Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действенный метод трансформации сознания

Поиск

Вячеслав Мещеряков

Тренинг мозга

Действенный метод трансформации сознания

Зикр

В исламе, так же как молитве в христианстве, важное обрядовое
значение придается зикру. В более молодом вероучении зикр — это
разновидность молитвы. Это не только слово, но как и молитва,
определенный процесс телодвижений. Если в христианстве это
обычно осенение себя или других крестом и поклоны, то зикр в
исламе может включать помимо поклонов прыжки, вращения, бег по
кругу и т. д. Однако главный смысл зикра заключается в произне-
сении слова-молитвы с именем Аллаха или определением-описанием
его качеств.

Термин «зикр» означает «поминание», поэтому в исламе заго-
товлены для молитвенных упражнений девяносто девять словесных
формул, включающих имя Бога. Ими пользуются как самые широкие
слои верующих, так и члены братств и орденов, объединяющих
«элиту» приверженцев ислама — суфиев.

Суфий (слово означает «быть нравственно чистым») является
прямым наследником своих старших братьев по освоению взаимо-
действия с «иным миром» — христиан-исихастов. Так же как и
христиане, суфии с целью достижения «иного мира» посредством
изменения режимов функционирования мозга, широко используют


Глава 1 В начале было Слово 186

слово-зикр. Цель зикра та же, что и у молитвы или мантры —
очистить сознание от хаоса мирских мыслей, оставив только одно
чувство — любовь к Богу.

«Зикр — это меч, которым суфий грозит своим внутренним
врагам, сбивающим с мысли о Боге»
, — утверждают адепты ислама.

«Зикр — самый мощный столп на пути к Богу», — в этом
распространенном афоризме высказана суть отношения суфиев к
слову.

Суфии приписывают пророку и создателю ислама Мухаммеду
поэтические строки о зикре:

Тот, кто поминает Бога среди нерадивых,

Подобен бойцу посреди тех, кто обращается в бегство,

Подобен зеленому древу посреди сухих деревьев.

Наиболее широко в исламском мире распространена словесная
формула «ла илах илла Аллах», означающая «нет Бога, кроме Аллаха,
Единого». Во всем мире хорошо известен также зикр «Аллах, акбар»

— «Аллах, Величайший из всех».

Суфийские учителя разработали целую систему правил употреб-
ления в качестве зикра имен Бога. Например, имена можно произ-
носить подряд, одно за другим, начиная с «йа Рахман йа Рахим»

«о Милостивый, о Милосердный», и кончая «йа Сабур» — «о
Терпеливый».

В других случаях исламский адепт произносит имя в соответ-
ствии с приписываемым ему качеством или свойством. Считается,
что имя «ал-Хади», «Ведущий», оказывает благотворное воздействие.
Имя «ал-Латиф», «Добрый, Нежный» следует произносить, если


187 Часть вторая Тренинг мозга

хочешь смягчить свой характер. А вот имя «ал-Фаик»,
«Всемогущий», может использовать только суфий, далеко
продвинувшийся по духовному пути.

Некоторые зикры очень похожи на магические заклинания.
Иногда суфий сам придумывал зикр. Это похоже на игру с буквами
арабского алфавита: суфий составлял фразу, включающую все слова,
образованные от одного корня. Например, корня, лежащего в основе
одного из божественных имен. Считается, что особой силой обладает
зикр, составленный по принципу алфавитного расположения букв и
слов.

Как и в любой другой духовной школе, в суфизме используются
и короткие формы зикра. Общепринятым является употребление
зикра из одного слова «Аллах».

Рефлом может быть любое слово

Совсем не обязательно в качестве рефла использовать слова,
почерпнутые из религиозных учений. В том же суфизме некоторые
радикально настроенные адепты выбирали в качестве зикра слова
«сахар», «рис», «молоко». На протяжении многих веков такие «рево-
люционеры» подвергались насмешкам и презрению со стороны орто-
доксов, придерживающихся изначальных взглядов. Турецкий поэт
первой половины XX века М. Икбал устами своего героя высмеивал
подобную излишне радикальную позицию, говоря, что для таких
«Бог не ближе человеку, чем его желудок».

Однако, несмотря на осмеяние, радикальные суфии с помощью
своих необычных зикров достигали того же, чего и их консерва-
тивные товарищи, использующие «законные» формулы. И те, и
другие успешно осваивали методы управления психикой с целью
перевода её в иной режим работы.


Глава 1 В начале было Слово 188

В некоторых индуистских духовных школах и сектах в качестве
рефла используют названия пятидесяти букв санскритского алфавита
с назначением им какого-либо свойства или способности. Например,
пхамкара наделяет адепта психическими силами, умкара — дает
физическую силу, кумкара — наделяет устойчивостью к действию
ядов, дхамкара — дарует преуспевание.

Этим же приемом воспользовался и разработчик западного
варианта индуистской духовной практики Бхакти-йога под претенци-
озным названием «Трансцендентальная медитация» Махариши
Махеш Йога. Буквы древнего алфавита вначале были у него «тайным
знанием», передаваемым от гуру своему ученику, но затем последо-
ватели индийского йога стали кое-где продавать их за немалые
деньги.

Можно в качестве рефлов использовать названия букв греческого
алфавита с приданием им определенного смысла: альфа обозначает
власть над судьбой, организацию окружающего мира в свою пользу;
бета — здоровье; гамма — власть над людьми; дельта — богатство,
благополучие; тэта — любовь, семейное счастье, успех в общении с
людьми; каппа — обеспечивает помощью богов, овладением сверхъ-
естественными психическими силами.

Вы уже, видимо, поняли, что слово для воздействия на
собственное сознание может быть любым по значению или по
звучанию. Смысл слов рефла, также как и мантры, молитвы или
зикра, значения не имеет.

Вы можете использовать название любимого цветка, звезды или
планеты, под которой родились, любое число. Можно употреблять
имя любимого человека. Ваше собственное имя, наконец.
Нейтральным по смыслу словам, для собственного удовольствия, вы
можете придать необходимое вам значение.


189 Часть вторая Тренинг мозга

Важно, чтобы это слово вам нравилось, было бы вам по душе.
Нежелательно, чтобы с ним были связаны какие-либо негативные
ощущения или эмоции. И еще. В качестве рефла не используйте
длинное многословное выражение. В будущих тренировках это
может вызвать некоторые неудобства. Лучше выбрать двух-, трех-
или четырехсложное слово. Рефл должен быть удобен для повто-
рения синхронно каким-либо движениям вашего тела, например,
ходьбе или дыханию.

Сознание и его обитатели

Прежде всего скажем, что ответа на вопрос «что такое
сознание?» сегодня не знает никто. Среди ученых много лет продол-
жаются жаркие дискуссии на эту тему, однако точного и исчерпыва-
ющего определения сознания до сих пор не выработано. Как
выразился однажды известный российский писатель, склонный к
рассуждениям на философские темы, М. Мамардашвили, «сознание
есть нечто такое, о чём мы как люди знаем всё, а как учёные не знаем
ничего». В существующей палитре мнений присутствуют как вполне
здравые суждения, опирающиеся на достижения современной науки,
так и совершенно фантастические и абсолютно непродуктивные
представления, принадлежащие «любителям поговорить о тайнах
природы», не обремененным знаниями. К последним относятся уста-
ревшие фантазии XIX века о том, что «из человека что-то вылетает,
существует самостоятельно, приобретая на стороне информацию об
окружающем мире, вплоть до прошлых его состояний, а потом это
нечто (сознание, душа или что-то еще) снова возвращается в
человека». К этому же разряду принадлежат умозаключения о том,
что сознательные процессы протекают не в мозге человека, а где-то
на стороне, например, в «мировом разуме». Мозг в этом случае
является только неким подобием «радиопередатчика и «радиопри-
емника» для связи человека с «мировым органом мышления». Допу-
стить некоторую аналогию мозга с «приемопередатчиком»,
обеспечивающим связь с «иным миром», действительно можно. Но
нужно иметь в виду, что такая аналогия является весьма и весьма
условной, так как мозг для осуществления такой связи не нуждается
в посреднических услугах какого-либо постороннего агента, будь то
электромагнитное поле или какая-нибудь гипотетическая
субстанция. Кроме того, осуществление взаимодействия мозга с
«иным миром» возможно только при достижении, хотя бы на очень
короткий промежуток времени, особого состояния психики, в


Глава 1 В начале было Слово 194

котором привычные мыслительные процессы, обычно отожде-
ствляемые с сознанием, либо заторможены, либо попросту отсут-
ствуют.

Несмотря на трудности с определением понятия «сознание»,
существующие в современной культуре, мы, тем не менее, с целью
хотя бы грубого понимания механизмов психофизического тренинга
мозга, остановимся на некоторых особенностях функционирования
этого обыденного состояния мозга.

В самом общем виде, сознание – это мозговой аппарат или
механизм реконструирования внутреннего, субъективного образа
окружающего мира, информация о котором получена чувственным
способом, то есть с помощью органов восприятия. Особенностью
процесса реконструкции, то есть осознания, присущей только чело-
веческому мозгу, является то, что восстановленный «в уме» образ
внешнего мира может быть передан другим людям, главным
образом, с помощью речевой функции мозга.

Таким образом, сознание — это часть физико-химических и элек-
тромагнитных процессов, протекающих в мозге. Причем, часть, хотя
и небольшая по объему (возможно, не более 1% от всего объема
таких процессов), но для человека очень важная. Ведь именно она
отличает его от животных, делая человека человеком. Совокупность
процессов взаимодействия множества химических веществ и их
взаимных превращений, происходящих в клетках мозга, по конечным
результатам, которые «осознаются» человеком, можно разделить, по
меньшей мере, на два уровня.

Первый, или низший уровень — это процессы перекодирования
результатов физико-химических реакций на другой язык, доступный
пониманию человека. Грубо говоря, это и есть собственно процесс
«осознания». Мозг использует два типа такого языка: вербальный, то
есть словесный, и язык чувств и ощущений. Сущность перекодиро-
вания сводится к тому, что некоторым физико-химическим взаимо-


195 Часть вторая Тренинг мозга

действиям, протекающим в различных отделах мозга, ставятся в
соответствие результаты других физико-химические процессов,
записанные в памяти, которые для человека имеют вполне опреде-
ленные словесные или чувственные обозначения. Это похоже на
процесс расшифровки записи, сделанной на «тайном языке». Коды к
такому «тайному языку» химических взаимодействий, хранящиеся в
долговременной памяти, появились там либо в результате наслед-
ственной передачи (это в основном язык чувств и ощущений, или
инстинкты), либо при обучении человека с первых дней его жизни.
Появление словесного эквивалента некоего результата физико-хими-
ческого взаимодействия в клетках мозга воспринимается человеком
как «появление мысли». Другие же результаты иных физико-хими-
ческих взаимодействий, протекающих в других клетках и отделах
мозга, расшифровываются как чувства или ощущения, например,
радость или боль, визуальный образ или даже «ощущение истины».

Некоторые ученые считают, что перекодировка результатов
физико-химических реакций в чувства и ощущения (в простейших
формах они выражаются в двигательной реакции) не является
признаком сознания, так как ею наделены, хотя бы в элементарной
форме, все живые существа, вплоть до простейших животных и
растений. Да, это так. Однако только человек способен произвести
двойную перекодировку, то есть назвать появившееся чувство или
ощущение словом, или при помощи слова описать визуальный образ.
Другими словами, превратить чувство или ощущение в «мысль».
Кроме того, только человек наделен столь обширной «библиотекой»
или «базой данных» чувств и ощущений, в которые может быть
перекодировано гораздо больше результатов физико-химических
взаимодействий, по сравнению с любым животным. Поэтому у нас
есть все основания причислить этот элемент мозговой деятельности
к процессам сознания.


Глава 1 В начале было Слово 196

Второй или высший уровень сознания подразумевает существо-
вание физико-химических и электромагнитных процессов, обеспечи-
вающих «выработку или формулирование суждений». Этот уровень
можно назвать «интеллектуальной деятельностью сознания», «интел-
лектом» или «мышлением». Такой тип процессов включает в
качестве составной части низший уровень и основывается на нем и,
по сравнению с ним, охватывает больше отделов мозга и большее
количество нервных клеток. Если человек в процессе тренинга мозга
оказывает какое-либо влияние на низший уровень сознания, то, авто-
матически, это отражается и на высшем. 9

Таким образом, то, что мы называем сознанием, является возвы-
шающейся над водой небольшой вершиной айсберга процессов
физико-химической и электромагнитной природы. У этой вершины
нет постоянного, раз и навсегда закрепленного за ней местополо-
жения: процессы осознания происходят во многих частях и отделах
мозга. Огромная подводная часть айсберга — это то, с чем у нас
обычно, со времен психиатра З. Фрейда, ассоциируются понятия
«бессознательное содержание психики» или «подсознание», то есть
это физико-химические процессы не прошедшие этап перекодиро-
вания и поэтому не ставшие достоянием сознания.

9 Автор предостерег бы проводить упрощенные аналогии между функциониро-
ванием мозга и работой известных сегодня технических устройств, например,
химическим реактором или цифровым компьютером. Любые технические и
технологические аналогии отражают лишь одну из множества сторон и особен-
ностей реального мозга. Тем же читателям, кому все-таки очень хочется отож-
дествить работу мозга с каким либо изделием, известным человеку, можно
посоветовать представить мозг в виде одновременно и в одном и том же месте
работающих реактора, в котором «бурлят» химические реакции, и супер-
компьютера, дополненных какой-нибудь аналоговой вычислительной машиной,
рабочей средой в которой является, например, сжатый воздух или вода.


197 Часть вторая Тренинг мозга

Мыслительные явления, протекающие в мозге, характеризуются
еще одной важной особенностью. Они являются продуктом двух
типов реакции нервных клеток и их крупных групп — ансамблей,
происходящих под влиянием физико-химических процессов. Это
реакции возбуждения и торможения. Для нормальной работы мозга
чрезвычайно важно сохранение равновесия, баланса этих процессов.
Мозг устроен таким образом, что каждому процессу возбуждения
должен соответствовать процесс торможения, который, в конце
концов полностью гасит возникший очаг возбуждения. Если тормо-
жения в силу каких-либо нарушений не происходит вообще или оно
протекает не в полной мере, в мозге остаются очаги возбуждения,
проявляющиеся в сознании как психические расстройства, например,
различного вида фобии.

Чем спонтанно и хаотично заполняется человеческое сознание?
Это могут быть мысли, выраженные в вербальной, то есть в
словесной форме. А также визуальные, тактильные, обонятельные и
прочие образы, чувства и ощущения, возникающие как при работе
органов восприятия, так и в нашем воображении. Генераторами
процессов случайного мыслеобразования является память и бессо-
знательные процессы, постоянно протекающие в мозге, но не всегда
осознаваемые человеком, то есть не всегда «всплывающие» в
сознании. Те же источники могут генерировать не только мысли, но
и чувства, и их более интенсивные и сильные формы — эмоции.
Беспричинные, не вызванные сиюминутными обстоятельствами
беспокойство или раздражение, умиление или гнев, зависть или
радость и многие другие, так хорошо знакомые каждому человеку
чувства и эмоции — это еще один наполнитель пустот в расслаб-
ленном, отдыхающем от более важных дел, сознании.


Глава 1 В начале было Слово 198

Такому сознанию природой уготовано принять еще один балласт,
не позволяющий насладится пустотой и безмолвием. Это —
желания, генерируемые не физиологическими потребностями
человека, а воображением.

Подстегнутые мечтами, чего только мы не желаем! Идя по улице,
через витрину кафе увидели пьющего кофе человека, — и нам тоже
захотелось чашечку кофе. Заметили на рекламном плакате белый
теплоход в морских просторах, — и мгновенно вспыхивает желание:
хочу в отпуск, на море! Ну а в магазины и заходить нельзя, — сразу
же начинаем ощущать потребность то в одном, то в другом предмете.

А еще мы все постоянно мечтаем быть очень богатыми, очень
здоровыми, очень всеми любимыми и очень, очень счастливыми. Но
от таких желаний, которые сродни пустым мечтаниям, человеку
никакого проку нет! Они только, как червь яблоко, подтачивают
нашу психику. Они, являясь мечтательной разновидностью мыслей,
нужны сознанию не более чем мешки с песком, которые берут с
собой путешественники на воздушных шарах для того, чтобы
сбросить этот балласт на определенном этапе полета.

И все эти вторичные наполнители сознания — мысли, желания и
эмоции, вынужденно рождены мозгом, чтобы защитить себя от
несанкционированного сознанием взаимодействия с «иным миром».
Выполняя функции защитников, они очень часто порабощают своего
господина. При слишком большой свободе любого из этих искус-
ственных созданий, при недостаточной эффективности процессов их
торможения, они могут трансформироваться в фобии, навязчивые
идеи, психологические комплексы и другие малоприятные для
любого человека психические явления. Они могут навязать своему
хозяину невротический тип поведения или даже стать источником
серьезного психического заболевания.


199 Часть вторая Тренинг мозга

Рецитация рефла совместно с другим психофизическим
действием, о котором будет сказано в следующей главе, вытесняет из
сознания и заменяет собой весь этот легион случайно и хаотично
рождающихся мыслей, желаний и эмоций. Причем, вытесняет не
куда-нибудь в глубины подсознания, где те будут продолжать свою
разрушительную работу над психикой, а попросту уничтожает,
вымывает из разума. И происходит это под воздействием активизиро-
ванных процессов торможения, восстановивших равновесие с
процессами возбуждения.

Многократное или постоянное повторение рефла очищает
сознание от назойливых и небезопасных защитников, принимая на
себя функцию контролера за взаимодействием с «иным миром».
Впрочем, этот контролер находится под управлением сознания и
может по желанию человека быть выключен. Совсем не случайно
несколько тысяч лет назад одним из предназначений слова арийские
мудрецы стали считать «освобождение ума» от мыслительного и
чувственного мусора, которым заполнена психика любого человека,
и который не только препятствует проникновению в «иной мир», но
и отрицательно влияет на здоровье человека.

Рецитация в исламе

В исламском вероучении для подсчета количества произношений
зикра, как и в большинстве других религий, используют четки. Но в
мусульманской культуре они обычно состоят из 99 бусин, что соот-
ветствует количеству «прекрасных имен» Бога. Иногда используют
четки, аналогичные христианским, с 33 бусинами. Коран предпи-
сывает верующим: «Поминайте Аллаха многократно». Это — не что
иное, как наказ к постоянной рецитации слова. Рецитацию имени
Аллаха разрешается совершать в любом месте и в любое время, не
сообразуясь ни с точными часами ритуальной, обычной молитвы, ни
с ритуальной чистотой используемого места.

В старинной притче о знаменитом суфии Сахле и его ученике
повествуется о постоянном употреблении зикра и результатах таких
упражнений.

«Сахл сказал одному из своих учеников: «Постарайся на протя-
жении одного дня непрерывно повторять: “О Аллах! О Аллах! О
Аллах!”, — и делай то же самое на следующий день и еще дни после
этого, пока ты не привыкнешь произносить эти слова». Потом он
велел ученику повторять эти слова и ночью, пока тот не усвоит их
так, что будет произносить даже во сне… Ученик послушно
следовал наставлениям, пока полностью не погрузился в мысль о
Боге. Однажды, когда он находился в своем доме, его ранило
упавшим сверху бревном. Капли крови, скатившиеся на землю,
составили надпись: “Аллах! Аллах! Аллах!”»


Глава 1 В начале было Слово 204

Часто рецитация зикра становится весьма экзотичной. Например,
зикр «Аллах» при повторении постепенно усекался до последней
буквы. Ее произносили как «ха», повернув голову к левому плечу,
потом как «ху», повернувшись к правому плечу, затем как «хи» —
наклонив голову вперед.

Мы уже говорили о том, что «прекрасные имена» Аллаха часто
использовали в практическом целях. Выбор имени определялся
конкретными желаниями и нуждами молящегося. Число повторений,
необходимых для того, чтобы эти имена осуществили желания
человека, зависело от числового значения имени. Например, имя «ал
Рахман», «Милостивый», имеет числовое значение 299. Именно
столько раз его нужно повторять без перерыва ежедневно, чтобы Бог
стал к тебе милостивым.

В исламе существует целая система предписаний для верующих,
желающих как можно быстрее получить от Бога желаемое. Даются
четкие рекомендации, какие зикры и сколько раз повторять. Так, для
достижения небесного блаженства нужно повторять один из зикров
семь тысяч раз. До сих пор считается, что при выполнении этого
задания верующий может спасти себя от ужасов и мучений адского
пламени.

Тренинг: работа с рефлом

Вернемся, однако, к выбранному вами рефлу. С того момента, как
вы дочитаете эту главу, чтобы вернуться к книге завтра, начинайте,
не откладывая, рецитацию рефла. Лучше всего произносить
ключевое слово «про себя», в уме. Это более эффективно и надежно.
Кроме того, вы не будете привлекать к себе излишнее внимания
окружающих людей.


205 Часть вторая Тренинг мозга

Повторяйте рефл везде: дома, перед телевизором, или во время
приготовления обеда; в общественном транспорте или на прогулке и
во время отдыха; каждую свободную минуту на работе и службе.

Несомненно, вы не сможете повторять рефл, когда ваше сознание
занято решением конкретных и важных задач, когда вы разговари-
ваете и людьми. Но как только сознание перестало быть занятым,
при малейшей передышке — возвращайтесь к повторению.

Некоторые из вас могут столкнуться со смешной проблемой: в
первое время сознанию свойственно забывать о необходимости реци-
таций. Не осуждайте и не корите себя за это. Как только вспомнили,
— сразу принимайтесь за дело.

В первые дни, а то и недели, при повторении «про себя» слова у
вас непроизвольно будут двигаться язык, губы и лицевые мышцы.
Фактически вы будете произносить рефл словами, хотя и беззвучно.
Постепенно, по мере привыкания к рецитации, вы достигнете
нужного состояния: рефл непрерывно будет «крутиться» в вашем
сознании при полностью расслабленном языке и мышцах лица.

Уже через несколько месяцев тренировочных занятий многие
освоят «высший пилотаж» в рецитации: повторение рефла будет
сниться по ночам. Это означает, что вы устойчиво и надежно
заменили рефлом многочисленные и бесполезные, хаотически
рождающиеся мысли, желания и эмоции. Это первая ступень в
управлении собственным сознанием.

Рецитация рефла должна стать вашей первой и основной
привычкой. Приучить себя к слову не так трудно, как может пока-
заться. Попробуйте!


Глава 2 Подвиг внимания 206

Глава 2

Подвиг внимания

Концентрируем внимание

Если вы привыкли к постоянной рецитации рефла, не забываете
делать это каждую минуту, свободную от более важных дел, при
которых необходимо полностью загружать сознание, то вы готовы к
следующей стадии тренинга мозга — концентрации внимания.

Эта операция — наиболее важная часть тренировочной системы
по освоению сверхвозможностей мозга, можно сказать, альфа и
омега всей системы. Очень часто она ускользает из поля зрения
многочисленных современных толкователей древних духовных
систем. Именно физиологический процесс концентрации внимания
оказался для европейских интеллектуалов очередным камнем прет-
кновения в понимании фундаментальных отношений между чело-
веком и окружающим миром. Не сумев распознать сущности понятия
«религиозность» и главной роли человека в процессе «соединения с
«иным миром», европейские так называемые мыслители и философы
в последние столетия лишь трансформировали древнейшие знания
человечества в спекуляции на тему «тайных знаний». Так возникли
порождения нездоровых фантазий, известные сейчас под названиями
«европейская философия», «оккультизм», «теософия», «тайнови-
дение» и множество других измышлений на тему «устройства миро-
здания, место и роль в нём человека». Придуманные десятками
разных людей и представляющие собой несопоставимые друг с
другом умозрительные конструкции, эти гипотезы, тем не менее,
имеют общие черты: непонимание или игнорирование самого факта
существования «иного мира», либо чрезвычайно наивная,
упрощённая трактовка его природы и взаимодействия с ним человека
И, как следствие этого, отсутствие сколько-нибудь значимых практи-


207 Часть вторая Тренинг мозга

ческих результатов и прогрессивного развития. История европейской
«духовной культуры» последнего тысячелетия, вплоть до сего-
дняшних многословных рассуждений на эту тему «философов и
ученых — светочей современной культуры» — это очередное
подтверждение древнего тезиса: «Нет предела человеческой
глупости!»
. Опираясь на исторические аналогии, невозможно отде-
латься от ощущения, что многовековые невежественные басни
западных интеллектуалов по поводу «духовной культуры», явятся
главной причиной будущей неизбежной гибели европейской цивили-
зации, которую они же ей и пророчествуют.

Физиологический акт концентрации внимания, его место в
трансформации сознания до сих пор остается непонятым психо-
логами и психиатрами, разрабатывающими разнообразные методы
психологической помощи человеку, защиты его психики от стрессов,
снятия невротических симптомов.

Функция внимания, как основной инструмент управления
работой сознания и мозга в целом, еще не обрела заслуженно
высокого места в приоритетах научных интересов нейрофизиологов
и врачей, изучающих функционирование нервной системы человека.

Только процесс тренировки внимания позволяет пройти предсо-
зерцательный этап изменения сознания. Очень развитое в трениро-
вочном процессе внимание дает психике возможность достигнуть
особого состояния — созерцания. Концентрация внимания, как
тренировочный элемент, является тем инструментом, с помощью
которого человек приобретает способность целенаправленного
управления собственным мозгом и посредством него — возможность
сверхъестественного взаимодействия с окружающим миром.

Сущность тренировки внимания заключается в периодическом
создании внутренних волевых усилий к фокусировке «луча
внимания», концентрации его на каком-либо объекте длительное
время.


Глава 2 Подвиг внимания 208

В зависимости от типа выбранного объекта концентрации в
процессе тренировки может быть задействован один из органов
восприятия или вербальный, словообразующий, аппарат мозга.
Тренировка внимания схожа с тренировкой, «накачиванием» мышц
тела: повторяющие усилия по преодолению сопротивления внимания
или мышц приводят в конце концов к их прогрессирующему
развитию.

Концентрация внимания как мозговой процесс характеризуется
двумя основными параметрами: глубиной внимания и однонаправ-
ленностью.

Глубина внимания — это степень концентрации на объекте.
Если воспользоваться сравнением внимания с лучом света от
фонарика, то глубина внимания — это степень сфокусированности
луча. Одно дело, если пятно света освещает большой объем, в
котором находится, например, десять каких-либо предметов. Совсем
иное дело, когда мы с помощью перемещения отражательной линзы
сфокусировали луч на одном предмете. Так и с глубиной внимания:
она тем выше, чем меньше в «луче внимания» находится отвле-
кающих объектов. Тренировка внимания приводит к увеличению
глубины или степени концентрации.

Второй параметр, однонаправленность внимания, имеет очень
древнюю, двухтысячелетнюю, историю и характеризует способность
внимания удерживать в «своем луче» объект концентрации опреде-
ленное время. Чем больше времени при определенной степени
концентрации вы удерживаете в «луче внимания» объект, тем выше у
вас однонаправленность внимания.

Главная промежуточная цель нашей тренировки внимания —
достижение состояния созерцания. Это состояние характеризуется
такой глубиной внимания, при которой оно способно концентриро-
ваться только на одном «материальном» объекте, не замечая «больше
ничего вокруг». В «луч внимания» в этом случае попадают и поло-


209 Часть вторая Тренинг мозга

жительные эмоции удовольствия, возникающие в сознании: восторг
и блаженство. Но они не оказывают отрицательного воздействия на
состояние созерцания, не разрушают его, не «отбрасывают» сознание
обратно в предсозерцательное состояние.

Что касается величины однонаправленности, то этот параметр
для достижения состояния созерцания, при максимальной глубине
внимания, древними мудрецами оценивался в несколько минут.
Сказанное означает, что ваше сознание резко «переключится» в
особое состояние — созерцание, если вы научитесь без сбоев и
отвлечений удерживать высокую степень концентрации внимания не
менее 3–5 минут.

Достигнуть этого не просто. Необходимо изо дня в день
терпеливо тренировать внимание посредством его концентрации на
каком-либо объекте. Но эта работа — сугубо внутренняя, она ни от
кого, кроме вас, не зависит. И она — благодарная. Ее результаты
гораздо выше и значимее для каждого человека, чем любой внешний
труд, никогда не дающий удовлетворения человеческих потребно-
стей.

Шаман и функция внимания

В результате тысячелетнего использования в древнейших обще-
ствах хорошо нам известного по собственному опыту метода
познания мира — проб и ошибок — были найдены приемы переклю-
чения сознания в предсозерцательное состояние. Отдельным, исклю-
чительным личностям удавалось перевести собственное сознание и в
созерцательное состояние, в котором появлялась возможность взаи-
модействия с «иным миром». Об этом свидетельствуют результаты
многочисленных этнографических исследований современных нам
племен и народностей, по своему развитию находящихся на уровне
каменного века. Используемые при этом психофизические приемы и


Глава 2 Подвиг внимания 210

методы мы сейчас называем шаманскими. А людей, владеющих
ремеслом переключения сознания в иной режим работы, именуем
шаманами, знахарями, колдунами и т. д.

Концентрация внимания в освоении этих методов, как правило,
еще не имеет осмысленного значения. Поэтому шаманское ремесло
зачастую основано на спекуляциях искусственно вызванными галлю-
цинациями. Однако высокопрофессиональные шаманы, которые
глубоко освоили методы управления сознанием, обязательно
используют психофизические приемы, основанные на концентрации
внимания. Они прекрасно понимают, что без развития внимания их
ремесло сведется лишь к обману легковерных соплеменников.

Например, как описывает известный ученый М. Элиаде, в одном
из родов современных эскимосов, анмасальских, шаман заставляет
своего 8–12-летнего ученика, уединившись, потирать один камень о
другой. Этот странный на первый взгляд процесс должен привести к
встрече ученика со своим будущим духом-помощником. «Из глубины
озера выйдет медведь, пожрет твое тело, оставив только скелет…
,
— наставляет шаман. — Но ты вновь обретешь свое тело, ты
пробудишься…»
. Процесс потирания камней представляет собой
необходимый элемент, как мы сейчас выражаемся, «концентрации
внимания на повторяющемся однотипном физическом действии».
Через определенный промежуток времени этот процесс переводит
сознание в предсозерцательное состояние, когда мозгом могут гене-
рироваться визуальные галлюцинации.

Ученик для достижения необходимых изменений в мозге зани-
мается упражнениями по концентрации внимания на «потирании
камней» многие месяцы или даже годы. И, наконец, долгожданное
приобретение духа-помощника осуществляется, когда у ученика
появляются галлюцинации на заданную тему. Отныне он их будет
часто вызывать: ведь общение со своим духом-помощником является
неотъемлемым элементом шаманской деятельности. И в будущем


211 Часть вторая Тренинг мозга

ему на это потребуется совсем немного времени: десятки минут или
несколько часов подготовки сознания к переводу его в предсозерца-
тельный режим работы.

Но этим шаманское ремесло не исчерпывается. Чтобы стать
квалифицированным мастером своего дела, шаман должен освоить
методы взаимодействия с «иным миром». Он на практике должен
доказать соплеменникам свое умение творить сверхъестественные
явления. И шаман еще долгие годы посредством тренировки
внимания осваивает методы вхождения в созерцательное состояние,
в котором только и возможно инициировать сверхъявления.

Внимание охраняет сердце

Конечно же, шаманы в архаических сообществах даже в наши
дни не используют нейрофизиологическую терминологию типа
«концентрация внимания». Тысячи лет назад, также как и сейчас,
использовались иные, более расплывчатые понятия. Но смысл и
содержание тренинга мозга в последние тысячелетия не претерпел
изменений.

В древнейшем памятнике культурного наследия человечества,
Ведах, широко используются представления о «концентрации или
сосредоточении разума».

«…Тот, кто лишен сосредоточенности… не сможет постичь
другой мир своим разумом, не сможет достигнуть его…»
— утвер-
ждается в Катхе-упанишаде, созданной в конце I тысячелетия до
нашей эры

В ведической литературе представления о концентрации и сосре-
доточении еще четко не отделены друг от друга. Только несколько
столетий спустя великий мудрец Патанджали напишет свои знаме-
нитые «Йога-сутры». В них он опишет «концентрацию ума» в
качестве первого неотъемлемого элемента психофизического


Глава 2 Подвиг внимания 212

тренинга мозга. Концентрация, на санскрите дхарана, в дословном
значении «крепко удерживать», означает сфокусированность
внимания на одном объекте. Для Патанджали, поборника ведиче-
ского мировоззрения, таким объектом было прежде всего слово.
Благодаря рецитации мантр, сознание, ум, становятся сконцентриро-
ванными в одной точке, считал индийский мудрец.

Наиболее глубокого понимания роли внимания и его тренировки
посредством концентрации в достижении особого состояния
психики через несколько столетий после Патанджали достигли
христианские исихасты.

«Внимание настолько должно быть связано с молитвой и нераз-
лучно с ней, как связана и неразлучна с телом душа»
— вот общий
рефрен духов<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.25 (0.023 с.)