Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика классификации предметовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Этот метод является одним из основных, используемых почти при каждом психологическом исследовании больного. Метод применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, а также дает возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностей памяти, объема и стойкости внимания. 2. Для проведения исследования необходимо иметь набор карточек, на которых изображенны разнообразные предметы и живые существа. Метод применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. 3. Перед началом опыта экспериментатор тщательно перемешивает карточки и сверху выкладывает 5-6 карточек, которые облегчают начало классификации. Потом все оставшиеся карточки передаются испытуемому кверху рисунками, и экспериментатор говорит: "Разложите эти карточки на столе - что к чему подходит". Это первый, так называемый “глухой” этап инструкции. Если испытуемый задает вопрос о том, как надо раскладывать, ему отвечают на этом этапе уклончиво: "Начните работать – сами увидите как надо". С самого начала необходимо фиксировать в протоколе действия и высказывания испытуемого. На первом этапе важно зафиксировать, как испытуемый старался ориентироваться в новой задаче, сам ли он понял задачу. После того, как пациент разложил треть карточек, дается вторая инструкция, и начинается второй этап работы. Он начинается с положительной или критической оценки того, что больной уже сделал. Например, экспериментатор говорит: "Правильно, вот Вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам, чтобы их можно было назвать одной названием", второй этап самый продолжительный. В протоколе записываются действия испытуемого, и время от времени его спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или другую группу. Когда основные группы собранны и названы, переходят к третьему этапу. Испытуемому говорят: "Первую часть работы Вы выполнили хорошо. Теперь нужно выполнить другу часть. Раньше Вы соединяли карточку с карточкой в группу, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось как можно меньше, но чтобы можно было дать группе свое название". Иногда, если больной с трудом делает укрупнения, ему говорят: “Должно выйти всего 3 группы” (имеются в виду растения, живые существа, предметы). 4. Анализ экспериментальных данных представляет значительные трудности. Так, одинаковая ошибка, допущенная на разных этапах имеет разное значение, и может быть по-разному истолкована. Ошибки на первом этапе не дают еще права для оценки мышления, как нарушенного, так как пациент мог неправильно истолковать задание. Эта же самая ошибка, допущенная уже на втором этапе, может быть истолкована иначе. После второй инструкции интеллектуально полноценный человек без труда классифицирует группы. Если на 2 этапе испытуемый продолжает выкладывать конкретные ситуационные группы - это свидетельствует о склонности к конкретному мышлению. На этом этапе могут быть также выявлены: чрезмерная детализация, разноплановость мышления, классификация с опорой на несущественный, латентный признак, появление одноименных групп, а также истощение внимания. Большой интерес на 2 этапе составляет обсуждения осуществленных больным действий и названий, которые даются группам. На 3 этапе выясняется, доступно ли испытуемому понимание сложных обобщений, при этом необходимо учитывать образовательный уровень испытуемого. Непринятие прямого указания экспериментатора на наличие ошибки свидетельствует о снижении критики больного.
Приложение 6 Методика исключения предметов (словесный вариант) Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить».
Бланк для словесного варианта 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Сладкий, горячий, кислый, дуб, горький 4. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 5. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 6. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 7. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 8. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 9. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 10. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 11. Неудача, волнения, поражение, провал, крах. 12. Ненавидеть, пренебрегать, негодовать, понимать. 13. Успех, неудача, удача, выигрыш, покой. 14. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 15. Футбол, волейбол, хоккей, плавания, баскетбол. 16. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернило.
Приложение 7
Психодиагностические шкалы для оценки тревоги и депрессии Т. Тревога 1. Не чувствуете ли Вы себя взвинченным и нетерпеливым? 2. Свойственно ли Вам постоянно беспокоиться о чем-то? 3. Раздражительны ли Вы? 4. Трудно ли Вам расслабиться? (Если на любой из этих вопросов получен утвердительный ответ - продолжайте) 5. Вы плохо спите? 6. У Вас бывают головные боли, боли в шее или ощущение напряжения в голове? 7. Бывают ли у Вас головокружение, дрожание, потливость, понос, учащенный пульс, звон в ушах и т.п. (вегетативные признаки тревоги)? 8. Вы беспокоитесь о своем здоровье? 9. Трудно ли Вам заснуть?
Д. Депрессия 1. Ощущаете ли Вы снижение активности, энергичности? 2. Не утрачены ли прежние интересы? 3. Не отмечается ли потеря уверенности в себе? 4. Бывает ли у Вас чувство безнадежности? (Если на любой из этих вопросов получен утвердительный ответ - продолжайте) 5. Трудно ли Вам концентрировать внимание? 6. Вы не похудели в последнее время (потеря массы тела вследствие плохого аппетита)? 7. Вы стали раньше пробуждаться по утрам? 8. Не казалось ли Вам, что Вы стали более медлительным? 9. Вы не замечали, что по утрам обычно чувствуете себя хуже, чем к вечеру?
Каждый положительный ответ соответствует одному баллу. Суммируйте число баллов по каждой группе вопросов. О наличии тревожного состояния обычно свидетельствуют по меньшей мере четыре положительных ответа на вопросы группы «Т», о депрессивном – столько же по группе «Д». Приложение 8 Сокращенная Ньюкаслская шкала
Балл 1. Возраст (ближайший год) 0/1 2. Время (ближайший час) 0/1 3. Адрес для воспроизведения в конце текста (попросите больного сразу же повторить названный Вами адрес, чтобы убедиться, что он расслышал его правильно; если потребуется, повторите его несколько раз, пока больной не воспроизведет его правильно): Улица Константиновская, 51 0/1 4. Год (текущий) 0/1 5. Название учреждения, в котором вы находитесь 0/1 6. Узнавание людей – врача, родственника (если поблизости никого нет, пропустите этот пункт и при подсчете количества баллов исходите из девяти вопросов) 0/1 7. Дата рождения (достаточно, чтобы больной назвал месяц и число) 0/1 8. Годы начала и окончания второй мировой войны 0/1 9. Фамилия главы государства 0/1 10. Счет в обратном порядке от 20 до 1 0/1
Показатель, составляющий восемь и менее баллов из десяти (или семь и меньше из девяти), указывает на органическое поражение головного мозга.
Общая схема исследования психического состояния пациента
Внешний вид и оценка двигательной активности Описание внешнего вида; уровень сознания; реакция на врача; двигательная сфера: быстрота и количество движений, позы, непроизвольные движения.
Ориентировка Во времени, месте и собственной личности.
Речь и мышление Количественные (темп), качественные характеристики (последовательность, связность), сождержание мышления («умственная жвачка», суицидальные мысли, патологичпеская убежденность). Эмоциональная сфера (настроение и эмоциональные реакции) Субъективная оценка; данные наблюдений – уровень колебания настроения и эмоциональные реакции во время беседы, адекватность ситуации; активность вегетативной нервной системы.
Внимание Перечисление дней недели в обратном порядке, месяцев года в обратном порядке, вычитание по 7 из 100 (по 3 из 20).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.011 с.) |