Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 2 характеристика обычного права и законов как источников римского права

Поиск

Вопрос № 3. Характеристика сенатусконсультов и императорских конституций как источников римского частного права

 

В древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (рори-lus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

(1) Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона.

(2) Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas, или "стою на старом законе" - antique legem).

(3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae).

Виды законов по санкции их

Сенатусконсульты

В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сена-тусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. С. Macedonianum - см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате.

Императорских конституций

Укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не связан» (legibus solutus est). Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», существовали четырех видов:

1) эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению (термин, уцелевший от республиканских времен, когда он имел совсем другое значение). Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства - т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения. Главным образом, эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

2) 2) рескрипты - распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства). Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. В первом случае ответ представлял простую резолюцию на прошении, написанную самим государем. Во втором - ответ на запрос магистрата составлялся в виде особого письма и имел специальное наименование epistola. Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации квалифицировался как «прагматическая санкция».

3) мандаты - инструкции, дававшиеся императорами чи-новникам. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения. Главным образом, эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

4) декреты - решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства.

Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: leges generales, sanctio pragmatica и др.

Вопрос № 5 Ответы юристов как источники римского частного права

 

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.

В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.

Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.

«Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium interpretatione consistit (D. 1. 2. 2. 12. Pomponius»).

(«Так и в нашем государстве (правосудие) строится или на основании права, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.»).

В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам 12 таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, 2 в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, 2 до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (1 в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (2 в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.

Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (2 в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что они "основали цивильное право" (D. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристом был также Цицерон (1 в. до н.э.).

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1 - 3 вв. н.э.), признаваемый за классический. В именно эту эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь - в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.

В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах: а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты - решения по судебным делам; в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы; г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Вопрос № 12 Понятие лица в римском праве. Содержание правоспособности

 

Латины (latini). Эта часть населения проживала на территории Италии, а затем и вне ее, в римских провинциях, колониях. Древние латины - это жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III века до н.э. Правовое положение латина приобреталось: в силу рождения; актом государственной власти; добровольным переходом римского гражданина в разряд latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний. Латины во время нахождения в Риме могли участвовать в народных собраниях, обладали jus commercii, а некоторые - jus conubii. В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что и римские граждане, однако обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.). Как видим, латины были полностью лишены публичных прав и несколько ограничены в имущественных (например, не могли составлять завещаний). Именно это неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что, в конце концов, привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н.э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане.

Перегрины (peregrini). Это иностранные граждане на территории Древнего Рима. Перегринами также считались и римские подданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Первоначально перегрины были совершенно бесправны, так как не имели ни имущественных, ни публичных прав и поэтому не могли защитить свои права в римском суде. Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены правовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника - патрона из числа римских граждан.

В 242 г. до н.э. была учреждена должность претора по делам иностранцев, который разбирал споры между римлянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выработалось так называемое jus gentium (право народов). Перегрин не был рабом, но не был и римским гражданином. Не обладал он, естественно, и политическими правами. Перегрины могли становиться римскими гражданами: в силу закона; в награду за услуги, оказанные государству; в силу специального акта государственной власти.

По мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 г.н.э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой.

Рабы (servi). Основным источником рабства являлась война. Рабами становились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латинских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала: рабами становились свободные граждане, ставшие неоплатными должниками. Существовали другие источники рабства: рождение от рабыни, рабство за преступления (уголовное рабство).

В связи с завоевательными войнами III в. до н.э. (Пунические, Македонские), рабы исчисляются сотнями и тысячами и проникают во все поры хозяйственной жизни государства. Правовое положение раба давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над ним: он мог его не только безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить.

Прекращалось рабство отпущением на свободу ("манумиссия"). Бывший раб (вольноотпущенник) возвращался обратно в рабство, если проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу.

Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами - "servi res sunt" ("рабы суть вещи"). Иными словами, раб рассматривался не как субъект, а как объект права, не признавался лицом, поэтому не мог служить в армии, платить налоги, создавать семью.

Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину.

Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону: раба нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба, а за убийство чужого раба господин отвечал, как за повреждение чужой вещи), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т.д.

В конце принципата и, особенно в период домината некоторые рабы стали получать в управление и пользование часть имения рабовладельца (небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов) под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество называлось пекулием. Но господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того, чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Нередко рабы совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio) в пределах стоимости пекулия.

Как видим, рабы получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Предприимчивый раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить таким образом у хозяина свободу. Однако положение рабов во все времена римской истории было очень тяжелым.

Вольноотпущенники (libertini). Отпущенные на волю рабы именовались libertini - вольноотпущенниками. В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов. Но в период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов заметно уменьшилась, усилился контроль государства в этой области. Отпущение на волю без соблюдения строго установленных форм или с их нарушением считалось недействительным. А отпущенный на волю раб (вольноотпущенник) нес ряд обязанностей в отношении своего господина. Прежний господин становился патроном, а бывший раб - клиентом. Обязанности клиента выражались в словах «почтение» и «личные услуги». На практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона; он обязан был оказывать господину разного рода услуги, в том числе и имущественного характера; патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов.

Либертины были ограничены и в сфере публичного права: они не служили в войске, в I веке н.э. они утратили jus suffragii, не имели права быть включаемыми в состав сената.

Колоны (coloni). Колонами римские юристы называли арендаторов и тех, кто получал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из поколения в поколение, и тех крупных арендаторов, которые обрабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками субарендаторам.

"Колонат" - сложная проблема периода империи. Вопрос о юридической природе данного института следует решать исходя из социально-экономической обстановки того периода. Постепенно отдельные провинции начинают приобретать экономическую самостоятельность, жить своей собственной жизнью. Экономическое же господство Рима прекращается уже со второй половины I века н.э. К этому времени хозяйство, основанное на рабском труде, начинает себя изживать. Рабство не дает предпосылок для интенсивного труда, ибо раб не заинтересован в результатах своей работы. Поэтому обширные хозяйства (латифундии) дробятся на мелкие участки (парцеллы), на которые и сажают рабов.

Итак, раб становится самостоятельным производителем, а рабство в целом переходит в какую-то новую свою стадию. С другой стороны, и мелкие крестьяне понижаются в своем социально-экономическом уровне. Они также прикрепляются к земле: на этих двух корнях и создается колонат, т.е. такой юридический институт, при котором непосредственный производитель прикрепляется к земле. Колоны считались свободными людьми, а за пользование землей обязаны вносить ее собственнику определенный оброк или подать, выполнять повинности. Колон мог иметь семью, самостоятельно вести хозяйство. Со времени Диоклетиана происходит постепенное прикрепление колонов к земле, и на протяжении длительного исторического периода правовое положение колонов приближается к феодально-зависимым крестьянам. Образование сословия колонов - наиболее заметное проявление формирования новых сословных делений в позднеримском обществе.

Законодательство именует колонов "рабами земли". Это значит, что если колон сходит с земли, то землевладелец имеет право вернуть его на землю и даже наказать.

Колонат - состояние наследственное. Дети колона обязаны сидеть на том же участке, на котором сидит отец, и сойти с этого участка они не имеют права.

Тенденция сословной дифференциации распространяется и на другие слои свободного населения. Сословные деления углубляются, «высшие» более резко противопоставляются «низшим».

В 212 году императором Марком Аврелием Антонином Каракаллой был издан эдикт о предоставлении почти всем свободным жителям права римского гражданства. Благодаря этому эдикту постепенно был осуществлен процесс преобразования огромного конгломерата племен и народностей в более или менее однородное общество. Правовые различия между разными категориями населения сгладились. К началу III века н.э. различия между jus civile (цивильное право) и jus gentium (право народов) окончательно исчезают. Эти две ветви частного права сливаются. Во всяком случае, в период поздней империи вопрос о правоспособности значительно упростился. Различие между гражданами, латинами, перегринами утратило практическое значение. Все население империи отныне делится лишь на граждан и рабов.

Юридические лица - субъекты гражданского права

Содержание правоспособности

Физические лица признавались субъектами римского частного права (persona) и наделялись определенными правами -- правоспособностью.

Поскольку Древний Рим был рабовладельческим государством, то далеко не каждый человек признавался субъектом. Субъектом римского права мог быть только свободный человек.

Рабы рассматривались не как субъект, а как объект римского права.

Полная правоспособность физического лица состояла из трех статусов: состояния свободы -- данный статус вводился для разграничения свободных и рабов; состояния гражданства -- для разграничения римлян и неримлян (латинов, перегринов); семейного положения -- для разграничения самостоятельных глав семейств и подвластных лиц. Основной хозяйственной единицей выступала семья, которую возглавлял глава семейства.

Только при наличии всех трех статусов лицо признавалось субъектом римского права, т. е. могло от своего имени осуществлять права и нести обязанности. По различным причинам лицо могло утратить один из статусов. В данной ситуации его правоспособность либо утрачивалась, либо ограничивалась. Изменение правоспособности называлось capitis deminutio и в начальный период римского права приравнивалось к гражданской смерти, т. е. лицо фактически существовало, но у него в собственности не могло быть имущества, и он не мог им распоряжаться.

Существовало изменение правоспособности, в котором различали три степени:

1) утеря лицом статуса свободы и превращение в раба;

2) утрата римского гражданства;

3) изменение семейного положения лица. Для обладания полной правоспособностью римскому гражданину нужно было отвечать три требованиям (status):

1) быть свободным (status libertatis);

2) иметь римское гражданство (status civitatis);

3) быть главой семьи (status familiae).

В частном римском праве правоспоспособ-ность включает еще два элемента -- право вступать в законный римский брак и право торговать, совершать сделки.

Правоспособность возникала с момента рождения и прекращалась со смертью человека. Но были случаи, когда еще не родившийся ребенок признавался правоспособным, что имело большое значение для наследственного права.

Объем правоспособности на протяжении всей истории римского права не был постоянным. Постепенно с развитием общества и государства различия между группами свободного населения стирались. Но это не относилось к взаимоотношениям свободных и рабов, которые оставались в прежнем положении.

Император Римской империи Антонин Кара-калла в 121 г. даровал права римских граждан всему свободному населению империи, что формально уравняло всех свободных людей в частном праве.

Вопрос № 13 Правовое положение римских граждан (свободнорожденных и вольноотпущенников)

 

Полноправным субъектом государственной жизни римского государства был римский гражданин (патриций), родившийся в законном браке.

Являясь гражданином Рима, лицо могло пользоваться определенными правами, но наряду с этим на него возлагались и публичные обязанности.

Способы приобретения римского гражданства:

1) рождение от римских граждан;

2) отпущение на свободу из рабства;

3) предоставление римского гражданства иностранцу;

4) усыновление римским гражданином иностранного ребенка.

Римские граждане подразделялись на свободнорожденных, обладающих полностью правоспособностью, и вольноотпущенников (libertini), к которым относились рабы, получившие свободу.

Вольноотпущенники находились в прямой зависимости от своих бывших господ и не могли служить в римских легионах, а впоследствии и вовсе утратили право голоса. Кроме этого, им было запрещено заключать браки с лицами сенаторского происхождения, а до I в. - со всеми свободнорожденными.

Со временем утверждается правило, что люди не равны друг другу. Рабы никогда не ставились на одну ступень с патрициями: они были не людьми, а вещами.

Когда римский юноша достигал совершеннолетия, то отец приводил его на главную площадь

Рима, где юноша записывался в соответствующую трибу. И с этого момента он становился политически полноправным.

Но политическое полноправие не влекло за собой гражданского, т. е. юноша не мог распоряжаться имуществом, так как до тех пор, пока отец был жив, сын находился под его властью и не мог совершать каких-либо сделок без прямого на то указания отца.

По римскому праву политическое и гражданское полноправие было абсолютной привилегией мужчин. Женщин римские мужчины считали легкомысленными, поэтому женщины не могли совершать каких-либо сделок, а также принимать участие в политической жизни общества.

Но женщины не были совсем отстранены от участия в делах семьи и общества. Хотя их влияние было и косвенным, но было довольно значительным. Они воспитывали детей, занимали положение хозяйки дома и не раз оказывали существенное влияние на судьбу Рима.

Римское гражданство прекращалось или со смертью гражданина, или в результате потери статуса свободы, т. е. когда лицо превращалось в раба. Присутствовал ряд обстоятельств, при которых лицо теряло римское гражданство. К таким обстоятельствам относились военный плен, осуждение к смертной казни и др.

В Римской империи лицо, которое незаконно выдавало себя за римского гражданина, приговаривалось к смерти. В 24 г. был принят закон, согласно которому вольноотпущенник, выдававший себя за свободнорожденного, привлекался к уголовной ответственности.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенными являлись рабы, отпущенные на волю. Их правовое положение находилось в прямой зависимости от прав лица, которое отпускало их на волю. Если раб был отпущен на свободу квиритским собственником, то он приобретал права римского гражданина, а если раб был отпущен на свободу лицом, у которого право собственности основывалось на преторском эдикте, то он приобретал латинское гражданство.

Вольноотпущенники были ограничены в занятии государственных должностей, т. е. они не могли избираться на должность судей, сенаторов и т. д. Кроме этого, вольноотпущенники находились в зависимости от своего прежнего хозяина. Так, вольноотпущенник не мог вызвать своего хозяина в суд и находился в зависимости от владельца. Причем прежний хозяин имел некоторые наследственные права на имущество, находящееся в собственности вольноотпущенного. Рабовладельцу принадлежало право наследовать по закону имущество вольноотпущенника, если последний не имел родственников и не составил завещания.

Рабовладельцы могли возложить на вольноотпущенных ряд обязанностей:

1) оказывать своему прежнему хозяину уважение;

2) оказывать прежнему владельцу материальную помощь вплоть до содержания в случае нужды;

3) оказывать бывшему владельцу различные услуги без вознаграждения.

Отношения вольноотпущенника и бывшего хозяина отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил имя и наименование семьи или рода бывшего хозяина, указывая его имя в родительном падеже в качестве имени отца; прежнее имя раба превращалось в прозвище.

Рабовладелец утрачивал в отношении своего бывшего раба все права, если отказывал ему в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение.

Вольноотпущенники обладали ограниченной правоспособностью. Так, они не могли служить в римских легионах. В I в. н. э. им было запрещено принимать участие и голосовать в Народном собрании.

Во времена Римской империи публичные права вольноотпущенников еще больше ограничились. Однако в это время образовался институт присвоения вольноотпущенникам политической правоспособности, что осуществлялось либо постановлением императора, либо путем присвоения императором золотого перстня.

В период правления Юстиниана различия были уничтожены. Политические права вольноотпущенников не были ограничены. Если раб был отпущен на свободу на законных основаниях, то он приобретал статус римского гражданина. Но по своему правовому положению вольноотпущенник не был приравнен к свободнорожденному. Вольноотпущенникам было запрещено вступать в брак со свободнорожденными и лицами сенаторского звания.

Вопрос № 39 Договор займа

Договор займа (mutuum) -- реальный договор, по которому одна сторона (заимодавец) передавала в собственность другой стороне (заемщику) денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками, а другая сторона (заемщик) принимала на себя обязательство вернуть такую же сумму денег или такие же вещи по истечении срока, указанного в договоре.

Признаки договора займа:

1) реальность, т. е. договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей, определенных родовыми признаками;

2) одностороннее обязательство, в котором у заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи; а у заемщика -- обязанность вернуть в установленный срок эти деньги или иное имущество;

3) деньги или вещи, выступающие в качестве предмета, но только не индивидуально-определенные, а определенные родовыми признаками;

4) реальная передача вещей в собственность заемщика;

5) обязанность должника при наступлении определенного срока вернуть такое же количество вещей и такого же качества, какое было им получено;

6) несение заемщиком риска случайной гибели полученных взаймы вещей.

Договор займа являлся беспроцентным договором. Однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено.

В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора.

Формы заключения договора займа:

1) сделка nexum, т. е. путем совершения в торжественной обстановке с помощью меди и весов особого обряда (gestum или negotium per aes et libram). Со временем появилась чеканная монета, и сделка nexum превратилась в простой обряд;

2) стипуляция, т. е. взаимный обмен торжественными обещаниями;

3) обыкновенная письменная форма.

В случае невозвращения заемщиком займа в установленный срок заимодавец мог предъявить:

1) иск строгого права, когда судья при рассмотрении спора не мог принимать основанные на требованиях справедливости возражения ответчика, так как был связан договором;

2) цивильный иск о возврате неосновательного обогащения, который возникал в основном не из договора займа, а из простого факта передачи вещей от одного лица другому;

3) иск на взыскание имущества, полученного заемщиком по договору займа. Заимодавец мог предъявить к заемщику также иск о взыскании суммы займа, которую он на самом деле мог не давать, а заемщик в ответ мог предъявить иск о возврате расписки, в которой он ссылался на непредоставление займа.

Вопрос № 40 Договор найма

 

Договор найма (locatio-conductio)

Несмотря на единство данной категории, особенно в терминологическом отношении, римляне включали в схему locatio-conductio три различных вида обязательств, которые возводятся в современном праве к трем разным

контрактам. Поэтому изложение целесообразно было бы разделить по трем разным формам, которые называются соответственно:

1. locatio-conduсtio rei (аренда, найм вещей),

2. locatio-conduсtio operarum (найм услуг),

3. locatio-conduсtio operis (подряд или наем работы).

1) Наем вещи Наймом вещей называется такой договор, по которому одна сторона (арендодатель, locator) обязуется предоставить другой стороне (арендатору, conductor) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а другая сторона обязуется уплачивать за пользование предоставленными вещами определенное вознаграждение (merces, pensio) и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю. Это двусторонний контракт.

Предметом такого договора могли быть вещи - движимые и недвижимые, но из числа движимых вещей только такие, которые не принадлежат к числу потребляемых.

Вознаграждение за пользование должно определяться в денежном выражении, но в договорах найма (аренды) сельскохозяйственных земельных участков допускалось определение наемной платы в натуре.

На наймодателе, лежала обязанность предоставить нанимателю пользование нанятой вещью (или вещью и плодами от неё). Наймодатель отвечал за всякую вину, он также был обязан платить за отданную внаем вещь налоги, нести всякого рода публичные повинности и т.д. Наниматель был обязан платить наймодателю за пользование вещью условленную наемную плату пропорционально времени пользования. Он нес ответственность за всякого рода повреждения и ухудшения нанятой вещи, если они произошли по его вине.

По окончании найма нанятая вещь должна была быть возвращена без задержки и в надлежащем состоянии. Прекращался договор найма истечением срока, но, если фактически пользование вещью со стороны нанимателя продолжалось и по окончании срока, договор считался возобновленным по молчаливому согласию сторон. В некоторых случаях договор найма вещи мог быть прекращен односторонним отказом от него той или другой стороны.

Наниматель не был лишен права (если не было противоположного соглашения с наймодателем) передать нанятую вещь в пользование другому лицу (поднаем). Такая передача не снимала с основного нанимателя ответственности перед наймодателем за сохранность вещи и надлежащее её использование.

2) Договор найма услуг.

Такой договор, по которому одна сторона (нанявшийся) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство заплатить за них определенное вознаграждение.

Предмет договора - выполнение отдельных услуг по указанию нанявшего.

Нанявшийся, фактически ставил себя в положение, близкое рабу. В основном содержание договора составляли повседневные домработы. Договор мог быть заключен или на срок или без его указания. Если без указания - в любой момент любая из сторон могла от него отказаться. Нанявшийся должен был выполнять, в течение срока договора, именно те услуги, которые определены в договоре, притом лично.

Наниматель обязан уплатить за эти услуги. Если нанявшийся заболел или по другой причине не мог выполнить обязательства, он не имел права и на вознаграждение. Если нанявшийся был готов оказать услуги, а наниматель неважно почему, но не воспользовался ими, нанявшийся должен был получить вознаграждение.

3) Договор подряда - договор, по которому одна сторона (подрядчик, conductor) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (заказчика, locator) известную работу, а заказчик принимал на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение.

Отличие этого договора от договора найма услуг, заключалось в том, что по договору найма услуг, нанявшийся обязан был к предоставлению отдельных услуг; договор же подряда направлен на то, чтобы подрядчик дал определенный законченный результат. Подрядчик отвечал за всякую вину, не исключая легкой. Ему разрешалось пользоваться при исполнении договора услугами других лиц, но с тем, что за их вину он отвечал как за свою собственную. На обязанности заказчика лежала уплата условленного вознаграждения.

Вопрос № 41 Договор ссуды

 

Договор ссуды (сommodatum) -- реальный договор, по которому одна сторона (ссудодатель) передавала другой стороне (ссудополучателю) индивидуально-определенную вещь во временное безвозмездное пользование, а ссудополучатель принимал на себя обязанность вернуть по истечении срока договора туже самую вещь в неповрежденном состоянии.

Признаки договора ссуды:

1) реальность, так как договор ссуды считался заключенным с момента фактической передачи имущества в пользование;

2) наличие в качестве предмета договора индивидуально-определенной вещи;

3) передача вещи во временное пользование ссудополучателю;

4) обязанность ссудополучателя вернуть полученную вещь;

5) безвозмездность;

6) несение риска случайной гибели ссудодателем, так как он оставался собственником переданного имущества;

7) возможность возмещения ссудодателем вреда, который он причинил ссудополучателю;

8) наличие одностороннего обязательства, когда ссудодатель имел только права и никаких обязанностей, а ссудополучатель -- только обязанность вернуть в установленный срок вещь. В договоре ссуды срок не являлся существенным условием, и договор мог заключаться на как определенное время, так и бессрочно. Причем в бессрочном договоре ссуды ссудодатель мог потребовать от ссудополучателя возвратить вещь в любой момент.

Обязанности сторон по договору ссуды:

1) ссудодателя:

а) предоставить вещь надлежащего качества и гарантирующую ее использование с выгодой для ссудополучателя;

б) вещи, в <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.017 с.)