Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия, предрасполагающие возникновению заболевания и условия, препятствующие возникновению заболеваний.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Внутренние болезни» По специальности 030301 - психология
Челябинск 2008г.
Курс III семестр V
Всего часов 90
Разработчик: Болбат А.А.
Методические разработки практических занятий для преподавателей рассмотрены на заседании кафедры специальной и клинической психологии «___»__________200__г.
Зав. кафедрой О.С. Колосова
Содержание разделов дисциплин Раздел 1. Общее учение о болезни. Определение понятий Здоровье и Болезнь. Концепция Здоровья. Признаки болезни. Патологический процесс и патологическое состояние.
Раздел 2. Общие принципы классификации болезней. Нозологический, синдромальный подходы. МКБ 10.
Раздел 3. Причины возникновения соматической патологии. Условия, предрасполагающие возникновению заболевания и условия, препятствующие возникновению заболеваний. Раздел 4. Формы и стадии развития болезней. Механизмы выздоровления. Роль биологических и социальных факторов.
Раздел 5. Личностные особенности больных. Отношение больного к болезни. Внутренняя картина болезни. Деонтология. Ятрогении.
Раздел 6. Роль нервной системы в патогенезе различных внутренних болезней. Раздел 7. Клиническая картина заболеваний органов и систем. Заболевания органов пищеварения; Заболевания мочевыделительной системы; Заболевания органов дыхания; Вирусные гепатиты, ВИЧ, СПИД; Заболевания сердечно-сосудистой системы;
Раздел 8. Соматические заболевания, как фактор риска психической патологии. Изменение качества жизни под влиянием патологического процесса и патологического состояния.
Разделы курса для самостоятельного изучения. Дневное отделение.
Разделы курса для самостоятельного изучения. Отделение заочного обучения и второе высшее.
Рекомендуемая литература Основная литература
1. Основная литература
1*.Сахарчук, Т.(Татьяна, канд. мед. наук). 2*.Симоненко В. Б. Клинические разборы: Внутренние болезни: рецензия/ В. Б. Симоненко // Клиническая медицина.–2007. –Т. 85, N 8. - С. 72-73.
Дополнительная литература 1*Алмазов Владимир Андреевич [ Детальная информация ] 2*Бурмистрова, А. Л.(Александра Леонидовна, авт.). 3*Вуд, М. Э.(Мари Э.). 4.* Большая медицинская энциклопедия: Гл. ред. Б. В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия. – 1986, 28 Т. 5.Вельтищев Ю. Е., Игнатова М. С. Детская нефрология: Руководство для врачей. – 2-е изд. – Л.: Медицина, 1989 - 456с. 6. Витебский Я. Д. Хронические нарушения дуоденальной проходимости и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - Челябинск, Юж.-Уральское книжное изд., 1976, 190 с. 7*Доерти Б. Шесть жизненно важных симптомов // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 22-26 8*Заликина Л. Диафрагмальная грыжа // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 39 3.Дробижев М. Ю., Печерская М. Б. В кн.: Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. Под ред. А. Б. Смулевича, А. Л. Сыркина. – М, 1994. с. 113-121 9*Езерский Р. Ф. Пиелонефрит у детей. Л., «Медицина», 1977, 216 с. 10* Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь: Cправочник / Г. Я. Авруцкий, М. И. Балаболкин, З. С. Баркаган и др.; Под ред. Е. И. Чазова. – М.: Медицина, 1990. – 640 с. 11.Новикова Н. А., Сыркин А. Л. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. – М, 1994 – с. 122-125. 6.Сыркин А. Л. Инфаркт миокарда. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ООО ”МИА”, 1998. 12*Мартин Дж. Салливан. 24-дневная программа предупреждения инфаркта // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 9-14. 13.Маколкин В. И., Абакумов С. А. Нейроциркулярная дистония в терапевтической практике. – М, 1985; 192 с. 14.Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. (Клинические описания и указания к диагностике). ВОЗ. С-Пб: АДИС, 1994. 15*Маевская М. Гепатит: диагноз или приговор? // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 15-18. 16.* Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь: Cправочник / Г. Я. Авруцкий, М. И. Балаболкин, З. С. Баркаган и др.; Под ред. Е. И. Чазова. – М.: Медицина, 1990. – 640 с. 17.Новикова Н. А., Сыркин А. Л. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. – М, 1994 – с. 122-125. 18.* Райский В. А. Психотропные средства в клинике внутренних болезней. – М, 1988. –. Секреты здоровья: Способы лечения заболеваний органов пищеварения.— Свердловск: Б.и., 1990.— 304с. 19.Смулевичевич А. Б., Дробижев М. Ю. Психические нарушения при инфаркте миокарда. / в книге ”Инфаркт миокарда”, М., 1998, стр. 129-138. 14.*Смулевич А. Б., Козырев В. Н., Сыркин А. Л. Депрессии у соматически больных. – М., 1998г – 99 c. 20. * Смулевич А. Б., Фильц А. О., Гусейнов И. Г., Дроздов Д. В. В кн.: Ипохондрия и соматоформные расстройства. Под ред. А. Б. Смулевича. – М., 1992. – c. 111-123. 21. Сыркин А. Л. Инфаркт миокарда. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ООО ”МИА”, 1998. 22*Шапиро А. Диабет и зрение // Будь здоров!.–2001. –N 1. - С. 33-36.
*– Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ. Вопросы к экзамену. Общая часть.
Заболевания почек. 17. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы. Перечислить основные заболевания почек. Их клинические определения.
Заболевания сердца.
Ø Роль сосудистой стенки в патогенезе атеросклероза, форменных элементов крови и уровня холестерина, перекисное окисление липидов, иммунитет.
Ø Атеросклероз брюшного отдела аорты Ø Атеросклероз коронарных сосудов Ø Атеросклероз отдела аорты и мезентериальных сосудов Ø Атеросклероз почечной артерии Ø Атеросклероз сосудов нижних конечностей
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КЛИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Врач и философ Карл Ясперс указывал, что врачебная деятельность опирается на два основания. Одним из них являются естественнонаучные познания и их применение, другим — этика человечности. Врачу никогда не следует забывать о достоинствах больного, который сам решает свою судьбу, и о невозвратимой ценности каждого человека. Такой взгляд может относиться только к врачу, преисполненному гуманных идеалов. Человечности нельзя ни научить, ни научиться — она является традицией, которая передается с первого же дня преподавания медицины, на примерах и образах постепенного внедряется в будущего врача, пока он не проникнется ею и не станет врачом в духе Гиппократа. В медицине не существует практического мышления, которое не формировалось бы на этической основе. Ведь само собой разумеется, что профессия врача, настолько отличная от всех других, должен иметь свои собственные внешние и внутренние законы, свои заветы и запреты, определяющие его мышление и поведение и в своей сумме составляющие того, что принято называть врачебной этикой. Уже в древности существовал свод для врачей, составленный в виде обязательства, которое на себя брал каждый, кто становился врачом. Наиболее известна клятва Гиппократа; она легла в основу всех позднейших врачебных обязательств, которые еще и понынe должен давать всякий, кто получает звание врача. :При решении медицинских, этических вопросов врач в своей повседневной деятельности решает следующие высокогуманные проблемы: Использование людей в целях опыта. Несколько лет назад Всемирный союз врачей вместо гиппократовой клятвы сформулировал торжественное обещание. В нем категорически запрещается всякое действие, приводящее к ослаблению физической и душевной сопротивляемости человека. Нередко в связи с этим возникает вопрос: допустимо ли апробирование новых лекарственных средств на человеке с позиций этики и деонтологии ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Отсутствие полной гарантии в благоприятном исходе применения новых препаратов уже несет в себе элементы нарушения медицинской этики и деонтологии. Однако без проведения медицинских экспериментов не было бы прогресса в науке и медицина не достигла бы таких успехов. Несомненно, что при решении этой проблемы должен соблюдаться ряд таких условий, которые гарантировали бы гармоничное сочетание интересов личности и обществаследующее условие— недопустимость приведения эксперимента без предварительной проверки результатов на животных. Второе условие согласие больного на. Проведение эксперимента. Если введение препарата или проведение какой-то врачебной манипуляции сопряжено с известным для больного риском, необходимо заручиться согласием ближайших родственников пациента. В отличие от лечебных чисто научные эксперименты должны проводиться только на основе добровольности. При этом испытуемый обязан быть осведомлен о сущности, практической и научной ценности, а также последствиях эксперимента. В течение некоторого времени в ряде зарубежных стран было принято производить первые опыты на заключенных в тюрьмах или на душевнобольных. Естественно, против таких экспериментов встала общественность, и опыты на таком контингенте были прекращены. К числу спорных проблем медицинской этики и деонтологии относится вопрос о принудительном лечении. Здесь рассматривается несколько проблем: а) принудительное лечение психически больных с асоциальными тенденциями (бред, галлюцинации, нарушение критики); б) принудительная госпитализация лиц с заболеваниями, опасными для окружающих (холера, чума, сибирская язва, венерические заболевания, СПИД); в) решение вопроса при проведении массовых вакцинаций против инфекционных заболеваний. Они проводятся по эпидемическим показаниям и регламентированы соответствующими положениями. Более сложно решается вопрос, когда болезнь не представляет опасности для общества, а больной и родственники отказываются от операции или врачебной процедуры. В этих случаях нельзя производить насильственную госпитализацию. Однако врачи должны приложить максимум усилий, чтобы убедить больного в необходимости срочного оперативного лечения. Немало сложных этико-деонтологических проблем возникает при трансплантации органов и тканей. В частности, оправдана ли в моральном плане пересадка органов от живого донора. Взятие органа, например почки, от близкого родственника (мать, брат, сестра) наносит здоровью донора непоправимый ущерб, и не всегда врач может гарантировать, что эксперимент пройдет удачно и пересаженный орган приживется. В настоящее время широко используется пересадка некоторых органов (сердце, почки и др.) от трупа. Это также влечет за собой ряд проблем медицинского и этико-правового характера. Органы необходимо изъять в течение ближайшего времени после установления факта смерти, что иногда вызывает сложности во взаимоотношениях с родными и близкими умершего. Нередко возражения против трансплантации органов возникают по религиозным и другим соображениям. В ряде стран, например в США, трансплантация от умершего возможна только в тех случаях, когда в завещании оставлено согласие на трансплантацию или родственники не имеют против этого возражения. В настоящее время в связи с высокой результативностью эксперимента по пересадке почек от умерших он стал врачебной необходимостью. Набирает силу и практический опыт трансплантации сердца и других органов. Воспросом совести врача, получившим значение только в последние годы, хотя сам по себе он и не нов, является проблема стерилизации по собственному желанию. В настоящее время этот вопрос стал актуальным потому, что производится при других предпосылках и показаниях. Несмотря на это, вопрос о моральной допустимости такого вмешательства и о несовместимости его с врачебной этикой остается темой для дискуссии, в которой могут участвовать также и юристы. В последнее время бывает немало таких случаев, и большинство врачей придерживаются мнения, что искусственную стерилизацию позволено проводить только по медицинским показаниям. Проблема искусственного оплодотворения. Это типичный пример того, насколько люди склонны превращать хорошее дело в дурное. Метод этот, как известно, придуман уже давно с целью улучшения породы скота. Затем появилась мысль у досужих личностей перенести этот метод также и на человека Тема эта стала актуальной потому, что с некоторого времени в ряде стран (особенно США) искусственное оплодотворение женщин приобрело весьма широкое распространение. Когда метод искусственного оплодотворения стал достоянием гласности, то большинство врачей выступили принципиальными противниками этого метода, т. к. он противоречит врачебной морали и. этике. )Сложным в этико-деонтологическом плане является и вопрос о допустимости экспериментов медиков на самих себе. История медицины знает немало подобных примеров. Такие эксперименты не только оправданны общественным мнением, но отнесены к плану героических поступков. Эксперименты на себе нередко приводили к трагическим последствиям, поэтому этически не обоснованы. Важной темой врачебной этики является вопрос об искусственном аборте. Этим вопросом уже давно заняты медики, юристы, социологи. В целом ряде стран производство искусственных абортов то запрещается, то снова разрешается. В вопросе об искусственном аборте в прежнее время в этике врача играли большую роль социальные показания. В наши дни в этой проблеме появилась и другая сторона угроза перенаселения Земли, ставящая также и перед врачами новые задачи. Это обстоятельство в цивилизованных странах не порождает показания к прерыванию беременности, но вопрос контроля над рождаемостью актуален и требует особого внимания. Сейчас для избавления женщин от нежелательной беременности следует активней рекомендовать знание физиологических циклов, пользование контрацептивными средствами и т. д. Важную главу врачебной этики составляет соблюдение врачебной тайны. Обязанность врача хранить тайну уже давно была подтверждена законами, и о действительном соблюдений ее теперь думают гораздо больше, чем думали раньше. Больной должен быть уверен в том, что врач, которому он поведает свою сокровенную тайну (а он должен поступать именно так, чтобы дать врачу полное представление о своем заболевании), ничего не расскажет другим лицам, никому не намекнет о тайне. Не случайным является то, что доверие к врачу пропадает. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача —никогда». Первые указания на запрещение врачам разглашать профессиональную тайну содержали такие законодательные акты, как Эдикт Курфюрста Бранденбургского Иокима I (1512), Прусский врачебный Эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794) и др. В настоящее время медико-психологическая основа учения о врачебной тайне формулируется таким образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие-либо сведения, касающиеся больного, без его на то согласия, если такие сведения почерпнуты им в ходе профессионального общения с больным. Требование строгого соблюдения врачебной тайны в отношении больных диктуется принципами медицинской деонтологии, этики и морали, соображениями высокой нравственности. Никакие агументы, будь то материальная сторона дела, особенности характера больного, профиль лечебного учреждения, результаты опроса отдельных групп населения и т. п., не являются основанием для несоблюдения врачебной тайны. Она должна быть сохранена независимо от любых обстоятельств. Мы, однако, знаем случаи, когда врачи и другие медработники рассазывали дома своим ближним, детям, добрым знакомым о происшествиях в больницах, об осложнениях или трагических исходах заболевания, порой упоминая об упущениях во врачебном ведении больных или уходе за ними. Все это недопустимо и противоречит врачебной этике. „Однако есть ряд моментов когда врач должен информировать своих коллег или представителей соответствующих служб о полученных, сведениях о больном.. Это наличие у пациента венерических болезней, СПИДа, грозных инфекционных болезней.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Внутренние болезни» По специальности 030301 - психология
Челябинск 2008г.
Курс III семестр V
Всего часов 90
Разработчик: Болбат А.А.
Методические разработки практических занятий для преподавателей рассмотрены на заседании кафедры специальной и клинической психологии «___»__________200__г.
Зав. кафедрой О.С. Колосова
Содержание разделов дисциплин Раздел 1. Общее учение о болезни. Определение понятий Здоровье и Болезнь. Концепция Здоровья. Признаки болезни. Патологический процесс и патологическое состояние.
Раздел 2. Общие принципы классификации болезней. Нозологический, синдромальный подходы. МКБ 10.
Раздел 3. Причины возникновения соматической патологии. Условия, предрасполагающие возникновению заболевания и условия, препятствующие возникновению заболеваний. Раздел 4. Формы и стадии развития болезней.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.95 (0.015 с.) |