Выполнение и защита дипломного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение и защита дипломного проекта



Выполнение дипломного проекта

Комплексный характер дипломного проекта (ДП) вносит существенные отличия в процесс его подготовки по сравнению с традиционным процессом дипломного проектирования. Отметим наиболее существенные из них:

1) Если тема ДП является групповой, то предварительно, в начале ознакомительной практики, формируются соответствующие группы с выделением старшего менеджера группы, который осуществляет координацию работ по выполнению ДП на протяжении 3,5 лет. Численность группы зависит от сложности выдаваемой темы на разработку ДП. Этот вопрос решает кафедра. Процесс подбора неформального лидера группа осуществляет сама и согласовывает его с кафедрой. При выдаче темы ДП решается вопрос о ее ориентировании на какое-либо предприятие. При этом тема ДП согласуется с предприятием, получая тем самым его одобрение и разрешение на доступ к соответствующей информации. В соответствии с договором о научно-практическом сотрудничестве кафедры с этим предприятием группа студентов получает доступ на предприятие, знакомится там с лицом, которое будет поддерживать связи с этой группой и оказывать им содействие в подборе информации. Если на предприятии возникает необходимость в проведении дополнительных работ, интересующих предприятие, в разрезе темы ДП, то эти работы по согласованию с кафедрой могут быть дополнительно включены в состав задания на ДП.

2) Темы ДП предварительно готовятся преподавателями, ведущими дипломное проектирование, обсуждаются и утверждаются. Преподаватель в процессе подготовки темы ДП решает такие вопросы, как объобъем и степень детализации ДП, какое количество студентов целесообразно пр привлечь к ее выполнению, чтобы раскрыть тему, какова степень доступности информации, требуемой для выполнения ДП, какие сложности могут возникнуть на других кафедрах при выполнении определенных частей проекта и т.д.

3) После того, как группа студентов в конце 1-го курса получила задание на ДП, она на протяжении 3,5 лет последующей учебы шаг за шагом выполняет отдельные части ДП в разрезе изучаемой дисциплины. По согласованию с выпускающей кафедрой, по мере прохождения учебного процесса, на других кафедрах студенты на практических и лабораторных занятиях отрабатывают фрагменты ДП. Это повышает прикладную значимость занятий и интерес к ним, так как студенты заинтересованы в получении конкретных результатов. В этом плане интересы учебных кафедр и выпускающей кафедры по повышению качества обучения полностью совпадают. Тематика курсового проектирования строится на частичной реализации тематики ДП. Степень детализации курсовых работ (проектов) должна быть достаточной, чтобы они могли быть включены в будущий ДП. На кафедрах с выполнением курсовых работ (проектов) могут возникать определенные сложности, которые связаны со следующим. Тематика этих работ на кафедре зачастую является традиционной и повторяющейся из года в год с небольшими изменениями. При комплексном ДП тематика может быть самой разнообразной, что соответственно отражается на тематике курсового проектирования. Таким образом, кафедры должны предпринять усилия для повышения гибкости этого вида учебной работы. Как показывает практика, студенты, понимая, что курсовая работа (проект) впоследствии будет включена в состав ДП, выполняют его с большим усердием, что определяет повышение качества проектирования. Существенным преимуществом такого фрагментарного выполнения ДП является то, что оно ведется под руководством преподавателей, специализирующихся в данной области знаний, что несомненно способствует обеспечению высокого качества дипломного проектирования в целом.

4) Фрагментарное выполнение ДП на различных кафедрах требует копирования этих частей ДП для последующей компоновки проекта в целом. Так как кафедра «Менеджмент» особое внимание обращает на практическое овладение информационными технологиями, то студенты ориентированы на выполнение фрагментов ДП на компьютере. Это относится не только к текстовым материалам, но и к подготовке чертежей, используя графическую систему «Компас», которую студенты осваивают в процессе изучения машинной графики.

5) На кафедре «Менеджмент» планируется создание и внедрение системы управления качеством подготовки дипломным проектированием, что позволит управлять этим сложным процессом. Отдельные модули этой системы позволят управлять процессом дипломного проектированияпо всем его этапам, начиная от формирования задания на ДП, и кончая процессом защиты ДП. Регулярные внутренние аудиты такой системы позволят поддерживать ее на высоком уровне, что соответствующим образом скажется на качестве подготовки специалистов.

6) Заключительный период обучения, преддипломная практика и дипломное проектирование, как было отмечено выше, будет посвящено окончательному формированию ДП по структуре, по оформлению, по доработке каких-либо фрагментов проекта. В этот период производится согласование ДП с базовым предприятием, доработка его в соответствии с полученными замечаниями. Практически готовый ДП проходит апробацию, путем его доклада на студенческой научной конференции. Период дипломного проектирования достаточен для качественной отработки ДП.

 

Защита дипломного проекта

Этот этап дипломного проектирования включает две процедуры:

• Окончательная подготовка ДП к защите.

• Непосредственная защита проекта.

Окончательная подготовка ДП к защите включает следующие работы:

1) Проверка графической и текстовой частей проекта руководителем по всем его разделам. После исправления недоработок, выявленных в процессе такой проверки, руководитель проекта дает развернутый письменный отзыв на ДП в произвольной форме, в котором отображаются такие его стороны, как актуальность темы проекта и его новизна постановки и реализации; оценка глубины раскрытия содержания проекта и ее соответствие заданию на ДП; степень участия и оценка работы каждого члена группы (при групповой теме ДП); оценка практической значимости проекта и возможности его использования в реальном секторе экономики; развернутые замечания по ДП.

2) Нормоконтроль ДП на его соответствие нормам и правилам оформления текстовой и графической информации. Нормоконтроль производится на кафедре специально выделенным лицом, которое производит сбор и систематизацию замечаний по ДП с целью обсуждения причин их возникновения и последующего устранения.

3) Проверка и подписание ДП заведующим кафедрой.

4) Проверка и подписание ДП деканом факультета. Виза декана факультета и его разрешение на защиту инициируют выдачу документов выпускающей кафедре для формирования личного дела студента, которое присутствует на защите и изучается членами ГАК. Личное дело содержит документы, отображающие весь процесс обучения студента в университете.

5) Внешнее рецензирование ДП, осуществляемое по направлению заведующего кафедрой на одном из предприятий, по профилю вывыполненной темы ДП. Как правило, к рецензированию привлекаются наи наиболее квалифицированные специалисты по конкретным направлениям практической деятельности. Список таких специалистов обсуждается и регулярно обновляется. Внешний рецензент, в первую очередь, выступает как оппонент проекта, который должен сформулировать наиболее существенные замечания по проекту, как в отрицательном, так и в положительном плане. Особое внимание обращается на то, что при наличии оснований рецензент должен дать заключение о возможности практического использования ДП в реальном секторе экономики. Это заключение может быть учтено ГАК при защите и подготовке документов по результатам защиты ДП. Рецензия, как правило, предоставляется за 3 дня до дня защиты. Учитывая тесную взаимосвязь групп дипломников с базовыми предприятиями, по тематике которых готовятся ДП, эти предприятия могут дать ГАК внешний отзыв, который является не обязательным документом, но может быть полезным при оценке ДП.

6) Неформальная подготовка доклада студента с консультацией руководителя проекта, при необходимости. При этом отрабатывается структура доклада, содержание отдельных его фрагментов с нормированием времени. На доклад обычно отводится 10 – 15 минут. При защите групповых ДП дополнительно разрабатывается сценарий доклада отдельными участниками группы.

7) В необходимых случаях может производиться неформальная предварительная защита проекта, целью которой является проверка готовности самого проекта, как документа, и готовность его защищать, отвечая на вопросы членов ГАК. Зачастую такая предварительная защита бывает очень полезной, так как помогает не только лучше подготовиться к ответу на разнообразные вопросы, но и психологически подготовиться к тому, как вести себя во время защиты.

 

Непосредственная защита проекта перед членами ГАК.

Процедура защиты регламентирована и включает следующее:

1) Председатель ГАК вызывает дипломника для доклада и зачитывает тему его ДП.

2) ГАК заслушивает доклад одного или группы дипломников.

3) Дипломники отвечают на вопросы членов ГАК. Так защита ДП является публичной, то вопросы могут задавать и присутствующие на защите.

4) Зачитывается отзыв руководителя проекта и отзыв внешнего рецензента. Дипломник аргументировано отвечает на их замечания.

5) После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК с присутствием руководителя проекта. На заседании дается оценка ДП по 4-х балльной шкале. При определении оценки по защите ДП учитываются такие наиболее важные критерии, как актуальность и оригинальность тематики, степень раскрытия темы ДП, глубина его проработки, получение новых научных результатов, возможность практического использования ДП, степень использования современных информационных технологий, квалифицированность и профессиональность ответов на вопросы членов ГАК, рецензента и др. При оценке знаний дипломника учитываются курсовые оценки при прохождении учебного плана, правильность ответов на замечания рецензента и руководителя проекта, правильность ответов на вопросы членов ГАК. В протоколе ГАК фиксируются вопросы и ответы, основные выводы по защите. Члены ГАК имеют право зафиксировать личное мнение по той или иной защите. При различных мнениях, оценка определяется по результатам открытого голосования по большинству голосов.

6) После окончания закрытого заседания ГАК, председатель ГАК объявляет ее результат. Все материалы ДП отправляют в архив.

7) Диплом (с выпиской из зачетной ведомости) об окончании университета выдается деканатом в торжественной обстановке в заранее оговоренное время.

 

4 Общие правила оформления дипломного проекта

Оформление пояснительной записки

4.1.1 Общие требования

Расчетно-пояснительная записка (РПЗ) является основным документом, раскрывающим содержание ДП. РПЗ включает текстовую, графическую информацию, а также поясняющие и иллюстрирующие таблицы, графики, гистограммы и другие материалы, в целом составляющие семантическое содержание проекта. Учитывая то, что ДП состоит не только из РПЗ, а содержит графическую часть в виде чертежей, в записке при их описании необходимо делать соответствующие ссылки.

Пояснительная записка оформляется в основном в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 и 2.106-96.

Пояснительная записка выполняется на листах формата А4. Допускается использование обычных листов формата А4 или форматов для текстовых документов (с рамкой и основной надписью (штампом) 15х185 мм). Текст выполняется на пишущей машинке, компьютере. Если РПЗ оформляется на компьютере, рекомендуется гарнитура Times New Roman - размер шрифта в тексте 14 пт. Межстрочный интервал - 1,5. Размер шрифта в заголовках повышается на 1 пункт на каждый уровень.

Каждый новый раздел надо начинать с новой страницы, подразделы, пункты и подпункты – на той же странице. Поля должны быть не менее: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.

Общий объем РПЗ должен быть в пределах 80-120 машинописных страниц, включая приложения, на одного студента, при этом не менее 60% содержания должно приходиться на проектную часть ДП.

Все листы ПЗ, включая приложения, должны быть пронумерованы арабскими цифрами, помещаемыми в соответствующие графы основных надписей, или при использовании обычных листов, внизу страницы в середине. Титульный лист и задание включают в общую нумерацию ПЗ, но номера на них не ставят.

Общий стиль выполнения ПЗ должен соответствовать стилю оформления настоящего пособия.

Пояснительная записка включает следующие разделы:

• титульный лист;

• задание на дипломный проект;

• реферат;

• содержание;

• введение;

• основной раздел (проектная часть);

• заключение;

• список использованных источников;

• приложения.

Реферат

Реферат к дипломному проекту - это сокращенное изложение содержания ПЗ с основными сведениями и выводами. Реферат должен содержать сведения:

• об объеме;

• количестве иллюстраций;

• количестве таблиц;

• количестве чертежей формата А4;

• количестве использованных источников.

Затем располагают перечень ключевых слов, которые дают представление о содержании дипломного проекта. Перечень включает от 5 до 15 ключевых слов (словосочетаний), написанных в строку, через запятые в именительном падеже прописными буквами. Ключевыми словами являются слова или словосочетания из ПЗ, которые несут существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.

Текст реферата составляют по следующему плану:

- Объект (предмет) исследования или разработки.

- Цель работы.

- Средства реализации проекта (получения и сбора информации, ее переработки, анализа и принятия решений).

- Результаты проекта, степень их новизны, эффективность и возможвозможность практического использования при внедрении.

- О- Области возможного использования результатов ДП.

- Основные показатели ДП.

Оптимальный объем реферата - 1200 знаков, но не более 2000 знаков (примерно не более 2-х страниц формата А4).

Реферат следует выполнять на формате А4 с рамкой и основной надписью (штампом) для текстовой документации размером 185х40 мм с заполнением соответствующих граф (см. пример).

 

Пример оформления реферата:

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка: 120 листов, 20 рисунков, 8 таблиц, 35 источников, 5 приложений. Графическая часть - 12 листов формата А1.

СОЗДАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, БИЗНЕС-ПЛАН, МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА,… ТЕХНОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА, ИНВЕСТИЦИИ.

Объектом разработки является...

Цель работы - разработка...

В процессе работы проводилась проработка...

В результате проведения работы создано...

Степень внедрения -...

Эффективность...

Разработанные решения могут быть применены...

Основные экономические и технико-эксплуатационные характеристики:...

 

 

Содержание

В содержании последовательно перечисляются номера и заголовки всех разделов и подразделов ПЗ, включая введение, заключение, список использованных источников. Затем перечисляют приложения с указанием их номеров и наименований.

Введение

При подготовке раздела «Введения» должно быть отражено следующее:

1) Ситуация в той предметной области, к которой относятся разработки ДП: ее описание и анализ, критические замечания, вытекающие из этого анализа.

2) Предложения по разрешению имеющихся противоречий с постановкой целей работы, основных задач и направлений, реализация которых поможет достичь требуемого результата.

3) Обоснования реальности выдвигаемых предложений с анализом возможных рисков.

4) Перечень мероприятий по достижению поставленных в ДП целей.

5) Объем введения обычно не превышает 6 – 8 страниц.

Проектная часть

Проектная часть начинается с предварительного бизнес-планирования, целью которого является получение информации, достаточной для принятия решения о целесообразности разработки проекта.

Раздел о предварительных маркетинговых исследованиях позволяет ответить на вопрос о том, кто будет потенциальными покупателями разрабатываемого товара, на каких рынках его можно будет распределять и с какими рисками встретится предприятие при реализации проекта. Раздел стратегического и инновационного планирования содержит разработки по определению миссии предприятия, ее основных стратегиях и целях. В разделе о технической и организационной подготовке производства раскрывается товарная политика предприятия, даются технические материалы по разработке товара с оценкой его конкурентоспособности и учетом технологичности изготовления, а также раскрывается содержание технологической подготовки товара. Раздел о производственной системе полностью посвящен тому, как будет производиться товар в реальных условиях, какая при этом будет использована система управления предприятием и его структурными подразделениями, как будет использована производственная логистика, как будет организовано обслуживание производства и как будут приниматься решения. В разделе о сбытовой политике предприятия раскрываются вопросы распределения изготовленной продукции и ее продвижение к потребителю. В разделе финансовый план обосновывается финансовая и ценовая политика предприятия с определением его основных показателей. Основные показатели проекта в сводном виде приводятся в заключительном разделе основной проектной части.

Проектная часть отражает традиционную последовательность разработки такого рода предпринимательских проектов и дает хорошую возможность будущему менеджеру проверить свои способности и навыки самостоятельной работы.

Заключение

В заключении приводятся основные результаты работы и выводы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.038 с.)