Рубрика №5. Возвысить человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рубрика №5. Возвысить человека



Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества.

2. Воздействие искусства на духовное становление человека.

3. Воспитательная функция искусства.

Утверждающие тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К.Паустовский, русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А.Герцен).

3. Совестливость – вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н.Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги – это мир настоящего чуда (Л.Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга – просто праздник (М.Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский, русский композитор).

8. Искусство – это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).

Аргументы

1) Ученые, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребенка.

2) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

3) Известный детский писатель Н.Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой.

4) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

 

Рубрика №6. «Не потеряйте человека!»

Проблемы

1. Образование и культура.

2. Воспитание человека.

3. Роль науки в современной жизни.

4. Человек и научный прогресс.

5. Духовные последствия научных открытий.

6. Борьба нового и старого как источник развития.

Утверждающие тезисы

1. Познание мира ничем нельзя остановить.

2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.

3. Цель науки – делать человека счастливым.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К.Краус, немецкий ученый).

4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А.Регульский).

Аргументы

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) В повести М.Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

2) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю.Бондарев. в этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем, «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений, бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

3) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры – огромные чудовища, настоящие машины для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

4) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

 

Законы общественного развития

Человек и власть

1) История знает много неудачных попыток сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра I генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться… И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

2) Историк И.Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда ректор представил ему лучших студентов, Николай I сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества.

3) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полете на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотрели пророческие глаза восторженного мечтателя.

 

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обесценит его сокровища, велел трубить изобретателю голову.

2) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

3) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

 

Рубрика №7. «Помни имя свое!»

Проблемы

1. Историческая память.

2. Отношение к культурному наследию.

3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека.

4. Отцы и дети.

Утверждающие тезисы

1. Без прошлого нет будущего.

2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.

Цитаты

1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У.Фолкнер, американский писатель).

2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д.Сантаяна, американский философ).

3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (И.Тальников, русский писатель).

4. Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф.Абрамов, русский писатель).

Аргументы

1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом».

2) Надменный лакей Яша из пьесы А.Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать а Париж. Он – живое воплощение беспамятства.

3) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

4) Царь Петр I умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди, заметил, как один из присутствующих при этом вельможа скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! Ты мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты – дурак; я оставлю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь.

 

Рубрика №8. «Всегда оставайся человеком!»

Проблемы

1. Нравственные качества человека.

2. Честь и достоинство как высшие ценности человека.

3. Конфликт человека и общества.

4. Человек и социальная среда.

5. Межличностные отношения.

6. Страх в жизни человека.

Утверждающие тезисы

1. Человек всегда должен оставаться человеком.

2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой.

4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир.

Цитаты

1. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х.Р.Хименес, испанский писатель).

2. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А.Камю, французский писатель и философ).

3. Идти вперед и никогда не умирать (У.Теннисон, английский поэт).

4. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Оруэлл, английский писатель).

5. Человека создает его сопротивление среде (М.Горький).

Аргументы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.021 с.)