Тренинг: дышим со «ступенькой»
Через несколько месяцев тренировок внимания, в которых объектом концентрации служат либо дыхательные движения грудной клетки или живота, либо перемещение воздуха по естественным воздуховодным путям, можно начать использовать еще одну разно- видность упражнений.
Речь идет о кратковременной задержке дыхания после окончания выдоха, перед вдохом. Такая задержка не является искусственным, специально создаваемым элементом выдоха. Она формируется в процессе выполнения так называемой «дыхательной ступеньки». Поясним, что имеется в виду.
При выполнении естественного выдоха воздуха из легких, перед началом следующего вдоха, необходимо сделать небольшое усилие как бы на продолжение выдоха. Это — не настоящее физическое усилие. В действительности никаких сокращений дыхательных мышц не происходит: вы уже закончили выдох. Это — имитация продолжения выдоха. Усилие формируется кратковременным умственным напряжением, сопровождаемым повышением концен- трации внимания на этом элементе дыхания.
В начале, в течение двух-трех тренировочных недель, создавайте очень кратковременной усилие, длительностью до 0,5 секунды. Затем увеличьте длительность до одной секунды, потом до двух… По мере освоения этого упражнения вы можете увеличивать длительность этого внутреннего усилия на выдохе, руководствуясь собственными соображениями.
Следует только иметь в виду, что интенсивность усилия должна по возможности быть постоянна. Если вы не можете удерживать это усилие постоянным по величине, лучше его прекратить и перейти к следующей дыхательной фазе — вдоху.
273 Часть вторая Тренинг мозга
Заметьте, что мы не предлагаем специально задерживать дыхание. Задержка одной из дыхательных фаз — выдоха, происходит от того, что на формирование и поддержание внутреннего усилия требуется некоторое время. На это время, по сути дела, увеличи- вается время выдоха. Говоря о «дыхательной ступеньке», мы подра- зумеваем временной интервал задержки выдоха.
Кстати говоря, некоторым людям привычнее и удобнее, то есть «физиологичнее», если можно так выразиться, производить «дыха- тельную ступеньку» с умственным усилием не после выдоха, а после совершения вдоха, перед выдохом. Причем, они уверяют, что, руко- водствуясь интуицией, делали это еще до начала тренировок внимания. Совершенно нет оснований придавать различный вес «ступенькам» после выдоха и после вдоха. Если вам удобнее делать этот элемент тренировки после вдоха — так и поступайте. Главное — освоить это упражнение.
«Дыхательная ступенька» в тренировке внимания играет двоякую роль. С одной стороны, она является прекрасным элементом для усиления концентрации внимания при дыхании. Акцентируя на ней внимание, вы упрощаете достижение требуемой однонаправлен- ности внимания.
Она же, с другой стороны, помогает формированию физиологи- ческого эффекта, одним из названий которого является так назы- ваемая «внутренняя или сладостная теплота». Появление подобной «внутренней теплоты» играет важную роль в любой тренировочной системе. Этот эффект известен с незапамятных времен и описан в древнейших литературных источниках.
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 274
Внутренний жар дыхания
С древнейших времен племена арьев использовали огонь в качестве средства доставки жертвоприношения богам. Какими бы ни были жертвы, домашнее животное или ценный талисман, с помощью которых человек требовал от богов исполнить свои желания, они могли попасть в божественный мир только пройдя очистительный и перерождающий процесс взаимодействия с огнем. Чтобы стать жертвой, они должны были умереть в огне как объекты матери- ального мира и заново родиться в том же огне уже в качестве жертвы, принадлежащей миру божественному.
Аналогичные действия с огнем должны совершать и боги, если они хотят создать что-то новое, овеществить свои собственные желания.
Подобные представления были переняты наследниками арьев в древних иранской и индийской цивилизациях.
«Нужно знать, что этот наш мир представляет собой жерт- венный огонь. В этом огне боги совершают жертвоприношения, вследствие которых рождается человек…», — пишут мудрецы в самой древней «Чхандогья-упанишаде».
Когда в состав жертвоприношения, с целью повышения его эффективности с точки зрения достижения конечных результатов, были введены «слово и дыхание», из обряда взаимодействия с «иным миром» исчез из внешнего вида очень важный элемент — огонь.
Но разве может что-либо новое, в том числе сверхвозможности человека, возникнуть без воздействия огня? Конечно же, нет! И это утверждение древних мудрецов было основано на эмпирических фактах. «Жертвенный огонь» претерпел очень интересные изменения и его теперь можно было бы назвать «физиологическим жаром».
275 Часть вторая Тренинг мозга
В некоторых ранних Ведах «дыхание» как объект жертвоприно- шения было заменено или использовалось параллельно с представ- лением о «тапасе» (с ударением на первом слоге). Это — более общее понятие, чем «дыхание», однако оно очень тесно с ним связано.
«Из мысли были созданы все миры посредством «предания тапасу», — утверждается в «Шатапатха-брахмане». Поэтому в более поздних упанишадах можно встретить оба вида жертвоприношений: «слово — дыхание» и «слово — тапас», сущность которых практи- чески одинакова.
Что же это такое — тапас? И какое отношение это понятие имеет к тренингу мозга?
Тапас — это процесс выработки «внутренней теплоты», которая в древности стала эквивалентной заменой жертвенного огня.
В самой древней из Вед — Ригведе, есть прекрасный гимн, названный учеными космогоническим и повествующий о возникно- вении первоначальной идеи Вселенной, ее зародыша или зерна:
Вначале тьма была сокрыта тьмою, Все это было неразличимо, текуче. От великого тапаса зародилось Единое, Покрытое пустотою.
Слово «тапас» в дословном переводе означает «жар, тепло». В представлениях современных востоковедов, это не всякое тепло, а подобное тому, которое «создает птица своим телом при высижи- вании яиц». Это — миросозидающий жар, ведущий к зачатию, рождению и развитию всего нового, что создается во Вселенной. То есть тапас — прямой аналог жертвенного огня. Однако он имеет
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 276
внутреннюю природу. Он возникает именно там, где рождается все новое, будь то Вселенная или психика человека, в которой возникают новые состояния и осваиваются сверхвозможности.
Этот Пуруша (вселенское разумное первосущество) пожелал:
«Я хочу стать больше…». Он прилагал усилия, предавался тапасу …
Он первым создал Брахмана… ставшего ему опорой.
(«Шатапатха-брахмана»)
Какой бы вариант создания мира ни обсуждался, везде Вселенная возникала в процессе тапаса:
Атман (в данном случае мировая душа) пожелал: «Я хочу стать многим, хочу размножиться!» Он предался тапасу, породил он весь этот мир… («Тайттирия-упанишада»)
Атман предался над Пурушей тапасу,
и после этого возник рот…
из него вышла речь, из речи — огонь…
(«Антарея-араньяка»)
Праджапати (Пуруша) поистине желал иметь потомков.
Он предался тапасу… И породил вещество и дыхание (дух, жизнь).
277 Часть вторая Тренинг мозга
Он решил: «Оба они создадут для меня многочисленные творения».
(«Прашна-упанишада»)
Древние индийцы прекрасно осознавали ту исключительную роль, которую тапас играет в процессах творения, создания или рождения. Для того чтобы осуществить свое желание, породить нечто новое, будь то Мировой Разум — Брахман, наш физический мир, или атрибуты человека: мысль, дыхание, речь, — нужно «предаться тапасу», процессу, определяющему возможность испол- нения желаний.
В этом смысле тапас и является внутренним теплом, тем жаром или энергией, под воздействием которых возникают объекты и свойства как нашего физического мира, так и «иного мира». «Предаться тапасу» означает инициировать выработку «внутренней теплоты», которая в конце концов участвует в овеществлении желаний.
Подобные представления о процессе создания мироздания с помощью тапаса возникли, что наиболее вероятно, в результате конкретного человеческого опыта по использованию тапаса для осуществления своих желаний, для овладения способностями к взаи- модействию с «иным миром». В Ведах вполне отчетливо проводится мысль о том, что человеку, так же как и богам, для осуществления того, что ранее отсутствовало, но чего он желает, необходимо освоить взаимодействие с тапасом. И принципиально не важно, чем конкретно является то новое, что рождается или создается при помощи тапаса: новые знания, овеществление желаний, например, излечение от болезней, или взаимодействие с «иным миром».
В «Тайттирия-упанишаде» сын Варуны, Бога Неба, просит отца «обучить его Брахману». Варуна дает следующий совет: «Старайся познать Брахмана тапасом. Брахман — это тапас».
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 278
Сын предался тапасу и узнал, что «дыхание — это Брахман… мысль, познание — это Брахман». Более того, юноша узнал о чувстве удовольствия, сопровождающего процесс «предания тапасу»: «Блаженство — это Брахман, ведь из блаженства рождаются дыхание, мысль, познание… рожденные, живут они благодаря блаженству, они уходят в блаженство, покидая этот мир».
Тапас является одной из основных опор Брахмана, способом достижения Брахмана («Кена-упанишада»). В нем таятся особен- ности взаимодействия человека и Брахмана — Мирового Разума («Мундака-упанишада»), возможности человека влиять на «иной мир»: «Посредством тапаса увеличивается Брахман».
Мы, наверное, никогда не узнаем, что таится за этим величе- ственным утверждением древнего мудреца. Были ли у него точные знания о том, что «посредством тапаса» множество людей, овла- девших сверхвозможностями, могут в «ином мире» образовать нечто подобное Мировому Разуму? Или это только случайная игра слов, которой мы сегодня придаем особый смысл?
Индивидуальный атман (аналог души, обитающей в неком психическом органе), также постигается и очищается человеком через тапас. И тогда душа человека сливается с «иным миром» и таким образом становится бессмертной: «…Атман внутри тела, состоящий из света и чистоты, достигается… тапасом… Какой бы мир ни представлял себе в мысли тот, у кого чистое естество (душа), какие бы желания он не имел, он достигает этих миров и исполнения этих желаний…
Атман того, кто будучи знающим, усердствует в тапасе, входит в обиталище Брахмана» («Мундака-упанишада»).
279 Часть вторая Тренинг мозга
В древнеиндийских трактатах еще не было разделения между душой и духом или дыханием. Оно возникло позже в эллинской культуре. Это — психе и пневма. Индийские мудрецы часто объединяли их в одном понятии: индивидуальный атман. В «Майтри-упанишаде» объектом тренинга мозга становится дыхание, отождествляемое с атманом (в авторизованном переводе): «Кто тот атман, который нужно созерцать во время жертвоприношений Брахману? Это тот, кого называют дыхание».
По сути дела, это не что иное, как инструкция о том, что дости- жение особого состояния психики — дхьяны-созерцания, в котором возможно приобретение человеком сверхвозможностей, необходимо производить, используя дыхание в качестве объекта тренировки внимания.
В этой упанишаде приводится рассказ о конкретных действиях человека, убедившегося, что сущность человеческой жизни — стра- дания, разочаровавшегося в несправедливом устройстве физического мира и пожелавшего достигнуть «иного мира» и личного бессмертия.
Правитель, передав правление сыну, удалился в лес, полагая, что
тело преходяще, и достиг состояния отрешенности.
Он предался высшему тапасу, стоял с поднятыми руками,
глядя на солнце тысячу дней…
И понял гибельный круговорот жизни, он увидел гибель мира…
Какие же наслаждения могут быть в таком мире?
У него появилось одно желание — спастись.
И он увидел, что путь к спасению — в достижении состояния
отрешенности (от физического мира) посредством тапаса.
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 280
Тапас — это технология «разогревания, разогрева». Причем внутреннее тепло не является выдумкой, каким-то абстрактным или метафорическим представлением. Оно в явном физическом виде ощущается как теплота, охватывающая часть или тело человека в целом при совершении жертвоприношения «слова и дыхания». Тапас — это физиологический результат усилий по концентрации внимания либо на повторяющемся произношении рефла синхронно с дыханием, либо на элементах дыхания, синхронизированных с повторением «слова». «Дыхание со ступенькой» ускоряет появление «внутренней теплоты» и усиливает ее.
Появление физических ощущений «внутренней теплоты» в духовных школах обычно трактуется как необходимое условие для дальнейшего изменения сознания и перевода его (или переключения) в особое состояние — созерцание. Древнее ведическое представ- ление о «внутренней теплоте» идентично шаманским представ- лениям о «магическом жаре» или представлениям современных медиумов и экстрасенсов о процессе «разогревания», предше- ствующем демонстрационным инициированиям с помощью сознания сверхъестественных явлений.
К началу I тысячелетия до нашей эры во времена упрочившего свои позиции учения йоги, понятие тапаса существенно расшири- лось. Оно стало обозначать подвижничество, аскетизм, как необхо- димое условие выполнения йоги. Тапас, по мнению йогов, позволяет устранить нечистоту сознания, предрасположенного к пустопо- рожней хаотической умственной деятельности и негативным чувствам: неведению, эгоизму, влечению, враждебности и т. п. Тем самым он способствует достижению взаимодействия с «иным миром».
Аналогичные представления, являющиеся эмпирическими, то есть результатом человеческого опыта, не могли не возникнуть в более поздних вероучениях: христианстве и исламе.
281 Часть вторая Тренинг мозга
Духом пламенейте…
Слова, вынесенные в заголовок, высказаны основателем христи- анской церкви апостолом Павлом. Он прекрасно понимал метафори- ческое предназначение «сердечной теплоты» в качестве оружия для изгнания из сердца дьявола и разрушения всех его, дьявольских, дел. То есть для очищения сердца от помыслов и желаний, для предотвра- щения, как мы сейчас говорим, процессов хаотического мыслеоб- разования.
«…Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», — говорит любимый ученик Иисуса апостол Иоанн Бого- слов.
Наиболее глубоко и разносторонне проблема «внутренней теплоты» проработана и освещена с точки зрения православного богословия в монастырях святой горы Афон.
Среди афонских монахов существовали весьма поэтические формы рассуждений о «физиологическом жаре». Главное дело, считают они, это собрать вместе сердце, ум и внимание. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — эти слова Иисуса из Евангелия от Матфея монахи относят прежде всего к сердцу и вниманию. И тогда постепенно в очищенном сердце возникнет Божественная обитель: «Я и Отец Мой придем к нему и обитель у него сотворим». Напомним, что сердце считалось средо- точием и источником психической деятельности человека. Первый признак очищения сердца от различных психических загрязнений — появление внутренней теплоты. Она будет постепенно, от молитвы к молитве, увеличиваться, и начнет согревать сердце, то есть очищать его.
По мере появления сердечной теплоты, удержание внимания на Иисусовой молитве будет улучшаться.
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 282
«Ибо как железо, хорошо раскалившись в огне, куется легко, так и человек, желающий зажечь печь, не может сделать это тут же, но понемногу прогревает ее. И только потом подносит к жерлу печи дрова — и тут же печь их поглощает и сжигает. То же проис- ходит и с сердцем человека: когда распалится его сердце огнем Святого Духа, тогда он произносит молитву с большей теплотой и легкостью... Когда мы это почувствуем, тогда постигнем плод молитвы, ее цель. Тогда мы уразумеем, что Царство Небесное внутри нашего сердца».
«Царство Божие», «Царство Небесное» в христианской термино- логии и есть тот самый «иной мир», к взаимодействию с которым извечно стремился человек, чтобы стать свободным, счастливым и обессмертить свою душу.
Молящийся человек, достигший состояния «внутренней теплоты», по мнению афонских исихастов, «весь огонь в своем сердце, потому что зажегся в его сердце огонь, о котором говорит Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». Монахи из афонской цитадели право- славного исихазма нисколько не сомневаются, что именно в этом состоит истинное и главное предназначение Иисуса: зажигать огонь в сердцах людей. И это — не красивая метафора, а физиологический факт, в реальности которого может убедиться любой человек. «Внутренняя теплота» появившаяся во время Иисусовой молитвы с точки зрения афонских старцев — это первые проявления Святого Духа. Она означает, что человек находится на правильном Духовном Пути.
283 Часть вторая Тренинг мозга
Еще библейский Пророк Давид, деяния которого описаны в Псалмах, как считают афонские монахи, хорошо знал, «что если в сердце обитает Дух Святой, то в нем ощущается неизреченная радость, и тело согревается изнутри. То есть в утробе ощущается некая непостижимая духовная и божественная теплота, смешанная с большой духовной и божественной сладостью».
При использовании в тренинге мозга «дыхательной ступеньки» вместе с внутренней теплотой появляется ощущение «сладости». Поэтому иногда в православной литературе можно встретить упоми- нание о «сладостной теплоте». О том, что это такое, каков физиоло- гический смысл понятия «сладость», мы коснемся в последней главе.
В чем православные исихасты видят богословское предназна- чение «внутренней теплоты» с точки зрения христианского веро- учения? Вот как отвечает на этот вопрос игумен одного из многочисленных афонских монастырей Ефрем Святогорец:
«Молитва произведет внутри теплоту, пламя. Когда молитва родит теплоту, теплота принесет еще большую молитву и так далее. И тогда, когда это произойдет, вы увидите, как пожи- гаются немощи, пожигаются помыслы, постепенно пожигаются страсти. Заканчивается это чистотою сердца, когда придут Отец, Сын и Дух Святой и сотворят обитель, жилище в сердце».
Вот он, православный жертвенный огонь, в котором рождается новый человек, наделенный сверхвозможностями взаимодействовать с «иным миром»! И насколько тесно связано истинное, не иска- женное сиюминутными церковными интересами, православное мировоззрение с древними арийскими идеями о существовании «иного мира» и взаимодействии с ним человека, отраженными в древнеиндийских Ведах!
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 284
Воспламени себя молитвой! — этот завет подвижников-основа- телей христианства был хорошо известен многим поколениям русских монахов-исихастов. Не хуже афонских старцев сумели они в свое время разобраться в физиологических признаках правильного осуществления тренинга мозга. Хотя, безусловно, в своих объяс- нениях использовали только христианскую терминологию и пред- ставления. Даже известный в XIX веке своим отрицательным отношением к «художественной молитве» епископ Феофан Затворник вынужден был признать наличие физиологических аспектов молитвы. И это несмотря на то, что они инициируются как раз теми самыми «художествами», то есть синхронизацией реци- тации слова с дыханием. Несомненно, многие поколения русских исихастов использовали эти «художества», даже не догадываясь об их «официальном» существовании и спорах вокруг них. Подобная синхронизация молитвы с дыханием у человека в большинстве случаев происходит автоматически. Она является естественным следствием многократного повторения молитвенной процедуры. Поэтому вполне естественно и появление в процессе психофизиче- ского тренинга всех следствий такой синхронизации. Феофан Затворник пишет:
«Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела… Это сосредоточие всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты… Ощущение сие, сначала легкое, все усиливается, крепнет, углубляется и из холодного, какого оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание… без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание».
285 Часть вторая Тренинг мозга
Однако Феофан Затворник считает эту теплоту обычной телесной, «кровяной». Он отказывает ей в Духовном происхождении, на чем обычно настаивают афонские монахи. В отличие от них, русский епископ считал Духовной, Благодатной особый вид теплоты, которая «отрешена от плоти, и в теле не производит заметных изменений, и свидетельствует тонким сладким чувством».
Но противоречия в суждениях представителей различных исихастских школ относятся уже к области богословской полемики и для нас не важны. Главное — и в русском исихазме была признана «сладостная теплота». С этим необычным физиологическим ощущением познакомится каждый человек, который будет придер- живаться самых распространенных в мире и самых апробированных методик тренинга мозга, в которых объектом концентрации внимания являются слово и дыхание.
Глава 5
Это действительно работает!
Глубины созерцания
Основой для целенаправленного освоения сверхвозможностей мозга является достижение человеком психического состояния, известного как созерцание или, на санскрите, дхьяна. Это состояние с древнейших времен в восточных культурах было известно как «чистота ума» или «пустота». На западе же, в христианских странах, оно отождествлялось с «чистотой сердца» или «тишиной, безмолвием ума».
Глава 5 Это действительно работает! 286
Корни подобных понятий заложены в достаточно точных пред- ставлениях о физиологической деятельности человеческого сознания. Еще в глубокой древности люди заметили, что основной характеристикой повседневного, обыденного сознания является процесс спонтанного, хаотического мыслеобразования. Он в бодрствующем состоянии не прекращается ни на секунду и само- произвольно возникает при отсутствии целеустремленного внимания, направленного на решение конкретных задач жизнеобес- печения.
Иными словами, сознание человека, находящегося в бодрствующем состоянии, можно уподобить поверхности воды, на которой постоянно происходит процесс образования волн. Такие волны, периодически меняющие друг друга, могут быть двух типов. При решении конкретной задачи мыслительный процесс можно сравнить с образованием круговых волн, расходящихся от одного центра, как от брошенного в воду камня. В моменты отсутствия «всплеска от камня», — целенаправленного внимания, поверхность воды покрывается крупными, вертикально вздымающимися волнами, — «мертвой зыбью», говоря морским языком. Причиной появления таких волн являются внутренние процессы, происходящие в глубинах акватории. Или, продолжая «морскую» аналогию, в глубинах бессознательной деятельности мозга.
Подобным представлениям о функционировании обыденного сознания, по меньшей мере, две с половиной тысячи лет. Результаты эмпирических наблюдений за функционированием сознания описы- вались различными поэтическими метафорами. Например, в древнеиндийских Упанишадах хаотический процесс мыслеобразо- вания сравнивается с табуном диких неуправляемых коней, которых необходимо обуздать, запрячь. Отсюда, собственно, и появился термин «йога», восходящий к корню древнейшего индоевропейского языка, у скотоводческих народов обозначавшего «набрасывать узду»,
287 Часть вторая Тренинг мозга
«обуздывать». Задачей любых психофизических упражнений, направленных на освоение сверхресурсов мозга, является «обуз- дание» хаотического образования скакунов-мыслей, «погашение» любого вида мыслительной деятельности на «поверхности моря- сознания».
Однако для достижения состояния дхьяна-созерцание только одного подавления процесса хаотического мыслеобразования недо- статочно. Необходимо также добиться «отключения» от сознания всех органов восприятия или чувств. Это означает, что человек, нахо- дящийся в состоянии созерцания, не будет замечать и регистри- ровать, то есть сознавать, ни какие-либо сигналы внешнего мира, ни раздражители от внутренних систем и органов тела.
Тренировка внимания посредством концентрации внимания на каком-либо объекте позволяет одновременно решить эти две задачи: погасить процессы образования мыслей, чувств, желаний, образов и т. д., а также отключить от сознания органы восприятия.
Следует заметить, что сами органы и системы восприятия: зрение, слух и прочие, не «выключаются», как настольная лампа с помощью выключателя. Они продолжают функционировать в прежнем режиме. Однако результаты их работы не проникают в сознание и не регистрируются им.
В чём причина такого феномена? По-видимому, психические механизмы не позволяют осознавать любые внутренние и внешние сигналы (стимулы), если они неизменны, то есть не меняют своих параметров, например, интенсивность, положение в пространстве и т. д. Другими словами, механизмы обработки информации в мозге таковы, что если эта информация не меняется в течение опре- делённого времени, то есть в ней отсутствует новизна, то она пере- стаёт осознаваться. Это означает, что такая информация не
Глава 5 Это действительно работает! 288
встраивается в осознаваемый образ мира. Этот нейрофизиологи- ческий процесс эквивалентен представлениям об «отключении» сознания от внешнего мира.
Если говорить о визуальном восприятии, то для того, чтобы зрительный образ «не выпадал» из сознания (другими словами, чтобы не «выключалось» зрение), если в окружающей человека среде не происходят видимые изменения и если человек специально не крутит головой из стороны в сторону и не поворачивает глаза, природа использует хитроумный приём. Глаза с помощью мышц находятся в постоянной вибрации, чем достигается изменчивость визуальной информации и, тем самым, присутствие визуального образа в сознании.
Для подтверждения сказанного приведём описание результата известного психологического опыта. С помощью контактных линз к зрачкам крепится миниатюрный источник света. Тем самым, он относительно зрачка находится в неподвижном состоянии (тем самым моделируется высокая степень концентрации внимания на визуальном объекте). Если, к тому же, не менять яркость света и его цвет, то через несколько секунд он перестаёт осознаваться, то есть человек перестаёт свет видеть!
Точно также перестаёт осознаваться постоянный раздражитель в виде шума, давления на кожу браслета наручных часов и т. п.
Длительная рецитация рефла приводит не только к утрате смысла повторяемого слова, но вообще к прекращению осознания словесных мыслей!
Процесс концентрация внимания в физиологическом аспекте для сознания эквивалентен прекращению изменения входящей в мозг информации, метафорически выражаясь, «остановке мира».
289 Часть вторая Тренинг мозга
Так постепенно в психофизической тренировке по мере развития функции внимания происходит опустошение сознания, освобо- ждение, очищение его от чувственных образов окружающего мира, вытеснение его из психики созерцанием.
Что, в таком случае, остается в сознании? Те самые «пустота или безмолвие», о которых мы говорили? Нет! Сознание оказывается полностью заполненным объектом концентрации внимания! Сознание как бы «замораживает», фиксирует словно на фотобумаге, ту самую «круговую волну от брошенного в воду камня», которая порождена фиксацией внимания на одном объекте. Кроме того, в сознании также присутствуют чувства удовольствия в форме восторга и блаженства, которые сопровождают процесс повышенной концентрации внимания.
Чтобы достигнуть истинных состояний «пустоты и безмолвия» сознания, необходимо последовательно изгнать из него чувства восторга и блаженства, а затем и собственно объект концентрации. Это достигается переносом и фокусировкой внимания, пребыва- ющего в состоянии созерцания, на другой объект, присутствующий в сознании, — на чувство восторга. При этом первоначальный объект концентрации остается в сознании в «качестве фона». Этот процесс переноса внимания с одного объекта на другой, условно можно назвать «раздвоением» внимания. После некоторой тренировки, сознание переходит в новое состояние, которое в восточных культурах принято называть Второй дхьяной.
Вторая дхъяна находится как бы внутри Первой дхьяны. Затем, тем же способом сконцентрировав внимание, пребывающее в состоянии Второй дхьяны, на чувстве блаженства, избавляются и от него. Тем самым, достигается перевод сознания в состояние Третьей дхьяны. Теперь в сознании остается только первоначальный объект концентрации внимания. Если же продолжать концентрировать внимание на нем, то можно избавиться и от него, тем самым,
Глава 5 Это действительно работает! 290
переведя сознание в еще более глубокое состояние, — Четвертую дхьяну. Она будет соответствовать состоянию сознания, которое и принято называть «пустотой или безмолвием».
Во времена основателя буддизма, первого Будды Гаутамы, обычно пользовались представлениями о четырех дхьянах. Древние комментаторы «Йога-сутр», написанных мудрецом Патанджали, называли эти дхъяны и процесс их достижения «истинным познанием». Это словосочетание наполнено глубоким смыслом. Действительно, в состоянии глубокого созерцания, например, в Четвертой дхьяне, человек способен «рассматривать» первона- чальный объект концентрации, заполнивший весь объем сознания, с разных «сторон». В этом процессе у человека возникают такие полные и всесторонние представления об этом объекте, какие никогда не формируются бодрствующим, обыденным сознанием. Человек становится способным истинно «познать истину», приоб- ретает то самое умственное качество, к которому стремились многие люди, оставившие заметный след в истории цивилизации, и которое называется мудростью.
Мы в этом методическом пособии по тренингу мозга используем два объекта концентрации внимания. Они, Слово и дыхание, самые древние и проверенные на протяжении тысячелетий. Они же являются самыми удобными и простыми для тренировки внимания. Однако абсолютно ничего не мешает использовать любой другой объект, будь то визуальный предмет или его зрительный образ, звук или чувство, какое-либо абстрактное представление или даже собственно процесс мыслеобразования. Поочередно используя различные объекты концентрации внимания, и «входя» с ними в состоянии созерцания, что ученик, хорошо подготовленный на «Слове и дыхании», в дальнейшем может делать очень быстро, человек приобретает новый метод познания окружающего мира, недоступный обыденному сознанию.
291 Часть вторая Тренинг мозга
Иное дело, что после «выхода» из состояния созерцания, человек, помнящий о новых знаниях, которые он приобрел об объекте своего внимания, сталкивается с очень трудноразрешимой проблемой. Ему необходимо облечь эти новые знания, которые присутствуют в сознании в виде чувств и ощущений, иной раз совер- шенно не похожих на обыденные ощущения, в вербальную, словесную, форму. Это — практически неразрешимая задача. Во всяком случае, человек целенаправленно еще не приступил к ее решению. Весь понятийный, словесный аппарат, которым пользуется человечество, выработан и приспособлен к описанию окружающего мира только посредством обыденного сознания.
Одним из примеров попыток найти способы адекватного описания состояния созерцания и новых знаний, полученных в нем, является средневековая арабская и персидская философская и поэти- ческая традиции великих поэтов-суфиев.
Причудливые образы, такие как, например, Черный свет, должны передать изумление и растерянность человека, погрузившегося в глубины собственной психики: «когда божественный свет заполняет сознание, все другое исчезает, перестает быть видимым». В состоянии созерцания физический мир для человека меркнет, он воспринимает только тьму, пока не осознает, что это «есть свет Абсолюта как такового». Открыть ослепительный блеск Черного Света означает «найти зеленую воду жизни», которая скрыта в глубокой тьме созерцания, дающего возможность «пребывать в Боге».
Сопоставление возлюбленной женщины, с созерцанием боже- ственного, представляет один из главных приемов описания того, с чем человек сталкивается в глубинах своего сознания. Образы любви и любимой женщины стали инструментом, с помощью которого осуществлялись попытки описать то, для чего нет слов.
Глава 5 Это действительно работает! 292
Несомненно, в какой-то степени эти новые знания можно пере- вести в живописную форму. Известно, например, что именно так, используя визуальные образы из созерцательного состояния сознания, работали в XV веке великие иконописцы-исихасты. Это — византиец Феофан Грек, русские монахи Даниил Черный и его ученик Андрей Рублев. Более того, истинное восприятие подобных произведений искусства может осуществляться только зрителем, также пребывающим в созерцании.
В дальнейшем, по мере накопления многовекового созерца- тельного опыта, дхьяны как состояния психики еще более детализи- ровались. К первым четырем были добавлены еще четыре, которые индуисты и буддисты обычно называют «нематериальными» или «бесформенными». Дело в том, что состояния, соответствующие этим дхьянам, последовательно достигаются из Четвертой дхьяны при концентрации внимания на абстрактных объектах. Это, например, бесконечное пространство, отсутствие бесконечного пространства и т. п. Описание столь глубоких состояний психики с помощью общепринятого понятийного аппарата настолько затруднено, что с древних времен для этого используются либо словесные конструкции, основанные на отрицании существующих понятий, либо метафорические представления о различных «небесах» или «мирах», населенных фантастическими существами.
В качестве примера первых, можно привести общепринятое буддийское определение-описание Восьмой дхьяны: это состояние сознания, характеризуемое «ни восприятием, ни не-восприятием» собственной психической деятельности или внешнего мира. Это — приближение к пока малопонятным пределам восприятия, к физио- логическим пределам деятельности мозга. С функционированием человеческого организма также происходит нечто подобное. По мере продвижения через бесформенные дхьяны, обмен веществ и все
293 Часть вторая Тренинг мозга
иные процессы жизнедеятельности тела замедл<
|