Баланс Центрального банка и его особенности. Роль учета и отчетности Центрального банка для управления его деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баланс Центрального банка и его особенности. Роль учета и отчетности Центрального банка для управления его деятельностью



Обязательства центрального банка - банкноты, обязательные или договорные резервы банков и свободные резервы банков называют „резервными деньгами” (reserve money) или „денежной массой” (base money).

Если баланс центрального банка определяется обязательствами - резервные деньги поставляются только чтобы удовлетворить спрос, то центральный банк занимает крепкую позицию, поскольку может определять условия (т.е., цену), по которым удовлетворяется спрос.

Напротив, если баланс центрального банка определяется активами, то, в типичном случае, на рынке существует избыточное предложение ликвидных средств, и позиция центрального банка как монопольного поставщика ликвидности будет слабой. России Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка России включает:

отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

аудиторское заключение по годовому отчету Банка России. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.

 

41. Правовое регулирование деятельности центральных банков. Общая характеристика ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Банк России обладает общим и отраслевыми правовыми статусами.

В методологическом аспекте общий правовой статус может рассматриваться как категория, которая развертывается в понятиях отраслевых статусов. Соответственно общий правовой статус Банка России как результат системного анализа и обобщения, т.е. как категория, охватывает конкретные отраслевые правовые статусы.

Статус Банка России законодательно определяется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Согласно Конституции РФ главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти.

Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России.

 

42. Эволюция возникновения и развития института центрального банка. Перспективы развития центральных банков в условиях мирового финансового кризиса

Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы. В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками в середине XIX — начале XX века. Так, банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 году, Рейхсбанк и Банк Испании — в 1874 году, Федеральная резервная система в США — в 1913 году. Первые же центральные банки в мировой банковской истории возникли значительно раньше. Самым первым центральным банком стал Риксбанк — Центральный банк Швеции, образованный в 1668 году. Несколько позднее (в 1694 году) возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения извечной войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. В качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные новым банком банкноты стали авторитетным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии.

В отличие от Англии, где центральный банк вырос «снизу», в России Госбанк был утвержден «сверху» в 1860 году. При этом, если Банк Англии или Рейхсбанк в Германии действовали как независимые кредитно-эмиссионные центры, то Госбанк России был подчинен Министерству финансов. В условиях мирового финансового кризиса центральные банки стран с формирующимися рынками в целом не понесли существенных убытков от инвестиционной деятельности, однако многие из них, в т.ч. и Россия, были вынуждены направить часть резервов на проведение валютных интервенций. Продолжающееся накопление валютных резервов на фоне ослабления кризисных явлений и стабилизации финансовых рынков, по всей вероятности, приведет к ослаблению ограничений по классам финансовых инструментов и уровню кредитного риска.

 

43. Необходимость банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

В условиях рыночной экономики банки имеют чрезвычайно большие возможности влиять на осуществляемые в России экономические процессы как положительно, так и негативно, что обусловливает необходимость регламентации их деятельности.

Государство в лице центрального банка призвана обеспечивать стабильность денежного обращения и национальной валюты, что невозможно без регулирования деятельности банков, а именно без ограничения способности банков создавать деньги.

Банки - это доверительные учреждения. Общество рассматривает выполнение государством функции банковского регулирования и надзора как своего рода гарантию сохранности банковских вкладов.

Банки играют ключевую роль в экономике и в то же время им свойственна повышенная финансовая уязвимость (низкая доля капитала, зависимость от банковских рисков), что обусловливает необходимость принятия государством мер по банковскому регулированию и надзору.

Банки функционируют главным образом как негосударственные, частные институты, цель деятельности которых - получение максимальной прибыли. Одновременно они выполняют общественно полезные и необходимые функции, что делает регулирование и надзор за их деятельностью обоснованным и необходимым задачам государства. Основные задачи банковского регулирования и надзора:

- обеспечение стабильности и надежности банковской системы;

- защита интересов вкладчиков банков - создание конкурентной среды в банковском секторе;

- обеспечение открытости политики и деятельности банковского сектора. Необходимость банковского регулирования и надзора в условиях рыночной экономики ни в коем случае не означает исключение саморегуляции банковского сектора через рыночные механизмы.

 

44. Особенности банковского регулирования и надзора в развитых странах

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

- под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

- ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

- независимое агентство, несущее ответственность перед пар ламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

- смешанный тип организации, например, в США – Федераль ная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депо зитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Ко митет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентив ный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор.

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ог раничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

 

45. Основные формы и методы банковского надзора в России

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих банковскую деятельность позволяет выделить следующие направления государственного регулирования этой сферы деятельности:

а) нормотворчество, в процессе которого устанавливаются правовые нормы, регулирующие организацию и принципы функционирования банковской системы Российской Федерации, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; порядок осуществления банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля;

б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в Российской Федерации, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;

в) банковское регулирование с использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики;

г) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью;

д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

• проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

 

46. Сущность, виды, формы валютной политики. Ее взаимосвязь с денежно-кредитной политикой

Валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Формы валютной политики.

- дисконтная;

- девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция, режим вал паритетов;

- диверсификация валютных резервов;

- валютные ограничения;

- девальвация, ревальвация.

Выделяют следующие цели валютной политики во взаимосвязи ее с денежно-кредитной политикой как ее инструмента:

1. Воздействие на уровень инфляции. Таким образом, валютная политика может использоваться как один из инструментов финансовой стабилизации экономики.

2. Воздействие на объем производства через внешнеторговое сальдо.

3. Вывод экономику из депрессии через инвестиции.

 

47. Цели, задачи, объекты и методы валютного регулирования и контроля со стороны Банка России

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов.

Валютный контроль и регулирование в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля и регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России), уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации (Банк России), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся:

- брокеры - юридические лица, осуществляющие деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

- дилеры - юридические лица, коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицами, осуществляющими такую деятельность, ценам;

- управляющие - юридические лица, осуществляющие от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными им во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами;

- клиринговые организации - юридические лица, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

- депозитарии - юридические лица, оказывающие услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

- держатели реестра (регистраторы) - юридические лица, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг;

- организаторы торговли на рынке ценных бумаг - юридические лица, в том числе фондовые биржи, предоставляющие услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками Рынка ценных бумаг.

В свою очередь Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

 

48. Национальный банковский совет Центрального банка Российской Федерации: состав, функции

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

При принятии Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета.

В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.031 с.)