Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Следующий критерий оценки – К2 – касается комментарияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст. Можно выделить два типа комментария. 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: • Как, на каком материале автор раскрывает проблему? • На чем заостряет внимание? Почему? • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? • Какие эмоции автора выражены в тексте? • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это • Какие средства выразительности помогают выявить авторское 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы: • К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная ит.п.) • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она • Почему эта проблема привлекла внимание автора? • Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает • К каким выводам автор подводит читателя? Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что… Типичные ошибки при комментировании проблемы: • комментарий подменяется пересказом; • излишне подробно цитируется исходный текст; • выделена одна проблема, а комментируется другая; • при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». Следует обратить особое внимание учащихся на разграничение понятий «автор» и «рассказчик». Как отмечает А.И. Горшков, «автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора». Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: например, в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые ученики писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»! Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор скорее всего оценивает его так же. В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.
Выявление авторской позиции оценивается по критерию КЗ.
Напомним, что позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д. Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни. Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции; • Позиция автора такова:… • Автор считает, что... • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... • Автор убеждает нас в том, что... • В тексте доказывается мысль о том, что... • Основная мысль текста заключается в том, что... • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что… Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
Виды аргументов Логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. Кним относятся: ■ научные аксиомы; ■ положения законов и официальных документов; ■ законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; ■ заключения экспертов: ■ цитаты из авторитетных источников; ■ показания очевидцев; ■ статистические данные; ■ примеры из жизни или художественной Литературы. Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся: • эмоциональная убежденность пишущего; • ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы); • примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; • указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; • апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
Рассмотрим структуру аргументации.
При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста. Типичные ошибки аргументации: • ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, • приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого • в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; • в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; • отсутствуют переходы между аргументами; • отсутствует вывод. Композиция сочинения Критерий К5 оценивает смысловую цельность сочинения.
Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Композиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Традиционно выделяются три части сочинения: 1) вступление, в котором обычно формулируется проблема 2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую 3) заключение, в котором подводится итог. Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии стеми критериями, по которым ее будут проверять: 1. Вступление. 2. Формулирование проблемы. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция. 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод. Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами – типичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относится отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение после последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями. Работаем над вступлением Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами. Проблемный вопрос. Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. 2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме. Разбитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Лескова также посвящен проблеме экологии... 3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин. 4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Приходилось ли вам молча проходить милю распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.008 с.) |