Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итерационный метод решения нелинейных уравненийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пусть требуется решить уравнение, представленное в виде x = g (x), (5) где правая часть уравнения - непрерывная на отрезке функция g (x). Суть метода итераций (метода последовательных приближений)состоит в следующем. Начиная с произвольной точки x0, принадлежащей отрезку [a, b], последовательно получаем x (1) = g (x (0)) (первое приближение) x (2) = g (x (1)) (второе приближение) … … … x (k + 1) = g (x (k)) (k + 1-е приближение) Последовательность x (0), x (1), …, x (k), … (6) называется последовательностью итераций для уравнения (1) с начальной точкой x (0). Если все точки (2) принадлежат отрезку [a, b] и существует предел , то, перейдя к пределу в равенстве
x (k + 1) = g (x (k)) (k = 0,1,2,...), (7) получим , т.е. . Следовательно, если существует предел последовательности итераций (7), то он является корнем уравнения (1). Достаточные условия сходимости последовательности итераций содержатся в следующей теореме.
Теорема. Пусть функция g (x) имеет на отрезке [a, b] непрерывную производную и выполнены два условия: 1) q < 1 при x [a, b]; 2) значения функции y = g(х) принадлежат отрезку [a,b] для любого x [a, b] Тогда при любом выборе начального приближения x(0) [a, b] процесс итераций сходится к единственному корню уравнения (1) на отрезке [a, b] Оценка погрешности k -го приближения x (k) к корню такова: , (8) где Укажем теперь один из способов преобразования уравнения f(x) = 0 (9) к виду x = g(x), допускающему применение метода итераций, сходящихся к решению уравнения (9). Для любого числа уравнение (9) равносильно уравнению (5), где g (x) = x + f(x). Предположим, что производная f ' (x) > 0 и непрерывна на [ a,b ]. Пусть , ; положим , и рассмотрим функцию . (10) Для функции, определенной формулой (10), выполняются достаточные условия сходимости метода итераций решения уравнения (9). В частности, условие 1) теоремы следует из неравенств 0 < m f ' (x) M, 0 g ' (x) = 1 - (1/M) f ' (x) 1 - m/M = g < 1 . Замечание1. Если окажется, что производная f ' (x) отрицательна на отрезке [ a, b], то уравнение (1) можно заменить на равносильное уравнение -f(x) = 0 и использовать указанное преобразование. Замечание 2. Если вычисление точного числа затруднительно, то можно заменить его произвольным числом М1> M. Однако при большом М1 число q = 1 - m / М1 ближе к единице и процесс итераций сходится медленнее. Замечание 3. При нахождении корня уравнения (1) с заданной точностью или при оценке погрешности k-го приближения можно, не вычисляя точного значения числа q = max | g ' (x) |,ограничиться следующей практической рекомендацией: при 0 < q (1/2) (11) при (1/2) < q < 1. (12) Блок – схема алгоритма, реализующего итерационный метод, приведена на рис. 3.2.
Рис 3.3 Блок – схема алгоритма, реализующего метод половинного деления
Лабораторная работа 4 Решение нелинейных уравнений Работа выполняется с использованием палитры программирования системы автоматизации математических вычислений Mathcad
Задание на работу: 1.Разработать программы нахождения корней нелинейного уравнения методом половинного деления и методом итераций. 2.Найти корень заданной функции с требуемой точностью (eps = 0.0001). 3. Сравнить количество итераций, требуемых для нахождения решения с заданной точностью тем и другим методом. 4. Задать линейную функцию, имеющую корень на том же самом интервале [a,b] и решить данное линейное уравнение. Сравнить число итераций в том и другом методе. Объяснить полученные результаты.
Варианты заданий. 1. x 4 - 3x -20 = 0 (x > 0) 2. x 3 - 2x - 5 = 0 (x > 0) 3. x 3 + 3x + 5 = 0 4. x 4 + 5x -7 = 0 (x > 0) 5. x 3 - 12x - 5 = 0 (x > 0) 6. x 3 - 2x 2 - 4x + 5 = 0 (x < 0) 7. x + e x = 0 8. x 5 - x - 2 = 0 9. x 3 - 10x + 5 = 0 (x < 0) 10. 2 - lnx - x = 0 11. x 3 + 2x - 7 = 0 12. x 3 + x 2 - 11 = 0 (x > 0) 13..x 4 - 2x - 4 = 0 (x > 0) 14. 2e x + x - 1 = 0 15. x 4 - 2x - 4 = 0 (x < 0) 16. 2x 3 + x 2 - 4 = 0 (x > 0) 17. e x - x - 2 = 0 18. (1/2) e x - x - 1 = 0 (x > 0) 19. x 2 - cos x = 0 (x > 0) 20. x 2 + lnx = 0 Требования к оформлению отчета Отчет по лабораторной работе должен содержать: - название работы - цель работы - тексты программ - результаты, полученные в процессе выполнения работы - выводы Вспомогательные материалы Для разработки программ на Mathcad е можно использовать приемы, описанные в лабораторных работах №1 и №2. Существует бесчисленное множество линейных функций, имеющих корень на интервале[a,b]. Поясним это на примере. Пусть a = 2, b = 7. Пусть корень уравнения равен 5. Тогда функция F(x) = k1 + k2*x, имеющая корень, равный пяти, может иметь такой вид F(x) = 10 – 2*x (один из коэффициентов задается произвольно, другой находится из уравнения F(x) = 0).
Контрольные вопросы: 1. Зачем нужна процедура отделения корней? 2. Что называется корнем уравнения? 3. Какова точность метода половинного деления? 4. Каким образом исходное уравнение преобразуется к виду, удобному для итераций? 5. Чему равна оценка погрешности k -го приближения? Раздел 4 Интерполирование функций Краткое введение. Постановка задачи интерполирования. На отрезке заданы n+1 точки , которые называются узлами интерполяции, и значение некоторой функции в этих точках . (1) Требуется построить интерполирующую функцию F(x), принадлежащую известному классу и принимающую в узлах интерполяции те же значения, что и , т.е. (2)
Рис. 4.1 Интерполирование функции y = f(x)
В общем случае, задача имеет бесчисленное множество решений. Задача становится однозначной, если решение искать в заданном классе функций. Будем искать полином степени не выше n и удовлетворяющий условию (2). Полученную интерполяционную формулу используют для вычисления значений в точках (интервалах), отличных от узлов. Если - имеет место задача интерполирования (интерполирование “в узком смысле”). При решается задача экстраполирования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.011 с.) |