Человек и культура/искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и культура/искусство



Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспита­ния. Что влияет на формирование личности? Проблема формирова­ния духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истин­ная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек вос­принимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное от­ношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого че­ловека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избе­жать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хо­рошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни че­ловека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочи­нения могут типовые конструкции. Например:

Автор поднимает проблему...

Автор затрагивает важную проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

Текст Д.С. Лихачева застает меня задуматься над проблемой...

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д.Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...

Я думаю, что проблема, поставленная автором, -это...

Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни чело­века играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать подобного рода «домашние за­готовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаб­лонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второсте­пенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать про­блему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысло­вых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает наш опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, уче­никам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулиро­вать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно ис­пользовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, которыми и является формулировкой
проблемы.

Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с фор­мулированием проблемы текста:

У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это про­блема смысла жизни. (Как справедливо отмечает Л.Л. Соколова,
«важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и
проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем
о первой».)

Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии
человека...
(Перед нами очень распространенная грамматическая
ошибка - нарушение управления: существительное проблема тре­бует от зависимого слова родительного падежа: проблема равноду­шия человека.)

Главная проблема этого текста - это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка 'с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспи­тать в человеке умение сочувствовать, сострадать?)

Проблема, которую поднимает автор, носит социальный ха­рактер... (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: ...автор
поднимает важную социальную проблему...)

Одна из проблем данного текста заключается в том, что нуж­но быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы
формулируется позиция автора.)

В прочитанном мною тексте автор высказывает такую про­блему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень
актуальна сегодня.
(Нарушена сочетаемость «высказывает пробле­му», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно и
то же.)

Писатель затрагивает проблему нравственности, которая
разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чес­
ти, добра и порядочности.
(Крайне неудачная формулировка. Мож­
но говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».
Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

 

Виды аргументов

Логические аргументы - это доводы, апеллирующие к челове­ческому рассудку, к разуму. Кним относятся:

■ научные аксиомы;

■ положения законов и официальных документов;

■ законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

■ заключения экспертов:

■ цитаты из авторитетных источников;

■ показания очевидцев;

■ статистические данные;

■ примеры из жизни или художественной Литературы.

Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определен­ное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, посло­вицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия при­нятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (со­страдание, совесть, честь, долг и т.д.).

 

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Тезис Речь человека - это показатель его интеллекту­ального и нравственного развития.
Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрации к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеж­ден, что каждое такое слово несет в себе «отрицатель­ный заряд». Да и кому хотелось бы услышатьот близ­кого человека что-либо, оскорбляющее слух?
Аргумент 2   Правоту автора подтверждает и опыт художест­венной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.
Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева - ге­роя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Гос­пода Головлевы». Иудушка (таково его про­звище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», умень­шительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька), Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собс­твенности.
Вывод Таким образом, ничто не охарактеризует челове­ка лучше, чем его речь.

 

Рассмотрим структуру аргументации.

Тезис
Аргумент 1 (иллюстрации)
Аргумент 2 (иллюстрации)
Вывод


При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста.

Типичные ошибки аргументации:

• ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы,
связанные с другой проблемой текста;

• приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого
тезиса;

• в качестве аргументов приведены только примеры (часто наско­ро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;

• в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничи­ваются первый и второй аргументы;

• отсутствуют переходы между аргументами;

• отсутствует вывод.

Композиция сочинения

Критерий К5 оценивает смысловую цельность сочинения.

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и (или) в работе имеется 1 нарушение абзацного членения тек­ста  
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и (или) имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста  

Смысловая цельность текста определяется тем, насколько проду­мана композиция работы. Композиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Традиционно выделяются три части сочинения:

1) вступление, в котором обычно формулируется проблема
текста;

2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую
позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;

3) заключение, в котором подводится итог.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии стеми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами – типичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относится отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение после последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.

Работаем над вступлением

Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к фор­мулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Разбитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пе­ресыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с трево­гой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Лескова также посвящен проблеме экологии...

3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к об­суждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти опре­деленные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить милю распоясавших­ся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас бы­ли случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равно­душного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

 

Использование цитаты

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

По критериям К7 - К12 оценивается грамотность сочинения - соблюдение языковых норм. Разумеется, работа должна быть на­писана грамотно. Обращает на себя внимание то, что многие ошиб­ки (особенно пунктуационные) можно объяснить спешкой при пе­реписывании в чистовик, поэтому важно правильно распределить время, отведенное на экзамен. Обычно авторы тестов советуют 1,5 часа отвести на выполнение тестовой части и столько же – на работу над сочинением. Думаю, что хорошо подготовленному ученику для выполнения тестовых заданий вполне достаточно 40-60 минут. Ос­тавшееся время следует посвятить творческой части.

Отдельно следует сказать о фактических ошибках - искажении информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Обычно встречаются следующие виды фактических ошибок:

1) искажение фактов, содержащихся в тексте;

2) неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте сочинения.

3) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном
тексте, которые учащиеся используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.).

Как видим, основные причины появления фактических ошибок - это невнимательное чтение исходного текста, а также узость кру­гозора ученики.

Подводя итоги, можно дать ученикам несколько полезных советов.

1) Не следует переписывать предложения из задания В8, посвящен­ного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст
этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов
(рекомендуемый объем сочинения – не менее 150 слов).

2) В сочинении не нужно специально анализировать использо­ванные в тексте средства выразительности (тем более что это уже
сделано в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на
особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства,
привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, одна­ко простое перечисление использованных автором приемов («Автор
мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не
украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли.

3) Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К со­жалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже извест­ных писателей и публицистов.

4) Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопи­тесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5) При формулировании проблемы и авторской позиции старай­тесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соот­ветствующие мысли своими словами.

6) Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст.
Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с пос­ледующими мыслями сочинения.Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому сти­лю, поскольку его волнует такая социальная проблема,как,..

7)Если вы используете авторский неологизм, обязательно заклю­чайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреть­ся как грамматическая ошибка.

8)Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п. ), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример, мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

9) Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только чер­ной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.

 

Глава 2. Практическое приложение. («Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы)

Создавая эту работу, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось, на первый взгляд, странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников – весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинение беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема – обоснование – вывод). В узком смысле – применительно к сочинению на ЕГЭ – аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.

Пример – это тот факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е. факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько тематических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1. Проблемы.

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать.

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения).

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевидное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, например, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

 

Рубрика №1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

Проблемы

1. Нравственные качества настоящего человека.

2. Судьба человека.

3. Гуманное отношение к человеку.

4. Милосердие и сострадание.

Утверждающие тезисы

1. Несите миру свет и добро!

2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.

3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.

4. Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М.Волошин, русский поэт).

4. Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А.Чехов, русский писатель).

Аргументы

Проблемы

1. Человек и родина.

2. Связь человека со своим народом.

Утверждающие тезисы

1. Люби, цени и защищай свою отчизну.

2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

3. Каждый из нас – живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.

Цитаты

1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К.Паустовский).

2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А.Суриков).

3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В.Белинский).

Аргументы

Проблемы

1. Смысл человеческой жизни.

2. Верность своему призванию.

3. Поиск жизненного пути.

4. Истинные и ложные ценности.

5. Счастье.

6. Свобода.

Утверждающие тезисы

1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.

2. Любовь делает человека счастливым.

3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

4. Служить делу жизни – вот главная цель человека.

5. Нельзя насильно сделать человека счастливым.

Цитаты

1. Непреодолимого на свете нет ничего (А.В.Суворов, полководец).

2. Только труд дает право на наслаждение (Н.Добролюбов, литературный критик).

3. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость (Л.Толстой, писатель).

4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В.Вересаев, писатель).

5. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).

6. Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы их иметь (М.Зощенко, русский писатель).

7. Не существует больших талантов без большой воли (О.Бальзак, французский писатель).

8. Думать и творить, творить и думать – вот основа всякой мудрости (И.Гете, немецкий писатель).

9. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства, или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель).

10. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э.Берджес, английский писатель).

 

Аргументы

Ложные ценности

1) И.Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

2) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что мальчик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя какой0то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений.

3) Врач Н.И.Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало подлинным открытием в хирургии и облегчало страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоянно поглощен своими мыслями о том, как лечить людей.

4) Французский писатель Г.Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая запутавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари – это я».

 

Проблемы

1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира.

2. Роль личности в истории.

3. Нравственный выбор человека.

4. Конфликт человека и общества.

5. Человек и природа.

Утверждающие тезисы

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит он вражду и разъединение – он дурной (Л.Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

3. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древнекитайский мыслитель).

4. Люби – и делай что хочешь (Августин Блаженный, христианский мыслитель).

5. Жизнь – это борьба за бессмертие (М.Пришвин, русский писатель).

6. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В.Шекспир, английский писатель).

Аргументы

Человек и природа

1) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой. Наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

2) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. Поле этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасателей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

3) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, который зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребительское отношение человека ждет жестокая расплата.

4) Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря. В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.

 

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И.Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г.Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

 

Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества.

2. Воздействие искусства на духовное становление человека.

3. Воспитательная функция искусства.

Утверждающие тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К.Паустовский, русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А.Герцен).

3. Совестливость – вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н.Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги – это мир настоящего чуда (Л.Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга – просто праздник (М.Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский, русский композитор).

8. Искусство – это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).

Аргументы

1) Ученые, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребенка.

2) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

3) Известный детский писатель Н.Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой.

4) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

 

Рубрика №6. «Не потеряйте человека!»

Проблемы

1. Образование и культура.

2. Воспитание человека.

3. Роль науки в современной жизни.

4. Человек и научный прогресс.

5. Духовные последствия научных открытий.

6. Борьба нового и старого как источник развития.

Утверждающие тезисы

1. Познание мира ничем нельзя остановить.

2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.

3. Цель науки – делать человека счастливым.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К.Краус, немецкий ученый).

4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А.Регульский).

Аргументы

Человек и власть

1) История знает много неудачных попыток сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра I генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться… И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.178 с.)