Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2: отношение к болезни (соматической и психической)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
по классификации А.Е. Личко
1. Гармоничное. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе в отношении к жизни — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела. 2. Эргопатическое отношение. Даже при тяжести болезни и страданиях стремление, несмотря на это, продолжать работу. Характерно сверхответственное, одержимое, стеничное отношение к работе. В ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обслуживанию и лечению, обусловленное стремлением во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности. 3. Анозогнозическое. Активное отбрасывание мысли о болезни о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отход от обследования и лечения. Желание обойтись «своими средствами». При эйфорическом варианте этого типа — необоснованное повышение настроения. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что само «все обойдется». Желание продолжать брать все от жизни, несмотря на болезнь. Нарушения режима, пагубно сказывающиеся на течении болезни. 4. Тревожное. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного исхода болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому предпочтительнее слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетенное. При обессивно-фобическом варианте этого типа тревожная мнительность прежде всего касается не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасения волнуют его больше, чем реальные. Защитой от тревоги являются приметы и ритуалы. 5. Неврастеническое. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение обычно изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпимость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность. 6. Ипохондрическое. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе — преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. 7. Меланхолическое. Удрученность болезненное неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Апатическое. Полноебезразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам, пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало. 9. Сенситивное. Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут производить на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут избегать его, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской к нему относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. 10. Эгоцентрическое. «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний, желая полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должнь? забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как «конкуренты», отношение к ним неприязненное. Постоянное желание показать другим свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни. 11. Паранойяльное.Уверенность, что болезнь — результат Чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим. 12. Дисфорическое. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянно угрюмый вид, ненависть к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к лекарствам и процедурам. а) преимущественно соматогенной. В этом случае механизм психических изменений включает преимущественно висцероцеребральные, соматопсихические влияния и определяется ими. Однако практически такие «чисто соматогенные» изменения психики встречаются редко. Значительно чаще соматогенезу сопутствует психическая травма как реакция на основную болезнь; б) преимущественно психогенной. Она оказывается таковой, как правило, у сензитивных (чувствительных) лиц в условиях, когда объективное значение основного соматического заболевания для психики несущественно, а изменения психики в большей степени обусловлены массивностью опасений больного или силой психологического конфликта между его побуждениями, потребностями и предполагаемым снижением (вследствие болезни) его реальных возможностей. Такая причина во врачебной практике встречается нередко потому, что для больного человека его желания, ожидания часто оказываются субъективно более значимыми, чем само достижение цели. Это особенно относится к лицам, имеющим тревожно-мнительный характер.
Тема 3: ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КЛИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Врач и философ Карл Ясперс указывал, что врачебная деятельность опирается на два основания. Одним из них являются естественнонаучные познания и их применение, другим — этика человечности. Врачу никогда не следует забывать о достоинствах больного, который сам решает свою судьбу, и о невозвратимой ценности каждого человека. Такой взгляд может относиться только к врачу, преисполненному гуманных идеалов. Человечности нельзя ни научить, ни научиться — она является традицией, которая передается с первого же дня преподавания медицины, на примерах и образах постепенного внедряется в будущего врача, пока он не проникнется ею и не станет врачом в духе Гиппократа. В медицине не существует практического мышления, которое не формировалось бы на этической основе. Ведь само собой разумеется, что профессия врача, настолько отличная от всех других, должен иметь свои собственные внешние и внутренние законы, свои заветы и запреты, определяющие его мышление и поведение и в своей сумме составляющие того, что принято называть врачебной этикой. Уже в древности существовал свод для врачей, составленный в виде обязательства, которое на себя брал каждый, кто становился врачом. Наиболее известна клятва Гиппократа; она легла в основу всех позднейших врачебных обязательств, которые еще и понынe должен давать всякий, кто получает звание врача. :При решении медицинских, этических вопросов врач в своей повседневной деятельности решает следующие высокогуманные проблемы: Использование людей в целях опыта. Несколько лет назад Всемирный союз врачей вместо гиппократовой клятвы сформулировал торжественное обещание. В нем категорически запрещается всякое действие, приводящее к ослаблению физической и душевной сопротивляемости человека. Нередко в связи с этим возникает вопрос: допустимо ли апробирование новых лекарственных средств на человеке с позиций этики и деонтологии ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Отсутствие полной гарантии в благоприятном исходе применения новых препаратов уже несет в себе элементы нарушения медицинской этики и деонтологии. Однако без проведения медицинских экспериментов не было бы прогресса в науке и медицина не достигла бы таких успехов. Несомненно, что при решении этой проблемы должен соблюдаться ряд таких условий, которые гарантировали бы гармоничное сочетание интересов личности и обществаследующее условие— недопустимость приведения эксперимента без предварительной проверки результатов на животных. Второе условие согласие больного на. Проведение эксперимента. Если введение препарата или проведение какой-то врачебной манипуляции сопряжено с известным для больного риском, необходимо заручиться согласием ближайших родственников пациента. В отличие от лечебных чисто научные эксперименты должны проводиться только на основе добровольности. При этом испытуемый обязан быть осведомлен о сущности, практической и научной ценности, а также последствиях эксперимента. В течение некоторого времени в ряде зарубежных стран было принято производить первые опыты на заключенных в тюрьмах или на душевнобольных. Естественно, против таких экспериментов встала общественность, и опыты на таком контингенте были прекращены. К числу спорных проблем медицинской этики и деонтологии относится вопрос о принудительном лечении. Здесь рассматривается несколько проблем: а) принудительное лечение психически больных с асоциальными тенденциями (бред, галлюцинации, нарушение критики); б) принудительная госпитализация лиц с заболеваниями, опасными для окружающих (холера, чума, сибирская язва, венерические заболевания, СПИД); в) решение вопроса при проведении массовых вакцинаций против инфекционных заболеваний. Они проводятся по эпидемическим показаниям и регламентированы соответствующими положениями. Более сложно решается вопрос, когда болезнь не представляет опасности для общества, а больной и родственники отказываются от операции или врачебной процедуры. В этих случаях нельзя производить насильственную госпитализацию. Однако врачи должны приложить максимум усилий, чтобы убедить больного в необходимости срочного оперативного лечения. Немало сложных этико-деонтологических проблем возникает при трансплантации органов и тканей. В частности, оправдана ли в моральном плане пересадка органов от живого донора. Взятие органа, например почки, от близкого родственника (мать, брат, сестра) наносит здоровью донора непоправимый ущерб, и не всегда врач может гарантировать, что эксперимент пройдет удачно и пересаженный орган приживется. В настоящее время широко используется пересадка некоторых органов (сердце, почки и др.) от трупа. Это также влечет за собой ряд проблем медицинского и этико-правового характера. Органы необходимо изъять в течение ближайшего времени после установления факта смерти, что иногда вызывает сложности во взаимоотношениях с родными и близкими умершего. Нередко возражения против трансплантации органов возникают по религиозным и другим соображениям. В ряде стран, например в США, трансплантация от умершего возможна только в тех случаях, когда в завещании оставлено согласие на трансплантацию или родственники не имеют против этого возражения. В настоящее время в связи с высокой результативностью эксперимента по пересадке почек от умерших он стал врачебной необходимостью. Набирает силу и практический опыт трансплантации сердца и других органов. Воспросом совести врача, получившим значение только в последние годы, хотя сам по себе он и не нов, является проблема стерилизации по собственному желанию. В настоящее время этот вопрос стал актуальным потому, что производится при других предпосылках и показаниях. Несмотря на это, вопрос о моральной допустимости такого вмешательства и о несовместимости его с врачебной этикой остается темой для дискуссии, в которой могут участвовать также и юристы. В последнее время бывает немало таких случаев, и большинство врачей придерживаются мнения, что искусственную стерилизацию позволено проводить только по медицинским показаниям. Проблема искусственного оплодотворения. Это типичный пример того, насколько люди склонны превращать хорошее дело в дурное. Метод этот, как известно, придуман уже давно с целью улучшения породы скота. Затем появилась мысль у досужих личностей перенести этот метод также и на человека Тема эта стала актуальной потому, что с некоторого времени в ряде стран (особенно США) искусственное оплодотворение женщин приобрело весьма широкое распространение. Когда метод искусственного оплодотворения стал достоянием гласности, то большинство врачей выступили принципиальными противниками этого метода, т. к. он противоречит врачебной морали и. этике. )Сложным в этико-деонтологическом плане является и вопрос о допустимости экспериментов медиков на самих себе. История медицины знает немало подобных примеров. Такие эксперименты не только оправданны общественным мнением, но отнесены к плану героических поступков. Эксперименты на себе нередко приводили к трагическим последствиям, поэтому этически не обоснованы. Важной темой врачебной этики является вопрос об искусственном аборте. Этим вопросом уже давно заняты медики, юристы, социологи. В целом ряде стран производство искусственных абортов то запрещается, то снова разрешается. В вопросе об искусственном аборте в прежнее время в этике врача играли большую роль социальные показания. В наши дни в этой проблеме появилась и другая сторона угроза перенаселения Земли, ставящая также и перед врачами новые задачи. Это обстоятельство в цивилизованных странах не порождает показания к прерыванию беременности, но вопрос контроля над рождаемостью актуален и требует особого внимания. Сейчас для избавления женщин от нежелательной беременности следует активней рекомендовать знание физиологических циклов, пользование контрацептивными средствами и т. д. Важную главу врачебной этики составляет соблюдение врачебной тайны. Обязанность врача хранить тайну уже давно была подтверждена законами, и о действительном соблюдений ее теперь думают гораздо больше, чем думали раньше. Больной должен быть уверен в том, что врач, которому он поведает свою сокровенную тайну (а он должен поступать именно так, чтобы дать врачу полное представление о своем заболевании), ничего не расскажет другим лицам, никому не намекнет о тайне. Не случайным является то, что доверие к врачу пропадает. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача —никогда». Первые указания на запрещение врачам разглашать профессиональную тайну содержали такие законодательные акты, как Эдикт Курфюрста Бранденбургского Иокима I (1512), Прусский врачебный Эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794) и др. В настоящее время медико-психологическая основа учения о врачебной тайне формулируется таким образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие-либо сведения, касающиеся больного, без его на то согласия, если такие сведения почерпнуты им в ходе профессионального общения с больным. Требование строгого соблюдения врачебной тайны в отношении больных диктуется принципами медицинской деонтологии, этики и морали, соображениями высокой нравственности. Никакие агументы, будь то материальная сторона дела, особенности характера больного, профиль лечебного учреждения, результаты опроса отдельных групп населения и т. п., не являются основанием для несоблюдения врачебной тайны. Она должна быть сохранена независимо от любых обстоятельств. Мы, однако, знаем случаи, когда врачи и другие медработники рассазывали дома своим ближним, детям, добрым знакомым о происшествиях в больницах, об осложнениях или трагических исходах заболевания, порой упоминая об упущениях во врачебном ведении больных или уходе за ними. Все это недопустимо и противоречит врачебной этике. „Однако есть ряд моментов когда врач должен информировать своих коллег или представителей соответствующих служб о полученных, сведениях о больном.. Это наличие у пациента венерических болезней, СПИДа, грозных инфекционных болезней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.95 (0.009 с.) |