Создание определенного эмоционального настроя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание определенного эмоционального настроя.



Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и зна­чимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвечен­ный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размыш­ляет автор.

Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7. Цитата из исходного текста (или другого источника), свя­занная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить совращенный мир, лишенный печатного зна­ка?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя уви­дел», - поскольку в центре внимания автора проблема речи как от­ражения личности человека.

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик-Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и обществен­ный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, вы­двинутая именно Д.С. Лихачевым, - проблема экологии культуры.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органичносвязано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Работаем над заключением

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основ­ным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и ло­гичная концовка сочинения.

Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не остав­лять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприя­тие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказывать­ся от этого бесценного дара?

Призыв, обращение к читателю

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чу­десный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни гаи просто зрителем?

Использование цитаты

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

По критериям К7 - К12 оценивается грамотность сочинения - соблюдение языковых норм. Разумеется, работа должна быть на­писана грамотно. Обращает на себя внимание то, что многие ошиб­ки (особенно пунктуационные) можно объяснить спешкой при пе­реписывании в чистовик, поэтому важно правильно распределить время, отведенное на экзамен. Обычно авторы тестов советуют 1,5 часа отвести на выполнение тестовой части и столько же – на работу над сочинением. Думаю, что хорошо подготовленному ученику для выполнения тестовых заданий вполне достаточно 40-60 минут. Ос­тавшееся время следует посвятить творческой части.

Отдельно следует сказать о фактических ошибках - искажении информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Обычно встречаются следующие виды фактических ошибок:

1) искажение фактов, содержащихся в тексте;

2) неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте сочинения.

3) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном
тексте, которые учащиеся используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.).

Как видим, основные причины появления фактических ошибок - это невнимательное чтение исходного текста, а также узость кру­гозора ученики.

Подводя итоги, можно дать ученикам несколько полезных советов.

1) Не следует переписывать предложения из задания В8, посвящен­ного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст
этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов
(рекомендуемый объем сочинения – не менее 150 слов).

2) В сочинении не нужно специально анализировать использо­ванные в тексте средства выразительности (тем более что это уже
сделано в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на
особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства,
привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, одна­ко простое перечисление использованных автором приемов («Автор
мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не
украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли.

3) Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К со­жалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже извест­ных писателей и публицистов.

4) Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопи­тесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5) При формулировании проблемы и авторской позиции старай­тесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соот­ветствующие мысли своими словами.

6) Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст.
Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с пос­ледующими мыслями сочинения.Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому сти­лю, поскольку его волнует такая социальная проблема,как,..

7)Если вы используете авторский неологизм, обязательно заклю­чайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреть­ся как грамматическая ошибка.

8)Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п. ), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример, мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

9) Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только чер­ной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.

 

Глава 2. Практическое приложение. («Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы)

Создавая эту работу, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось, на первый взгляд, странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников – весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинение беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема – обоснование – вывод). В узком смысле – применительно к сочинению на ЕГЭ – аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.

Пример – это тот факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е. факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько тематических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1. Проблемы.

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать.

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения).

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевидное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, например, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

 

Рубрика №1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

Проблемы

1. Нравственные качества настоящего человека.

2. Судьба человека.

3. Гуманное отношение к человеку.

4. Милосердие и сострадание.

Утверждающие тезисы

1. Несите миру свет и добро!

2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.

3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.

4. Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М.Волошин, русский поэт).

4. Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А.Чехов, русский писатель).

Аргументы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.016 с.)