терплю бедствие).

- На аэродромах всех ведомств устанавливается дежурство на ультракоротких радиопеленгаторах на частоте 121,5 МГц.

- Сообщение о бедствии в полёте передаётся открытым текстом, одновременно с передачей сигнала «SOS» или «Терплю бедствие» включается сигнал «Бедствие» на аппаратуре опознавания и сигнал «Авария» на ответчике УВД.

- При полётах вне границ Российской Федерации устанавливается на ответчике УВД ИКАО код 7700 «Бедствие».

 

6. Принятие решения на организацию поисково-спасательных работ.

- При получении сигнала бедствия с борта воздушного судна

- При получении доклада с борта воздушного судна, наблюдавшего бедствие

- При получении сигналов аварийных радиостанций

- При получении сообщений от очевидцев бедствия

- Если в течении 10 минут после расчётного времени прилёта воздушного судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 минут

- Если экипаж получил разрешение на посадку и не произвёл её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась

- При потере радиосвязи с воздушным судном и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась

- При получении и подтверждении информации спутниковой системы для определения местонахождения судов и самолётов, потерпевших аварию

- По указанию вышестоящего пункта управления

При принятии решения на проведение ПСР необходимо учитывать:

- Удаление мест базирования дежурных поисково-спасательных сил и средств, а также сил и средств, привлекаемых дополнительно к проведению ПСР, от района бедствия

- Возможность применения поисковых сил и средств по физико-географическим и климатическим условиям

- Уровень подготовки экипажей ПСС

- Целесообразность привлечения дополнительных сил и средств

 

 

7. Оповещение об авиационном происшествии.

- В случае авиационного происшествия, а также, при потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экранах радиолокационных станций, старший дежурной смены органа обслуживания воздушного движения, осуществляющий руководство (управление) полётом воздушного судна, обязан немедленно доложить об этом старшему авиационному начальнику зоны ответственности, а он – руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В устном докладе указываются следующие сведения:

1. дата, время (местное/московское)

2. вид авиационного происшествия и его последствия

3. район авиационного происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от воздушного судна на экране радиолокационной станции)

4. тип и принадлежность воздушного судна

5. аэродром вылета

6. полётное задание, метеоусловия

7. данные о командире экипажа, наличие пассажиров на борту

8. наличие на борту опасных грузов или боеприпасов и их характеристики

9. данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении.

 

ОСОБЕННОСТИ

организации поисково-спасательных работ при

авиапроисшествиях с воздушными судами МЧС России

 

1. Руководство организацией работ по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов МЧС России, потерпевших бедствие, осуществляется соответствующим заместителем Министра или начальником управления авиации Министерства через штатные и нештатные оперативные дежурные подразделения и КП авиации МЧС России.

2. Непосредственная организация поисково-спасательного обеспечения полётов авиации МЧС России осуществляется соответствующими начальниками, организующими полёты.

3. Организация поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по авиационной поисково-спасательной службе (НАПСС-90). При этом, в зависимости от складывающейся обстановки, начальники региональных центров обязаны полностью исполнять свои права и возможности, в том числе по привлечению имеющихся сил и средств воинских частей. На первом этапе руководство осуществляется должностными лицами не ниже начальника регионального центра, в последующем - по указанию Министра.

4. Оплата расходов, связанных с проведением поисково-спасательных работ при авариях воздушных судов МЧС России осуществляется за счёт сметы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Все случаи авиапроисшествий с воздушными судами МЧС России расследуются специальной комиссией, назначенной решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с привлечением при необходимости специалистов других министерств и ведомств.

6. Согласно Уголовно-процессуального кодекса и Инструкции о производстве дознания ВС РФ начальники органов дознания МЧС России вправе по таким фактам возбуждать уголовные дела, принимать их к производству и принимать по ним соответствующие решения.

 

 

10. Организация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями и поисково-спасательными службами других Министерств и ведомств.

 

1. Вызов пожарных и поисково-спасательных подразделений других Министерств, расстановка сил и средств, а также взаимодействие с расчётами аварийно – спасательной команды аэропорта осуществляется по заранее установленному порядку, изложенному в документах, утверждённых администрацией аэропорта и взаимодействующими структурами согласно «Инструкции по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе ответственности авиапредприятия» и «Оперативного плана по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах».

2. Взаимодействие предполагает обязательное изучение взаимодействующими структурами конструкций воздушных судов, проведение совместных практических занятий и тренировок по тактике и методам аварийно спасательных работ, проведению тренировочных тревог и сборов.

3. Эффективность проведения поисково-спасательных работ во многом зависит от хорошо организованной системы связи и оповещения и при наличии технических возможностей средствами связи необходимо оснастить взаимодействующие структуры и их автомобили для управления и координации действий. Схемы оповещения должны быть просты и надёжны, исключать многоступенчатость и обеспечивать подачу сигналов за минимальное время.

4. Большую роль в организации взаимодействия имеет знания привлекаемыми структурами схем движения по аэродрому к Пункту встречи, норм пропускного режима и уровень боевой подготовки. Все эти знания и качества не приходят сами собой, а приобретаются в процессе тренировок и специальной учебной подготовки.

· Пункт сбора – это специально установленное на территории аэродрома место для сосредоточения технических средств и личного состава при получении сигнала «Готовность», когда до ожидаемой аварийной посадки имеется не менее 30 минут или когда принято решение на сбор с целью дальнейшего организованного движения к месту авиационного происшествия.

· Пункт встречи – это заранее обусловленное место вне аэродрома в радиусе 8 –10 км у хорошо приметного, знакомого всем ориентира или перекрёстка (таких Пунктов встречи может быть два, три) для следования к месту происшествия.

· Пункт сбора и встречи должны быть обозначены на «Схеме аэродрома и прилегающей местности с координационной сеткой» или «Графический план аэродрома», имеющей прямоугольную сетку координат и находящейся в распоряжении взаимодействующих структур. Во время проведения комплексных учений практически отрабатывать прибытие к условным местам авиационных происшествий по координатам плана.

 

11. Организация поисково-спасательных работ.

Поисково-спасательная работа включает:

- Организацию вылета дежурных поисково-спасательных сил и средств

- Поиск экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие

- Управление поисково-спасательными силами и средствами и организацию их взаимодействия

- Оказание помощи экипажам и пассажирам судов и личному составу кораблей, потерпевших бедствие

- Эвакуацию потерпевших бедствие

 

 

12. Действия оперативного дежурного поисково-спасательной службы

 

Реагирование поисково-спасательной службы отряда Центроспас на выполнение поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях в районе Московского аэроузла осуществляется:

- При получении информации от оперативного дежурного отряда Центроспас, согласно «Инструкции по организации связи и взаимодействию»

- При получении информации от дежурного офицера по применению МГЦУКС в любой аэропорт Московского аэроузла, согласно «Инструкции по взаимодействию МГЦУКС и ПСС отряда Центроспас по г. Москве».

- При получении информации от дежурного инженера СПАСОП ОАО «МАШ» международного аэропорта Шереметьево, согласно «Инструкции взаимодействия».

- При получении информации от оперативных служб, включённых в «Перечень обязательного оповещения»

При поступлении информации об авиационном происшествии, оперативный дежурный, перепроверив по контактному телефону достоверность информации, немедленно ставит в известность старшего оперативной смены, начальника ПСС и объявляет выезд оперативной смены по подтверждённому адресу или к месту сбора поисково-спасательных сил и средств, согласно действующей «Инструкции оперативному дежурному ПСС». (Приложение № 1)

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолёта (вертолёта), выхода наземной поисково-спасательной команды, выезда оперативной смены.

Старший оперативной смены, прибыв по указанному адресу, связывается с пунктом управления ПСР для получение задачи на поиск воздушного судна и потерпевших бедствие членов экипажа и пассажиров.

При получении задачи уточняется:

- время и место происшествия;

- тип воздушного судна, потерпевшего бедствие;

- характер происшествия;

- число членов экипажа и пассажиров;

- наличие аварийно-спасательных средств у потерпевших бедствие;

- порядок связи с пунктом управления ПСР и поисковыми силами и средствами;

- маршрут движения, характеристика местности и наличие населенных пунктов.

 

17. Действия поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ.

- К выполнению поисково-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных авиационных событий допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие квалификацию спасателя, обученные безопасным методам проведения поисково-спасательных работ, проинструктированные по данной инструкции и годные по состоянию здоровья.

Для успешного выполнения ПСР личный состав должен:

- иметь хорошую физическую подготовку;

- иметь практические навыки по оказании первой медицинской помощи;

- уметь ликвидировать пожары на воздушных судах, вскрывать аварийные люки, фонари кабин и фюзеляжи;

- уметь извлекать членов экипажа и пассажиров из воздушных судов, потерпевших бедствие;

- знать способы сигнализации и меры безопасности при эвакуации экипажей и пассажиров на воздушных судах;

- уметь выбирать и обозначать площадку для посадки вертолета;

- уметь пользоваться аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением;

- быть экипированным обувью и специальной одеждой, позволяющей выполнять поисково-спасательные работы в агрессивных средах, при высоких температурах и большом количестве колющих и режущих конструкций;

- быть подготовленным к выживанию в экстремальных условиях.

Медицинский работник, входящий в состав НПСК-АСК должен уметь:

- оказывать доврачебную и первую врачебную помощь непосредственно на месте бедствия

- быстро и грамотно пользоваться медицинской укладкой

- определять очерёдность эвакуации, вид транспортирования и обеспечивать своевременность эвакуации потерпевших в лечебные заведения

Начальник НПСК – АСК должен:

- хорошо знать район проведения ПСР, уверенно ориентироваться на местности, уметь пользоваться картой, компасом и обладать навыками движения по пересечённой местности по заданному маршруту, уметь готовить площадки для вертолётов и обозначать их днём и ночью, вести радиосвязь, организовывать ночлег, обеспечивать меры безопасности в ходе проведения ПСР.

 

18. Проведение поисково-спасательных работ совместно с экипажем поисково-спасательного самолёта (вертолёта)

 

При прибытии оперативной группы Отряда на место авиационного события старший оперативной группы устанавливает взаимодействие с руководителем ПСР и поступает в его распоряжение.

Поиск воздушного судна, потерпевшего бедствие, начинается с проведения радиотехнического поиска авиационными средствами, не исключающего визуальный поиск с борта поисково-спасательного самолёта (вертолёта) спасательной парашютно-десантной группы и наблюдателей, из числа спасателей оперативной группы, включённых в состав экипажа.

Если район поиска неизвестен, радиотехнический поиск осуществляется по предполагаемому маршруту потерпевшего бедствие воздушного судна.

Для увеличения дальности обнаружения радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот:

- для самолётов – 6000 – 8100 м

- для вертолётов – 600 – 1200 м

Если в результате обследования района поиска с помощью радиотехнических средств, потерпевшие бедствие не обнаружены, производится визуальный поиск с сохранением контроля за работой комплекса бортовой поисковой аппаратуры.

Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам. Очерёдность обследования района поиска по квадратам указывают экипажу по радио в полёте.

Командир экипажа просматривает местность в секторе 270*-360*(градусов) от продольной оси, лётчик-штурман в секторе 0*-90*, остальные члены экипажа, (спасатели) просматривают всю доступную местность через левые под углом 80 – 110 градусов и правые блистера фюзеляжа под углом 250 – 290 градусов. В процессе поиска направление взгляда перемещается периодически от продольной оси полёта в сторону и обратно на удаление, равное предполагаемой дальности обнаружения людей.

- один человек (группа людей) зимой -1,6-1,8км

летом - 1,0-1,4км

Хорошая эффективность наблюдения сохраняется не более 2-х часов, поэтому наблюдателям и спасателям парашютно-десантной группы необходимо через 30-40 минут полёта меняться местами наблюдения с левого на правый борт, а при наличии достаточного количества наблюдателей, отдыхать – закрыв глаза.

При выполнении визуального поиска на надёжность обнаружения объекта влияют следующие факторы:

- погода в районе поиска (видимость, высота нижнего края облачности). При уровне нижнего края 200м и горизонтальной видимости менее 2км визуальный поиск недостаточно эффективен

- характер местности (холмы, горы, лес) Местность горная – местность с пересечённым рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км или над уровнем моря 1000 и более метров. Местность холмистая – пересечённая местность с относительными превышениями рельефа от 200 до 500 метров в радиусе 25 км. Местность равнинная – местность с относительными превышениями рельефа менее 200 метров в радиусе 25 км.

- освещённость местности и расположение источника света

- скорость полёта поискового воздушного судна

Высота поиска с учётом скорости полёта

- над ровной местностью без растительности – 250-300 метров

- над густым лесом - 150-250 м

- над горами - 150-300м

- над водной поверхностью - 250-300м

На данных высотах дальность обнаружения различных объектов составляет:

- белый дым - 20 км

- пиротехнический сигнал днём - 4 км

ночью -30-60км

- сигнальное зеркало -10км

- жёлтый плот -3км

- флаг на дереве -2-3км

- парашют -3-5км

- один человек (группа людей) зимой -1,6-1,8км

летом - 1,0-1,4км

- самолёт (вертолёт) - 2-4км

- костёр ночью -8-12км

- мигающий карманный фонарь ночью 2-4км

При обнаружении места бедствия экипаж поискового воздушного судна обязан:

- Обозначить место бедствия на карте, в случае плохой видимости маркировать место бедствия (сбросить аварийный радиомаяк)

- Сообщить терпящим бедствие об их обнаружении по радиосвязи, полётом над ними с включёнными фарами или пуском сигнальных ракет зелёного цвета

- При наличии подходящей площадки выполнить посадку и произвести разведку места авиационного происшествия, произвести эвакуацию пострадавших

- При отсутствии подходящей для посадки площадки, – по необходимости, сбросить терпящим бедствие радиосвязное оборудование и грузовую тару с имуществом

- Выполнить десантирование спасателей в режиме висения вертолёта с использованием штатных лебёдок, установленных на вертолёте или с использованием спусковых устройств, находящихся на оснащении у спасателей. Трос заземления при спуске на лебёдке надо держать в руках и отпускать его непосредственно перед касанием земли для предотвращения удара статического электричества, верёвка из комплекта спускового устройства должна быть сбухтована и находиться в специальном чехле, прикреплённом к поясу и бедру спасателя. Десантирование производить согласно действующей «Инструкции по охране труда при выполнении учебно-тренировочных работ на спусковых и спуско-подъёмных устройствах с применением вертолётов. ИОТ Р 106 – 2000» отряда Центроспас.

- Эвакуацию пострадавших производить с подстраховкой с земли или с сопровождением спасателем

- Если посадка вертолёта и эвакуация пострадавших при обнаружении места авиационного происшествия невозможна, спасатели остаются на месте авиационного происшествия и действуют в зависимости от обстановки, при этом:

Старший оперативной группы принимает руководство поисково-спасательными работами на себя. Он обязан провести следующие мероприятия:

- оценить обстановку на месте бедствия

- принять меры к сохранению жизни пострадавших и оказанию первой медицинской помощи, для этого необходимо организовать поиск пострадавших методом прочёсывания местности:

1. Метод параллельного просмотра - члены спасательной команды выстраиваются в цепь с равными интервалами, позволяющими каждому из них слышать и видеть своих соседей по обе стороны от себя. По достижению границы просматриваемого участка вся группа поворачивается вокруг флангового и просматривается новый участок.

2. Метод контурного просмотра – применяется, когда необходимо полностью осмотреть холмы, остроконечные вершины, хребты. При построении цепочки один фланговый располагается на самом верхнем месте, а другой на нижнем конце цепочки. После окончания просмотра по замкнутому контуру, цепочка перестраивается со стороны нижнего флангового, процесс повторяется до тех пор, пока не будет закончен просмотр запланированного района.

3. Метод выборочной траектории – заключается в поиске пострадавших от места первого выявленного или определённого контакта летательного аппарата с землёй или деревьями и до места его окончательной остановки. Поиск пострадавших и погибших в обе стороны от указанной траектории зависит от угла наклона траектории к земле, типа летательного аппарата, ландшафта местности и возможной причины авиационного происшествия (разгерметизации, взрыва, пожара, столкновения в воздухе с другим летательным аппаратом), что определяется по характеру повреждений.

По окончанию разведки места происшествия и прочёсывания местности:

- доложить на пункт управления ПСР о принятых мерах и необходимой помощи

- обеспечить безопасность пребывания у места бедствия (затушить очаги пожаров, оградить опасные места и т.д.)

- организовать поисково-спасательные работы с помощью имеющихся в его распоряжении сил и средств

- определить необходимость принятия дополнительных мер по спасению пассажиров и членов экипажа воздушного судна, предупреждению пожара

- обеспечить сохранность вещественных доказательств, принять все необходимые меры для фиксация следов, которые могут быть утрачены: отложения льда, копоти, следов движения воздушного судна по грунту, деталей воздушного судна, имеющие признаки столкновения с птицей и, при наличии, останки птицы

- организовать охрану места авиационного происшествия

- запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого или его обломков, (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших). Перемещение воздушного судна или его обломков до прибытия комиссии допускается только в случаях, если они препятствуют безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов. При необходимости такого перемещения принимаются меры по документированию (путём фотографирования, видео съёмки, составления акта осмотра, схем и т.п.) положения и общего состояния воздушного судна, (его обломков), показаний приборов, положения переключателей, рукояток управления и органов управления.

Без разрешения председателя комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением:

- работ по тушению пожара

- эвакуация раненых и погибших

Если бортовые средства объективного контроля (контейнеры оранжевого цвета) находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, хотя в каждом типе регистраторов и предусмотрена защита носителей информации от воздействия ударных, тепловых нагрузок и воздействия агрессивных факторов, необходимо немедленно принять меры по их изъятию, предварительно, по возможности, сфотографировав (задокументировав) место изъятия, принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии накопителей полётной информации. При поиске накопителей информации необходимо учитывать:

- место установки накопителя информации на летательном аппарате

- кроки разброса деталей на местности

- характер траектории движения летательного аппарата перед столкновением с землёй.

В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии запрещается.

 

19. Порядок подбора и подготовки площадки для посадки вертолёта

- Под посадочные площадки могут использоваться ровные участки местности, имеющие твёрдый грунт, в зимнее время, кроме того, замёрзшие озёра и реки с толщиной льда не менее 20 см на пресноводных водоёмах и не менее 25-30 см на морском льду, если толщина льда не соответствует данным требованиям, необходимо нарастить толщину льда путём намораживания на выбранную площадку воды из данного водоёма. Допускается наклон площадки в пределах 8-12 градусов.

- При подборе площадки учитываются:

1. Наличие препятствий на границах площадки - (особое внимание обращать на плохо различимые на фоне земли препятствия):

· линии электропередач, радиорелейные мачты и антенны, сухие стволы деревьев

2. Состояние грунта поверхности площадки (снег, песок, грязь);

- Для обеспечения безопасности при выполнении посадки (взлёта) вертолёта пыльные посадочные площадки летом по возможности поливают водой, а зимой очищаются от снега или, при высоте снежного покрова более 1 метра утаптываются (укатываются бревном), создавая форму чаши диаметром до 50 метров, доведя центр диаметром 15 метров до плотности, исключающей проваливание ноги человека. Для обозначения площадки на снегу используется сигнальный краситель, который распыляется на снег и днём окрашивает его жёлто-зелёным цветом, а ночью образует флюоресцирующее пятно ярко-зелёного цвета.

- На грязных, заболоченных площадках необходимо подготовить лежни из скреплённых между собой стволов деревьев, размером 15 на 15 метров, при необходимости уложив под них ветки (отпиленные, отрубленные или откушенные с помощью кусачек из комплекта аварийного гидравлического или электрического инструмента).

В обозначении границ площадки (по углам квадрата через 50 метров флажками - летом белого а зимой чёрного цвета, ночью – фонарями красного цвета; при отсутствии установленных атрибутов обозначения, площадка маркируется подручными средствами или спасатель днём становится спиной к ветру с поднятыми вверх руками и заводит вертолёт «на себя», ночью необходимо использовать средства визуальной сигнализации (патрон сигнальный ночного и дневного действия – ПСНД).

5. В обозначении места приземления вертолёта

6. В оборудовании конуса для определения направления и силы ветра или использовать дымовые шашки, дымный костёр, при этом необходимо, чтобы дым не мешал подходу и посадке вертолёта

 

 

Комплектация поисково-спасательного вертолёта Министерства Обороны

Экипажи вертолётов, направляемые для выполнения работ при авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, перед вылетом на задание (дежурство) совместно с поисково-спасательными формированиями других Министерств и ведомств укомплектовываются имуществом и снаряжением в объёме, указанном в Приложении № 5 к стр.30 НАПСС – 90 согласно Примечания 1 пункт 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.146 с.)