Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, предрасполагающие возникновению заболевания и условия, препятствующие возникновению заболеваний.

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«Внутренние болезни»

По специальности 030301 - психология

 

 

Челябинск 2008г.

 

 

Курс III семестр V

 

Всего часов 90

 

Разработчик: Болбат А.А.

 

 

Методические разработки практических занятий для преподавателей рассмотрены на заседании кафедры специальной и клинической психологии «___»__________200__г.

 

 

Зав. кафедрой О.С. Колосова

 

Содержание разделов дисциплин

Раздел 1. Общее учение о болезни.

Определение понятий Здоровье и Болезнь. Концепция Здоровья. Признаки болезни. Патологический процесс и патологическое состояние.

 

Раздел 2. Общие принципы классификации болезней.

Нозологический, синдромальный подходы. МКБ 10.

 

Раздел 3. Причины возникновения соматической патологии.

Условия, предрасполагающие возникновению заболевания и условия, препятствующие возникновению заболеваний.

Раздел 4. Формы и стадии развития болезней.

Механизмы выздоровления. Роль биологических и социальных факторов.

 

Раздел 5. Личностные особенности больных.

Отношение больного к болезни. Внутренняя картина болезни. Деонтология. Ятрогении.

 

Раздел 6. Роль нервной системы в патогенезе различных внутренних болезней.

Раздел 7. Клиническая картина заболеваний органов и систем.

Заболевания органов пищеварения;

Заболевания мочевыделительной системы;

Заболевания органов дыхания;

Вирусные гепатиты, ВИЧ, СПИД;

Заболевания сердечно-сосудистой системы;

 

Раздел 8. Соматические заболевания, как фактор риска психической патологии.

Изменение качества жизни под влиянием патологического процесса и патологического состояния.

 

 

Разделы курса для самостоятельного изучения. Дневное отделение.

Темы Кол-во часов
  Соматические заболевания, как фактор риска психической патологии.  
  Роль нервной системы в патогенезе различных внутренних болезней.  
  Способы регуляции функций эндокринных желез.  
  Методы исследования деятельности желез внутренней секреции.  
  Клинические проявления нарушений эндокринных функций.  
  Сахарный диабет.  
  Гипер-и гипотиреоз.  
  Итого:  

 

Разделы курса для самостоятельного изучения. Отделение заочного обучения и второе высшее.

Темы Кол-во часов
  Соматические заболевания, как фактор риска психической патологии.  
  Роль нервной системы в патогенезе различных внутренних болезней.  
  Способы регуляции функций эндокринных желез.  
  Методы исследования деятельности желез внутренней секреции.  
  Клинические проявления нарушений эндокринных функций.  
  Сахарный диабет.  
  Гипер- и гипотиреоз.  
  Атеросклероз. Гипертоническая болезнь.  
  Стенокардия.Острый инфаркт миокарда.  
  Воспалительные заболевания сердца (Общая клиническая характеристика Ревматической лихорадки, лечение и профилактика. Формирование пороков сердца).  
  Основные заболевания почек. Понятие о Мочевом синдроме Воспалительные заболевания почек: Пиелонефриты и Гломерулонефриты. Нефротический синдром. Способы диагностики и принципы лечения.  
  Клинические проявления Гастрита, Язвенной болезни, Энтероколита, НЕЯК и Холецистита. Дифференциальная диагностика. Принципы лечения.  
  Условия, способствующие возникновению Бронхо-легочной патологии (Бронхиальная астма, Пневмония и Бронхит). Способы профилактики, лечения.  
  Итого:  

 

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Основная литература

 

1*.Сахарчук, Т.(Татьяна, канд. мед. наук).
[Внутренние болезни] / Татьяна Сахарчук // Будь здоров!. — 2008.— N 5.— С. 42-44.—: 1 фот. — (Консультация специалиста).— ISSN 1682-4237.

2*.Симоненко В. Б. Клинические разборы: Внутренние болезни: рецензия/ В. Б. Симоненко // Клиническая медицина.–2007. –Т. 85, N 8. - С. 72-73.

 

 

Дополнительная литература

1*Алмазов Владимир Андреевич
Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.— Л.: Знание, 1981.— 36 с.

[ Детальная информация ]

2*Бурмистрова, А. Л.(Александра Леонидовна, авт.).
Иммунный гомеостаз и микросимбиоценоз. Метаморфозы и пути развития воспалительных заболеваний кишечника [Текст]: монография / А. Л. Бурмистрова.— Челябинск: Челяб. Дом печати, 1997.— 215 с. — Прил.: с. 185-202.— Библиогр.: с. 203-213.— ISBN 5-87184-104-Х.

3*Вуд, М. Э.(Мари Э.).
Секреты гематологии и онкологии [Текст] / М. Э. Вуд, П. А. Банн; под ред. Ю. Н. Токарева, А. Е. Бухны; пер. с англ.: Ж. И. Архипова [и др.].— М.: Бином, 1997.— 560 с.: ил. — Библиогр. в конце ст. — Предм. указ.: с. 511-557.— ISBN 5-7989-0028-2 (Бином).— ISBN 5-7940-0008-2 (Невский Диалект).— ISBN 1-56053-072-3 (англ.).

4.* Большая медицинская энциклопедия: Гл. ред. Б. В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия. – 1986, 28 Т.

5.Вельтищев Ю. Е., Игнатова М. С. Детская нефрология: Руководство для врачей. – 2-е изд. – Л.: Медицина, 1989 - 456с.

6. Витебский Я. Д. Хронические нарушения дуоденальной проходимости и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - Челябинск, Юж.-Уральское книжное изд., 1976, 190 с.

7*Доерти Б. Шесть жизненно важных симптомов // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 22-26

8*Заликина Л. Диафрагмальная грыжа // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 39

3.Дробижев М. Ю., Печерская М. Б. В кн.: Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. Под ред. А. Б. Смулевича, А. Л. Сыркина. – М, 1994. с. 113-121 9*Езерский Р. Ф. Пиелонефрит у детей. Л., «Медицина», 1977, 216 с.

10* Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь: Cправочник / Г. Я. Авруцкий, М. И. Балаболкин, З. С. Баркаган и др.; Под ред. Е. И. Чазова. – М.: Медицина, 1990. – 640 с.

11.Новикова Н. А., Сыркин А. Л. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. – М, 1994 – с. 122-125.

6.Сыркин А. Л. Инфаркт миокарда. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ООО ”МИА”, 1998.

12*Мартин Дж. Салливан. 24-дневная программа предупреждения инфаркта // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 9-14.

13.Маколкин В. И., Абакумов С. А. Нейроциркулярная дистония в терапевтической практике. – М, 1985; 192 с.

14.Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. (Клинические описания и указания к диагностике). ВОЗ. С-Пб: АДИС, 1994.

15*Маевская М. Гепатит: диагноз или приговор? // Будь здоров!.–2001. –N 2. - С. 15-18.

16.* Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь: Cправочник / Г. Я. Авруцкий, М. И. Балаболкин, З. С. Баркаган и др.; Под ред. Е. И. Чазова. – М.: Медицина, 1990. – 640 с.

17.Новикова Н. А., Сыркин А. Л. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. – М, 1994 – с. 122-125.

18.* Райский В. А. Психотропные средства в клинике внутренних болезней. – М, 1988. –. Секреты здоровья: Способы лечения заболеваний органов пищеварения.— Свердловск: Б.и., 1990.— 304с.

19.Смулевичевич А. Б., Дробижев М. Ю. Психические нарушения при инфаркте миокарда. / в книге ”Инфаркт миокарда”, М., 1998, стр. 129-138.

14.*Смулевич А. Б., Козырев В. Н., Сыркин А. Л. Депрессии у соматически больных. – М., 1998г – 99 c.

20. * Смулевич А. Б., Фильц А. О., Гусейнов И. Г., Дроздов Д. В. В кн.: Ипохондрия и соматоформные расстройства. Под ред. А. Б. Смулевича. – М., 1992. – c. 111-123.

21. Сыркин А. Л. Инфаркт миокарда. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ООО ”МИА”, 1998.

22*Шапиро А. Диабет и зрение // Будь здоров!.–2001. –N 1. - С. 33-36.

 

 

*– Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

Вопросы к экзамену.

Общая часть.

  1. Определение понятия «здоровье». Основные положения концепции здоровья.
  2. Нозология. Нозологическая единица – определения. Перечислить общие принципы классификации болезней.
  3. Болезнь – определение понятия заболевания. Перечислите основные признаки болезни, в чем они проявляются.
  4. Что такое патогенный фактор? Перечислите какими они могут быть.
  5. Реактивность и резистентность организма. Этиология, патогенез, клиника определение понятий.
  6. В чем заключается различие между патологическим процессом и состоянием. Дать определения.
  7. Перечислите общие и местные признаки болезни, в чем разница.
  8. Условия предполагающие и препятствующие развитию болезни.
  9. Периоды и стадии развития болезни. Формы протекания болезни.
  10. П.С.З. – определение понятия заболевания. Перечислить группы П.С.З.
  11. Медико-социальный фактор в генезе П.С.З. Алекситимия.
  12. Культурно – этический фактор в генезе П.С.З. Алекситимия.
  13. Роль НС в патогенезе различных внутренних болезней. Какие болезни развиваются вследствие преобладания активности симпатической НС и парасимпатической НС.
  14. Деонтология определение понятия. Типы реакции личности на болезнь.
  15. Деонтология определение понятия. Типы отношения личности к лечению.
  16. Ятрогении.Место психотерапии и психопрофилактики в клинике внутренних болезней.

Заболевания почек.

17. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы. Перечислить основные заболевания почек. Их клинические определения.

  1. Пиелонефрит хронический определение понятия, этиология, патогенез.
  2. Пиелонефрит хронический определение понятия, клинические проявления, диагностика, принципы лечения.
  3. Острый гломерулонефрит определение понятия, этиология, клинические проявления. Понятие о мочевом синдроме.
  4. Острый гломерулонефрит определение понятия, клинические проявления.
  5. Хронический гломерулонефрит определение понятия, этиология, патогенез.
  6. Хронический гломерулонефрит определение понятия, формы хронического гломерулонефрита: гипертензионная, нефротическая, смешанна, латентная – охарактеризовать.
  7. Хронический гломерулонефрит определение понятия. Принципы лечения.

Заболевания сердца.

  1. Анатомо-физиологические особенности строения сердца (оболочки, полости, клапаны). Перечислите основные воспалительные заболевания сердца.
  2. Ревматизм определение понятия, этиология, патогенез.
  3. Ревматизм определение понятия, клинические проявления первичного ревматизма (острый, подострый, затяжной).
  4. Ревматизм определение понятия, клиника равматической лихорадки. Большие и малые диагностические критерии ревматизма. Принципы лечения.
  5. Атеросклероз определение понятия. Разница между атеросклерозом и артериосклерозом. Факторы риска развития атеросклероза. Сочетание факторов риска.
  6. Атеросклероз определение понятия. Анатомо-физиологические особенности строения стенок артерий.

Ø Роль сосудистой стенки в патогенезе атеросклероза, форменных элементов крови и уровня холестерина, перекисное окисление липидов, иммунитет.

  1. Атеросклероз определение понятия. Липопротеиды – их виды, атерогенные и неатерогенные фракции.
  2. Атеросклероз определение понятия, диагностика, клинические проявления в зависимости от локализации:

Ø Атеросклероз брюшного отдела аорты

Ø Атеросклероз коронарных сосудов

Ø Атеросклероз отдела аорты и мезентериальных сосудов

Ø Атеросклероз почечной артерии

Ø Атеросклероз сосудов нижних конечностей

  1. Атеросклероз определение понятия. Профилактика и основные принципы лечения.
  2. Гипертоническая болезнь – понятие о первичных и вторичных гипертензиях. Особенности личности предрасполагающие к развитию АГ.
  3. Гипертоническая болезнь определение понятия, этиология – факторы риска. Период становления и стабилизации. Злокачественная АГ.
  4. Гипертоническая болезнь определение понятия, клинические проявления, и профилактики.
  5. Стенокардия определение понятия, факторы провоцирующие и снижающие стенокардию.
  6. Стенокардия определение понятия, клиника, диагностика, принципы лечения.
  7. Острый инфаркт миокарда определение понятия, этиология, патогенез.
  8. Острый инфаркт миокарда определение понятия, клинические периоды течения О.И.М. Принципы лечения.
  9. Острый инфаркт миокарда определение понятия. Осложнения. Принципы реабилитации после О.И.М.

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

КЛИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Врач и философ Карл Ясперс указывал, что врачебная де­ятельность опирается на два основания. Одним из них являются естественнонаучные познания и их применение, другим — этика человечности. Врачу никогда не следует забывать о достоинст­вах больного, который сам решает свою судьбу, и о невозв­ратимой ценности каждого человека. Такой взгляд может от­носиться только к врачу, преисполненному гуманных идеалов. Человечности нельзя ни научить, ни научиться — она является традицией, которая передается с первого же дня преподавания медицины, на примерах и образах постепенного внедряется в будущего врача, пока он не проникнется ею и не станет врачом в духе Гиппократа.

В медицине не существует практического мышления, кото­рое не формировалось бы на этической основе. Ведь само собой разумеется, что профессия врача, настолько отличная от всех других, должен иметь свои собственные внешние и внут­ренние законы, свои заветы и запреты, определяющие его мышление и поведение и в своей сумме составляющие того, что принято называть врачебной этикой. Уже в древности существовал свод для врачей, составленный в виде обязательства, которое на себя брал каждый, кто становился врачом. Наиболее известна клятва Гиппократа; она легла в основу всех позднейших врачебных обязательств, которые еще и понынe должен давать всякий, кто получает звание врача.

:При решении медицинских, этических вопросов врач в своей повседневной деятельности решает следующие высокогуман­ные проблемы:

Использование людей в целях опыта. Несколько лет назад Всемирный союз врачей вместо гиппократовой клятвы сформулировал торжественное обещание. В нем категорически запрещается всякое действие, приводящее к ослаблению физи­ческой и душевной сопротивляемости человека. Нередко в свя­зи с этим возникает вопрос: допустимо ли апробирование новых лекарственных средств на человеке с позиций этики и деонтологии ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Отсутствие полной гарантии в благоприятном исходе применения новых препаратов уже несет в себе элементы нарушения медицинс­кой этики и деонтологии. Однако без проведения медицинских экспериментов не было бы прогресса в науке и медицина не достигла бы таких успехов. Несомненно, что при решении этой проблемы должен соблюдаться ряд таких условий, которые гарантировали бы гармоничное сочетание интересов личности и обществаследующее условие— недопустимость приведения эксперимента без предварительной проверки результатов на животных.

Второе условие согласие больного на. Проведение эксперимента. Если введение препарата или проведение какой-то вра­чебной манипуляции сопряжено с известным для больного риском, необходимо заручиться согласием ближайших родственников пациента.

В отличие от лечебных чисто научные эксперименты должны проводиться только на основе добровольности. При этом испытуемый обязан быть осведомлен о сущности, практической и научной ценности, а также последствиях эксперимента. В тече­ние некоторого времени в ряде зарубежных стран было приня­то производить первые опыты на заключенных в тюрьмах или на душевнобольных. Естественно, против таких экспериментов встала общественность, и опыты на таком контингенте были прекращены.

К числу спорных проблем медицинской этики и деонтологии относится вопрос о принудительном лечении. Здесь рассматривается несколько проблем:

а) принудительное лечение психически больных с асоциальными тенденциями (бред, галлюцинации, нарушение критики);

б) принудительная госпитализация лиц с заболеваниями, опасными для окружающих (холера, чума, сибирская язва, ве­нерические заболевания, СПИД);

в) решение вопроса при проведении массовых вакцинаций против инфекционных заболеваний. Они проводятся по эпиде­мическим показаниям и регламентированы соответствующими положениями.

Более сложно решается вопрос, когда болезнь не представ­ляет опасности для общества, а больной и родственники отка­зываются от операции или врачебной процедуры. В этих случа­ях нельзя производить насильственную госпитализацию. Одна­ко врачи должны приложить максимум усилий, чтобы убедить больного в необходимости срочного оперативного лечения.

Немало сложных этико-деонтологических проблем воз­никает при трансплантации органов и тканей. В частности, оправдана ли в моральном плане пересадка органов от живого донора. Взятие органа, например почки, от близкого родствен­ника (мать, брат, сестра) наносит здоровью донора непоправи­мый ущерб, и не всегда врач может гарантировать, что экс­перимент пройдет удачно и пересаженный орган приживется.

В настоящее время широко используется пересадка некото­рых органов (сердце, почки и др.) от трупа. Это также влечет за собой ряд проблем медицинского и этико-правового характера. Органы необходимо изъять в течение ближайшего времени после установления факта смерти, что иногда вызывает слож­ности во взаимоотношениях с родными и близкими умершего. Нередко возражения против трансплантации органов возникают по религиозным и другим соображениям. В ряде стран, напри­мер в США, трансплантация от умершего возможна только в тех случаях, когда в завещании оставлено согласие на трансплан­тацию или родственники не имеют против этого возражения.

В настоящее время в связи с высокой результативностью эксперимента по пересадке почек от умерших он стал врачебной необходимостью. Набирает силу и практический опыт транспла­нтации сердца и других органов.

Воспросом совести врача, получившим значение только в последние годы, хотя сам по себе он и не нов, является проблема стерилизации по собственному желанию. В насто­ящее время этот вопрос стал актуальным потому, что произ­водится при других предпосылках и показаниях. Несмотря на это, вопрос о моральной допустимости такого вмешательства и о несовместимости его с врачебной этикой остается темой для дискуссии, в которой могут участвовать также и юристы. В по­следнее время бывает немало таких случаев, и большинство врачей придерживаются мнения, что искусственную стерилизацию позволено проводить только по медицинским показаниям. Проблема искусственного оплодотворения. Это типичный пример того, насколько люди склонны превращать хорошее дело в дурное. Метод этот, как известно, придуман уже давно с целью улучшения породы скота. Затем появилась мысль у досужих личностей перенести этот метод также и на челове­ка Тема эта стала актуальной потому, что с некоторого време­ни в ряде стран (особенно США) искусственное оплодотворение женщин приобрело весьма широкое распространение. Когда метод искусственного оплодотворения стал достоянием глас­ности, то большинство врачей выступили принципиальными про­тивниками этого метода, т. к. он противоречит врачебной морали и. этике.

)Сложным в этико-деонтологическом плане является и вопрос о допустимости экспериментов медиков на самих себе.

История медицины знает немало подобных примеров. Такие эксперименты не только оправданны общественным мнением, но отнесены к плану героических поступков. Эксперименты на себе нередко приводили к трагическим последствиям, поэтому этически не обоснованы.

Важной темой врачебной этики является вопрос об искус­ственном аборте. Этим вопросом уже давно заняты медики, юристы, социологи. В целом ряде стран производство искус­ственных абортов то запрещается, то снова разрешается. В вопросе об искусственном аборте в прежнее время в этике врача играли большую роль социальные показания. В наши дни в этой проблеме появилась и другая сторона угроза перенаселения Земли, ставящая также и перед врачами новые задачи. Это обстоятельство в цивилизованных странах не порождает пока­зания к прерыванию беременности, но вопрос контроля над рождаемостью актуален и требует особого внимания. Сейчас для избавления женщин от нежелательной беременности сле­дует активней рекомендовать знание физиологических циклов, пользование контрацептивными средствами и т. д. Важную главу врачебной этики составляет соблюдение врачебной тайны. Обязанность врача хранить тайну уже давно была подтверждена законами, и о действительном соблюдений ее теперь думают гораздо больше, чем думали раньше. Боль­ной должен быть уверен в том, что врач, которому он поведает свою сокровенную тайну (а он должен поступать именно так, чтобы дать врачу полное представление о своем заболевании), ничего не расскажет другим лицам, никому не намекнет о тайне. Не случайным является то, что доверие к врачу пропадает. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача —никогда».

Первые указания на запрещение врачам разглашать профес­сиональную тайну содержали такие законодательные акты, как Эдикт Курфюрста Бранденбургского Иокима I (1512), Прусский врачебный Эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794) и др.

В настоящее время медико-психологическая основа учения о врачебной тайне формулируется таким образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие-либо сведе­ния, касающиеся больного, без его на то согласия, если такие сведения почерпнуты им в ходе профессионального общения с больным.

Требование строгого соблюдения врачебной тайны в отно­шении больных диктуется принципами медицинской деонтоло­гии, этики и морали, соображениями высокой нравственности.

Никакие агументы, будь то материальная сторона дела, особен­ности характера больного, профиль лечебного учреждения, результаты опроса отдельных групп населения и т. п., не явля­ются основанием для несоблюдения врачебной тайны. Она должна быть сохранена независимо от любых обстоятельств.

Мы, однако, знаем случаи, когда врачи и другие медработ­ники рассазывали дома своим ближним, детям, добрым знако­мым о происшествиях в больницах, об осложнениях или траги­ческих исходах заболевания, порой упоминая об упущениях во врачебном ведении больных или уходе за ними. Все это недо­пустимо и противоречит врачебной этике.

„Однако есть ряд моментов когда врач должен информировать своих коллег или представителей соответствующих служб о полученных, сведениях о больном..

Это наличие у па­циента венерических болезней, СПИДа, грозных инфекционных болезней.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«Внутренние болезни»

По специальности 030301 - психология

 

 

Челябинск 2008г.

 

 

Курс III семестр V

 

Всего часов 90

 

Разработчик: Болбат А.А.

 

 

Методические разработки практических занятий для преподавателей рассмотрены на заседании кафедры специальной и клинической психологии «___»__________200__г.

 

 

Зав. кафедрой О.С. Колосова

 

Содержание разделов дисциплин

Раздел 1. Общее учение о болезни.

Определение понятий Здоровье и Болезнь. Концепция Здоровья. Признаки болезни. Патологический процесс и патологическое состояние.

 

Раздел 2. Общие принципы классификации болезней.

Нозологический, синдромальный подходы. МКБ 10.

 

Раздел 3. Причины возникновения соматической патологии.

Условия, предрасполагающие возникновению заболевания и условия, препятствующие возникновению заболеваний.

Раздел 4. Формы и стадии развития болезней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.95 (0.015 с.)