Инистерство здравоохранения республики беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инистерство здравоохранения республики беларусь



Инистерство здравоохранения республики беларусь

учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский Университет» кафедра педиатрии №2

Максимович Н.А., Вильчук К.У.

Детская гематология

Контрольные вопросы,

Лекарственные средства

И нормативы лабораторных показателей

Учебно-методический комплекс

к лабораторным занятиям для студентов 5 курса педиатрического факультета

Гродно 2004


Аннотация. Учебно-методический комплекс, составлен в соответствии с программой обучения студентов на 5 курсе педиатрического факультета. Учебно-методический комплекс включает контрольные вопросы к лабораторным занятиям, темы УИРС, перечень практических навыков, нормативы лабораторных показателей, перечень лекарственных средств, используемых в детской гематологии, а также перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к занятиям. Учебно-методический комплекс предназначен для облегчения процесса самоподготовки к занятиям по детской гематологии студентов 5 курса педиатрического факультета и может быть полезным врачам-педиатрам.

 

Авторы-составители: заведующий кафедрой педиатрии №2 ГрГМУ доц. Вильчук К.У. и ассистент кафедры кандидат медицинских наук Максимович Н.А.

 

 

Утвержден на заседании центрального методического Совета Гродненского государственного медицинского университета

(протокол № от 2004 г).

 

 

Рецензент:

зав. кафедрой педиатрии № 1 ГГМУ, доцент Парамонова Н.С.

 

 

Ответственный за выпуск: Первый проректор ГрГМУ, д.м.н., профессор Жук И.Г.

Оглавление............................................................................................................................. 3

Контрольные вопросы к лабораторным занятиям, темы Уирс и список рекомендуемой к изучению литературы по детской гематологии, эндокринологии и неонатологии......................................................................... 5

Гемолитические анемии у детей......................................................................................... 5

Апластические анемии у детей........................................................................................... 6

Тромбоцитопении и тромбоцитопатии............................................................................... 8

Гемофилии у детей.................................................................................................................. 9

Геморрагический васкулит................................................................................................. 10

Острый лейкоз у детей.......................................................................................................... 11

Организация диспансеризации детей с гематологическими заболеваниями...... 12

Перечень Основных знаний, умений и практических навыков, которыми должен овладеть студент при изучении детской гематологии. 14

основные лекарственные средства, используемые в детской гематологии........................................................................................................................................................ 16

Список основных лекарственных препаратов, применяемых в педиатрической гематологии 16

Список лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии...................... 22

Основные фармако-терапевтические критерии использования лекарственных средств при кормлении грудью................................................................................................................. 29

Нормативы основных лабораторных показателей у детей, которыми должен руководствоваться студент при изучении гематологии 32

Основные лабораторные показатели, используемые в гематологии..................... 32

Некоторые показатели гемограммы у детей различного возраста............................. 32

Лейкоцитарная формула крови детей первых двух недель жизни................................ 33

Лейкоцитарная формула здорового ребенка.................................................................... 33

Гематокрит и эритроцитометрические показатели у здоровых детей..................... 34

Некоторые биохимические показатели крови у детей, характеризующие гомеостаз железа 35

Миелограмма здоровых детей............................................................................................ 36

Оценка первичного гемостаза у детей.............................................................................. 37

Коагулограмма..................................................................................................................... 38

Основные лабораторные показатели, используемые в неонатологии.................. 39

Основные биохимические показатели сыворотки крови новорожденных................... 39

Эндокринологические показатели крови новорожденных............................................ 39

Некоторые показатели гемограммы новорожденного.................................................. 40

Коагулограмма у недоношенных детей............................................................................. 40

Показатели экскреторной функции почек....................................................................... 40

Протеинограмма новорожденных..................................................................................... 41

Иммуноглобулины крови новорожденных......................................................................... 41

Состав ликвора у новорожденных.................................................................................... 41

Список литературы, использованной при подготовке учебно-методического комплекса..................................................................................... 42


Контрольные вопросы к лабораторным занятиям, темы Уирс и список рекомендуемой к изучению литературы по детской гематологии, эндокринологии и неонатологии

Гематология

 

ЗАНЯТИЕ №1

Гемолитические анемии у детей

 

Вопросы для повторения:

1. Физиология эритрона. Возрастные особенности гемограммы здоровых детей.

2. Показатели красного кровяного ростка у здоровых детей (продолжительность жизни, размер и форма эритроцитов, кривая Прайс-Джонса, расчет цветового показателя, определение осмотической стойкости эритроцитов).

3. Клиническое значение реакции Кумбса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Классификация гемолитических анемий у детей. Этиология.

2. Признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза.

3. Патогенез гемолиза эритроцитов:

· при наследственных гемолитических анемиях (микросфероцитозе, анемии связанной с дефицитом Г-6-ФДГ, серповидно-клеточной анемии);

· при приобретенных гемолитических анемиях (изо-, гетеро-, аутоиммунных, инфекционных и токсических).

4. Диагностические критерии синдрома гемолиза.

5. Наследственные мембранопатии.

· Гемолитическая анемия Минковского-Шоффара. Особенности клиники и диагностики. Осмотическая стойкость эритроцитов, эритроцитометрическая кривая Прайс-Джонсона.

· Общие представления о других наследственных мембранопатиях (элиптоцитоз, стоматоцитоз, ксероцитоз, акантоцитоз и др.)

6. Наследственные ферментопатии.

· Особенности клинического течения и диагностики гемолитической анемии, связанной с дефицитом Г-6-ФД.

· Общие представления о наследственных ферментопатиях, связанных с дефицитом пируваткиназы, глюкозофосфатизомеразы, нуклеотидов, глутатионредуктазы.

7. Наследственные гемоглобинопатии. Клинические проявления и диагностика талассемии, серповидно-клеточной анемии и других типов гемоглобинопатий.

8. Понятие о приобретенных иммунных и неиммунных гемолитических анемиях, клиника, диагностика.

9. Дифференциальная диагностика гемолитических анемий у детей.

10. Неотложная помощь при остром гемолитическом кризе и основные принципы плановой терапии при гемолитических анемиях.

11. Общие принципы лечения гемолитических анемий.

12. Принципы поликлинической реабилитации детей с гемолитическими анемиями.

ТЕМЫ УИРС:

1. Обмен и уровень билирубина в крови.

2. Желтухи у детей раннего и старшего возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С-Пб.: Сотис, 1999.- С. 721-724, 736-746.

2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры.

Дополнительная:

1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 22-29, 54-106.

2. Гематологические болезни у детей./Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 62-91,108-122.

3. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: 1990. - С. 291-308.

4. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С. 534-544.

5. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред. М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 609-617.

6. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - С 51-57.

 

ЗАНЯТИЕ №2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4

Гемофилии у детей

Вопросы для повторения:

1. Современные представления о коагуляционном гемостазе. Факторы свертывания крови, стадии гемостаза.

2. Оценка коагуляционного звена гемостаза (время свертывания крови по Ли-Уайту, протромбиновый индекс, ретракция кровяного сгустка, уровень в сыворотке крови фибриногена, кальция и др.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Наследственные коагулопатии у детей. Виды. Эпидемиология. Принципы наследования. Патогенез нарушений гемостаза при гемофилии.

2. Классификация.гемофилии у детей.

3. Клиника гемофилии А:

· провоцирующие моменты для проявления первых симптомов гемофилии;

· зависимость клинических проявлений гемофилии А от уровня VIII фактора в крови;

4. Особенности клиники гемофилии В и С.

5. Диагностика гемофилий. Роль оценки вторичного гемостаза.

6. Дифференциальный диагноз гемофилий.

7. Принципы лечения гемофилий.

8. Лечение гемофилии А. Методика расчета криопреципитата, препаратов VIII фактора.

9. Лечебная тактика при гемофилиях В и С.

10. Принципы гемостазиологического обеспечения при оперативных вмешательствах у детей с гемофилиями.

11. Осложнения гемотрансфузионной терапии. Основные пути профилактики осложнений при гемофилиях (гемартрозов и др.).

15. Принципы поликлинической реабилитации детей с гемофилиями.

ТЕМЫ УИРС:

1. Редкие формы гемостазиопатий.

2. Препараты крови, используемые в лечении геморрагических диатезов.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С-Пб.: Сотис, 1999. - С. 768-780, 795-801.

2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры.

Дополнительная:

1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 307-311, 344-352.

2. Гематологические болезни у детей./Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 122-154,170-200, 233-237.

3. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. – С. 237-240, 243-248.

4. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: 1990. - С. 309-316.

5. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С. 567- 576.

6. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред. М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 622-628, 633-636.

 

ЗАНЯТИЕ №5

Геморрагический васкулит

Вопросы для повторения:

1. Лабораторная диагностика синдрома ДВС крови.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Классификация геморрагических диатезов сосудистого генеза у детей.

2. Геморрагический васкулит (болезнь Шенлейна-Геноха) у детей. Этиологические факторы ведущие к возникновению капилляротоксикоза.

3. Основные звенья патогенеза болезни Шенлейна-Геноха.

4. Классификация и клинические формы геморрагического васкулита.

5. Осложнения геморрагического васкулита и их профилактика.

6. Основные принципы диагностики геморрагического васкулита.

7. Дифференциальная диагностика болезни Шенлейна-Геноха.

8. Диетотерапия в лечении геморрагического васкулита.

9. Медикаментозное лечение геморрагического васкулита. Принципы гепаринотерапии.

10. Поликлиническая реабилитация детей с геморрагическим васкулитом.

ТЕМЫ УИРС:

1. Синдром Луи-Барр.

2. Гепаринотерапия в педиатрии.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С-Пб.: Сотис, 1999. - С. 768-772, 795-801.

2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры.

Дополнительная:

1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 330-338.

2. Гематологические болезни у детей./Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 122-154, 170-200, 233-237.

3. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - С 237-240, 243-248.

4. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: 1990. - С. 309-316.

5. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С. 567- 576.

6. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред. М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 622-628, 633-636.

 

ЗАНЯТИЕ №6

Острый лейкоз у детей

Вопросы для повторения:

1. Миелограмма при острых и хронических лейкозах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Эпидемиология, этиология и патогенез лейкозов у детей.

2. Современные принципы классификации лейкозов у детей.

3. Острый лейкоз у детей. Международная (FAB - 1976-80г.) цитохимическая и морфологическая классификация острых лейкозов.

4. Основные клинические синдромы острого лейкоза у детей.

5. Клинические стадии острого лейкоза. Понятие о ремиссии и рецидиве.

6. Особенности клиники острого лимфобластного лейкоза и отдельных форм острого миелобластного лейкоза у детей.

7. Современные принципы диагностики острых лейкозов.

8. Диагностическая значимость исследования костного мозга при остром лейкозе (цитоз, морфология, цитохимия, цитогенетика и иммунофенотипирование).

9. Дифференциальная диагностика лейкозов.

10. Основные принципы и современные схемы специфического и сопроводительного лечения детей с острыми лейкозами. Протоколы БФМ – 90.

11. Прогноз различных типов острых лейкозов. Прогностические факторы при остром лимфобластном лейкозе.

12. Понятие о хроническом миелолейкозе.

13. Принципы поликлинической реабилитации детей с лейкозом.

ТЕМЫ УИРС:

1. Миелодиспластический синдром

2. Лимфоаденопатии у детей.

3. Группы цитостатических средств, применяемых в педиатрии.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - СПб.: Сотис, 1999. - С. 746-759.

2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры.

Дополнительная:

1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 214-280.

2. Гематологические болезни у детей/ Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 14-22, 237-298.

3. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - С 231-237.

4. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990. - С. 291-308.

5. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С.550-554.

6. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 636-642.

 

ЗАНЯТИЕ №7

Миелограмма здоровых детей

(Павлова М.П. и др., 1996)

 

Клетки Количественный состав клеток
до 1 года 1- 4 года 4 - 7 лет 7 - 15 лет
Ретикулярные 0,4 ± 0,1 0,67 ± 0,2 0,85 ± 0,13 1,22 ± 0,13
Бласты 4,1 ± 0,76 2,4 ± 0,3 2,1 ± 0,2 1,5 ± 0,17
Миелобласты 2,2 ± 0,4 1,9 ± 0,2 1,8 ± 0,2 1,99 ± 0,2
Нейтрофильные:        
· промиелоциты 1,97 ± 0,3 3,02 ± 0,2 2,03 ± 0,2 2,0 ± 0,2
· миелоциты 8,6 ± 1,6 9,2 ± 0,7 8,7 ± 0,4 10,4 ± 0,95
· метамиелоциты 9,4 ± 1,3 11,7 ± 0,5 10,3 ± 0,7 9,8 ± 0,5
· палочкоядерные 11,1 ± 1,0 12,2 ± 0,8 12,6 ± 0,7 11,8 ± 0,7
· сегментоядерные 11,4 ± 1,9 15,5 ± 1,1 17,9 ± 0,8 18,9 ± 1,1
Эозинофильные:        
· миелоциты 1,1 ± 0,3 1,2 ± 0,1 1,6 ± 0,2 1,7 ± 0,1
· метамиелоциты 0,8 ± 0,1 0,8 ± 0,1 0,9 ± 0,1 0,8 ± 0,1
· палочкоядерные 0,5 ± 0,1 0,4 ± 0,05 0,5 ± 0,04 0,4 ± 0,07
· сегментоядерные 1,9 ± 0,2 1,3 ± 0,2 1,9 ± 0,2 1,96 ± 0,2
Базофилы 0,4 ± 0,08 0,4 ± 0,05 0,38 ± 0,04 0,4 ± 0,1
Лимфоциты 22,6 ± 3,03 17,2 ± 0,98 18,0 ± 1,0 12,7 ± 0,8
Моноциты 4,4 ± 1,0 2,7 ± 0,4 3,4 ± 0,33 3,2 ± 0,3
Плазматические 0,7 ± 0,1 1,07 ± 0,2 1,4 ± 0,1 1,45 ± 0,13
Эритробласты 0,9 ± 0,2 0,7 ± 0,1 0,6 ± 0,15 0,67 ± 0,1
Пронормоциты 1,4 ± 0,2 1,1 ± 0,2 1,0 ± 0,1 1,1 ± 0,1
Нормоциты:        
· базофильные 3,2 ± 0,6 3,2 ± 0,5 3,0 ± 0,3 5,1 ± 0,3
· полихроматофильные 11,4 ± 1,4 8,9 ± 0,7 8,0 ± 0,46 10,5 ± 0,5
· оксифильные 1,4 ± 0,25 2,3 ± 0,3 2,1 ± 0,2 3,0 ± 0,3
Мегакариоциты, 10 9 0,14 ± 0,03 0,11 ± 0,01 0,11 ± 0,01 0,12 ± 0,01
Миелокариоциты, 10 9 185 ± 38 187 ± 18 153 ± 13 133 ± 11
Лейко-эритробластическое от­ношение 4,4(±0,39):1 5,5(±0,43):1 5,4(±0,23):1 4,7(±0,32):1
ИСЭ 0,7 ± 0,04 0,68 ± 0,02 0,71 ± 0,07 0,71 ± 0,04
КМИН 1,06 ± 0,19 0,76 ± 0,06 0,71 ± 0,06 0,71 ± 0,08

 

 

Примечание: сплошная линия - нейтрофилы; пунктирная - лимфоциты

 

 

Коагулограмма

(Иванов Е.П., 1983, 1991)

Фазы Тесты Опасная зона гипокоагуляции Норма Опасная зона гиперкоагуляции
I фаза (протоомбиназообразование) Время свертывания по Ли-Уайту, мин (в пробирке): в несиликонированной в силиконированной Аутокоагулограмма, с: на 6-й минуте на 8-й минуте на 10-й минуте АЧТВ (активированное частично тромбопластиновое время), с Время рекальцификации, с     >11 >25     >13 >13 >13     >50 >150     5-10 14-20     7-14 7-11 7-11     25-35 60-150     <4 < 10     < 6 < 6 < 6     <28 <60
II фаза (тромбинообразование) Протромбиновый индекс (II, V, VII, X) Протромбин-II, %   <0,5 <40   0,7-1,1 80-100   >1,1 >100
III фаза (фибринообразование) Фибриноген А, г/л Фибриноген В Этаноловая проба Протаминовая проба <1,5 - - - 2-4 - - - >4,0 ++ и более + +
Антикоагулянтная система Тромбинованное время, с Толерантность плазмы к гепарину, мин Антитромбин III, с <12   >17 >69 14-16   10-16 19-69 >17   <9 <18
Фибринолитическая система Спонтанный фибринолиз, % >20   10-20   <9  
Посткоагуляционная фаза Ретракция, % Фибриназа, c Гематокрит, % <28 <30 <0,32 33-43% 33-55 0,4-0,5 >48 >60 >0,55
Клинические проявления   Кровоточивость, ДВС-синдром Норма Тромбозы, эмболии, ДВС-синдром

 

инистерство здравоохранения республики беларусь

учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский Университет» кафедра педиатрии №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.082 с.)