Категория бытия, ее смысл, специфика и формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория бытия, ее смысл, специфика и формы



Проблема субстанции в философии. Монизм и плюрализм.

 

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.

Проблемы определения

Основная проблема чёткого определения в том, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (т.е. материя, мысли, чувства, пространство, душа и т.д.). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой "всеобщей субстанции" нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой "всеобщей субстанции" (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что "всеобщая субстанция" иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций.

История понятия

Латинское слово substantia - это перевод греческого слова сущность (ousia), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей (например, "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется достаточно широко.

· Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философии Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Декарта и Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго - аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

· Вторая точка зрения на субстанцию - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития воли". Для Шопенгауэра субстанция - материя, для Юма - фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как "материю" и одновременно как субъект всех изменений.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.

Монизм (от греческого μονος - единый) - обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле Монизм противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму, допускающему бесконечное множество качественно различных субстанций (монады Лейбница, гомойомеры Анаксагора). Как материализм, так и идеализм представляют собой системы монистические.

Впервые Монизм был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислял к дуалистам. Термин Монизм получил распространение лишь в применении к гегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии (Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальное представляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным. В этом направлении вновь проявляются древние гилозоистические представления. Таким образом, значение термина монизм изменилось.

Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа и требовала их разделения; если же в современной философской литературе и восстают против Монизма (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы на место натуралистического понимания поставить иной Монизм, исходящий из гносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишь различными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективного понимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философия может быть только монистической: основное требование всякой философской системы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этого требования значит отказаться от возможности понять мир как целое, как космос (порядок).

Не всякий Монизм, однако, имеет философское значение. Материалистическому Монизму вполне справедливо противопоставляют дуалистическое миропонимание, которое как критический прием, как анализ понятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя: поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятии и в идеалистическом Монизме, который субстанциальное значение признает лишь за духом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностью духовного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этой дороге, и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущая философия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в.

Несмотря на многочисленность философов-марксистов, тех из них, кто давал в своих трудах подробный, развернутый ответ на вопрос «что такое сознание» с марксистской точки зрения, найдется весьма немного, и наиболее полной и разработанной марксистской теорией сознания следует признать ту, что была предложена в эмпириомонизме А.А. Богданова.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисцие

 

 

Категория бытия, ее смысл, специфика и формы

Исходным фундаментальным понятием, на базе которого строится философская картина мира, есть бытие, которое является системообразующим принципом данной картины. Это понятие широкое, абстрактное, позволяющее осознать предпосылки формирования мироздания.

Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о сущем.

Сущее – фундаментальная категория, обозначающая совокупность многообразных проявлений бытия. Бытие – это все, что существует. Бытие равнозначно таким терминам как быть, существовать, быть в наличном состоянии.

Категория бытия выступает предельно общей абстракцией, объединяя по признаку существования самые различные явления и процессы, их свойства, связи, отношения, человеческие коллективы, состояния и свойства человеческого сознания. Раздел философии, изучающий принципы мироздания, называется антологией.

Содержание того или иного антологического учения раскрывается через взаимосвязь категории существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию определяют еще как учение о бытии).

Прежде всего бытие различается по роду существования:

материальное бытие (солнечная система);

идеальное бытие (идея возникновения солнечной системой).

По характеру:

объективное, отличительным признаком которого является существование, бытие вне и независимо от сознания человека;

субъективное, т.е. отличительным признаком является то, что оно неотличимо от сознания человека (т.е. связано с ним).

Материальные формы бытия:

природно-неорганические (планеты, горы, звезды);

природно-органические (биологические виды);

социальные;

индивидуальные;

искусственные (созданные человеком механизмы).

Идеальные разновидности:

объективно идеальное (закон, мышление);

субъективно идеальное (мечты).

Формы бытия:

бытие человека (основа – человек);

бытие духовного (единство сознательного и бессознательного, знания, заключенные в объективированном, т.е. в объекте, выражающиеся через язык);

бытие социального, означающее единство многообразия видов человеческой деятельности. Разновидности: общественное, индивидуализированное.

бытие тел, процессов, вещей. Разновидности:

а) бытие состояния природы (стихийные бедствия);

б) бытие природы как целое или первая природа, которая не зависит от сознания, она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождается после природы и неразрывно связан с нею;

в) бытие вещей, процессов, сотворимых человеком – вторая природа.

Виды бытия:

реальное, т.е само по себе, независимо от субъективного отражения, умопостигающая сущность, т.е ноумен (ноуменальное);

кажующее (?) бытие или феноменальное, т.е. бытие, как оно нам представляется в плане существования.

Феномен – явление, данное нам в опыте.

Периоды трактовки бытия:

Мифологическое истолкование бытия.

Связан с рассмотрением бытия самого по себе – натуралистическая онтология.

Представители античности (школа Фалеса).

Начиная с Канта, который рассматривает бытие как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. Несмотря на то, что вопрос о соотношении бытия и сознания всегда стоял в центре внимания философов в период немецкой классической философии этот вопрос был поднят на новую высоту.

[?] Почему особенное внимание философов различных направлений в настоящее время привлекло учение о бытии? Как это увязать с поворотом к человеку?

Основная тенденция в развитии представлений о бытии совпадают с тенденцией развития научного знания, которая преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциональный подход к нему. Это прежде всего выражается в широком проникновении в научное мышление таких категорий как функция, отношение, система. В ряде философских концепций акцент делается на специфические формы бытия в человеческом существовании. Это означает интерес к так называемым пограничным ситуациям (страдание, страх, вина), в которых выявляется природа существования. У немецкого философа Ницше, например, понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни, которое не выстраивается в систему, а представляет многозначные символы. Таковы понятия – жизнь, воля к власти, которая и есть само по себе бытие в его динамичности. Ницше является основателем волюнтаризма. Он относится к субъективисто-натуралистическому направлению.

Бытие – не ощущаемое, а категориально-мыслимое бытие. Такое определение дал немецкий мыслитель Гуссерль. Он считал, что смысл бытия заключается в повороте сознания от индивидуально-фактического бытия к миру сущностей. Он и явился основателем феноменологической установки сознания, т.е.

отказ от любых утверждений об объективно существующем бытии;

исключение всех психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущности.

Таким образом, данный представитель относится к объективно-идеалистическому направлению (Платон, Гегель).

Если философы признают равнозначно субстанцию, материю и сознание, то они принадлежат дуализму (Декарт, Кант). Философы, признающие единственную субстанцию (материю или сознание) есть монисты.

Мир (мироздание, универсум) – обобщенное представление об единстве форм бытия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.024 с.)