Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рецитация рефла — Это борьба за пустоту и безмолвие
Итак, вы выбрали слово сообразно своим пристрастиям и руко- водствуясь собственными интересами. Это и есть ваш рефл, который будет вас неотступно сопровождать, станем вашим «щитом и мечом». Но автоматически, по мановению волшебной палочки этого не произойдет. Для того чтобы рефл по вашему желанию менял состояние вашего сознания для вашей же пользы, нужно с ним много и терпеливо работать. А это означает — совершать какие-либо конкретные действия. Если работа предполагается в уме, то действия будут умственные. Это — внутренняя работа, наиболее плодо- творный и эффективный вид человеческой деятельности.
Самым простым умственным действием с рефлом является его многократное повторение или, как говорят ученые, рецитация (в переводе с латинского — «повторение слов»).
Что это такое и для чего это нужно?
Еще в глубокой древности люди заметили, что особенностью обыденного сознания, то есть того его типа, которым пользуются все люди в своей повседневной жизни, является непрестанный процесс появления и исчезновения все новых и новых мыслей и чувств. Хотя в этих мыслях и чувствах в данный момент нет никакой необходи- мости и человек в них не нуждается. Эта важнейшая особенность
Глава 1 В начале было Слово 190
человеческого сознания, о которой люди были осведомлены тысячи лет назад, до сих пор, как ни странно, не попала в поле зрения совре- менных нейрофизиологов и психологов.
Большую часть времени своего пребывания в обыденном состоянии человеческое сознание, как включённый двигатель у стоящего автомобиля, занимается выработкой никчемных, пустопо- рожних мыслей, чувств и желаний.
Иное дело — решение какой-либо определенной жизненной или творческой задачи. Например, обеспечение перехода через проезжую часть улицы, заполненной движущимся автотранспортом. В этой ситуации функция внимания изымает из вашей памяти несколько программ конкретных действий, которые были заранее сконструи- рованы мозгом в процессе обучения, на основе вашего индивиду- ального опыта и ваших знаний об опыте других людей. Эта же функция внимания производит селекцию, то есть выбор, наиболее эффективной или оптимальной программы действий. После выбора наилучшей программы внимание же запускает ее в действие. Мозг дает команду органам восприятия, в основном зрению и слуху, отсле- живать текущую ситуацию на дороге. Для этого запускаются в работу соответствующие мышцы, обеспечивающие, например, поворот головы сначала налево, затем направо или — слежение за определенным, скорее всего ближайшим, автомобилем.
Одновременно с этим мозг приводит с состояние повышенного рабочего напряжения различные органы и системы тела. Повы- шается выработка адреналина, учащенно начинает работать сердце, увеличивается частота и глубина дыхания и т. д. Организм готов к преодолению сложной жизненной ситуации!
191 Часть вторая Тренинг мозга
Наконец, мозг дает команду мышцам ног — сделать один шаг, второй… Сознание во главе с функцией внимания все это время находится в напряжении. Оно каждое мгновение анализирует посту- пающую от органов восприятия информацию, сверяет ее с задей- ствованной программой и отдает распоряжение другим отделам мозга о дальнейшем действии, о следующем шаге…
Такая цепь принятия осознанных решений на основании результатов предшествующих действий у нейрофизиологов назы- вается биологической обратной связью. И руководит всеми осознанными действиями человека мозговая функция внимания.
Но вот вы успешно перешли дорогу. Опасность миновала. Мозг тотчас переводит организм из стрессового состояния в прежнее, менее напряженное. Ослабляется и внимание. Ему незачем и нечего пристально отслеживать и внимание начинает рассеиваться, ежесе- кундно перемещаясь с одного объекта на другой, подолгу ни на чем не останавливаясь.
Сознанию нечего делать, у него нет подходящей работы по сиюминутному жизнеобеспечению человека. Человек, его организм и тело, сейчас действуют в «неосознаваемом режиме», на «автомате». Но здоровое обыденное сознание пусто не бывает! И оно мгновенно заполняется роем случайных мыслей, всплывающих из памяти или проникающих из подсознания. Очень удачно подобную ситуацию с сознанием выразил современный поет, сказав: «Мои мысли — мои скакуны!». Подобное хаотическое, случайное мыслеобразование является своеобразной защитой обыденного сознания от его пустоты или, как иногда говорили наши предки, безмолвия.
Глава 1 В начале было Слово 192
Вспомните теперь, что Пустота или Безмолвие сознания являются непременным условием взаимодействия мозга с «иным миром»! Появление признаков «пустоты или безмолвия» — это один из показателей достижения особого состояния психики, известного под названием дхьяна, или созерцание, в котором только и возможен контакт мозга с невидимой частью природы.
Для чего мозгу нужно так активно и настойчиво защищать себя от пустоты сознания, пусть даже эта опустошенность неполная, частичная? — спросите вы. Ответ очевиден.
Мозг, находящийся в обыденном режиме, когда сознание решает или готовится решать повседневные задачи жизнеобеспечения человека во внешней среде, с помощью хаотического чувство- и мыслеобразования защищает себя от контактов с подсознанием, а также «иным миром». Не вовремя и не к месту пришедшая оттуда информация, не соответствующая текущей информации от органов восприятия, будет являться серьезной помехой для сиюминутного решения жизненно важных задач. И эта причинно-следственная связь: сознание не занято решением актуальной задачи — возбу- ждается процесс случайного чувство- и мыслеобразования, — в здоровом мозге действует автоматически, не подчиняясь неподготов- ленной воле человека.
Обучить сознание волевым усилием нарушать эту связь, приоста- навливать на время ее действие посредством замены мыслительного и чувственного потока одной мыслью, и призвано такое простое действие, как рецитация любого вида рефла. Нарушение причинно- следственной связи в работе обыденного сознания немного приоткрывает дверь в «иной мир».
193 Часть вторая Тренинг мозга
Сознание и его обитатели
Прежде всего скажем, что ответа на вопрос «что такое сознание?» сегодня не знает никто. Среди ученых много лет продол- жаются жаркие дискуссии на эту тему, однако точного и исчерпыва- ющего определения сознания до сих пор не выработано. Как выразился однажды известный российский писатель, склонный к рассуждениям на философские темы, М. Мамардашвили, «сознание есть нечто такое, о чём мы как люди знаем всё, а как учёные не знаем ничего». В существующей палитре мнений присутствуют как вполне здравые суждения, опирающиеся на достижения современной науки, так и совершенно фантастические и абсолютно непродуктивные представления, принадлежащие «любителям поговорить о тайнах природы», не обремененным знаниями. К последним относятся уста- ревшие фантазии XIX века о том, что «из человека что-то вылетает, существует самостоятельно, приобретая на стороне информацию об окружающем мире, вплоть до прошлых его состояний, а потом это нечто (сознание, душа или что-то еще) снова возвращается в человека». К этому же разряду принадлежат умозаключения о том, что сознательные процессы протекают не в мозге человека, а где-то на стороне, например, в «мировом разуме». Мозг в этом случае является только неким подобием «радиопередатчика и «радиопри- емника» для связи человека с «мировым органом мышления». Допу- стить некоторую аналогию мозга с «приемопередатчиком», обеспечивающим связь с «иным миром», действительно можно. Но нужно иметь в виду, что такая аналогия является весьма и весьма условной, так как мозг для осуществления такой связи не нуждается в посреднических услугах какого-либо постороннего агента, будь то электромагнитное поле или какая-нибудь гипотетическая субстанция. Кроме того, осуществление взаимодействия мозга с «иным миром» возможно только при достижении, хотя бы на очень короткий промежуток времени, особого состояния психики, в
Глава 1 В начале было Слово 194
котором привычные мыслительные процессы, обычно отожде- ствляемые с сознанием, либо заторможены, либо попросту отсут- ствуют.
Несмотря на трудности с определением понятия «сознание», существующие в современной культуре, мы, тем не менее, с целью хотя бы грубого понимания механизмов психофизического тренинга мозга, остановимся на некоторых особенностях функционирования этого обыденного состояния мозга.
В самом общем виде, сознание – это мозговой аппарат или механизм реконструирования внутреннего, субъективного образа окружающего мира, информация о котором получена чувственным способом, то есть с помощью органов восприятия. Особенностью процесса реконструкции, то есть осознания, присущей только чело- веческому мозгу, является то, что восстановленный «в уме» образ внешнего мира может быть передан другим людям, главным образом, с помощью речевой функции мозга.
Таким образом, сознание — это часть физико-химических и элек- тромагнитных процессов, протекающих в мозге. Причем, часть, хотя и небольшая по объему (возможно, не более 1% от всего объема таких процессов), но для человека очень важная. Ведь именно она отличает его от животных, делая человека человеком. Совокупность процессов взаимодействия множества химических веществ и их взаимных превращений, происходящих в клетках мозга, по конечным результатам, которые «осознаются» человеком, можно разделить, по меньшей мере, на два уровня.
Первый, или низший уровень — это процессы перекодирования результатов физико-химических реакций на другой язык, доступный пониманию человека. Грубо говоря, это и есть собственно процесс «осознания». Мозг использует два типа такого языка: вербальный, то есть словесный, и язык чувств и ощущений. Сущность перекодиро- вания сводится к тому, что некоторым физико-химическим взаимо-
195 Часть вторая Тренинг мозга
действиям, протекающим в различных отделах мозга, ставятся в соответствие результаты других физико-химические процессов, записанные в памяти, которые для человека имеют вполне опреде- ленные словесные или чувственные обозначения. Это похоже на процесс расшифровки записи, сделанной на «тайном языке». Коды к такому «тайному языку» химических взаимодействий, хранящиеся в долговременной памяти, появились там либо в результате наслед- ственной передачи (это в основном язык чувств и ощущений, или инстинкты), либо при обучении человека с первых дней его жизни. Появление словесного эквивалента некоего результата физико-хими- ческого взаимодействия в клетках мозга воспринимается человеком как «появление мысли». Другие же результаты иных физико-хими- ческих взаимодействий, протекающих в других клетках и отделах мозга, расшифровываются как чувства или ощущения, например, радость или боль, визуальный образ или даже «ощущение истины».
Некоторые ученые считают, что перекодировка результатов физико-химических реакций в чувства и ощущения (в простейших формах они выражаются в двигательной реакции) не является признаком сознания, так как ею наделены, хотя бы в элементарной форме, все живые существа, вплоть до простейших животных и растений. Да, это так. Однако только человек способен произвести двойную перекодировку, то есть назвать появившееся чувство или ощущение словом, или при помощи слова описать визуальный образ. Другими словами, превратить чувство или ощущение в «мысль». Кроме того, только человек наделен столь обширной «библиотекой» или «базой данных» чувств и ощущений, в которые может быть перекодировано гораздо больше результатов физико-химических взаимодействий, по сравнению с любым животным. Поэтому у нас есть все основания причислить этот элемент мозговой деятельности к процессам сознания.
Глава 1 В начале было Слово 196
Второй или высший уровень сознания подразумевает существо- вание физико-химических и электромагнитных процессов, обеспечи- вающих «выработку или формулирование суждений». Этот уровень можно назвать «интеллектуальной деятельностью сознания», «интел- лектом» или «мышлением». Такой тип процессов включает в качестве составной части низший уровень и основывается на нем и, по сравнению с ним, охватывает больше отделов мозга и большее количество нервных клеток. Если человек в процессе тренинга мозга оказывает какое-либо влияние на низший уровень сознания, то, авто- матически, это отражается и на высшем. 9
Таким образом, то, что мы называем сознанием, является возвы- шающейся над водой небольшой вершиной айсберга процессов физико-химической и электромагнитной природы. У этой вершины нет постоянного, раз и навсегда закрепленного за ней местополо- жения: процессы осознания происходят во многих частях и отделах мозга. Огромная подводная часть айсберга — это то, с чем у нас обычно, со времен психиатра З. Фрейда, ассоциируются понятия «бессознательное содержание психики» или «подсознание», то есть это физико-химические процессы не прошедшие этап перекодиро- вания и поэтому не ставшие достоянием сознания.
9 Автор предостерег бы проводить упрощенные аналогии между функциониро- ванием мозга и работой известных сегодня технических устройств, например, химическим реактором или цифровым компьютером. Любые технические и технологические аналогии отражают лишь одну из множества сторон и особен- ностей реального мозга. Тем же читателям, кому все-таки очень хочется отож- дествить работу мозга с каким либо изделием, известным человеку, можно посоветовать представить мозг в виде одновременно и в одном и том же месте работающих реактора, в котором «бурлят» химические реакции, и супер- компьютера, дополненных какой-нибудь аналоговой вычислительной машиной, рабочей средой в которой является, например, сжатый воздух или вода.
197 Часть вторая Тренинг мозга
Мыслительные явления, протекающие в мозге, характеризуются еще одной важной особенностью. Они являются продуктом двух типов реакции нервных клеток и их крупных групп — ансамблей, происходящих под влиянием физико-химических процессов. Это реакции возбуждения и торможения. Для нормальной работы мозга чрезвычайно важно сохранение равновесия, баланса этих процессов. Мозг устроен таким образом, что каждому процессу возбуждения должен соответствовать процесс торможения, который, в конце концов полностью гасит возникший очаг возбуждения. Если тормо- жения в силу каких-либо нарушений не происходит вообще или оно протекает не в полной мере, в мозге остаются очаги возбуждения, проявляющиеся в сознании как психические расстройства, например, различного вида фобии.
Чем спонтанно и хаотично заполняется человеческое сознание? Это могут быть мысли, выраженные в вербальной, то есть в словесной форме. А также визуальные, тактильные, обонятельные и прочие образы, чувства и ощущения, возникающие как при работе органов восприятия, так и в нашем воображении. Генераторами процессов случайного мыслеобразования является память и бессо- знательные процессы, постоянно протекающие в мозге, но не всегда осознаваемые человеком, то есть не всегда «всплывающие» в сознании. Те же источники могут генерировать не только мысли, но и чувства, и их более интенсивные и сильные формы — эмоции. Беспричинные, не вызванные сиюминутными обстоятельствами беспокойство или раздражение, умиление или гнев, зависть или радость и многие другие, так хорошо знакомые каждому человеку чувства и эмоции — это еще один наполнитель пустот в расслаб- ленном, отдыхающем от более важных дел, сознании.
Глава 1 В начале было Слово 198
Такому сознанию природой уготовано принять еще один балласт, не позволяющий насладится пустотой и безмолвием. Это — желания, генерируемые не физиологическими потребностями человека, а воображением.
Подстегнутые мечтами, чего только мы не желаем! Идя по улице, через витрину кафе увидели пьющего кофе человека, — и нам тоже захотелось чашечку кофе. Заметили на рекламном плакате белый теплоход в морских просторах, — и мгновенно вспыхивает желание: хочу в отпуск, на море! Ну а в магазины и заходить нельзя, — сразу же начинаем ощущать потребность то в одном, то в другом предмете.
А еще мы все постоянно мечтаем быть очень богатыми, очень здоровыми, очень всеми любимыми и очень, очень счастливыми. Но от таких желаний, которые сродни пустым мечтаниям, человеку никакого проку нет! Они только, как червь яблоко, подтачивают нашу психику. Они, являясь мечтательной разновидностью мыслей, нужны сознанию не более чем мешки с песком, которые берут с собой путешественники на воздушных шарах для того, чтобы сбросить этот балласт на определенном этапе полета.
И все эти вторичные наполнители сознания — мысли, желания и эмоции, вынужденно рождены мозгом, чтобы защитить себя от несанкционированного сознанием взаимодействия с «иным миром». Выполняя функции защитников, они очень часто порабощают своего господина. При слишком большой свободе любого из этих искус- ственных созданий, при недостаточной эффективности процессов их торможения, они могут трансформироваться в фобии, навязчивые идеи, психологические комплексы и другие малоприятные для любого человека психические явления. Они могут навязать своему хозяину невротический тип поведения или даже стать источником серьезного психического заболевания.
199 Часть вторая Тренинг мозга
Рецитация рефла совместно с другим психофизическим действием, о котором будет сказано в следующей главе, вытесняет из сознания и заменяет собой весь этот легион случайно и хаотично рождающихся мыслей, желаний и эмоций. Причем, вытесняет не куда-нибудь в глубины подсознания, где те будут продолжать свою разрушительную работу над психикой, а попросту уничтожает, вымывает из разума. И происходит это под воздействием активизиро- ванных процессов торможения, восстановивших равновесие с процессами возбуждения.
Многократное или постоянное повторение рефла очищает сознание от назойливых и небезопасных защитников, принимая на себя функцию контролера за взаимодействием с «иным миром». Впрочем, этот контролер находится под управлением сознания и может по желанию человека быть выключен. Совсем не случайно несколько тысяч лет назад одним из предназначений слова арийские мудрецы стали считать «освобождение ума» от мыслительного и чувственного мусора, которым заполнена психика любого человека, и который не только препятствует проникновению в «иной мир», но и отрицательно влияет на здоровье человека.
|