Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инистерство здравоохранения республики беларусь↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Инистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования «Гродненский государственный медицинский Университет» кафедра педиатрии №2 Максимович Н.А., Вильчук К.У. Детская гематология Контрольные вопросы, Лекарственные средства И нормативы лабораторных показателей Учебно-методический комплекс к лабораторным занятиям для студентов 5 курса педиатрического факультета Гродно 2004 Аннотация. Учебно-методический комплекс, составлен в соответствии с программой обучения студентов на 5 курсе педиатрического факультета. Учебно-методический комплекс включает контрольные вопросы к лабораторным занятиям, темы УИРС, перечень практических навыков, нормативы лабораторных показателей, перечень лекарственных средств, используемых в детской гематологии, а также перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к занятиям. Учебно-методический комплекс предназначен для облегчения процесса самоподготовки к занятиям по детской гематологии студентов 5 курса педиатрического факультета и может быть полезным врачам-педиатрам.
Авторы-составители: заведующий кафедрой педиатрии №2 ГрГМУ доц. Вильчук К.У. и ассистент кафедры кандидат медицинских наук Максимович Н.А.
Утвержден на заседании центрального методического Совета Гродненского государственного медицинского университета (протокол № от 2004 г).
Рецензент: зав. кафедрой педиатрии № 1 ГГМУ, доцент Парамонова Н.С.
Ответственный за выпуск: Первый проректор ГрГМУ, д.м.н., профессор Жук И.Г. Оглавление............................................................................................................................. 3 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям, темы Уирс и список рекомендуемой к изучению литературы по детской гематологии, эндокринологии и неонатологии......................................................................... 5 Гемолитические анемии у детей......................................................................................... 5 Апластические анемии у детей........................................................................................... 6 Тромбоцитопении и тромбоцитопатии............................................................................... 8 Гемофилии у детей.................................................................................................................. 9 Геморрагический васкулит................................................................................................. 10 Острый лейкоз у детей.......................................................................................................... 11 Организация диспансеризации детей с гематологическими заболеваниями...... 12 Перечень Основных знаний, умений и практических навыков, которыми должен овладеть студент при изучении детской гематологии. 14 основные лекарственные средства, используемые в детской гематологии........................................................................................................................................................ 16 Список основных лекарственных препаратов, применяемых в педиатрической гематологии 16 Список лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии...................... 22 Основные фармако-терапевтические критерии использования лекарственных средств при кормлении грудью................................................................................................................. 29 Нормативы основных лабораторных показателей у детей, которыми должен руководствоваться студент при изучении гематологии 32 Основные лабораторные показатели, используемые в гематологии..................... 32 Некоторые показатели гемограммы у детей различного возраста............................. 32 Лейкоцитарная формула крови детей первых двух недель жизни................................ 33 Лейкоцитарная формула здорового ребенка.................................................................... 33 Гематокрит и эритроцитометрические показатели у здоровых детей..................... 34 Некоторые биохимические показатели крови у детей, характеризующие гомеостаз железа 35 Миелограмма здоровых детей............................................................................................ 36 Оценка первичного гемостаза у детей.............................................................................. 37 Коагулограмма..................................................................................................................... 38 Основные лабораторные показатели, используемые в неонатологии.................. 39 Основные биохимические показатели сыворотки крови новорожденных................... 39 Эндокринологические показатели крови новорожденных............................................ 39 Некоторые показатели гемограммы новорожденного.................................................. 40 Коагулограмма у недоношенных детей............................................................................. 40 Показатели экскреторной функции почек....................................................................... 40 Протеинограмма новорожденных..................................................................................... 41 Иммуноглобулины крови новорожденных......................................................................... 41 Состав ликвора у новорожденных.................................................................................... 41 Список литературы, использованной при подготовке учебно-методического комплекса..................................................................................... 42 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям, темы Уирс и список рекомендуемой к изучению литературы по детской гематологии, эндокринологии и неонатологии Гематология
ЗАНЯТИЕ №1 Гемолитические анемии у детей
Вопросы для повторения: 1. Физиология эритрона. Возрастные особенности гемограммы здоровых детей. 2. Показатели красного кровяного ростка у здоровых детей (продолжительность жизни, размер и форма эритроцитов, кривая Прайс-Джонса, расчет цветового показателя, определение осмотической стойкости эритроцитов). 3. Клиническое значение реакции Кумбса. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Классификация гемолитических анемий у детей. Этиология. 2. Признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза. 3. Патогенез гемолиза эритроцитов: · при наследственных гемолитических анемиях (микросфероцитозе, анемии связанной с дефицитом Г-6-ФДГ, серповидно-клеточной анемии); · при приобретенных гемолитических анемиях (изо-, гетеро-, аутоиммунных, инфекционных и токсических). 4. Диагностические критерии синдрома гемолиза. 5. Наследственные мембранопатии. · Гемолитическая анемия Минковского-Шоффара. Особенности клиники и диагностики. Осмотическая стойкость эритроцитов, эритроцитометрическая кривая Прайс-Джонсона. · Общие представления о других наследственных мембранопатиях (элиптоцитоз, стоматоцитоз, ксероцитоз, акантоцитоз и др.) 6. Наследственные ферментопатии. · Особенности клинического течения и диагностики гемолитической анемии, связанной с дефицитом Г-6-ФД. · Общие представления о наследственных ферментопатиях, связанных с дефицитом пируваткиназы, глюкозофосфатизомеразы, нуклеотидов, глутатионредуктазы. 7. Наследственные гемоглобинопатии. Клинические проявления и диагностика талассемии, серповидно-клеточной анемии и других типов гемоглобинопатий. 8. Понятие о приобретенных иммунных и неиммунных гемолитических анемиях, клиника, диагностика. 9. Дифференциальная диагностика гемолитических анемий у детей. 10. Неотложная помощь при остром гемолитическом кризе и основные принципы плановой терапии при гемолитических анемиях. 11. Общие принципы лечения гемолитических анемий. 12. Принципы поликлинической реабилитации детей с гемолитическими анемиями. ТЕМЫ УИРС: 1. Обмен и уровень билирубина в крови. 2. Желтухи у детей раннего и старшего возраста. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С-Пб.: Сотис, 1999.- С. 721-724, 736-746. 2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры. Дополнительная: 1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 22-29, 54-106. 2. Гематологические болезни у детей./Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 62-91,108-122. 3. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: 1990. - С. 291-308. 4. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С. 534-544. 5. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред. М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 609-617. 6. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - С 51-57.
ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 Гемофилии у детей Вопросы для повторения: 1. Современные представления о коагуляционном гемостазе. Факторы свертывания крови, стадии гемостаза. 2. Оценка коагуляционного звена гемостаза (время свертывания крови по Ли-Уайту, протромбиновый индекс, ретракция кровяного сгустка, уровень в сыворотке крови фибриногена, кальция и др.). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Наследственные коагулопатии у детей. Виды. Эпидемиология. Принципы наследования. Патогенез нарушений гемостаза при гемофилии. 2. Классификация.гемофилии у детей. 3. Клиника гемофилии А: · провоцирующие моменты для проявления первых симптомов гемофилии; · зависимость клинических проявлений гемофилии А от уровня VIII фактора в крови; 4. Особенности клиники гемофилии В и С. 5. Диагностика гемофилий. Роль оценки вторичного гемостаза. 6. Дифференциальный диагноз гемофилий. 7. Принципы лечения гемофилий. 8. Лечение гемофилии А. Методика расчета криопреципитата, препаратов VIII фактора. 9. Лечебная тактика при гемофилиях В и С. 10. Принципы гемостазиологического обеспечения при оперативных вмешательствах у детей с гемофилиями. 11. Осложнения гемотрансфузионной терапии. Основные пути профилактики осложнений при гемофилиях (гемартрозов и др.). 15. Принципы поликлинической реабилитации детей с гемофилиями. ТЕМЫ УИРС: 1. Редкие формы гемостазиопатий. 2. Препараты крови, используемые в лечении геморрагических диатезов. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С-Пб.: Сотис, 1999. - С. 768-780, 795-801. 2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры. Дополнительная: 1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 307-311, 344-352. 2. Гематологические болезни у детей./Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 122-154,170-200, 233-237. 3. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. – С. 237-240, 243-248. 4. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: 1990. - С. 309-316. 5. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С. 567- 576. 6. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред. М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 622-628, 633-636.
ЗАНЯТИЕ №5 Геморрагический васкулит Вопросы для повторения: 1. Лабораторная диагностика синдрома ДВС крови. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Классификация геморрагических диатезов сосудистого генеза у детей. 2. Геморрагический васкулит (болезнь Шенлейна-Геноха) у детей. Этиологические факторы ведущие к возникновению капилляротоксикоза. 3. Основные звенья патогенеза болезни Шенлейна-Геноха. 4. Классификация и клинические формы геморрагического васкулита. 5. Осложнения геморрагического васкулита и их профилактика. 6. Основные принципы диагностики геморрагического васкулита. 7. Дифференциальная диагностика болезни Шенлейна-Геноха. 8. Диетотерапия в лечении геморрагического васкулита. 9. Медикаментозное лечение геморрагического васкулита. Принципы гепаринотерапии. 10. Поликлиническая реабилитация детей с геморрагическим васкулитом. ТЕМЫ УИРС: 1. Синдром Луи-Барр. 2. Гепаринотерапия в педиатрии. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - С-Пб.: Сотис, 1999. - С. 768-772, 795-801. 2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры. Дополнительная: 1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 330-338. 2. Гематологические болезни у детей./Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 122-154, 170-200, 233-237. 3. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - С 237-240, 243-248. 4. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: 1990. - С. 309-316. 5. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С. 567- 576. 6. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред. М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 622-628, 633-636.
ЗАНЯТИЕ №6 Острый лейкоз у детей Вопросы для повторения: 1. Миелограмма при острых и хронических лейкозах. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Эпидемиология, этиология и патогенез лейкозов у детей. 2. Современные принципы классификации лейкозов у детей. 3. Острый лейкоз у детей. Международная (FAB - 1976-80г.) цитохимическая и морфологическая классификация острых лейкозов. 4. Основные клинические синдромы острого лейкоза у детей. 5. Клинические стадии острого лейкоза. Понятие о ремиссии и рецидиве. 6. Особенности клиники острого лимфобластного лейкоза и отдельных форм острого миелобластного лейкоза у детей. 7. Современные принципы диагностики острых лейкозов. 8. Диагностическая значимость исследования костного мозга при остром лейкозе (цитоз, морфология, цитохимия, цитогенетика и иммунофенотипирование). 9. Дифференциальная диагностика лейкозов. 10. Основные принципы и современные схемы специфического и сопроводительного лечения детей с острыми лейкозами. Протоколы БФМ – 90. 11. Прогноз различных типов острых лейкозов. Прогностические факторы при остром лимфобластном лейкозе. 12. Понятие о хроническом миелолейкозе. 13. Принципы поликлинической реабилитации детей с лейкозом. ТЕМЫ УИРС: 1. Миелодиспластический синдром 2. Лимфоаденопатии у детей. 3. Группы цитостатических средств, применяемых в педиатрии. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - СПб.: Сотис, 1999. - С. 746-759. 2. Лекции и учебно-методические пособия кафедры. Дополнительная: 1. Козарезова Т.И., Климкович Н.Н. Болезни крови у детей. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – С. 214-280. 2. Гематологические болезни у детей/ Под ред. М.П. Павловой - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - С. 14-22, 237-298. 3. Сушко Е.П., Тупкова Л.М., Новикова В.И., Лялькова В.П. Детские болезни. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - С 231-237. 4. Усов И. Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990. - С. 291-308. 5. Справочник семейного врача. Педиатрия. /Под ред. Г. П. Матвейкова - Мн.: Беларусь, 1997. - С.550-554. 6. Справочник по лечению детских болезней. /Под ред М.В. Чичко – Мн: Беларусь, 1998. – С. 636-642.
ЗАНЯТИЕ №7 Миелограмма здоровых детей (Павлова М.П. и др., 1996)
Примечание: сплошная линия - нейтрофилы; пунктирная - лимфоциты
Коагулограмма (Иванов Е.П., 1983, 1991)
инистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования «Гродненский государственный медицинский Университет» кафедра педиатрии №2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.190.118 (0.01 с.) |