Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы в России.



Организация деятельности КБ

Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы в России.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковская система — форма организации функционирования в стране специализи­рованных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами.

В странах со слаборазвитыми экономическими структурами функционирует, как правило, БС распределительного типа, для которой характерны: государственная монополия банковского дела, государственная собственность на банки, ответственность государства по обязательствам банков, централизованное управление, одноуровневое построение. В странах с развитой экономикой действует рыночная БС, для которой характерны: отсутствие государственной монополии банковского дела, многообразие форм собственности на банки, отсутствие ответственности государства по обязательствам банков (за исключением ответственности по застрахованным вкладам) и ответственности банков по обязательствам государства, децентрализованное управление системой, двухуровневое построение. Выделяют три основных элемента двухуровневой БС. Первый уровень - ЦБ. Второй уровень – КБ и учреждения банковской инфраструктуры. Формирование и развитие БС России. До 1988 г. в СССР функционировала одноуровневая БС. Банковская реформа 1987 г. стала первым шагом к созданию двухуровневой системы: наряду с Госбанком, игравшим роль ЦБ, были созданы 5 специализированных банков. После принятия Закона «О кооперации» (1988 г.) стали создаваться КБ в форме кооперативных. После принятия в 1990 г. законов «О Государственном банке» и «О банках и банковской деятельности», была установлена двухуровневая БС. Особенностью КБ в России с самого начала было преобладание мелких и средних банков. В результате кризиса 1998 г. уменьшилось общее количество банков (на 41%) и капитал банков (в три раза в рублевом и в 8,5 раза в валютном исчислении). Последствия банковского кризиса были преодолены только к 2001 г. (Последние годы существенно выросли кредиты предприятиям и населению, постепенно расширяются также масштабы ипотечного кредитования. В 2005-2007 годах БС развивалась в соответствии со «Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года», подготовленной Правительством и БР в 2005г.) На сегодняшний день, в России действует двухуровневая БС. Следует отметить, что количество КБ в последние годы постоянно уменьшается. На начало 2011 года приходилось 1012 банков, из которых 514 находятся в Центральном Федеральном округе (ЦФО). На 01.01.2012 года насчитывалось 978 банков. Что касается общей статистики за пять лет, то количество КБ за пять лет сократилось на 158. Сокращение шло по всем федеральным округам, что, в свою очередь, грозило исчезновением региональных банков. Но в 2012 году ситуация несколько улучшилась: число банков ЦФО увеличилось на 57. Совокупные активы банков за последние 7 лет выросли. В 2007-2010 годах было снижение роста активов, этот период совпал с финансовым кризисом 2008-2009 гг. и его последствиями. С 1.01.12 УК банка дб 180 млн. руб. А с 01.01.15 г. 300 млн. руб.

 

Порядок регистрации, лицензирования и ликвидации КБ

Основанием является: ГК РФ, ФЗ «О ЦБ», «О банках и банковской деятельности», ФЗ «об АО». ФЗ «Об ООО», О государственной регистрации юр. лиц ИП, а также положения инструкции БР (109,128, 268-П О порядке и критериях оценки финансового положения физ. лиц – учредителей КО). ЦБ в соответствии с основными банковскими законами разрабатывает порядок создания КБ, определяет перечень документов для регистрации и получения лицензии. Предоставляются следующие док-ты:1) заявление о гос. регистрации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций, кот. содержит экономическое обоснование технической возможности КО совершать банк. Операции, информация об учредителях КО, направления деятельности, предполагаемая клиентская база, ресурсы которые будут привлекаться для развития КО; 2) учредительный договор; 3) устав КО(ст.10 ФЗ), фирменное наименование КО, местонахождения КО и т.д. 4) протокол общего собрания учредителей; 5) список учредителей КО; 6)свидетельство об уплате госпошлины за регистрацию; 7) нотариально заверенные копии свидетельств о гос. регистрации; 8) аудиторские заключения о достоверности их фин. Отчет.; 9)декларация о доходах учредителей физ. лиц; 10) анкеты кандидатов на должности ген. Директора и глав. Бух.; 11) уведомление о приобретении более 1% акций; 12) заключение федерального антимонопольного органа; 13) бизнес-план. Эти документы предоставляются в территориальное учреждение ЦБ. Принятие решения о гос. регистрации или об отказе произ-ся в срок не более 90 дней, лицензии выдается не позднее 6 месяцев.

Порядок ликвидации. Правовое регулирование:

1. ФЗ "О банках и банковской деятельности" - Статья 23. Ликвидация или реорганизация КО

2. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) КО" - Глава VII. Особенности признания ликвидируемой КО и отсутствующей КО банкротом; Статья 23.1. Ликвидация КО по инициативе БР (принудительная ликвидация)

БР в течение 15 дней со дня отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации КО.

Заявление БР о принудительной ликвидации КО рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Суд принимает решение о ликвидации КО и назначении ликвидатора КО, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) КО на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления БР о принудительной ликвидации КО предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации КО в БР и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что КО находится в процессе ликвидации.

Решение арбитражного суда о ликвидации КО вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование решения арбитражного суда о ликвидации КО не приостанавливает его исполнение.

Срок ликвидации КО не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации КО. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора КО.

Если в ходе проведения процедуры ликвидации КО выявится, что стоимость имущества КО, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов КО, ликвидатор КО обязан направить в арбитражный суд заявление о признании КО банкротом.

В случае прекращения деятельности КО на основании решения ее учредителей БР по ходатайству КО принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций КО в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в БР.

Учредители КО, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс КО по согласованию с БР. Ликвидация КО считается завершенной, а КО прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Развитие подходов Банка России к оценке финансовой устойчивости коммерческого банка. Критерии и методы оценки финансовой устойчивости коммерческих банков.

Согласно данному Указанию ЦБ РФ от 30.04.2009 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков», экономическое положение банков определяется на основе анализа таких факторов, как капитал; активы; ликвидность; соблюдение обязательных нормативов и лимитов, установленных Банком России; качество управления; прозрачность структуры собственности.

Оценка капитала банка.

Оценка капитала осуществляется по результатам оценок показателей достаточности собственных средств (капитала), общей достаточности капитала и оценки качества капитала.

Показатель общей достаточности капитала (ПК2):

, где К – собственные средства (капитал) банка;А – активы;Ариск0 – совокупная величина активов, имеющих нулевой коэффициент риска.

Показатель оценки качества капитала (ПК3):

, где Кдоп – дополнительный капитал банка;Косн – основной капитал банка;

Для оценки капитала банка рассчитывается:

, где баллi – оценка от 1 до 4 соответствующего показателя оценки капитала банка;весi – оценка по шкале относительной значимости от 1 до 3 соответствующего показателя оценки капитала банка.

Оценка активов банка

Базовыми критериями оценки активов банка выступают: качество ссуд, риск потерь, доля просроченных ссуд, размер резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрация крупных кредитных рисков, концентрация кредитных рисков на акционеров (участников) и концентрация кредитных рисков на инсайдеров.

Показатель качества ссуд (ПА1):

где СЗбезнад – безнадежные ссуды;СЗ – ссудная и приравненная к ней задолженность.

Показатель риска потерь (ПА2):

 

А – активы, резервы на возможные потери по которым должны быть сформированы в размере более 20%;РП – резервы на возможные потери, фактически сформированные под вышеназванные активы;РР – величина расчетного резерва на возможные потери под вышеназванные активы;Р – минимальный размер резерва на возможные потери под вышеназванные активы;ПП – положительная переоценка по хеджирующим сделкам, принятая в уменьшение резервов на возможные потери по срочным сделкам.

Показатель доли просроченных ссуд (ПА3):

, (1.6)

где СЗпр – ссуды, просроченные свыше 30 календарных дней.

Показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам (ПА4):

, где РВПСр – величина расчетного резерва на возможные потери по ссудам;РВПСф – величина фактически сформированного резерва на возможные потери по ссудам.

Оценка доходности банка

Оценка доходности банка определяется по результатам оценок показателей прибыльности активов и капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи и спреда от кредитных операций.

Показатель прибыльности активов (ПД1):

, где ФР – финансовый результат банка;ЧДраз – чистые доходы от разовых операций;Аср – средняя величина активов.

Показатель прибыльности капитала (ПД2):

где Н – начисленные налоги;Кср – средняя величина капитала.

Показатель структуры расходов (ПД4):

, где Рау – административно-управленческие расходы;ЧД – чистые доходы (расходы).

Показатель чистой процентной маржи (ПД5):

где ЧДп – чистые процентные и аналогичные доходы.

Показатель чистого спрэда от кредитных операций (ПД6):

, где СЗср – средняя величина ссуд: рассчитывается по формуле средней хронологической;Дп – процентные доходы;Рп – процентные расходы;ОБср – средняя величина обязательств, генерирующих процентные выплаты.

Значение приведенных выше показателей оценки доходности указывается в процентах годовых.

Оценка ликвидности банка

Оценка ликвидности определяется по результатам оценок показателей общей краткосрочной, мгновенной, текущей ликвидности, структуры привлеченных средств, зависимости от межбанковского рынка, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд, усреднения обязательных резервов, обязательных резервов и риска на крупных кредиторов и вкладчиков.

Показатель общей краткосрочной ликвидности (ПЛ1):

где Лакт – ликвидные активы банка;О – общий объем обязательств банка;Одл – обязательства банка со сроком погашения (востребования) свыше 1 года;Офл – средства клиентов – физических лиц со сроком погашения (востребования) свыше 1 года.

Показатель структуры привлеченных средств (ПЛ4):

где Одовостреб – обязательства (пассивы) до востребования;

ПС – привлеченные средства.

Показатель зависимости от межбанковского рынка (ПЛ5):

Где ПСбк – полученные межбанковские кредиты (депозиты);СЗбк – предоставленные межбанковские кредиты (депозиты.

Показатель риска собственных вексельных обязательств (ПЛ6):

где Ов – выпущенные банком векселя и банковские акцепты.

Показатель небанковских ссуд (ПЛ7):

где СЗнб – ссуды, предоставленные клиентам – некредитным организациям (включая ссуды, предоставленные физическим лицам);ПСнб – показатель «Средства клиентов (некредитных организаций)»;ПСдо – показатель «Выпущенные долговые обязательства».

Показатель усреднения обязательных резервов (ПЛ8) характеризует отсутствие (наличие) у банка факта невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов в соответствии с законодательством и оценивается за квартал, предшествующий отчетной дате.

Показатель риска на крупных кредиторов и вкладчиков (ПЛ10):

где Овкк – сумма обязательств банка по кредиторам и вкладчикам (группам связанных кредиторов и вкладчиков) – некредитным организациям, доля каждого из которых в совокупной величине аналогичных обязательств банка составляет 10% и более.

Показатель неисполненных банком требований перед кредиторами (ПЛ11) характеризует отсутствие (наличие) у банка неисполненных требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам, включая требования Банка России, и (или) обязанности по уплате обязательных платежей и оценивается в календарных днях длительности неуплаты в течение 6 месяцев, предшествующих отчетной дате, на которую рассчитываются группы показателей оценки капитала, активов, доходности, ликвидности. В случае отсутствия у банка в анализируемом периоде фактов неисполнения требований показатель ПЛ11 не рассчитывается.

Показатель обязательных резервов (ПЛ9) характеризует отсутствие (наличие) у банка неисполнения обязанности по выполнению резервных требований и оценивается в календарных днях длительности неуплаты за квартал, предшествующий отчетной дате, на которую рассчитываются группы показателей оценки капитала, активов, доходности, ликвидности. Если неуплата отсутствует, то данный показатель не рассчитывается.

Направления развития

Сегодня, определяя стратегию выхода на рынок пластиковых карт, российские банки выбирают какую-либо из трех возможных стратегий:

1. Создание и развитие собственной банковской карты и сети ее обслуживания (эквайринга).

2. Вступление в российскую платежную систему.

3. Вступление в международную платежную систему.

Многие российские банки диверсифицируют свою деятельность – сочетают выпуск международных карт с членством в российских платежных системах. Российские банки в большей степени ориентированы на кредитно-депозитные и в меньшей степени на расчетные операции. Чистые процентные доходы российских банков более чем в пять раз превышают комиссионные доходы. Платежи предприятий населению по заработной плате проводятся безналичными деньгами не более чем на 10%, покупки населения – не более чем на 1%. Во многом низкая востребованность платежных услуг есть следствие недостаточно хорошего качества и технологического уровня платежных систем. Создание эффективных платежных систем предусматривает в первую очередь решение следующих задач:

- выбор основной группы платежеспособных клиентов;

- предоставление им возможности превратить наибольшую часть своих денег в безналичные;

- создание мест, где можно соответствующими безналичными средствами платить;

- привлечение крупного торговца для обслуживания достаточно привлекательных для него клиентов.

 

Взаимодействие коммерческих банков и АИЖК(Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) в реализации ипотечных жилищных программ

АИЖК называет своей основной задачей рефинансирование (выкуп) выданных банками населению ипотечных кредитов за счет средств, привлекаемых путем размещения на российском фондовом рынке ценных бумаг. Сформированная агентством система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов включает в себя само АИЖК и его партнёров - региональных операторов (созданных при поддержке региональных органов власти), сервисных агентов, банки - первичные кредиторы. Источниками финансирования деятельности АИЖК служат взносы государства в уставный капитал и привлекаемые с рынка инвестиционные ресурсы – кредиты, доходы от размещения корпоративных облигаций и облигаций с ипотечным покрытием.

Агентством разработаны стандарты выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов, по которым партнеры агентства выдают ипотечные кредиты «Стандарт», Новостройка», «Военная ипотека», «Материнский капитал», «Молодые ученые», «Молодые учителя».

Количество ежегодно выдаваемых населению России ипотечных кредитов выросло практически с нуля в 2002 году до 690,7 тыс. в 2012 году, а годовой объем выдачи ипотечных кредитов в 2012 г. достиг 1029 млрд рублей. Значимую роль в этом сыграла деятельность агентства, которое остается крупнейшим эмитентом ипотечных ценных бумаг в Российской Федерации. Более 200 мелких и средних банков и ипотечных компаний из всех регионов Российской Федерации рефинансируют через агентство выданные населению ипотечные кредиты (займы). В 2012 году агентством было рефинансировано (выкуплено) 45 489 кредитов на сумму 60,98 млрд. рублей. Это составило 6,6 процента в количественном и 5,9 процента в денежном выражении от всех выданных к тому моменту ипотечных кредитов в России. В январе - марте 2013 года АИЖК рефинансировало 7804 кредита на сумму около 11,2 млрд. рублей. С начала своей деятельности агентством рефинансировано около 300 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму более 300 млрд руб.

Взаимодействие АИЖК и участников ипотечного рынка включает следующие этапы.
1. Коммерческий банк выдает физическому лицу целевой (на покупку жилья) ипотечный кредит на утвержденных Агентством условиях. При этом продавец квартиры и заемщик подписывают договор купли-продажи объекта недвижимости. Поиск квартиры и сопровождение сделки осуществляет уполномоченное риэлтерское агентство, оценку квартиры проводит уполномоченное оценочное бюро.

Соответствующий условиям программы кредит банк перепродает региональному оператору (уступает права требования либо продает закладную). Обслуживание кредита остается за банком.

Региональный оператор перепродает приобретенные им ипотечные кредиты АИЖК. Выполнение обязательств региональных операторов обеспечиваются гарантиями региональных органов власти.

Агентство выпускает ипотечные облигации, обеспеченные, с одной стороны, закладными по ипотечным кредитам, с другой - гарантиями федерального правительства. Вырученные таким образом средства инвесторов Агентство направляет на рефинансирование последующих ипотечных кредитов.

Модель двухуровневой системы рефинансирования ипотечных кредитов
АИЖК ставит перед собой масштабную задачу: во-первых, создание разветвленной ипотечной сети, охватывающей российские регионы; во-вторых, формирование структурированного ипотечного рынка, предполагающего оперирование пулами закладных, а не отдельными ипотечными кредитами, что способствует созданию базиса для вовлечения в ипотечный рынок серьезных институциональных инвесторов.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что АИЖК выступает центральным звеном ипотечной системы, через которое проходят финансовые потоки участников ипотеки (функция рефинансирования кредитов). В то же время АИЖК определяет «правила игры» для всех участников ипотечного рынка (функция стандартизации и функция представления интересов участников ипотеки в государственных органах). Фактически АИЖК совмещает роли финансового агента и контролера на ипотечном рынке.

Как видим, АИЖК единолично обладает широчайшим кругом полномочий. Однако в противном случае, т.е. если указанные полномочия не будут сосредоточены в одних руках, а будут переданы двум или более агентам, то существует вероятность того, что деятельностью уполномоченных агентов будут руководить не столько интересы развития собственно ипотечной системы, сколько мотивы завоевания лидирующих позиций на этом рынке.
По мнению автора, на этапе разработки и становления ипотеки в России вышеуказанный широкий круг полномочий АИЖК необходим, однако во избежание спекуляции на ипотечном рынке со стороны АИЖК был бы целесообразным двойной жесткий контроль над его деятельностью со стороны государства и ассоциации участников ипотечного рынка.
Параллельно с федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию в последние годы были предприняты попытки создания региональных систем ипотеки, наиболее проработанной из которых является московская ипотечная программа. Ее суть схожа со схемой работы АИЖК (схема американской модели ипотеки) с той только разницей, что финансовым источником программы выступил бюджет Москвы (на пилотный этап программы было выделено 9,5 млн руб., в последующем планировалось увеличить бюджетное финансирование до 120 млн руб.).
В рамках данной программы ипотечные кредиты выдавались москвичам для приобретения квартир в городе на срок до 10 лет под 10% годовых в размере, не превышающем 70% стоимости приобретаемого жилья, при условии, что цена 1 м2 приобретаемого жилья не превышает 1500 долл.

 

Банковский менеджмент

Управление персоналом КБ

Для воздействия на поведение работников руководство банка применяет следующие методы. Во-первых, административные (прямые), которые призваны формализовать отношения при помощи нормативно-правовой базы, внутренних инструкций и распорядков, во-вторых, экономические методы (косвенные), среди которых главный - оплата труда. Однако в настоящее время она уже не такая высокая, как была раньше и не стимулирует работников должным образом. Поэтому приоритетное значение приобретают социально-психологические методы. Для комплексного воздействия на персонал банка необходимо, на наш взгляд, применять также морально-этические, правовые методы, методы мотивации, а также контроль.

Отличным началом для управления персоналом выступает организационное структурирование, под которым мы понимаем иерархическую модель построения подразделений банка, а также их взаимосвязь, взаимовлияние, взаимозависимость, взаимодействие и взаимопроникновение. От того какую модель структурирования (линейную, функциональную, кольцевую и т.д) выберет руководство банка и будет зависеть степень включенности персонала в дела банка.

Для обеспечения банка высококвалифицированным персоналом необходимо осуществлять текущее и перспективное планирование персонала, анализировать сегменты предложение персонала для банковской сферы на рынке труда, сочетать как внешние, так и внутренние источники набора кадров, так как у каждого из них есть свои преимущества и недостатки, а также до принятия решения о приеме на работу использовать несколько ступеней отбора.

Чтобы облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации надо использовать программы адаптации. Для того чтобы каждый работник на своем рабочем месте знал степень ответственности за результаты работы и функциональное назначение своей должности необходимо разрабатывать должностные инструкции, квалификационные карты и карты компетенции.

Итак, для эффективного воздействия на персонал коммерческого банка руководству банка необходимо комплексно и рационально использовать методы управления персоналом банка, что позволит повысить результативность управленческого труда.

 

ДКБ

Содержание и механизм действия банковского (депозитного) мультипликатора.

При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций.

Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Данный процесс осуществляется коммерческими банками (системой коммерческих банков).

Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства.
Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации – деньги на депозитных счетах коммерческих банков.

Механизм банковского мультипликатора может существовать только в условиях двухуровневых (и более) банковских систем, причем первый уровень – центральный банк управляет этим механизмом, а второй уровень – коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом.

Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.
Коммерческие банки могут осуществлять свои активные операции только в пределах имеющихся у них ресурсов. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков общая величина свободного резерва всей системы коммерческих банков не изменяется. Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка

Ср = К + ПР + ЦК ± МБК – ОЦР – Ао,

где К – капитал коммерческого банка; ПР – привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на депозитных счетах); ЦК – централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку центральным банком; МБК – межбанковский кредит; ОЦР – отчисления в централизованный резерв, находящийся в распоряжении центрального банка; Ао – ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка.

Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени (год) и характеризует, насколько за этот период времени увеличилась денежная масса в обороте.

Банковский мультипликатор действует независимо от того, предоставлены ли кредиты коммерческим банкам или они предоставлены федеральному правительству.
Управление механизмом банковского мультипликатора, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно центральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций – функцию денежно-кредитного регулирования. Уровень денежно-кредитной мультипликации (коэффициент мультипликатора m) зависит от нормы обязательного резервирования (r) и определяется по формуле

.

Прирост денежной массы (DМ) вследствие денежно-кредитного мультипликатора может быть выраженный формулой

,

где D R — начальный прирост резервов, который послужил причиной процесса мультипликации.

 

Организация деятельности КБ

Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы в России.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковская система — форма организации функционирования в стране специализи­рованных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами.

В странах со слаборазвитыми экономическими структурами функционирует, как правило, БС распределительного типа, для которой характерны: государственная монополия банковского дела, государственная собственность на банки, ответственность государства по обязательствам банков, централизованное управление, одноуровневое построение. В странах с развитой экономикой действует рыночная БС, для которой характерны: отсутствие государственной монополии банковского дела, многообразие форм собственности на банки, отсутствие ответственности государства по обязательствам банков (за исключением ответственности по застрахованным вкладам) и ответственности банков по обязательствам государства, децентрализованное управление системой, двухуровневое построение. Выделяют три основных элемента двухуровневой БС. Первый уровень - ЦБ. Второй уровень – КБ и учреждения банковской инфраструктуры. Формирование и развитие БС России. До 1988 г. в СССР функционировала одноуровневая БС. Банковская реформа 1987 г. стала первым шагом к созданию двухуровневой системы: наряду с Госбанком, игравшим роль ЦБ, были созданы 5 специализированных банков. После принятия Закона «О кооперации» (1988 г.) стали создаваться КБ в форме кооперативных. После принятия в 1990 г. законов «О Государственном банке» и «О банках и банковской деятельности», была установлена двухуровневая БС. Особенностью КБ в России с самого начала было преобладание мелких и средних банков. В результате кризиса 1998 г. уменьшилось общее количество банков (на 41%) и капитал банков (в три раза в рублевом и в 8,5 раза в валютном исчислении). Последствия банковского кризиса были преодолены только к 2001 г. (Последние годы существенно выросли кредиты предприятиям и населению, постепенно расширяются также масштабы ипотечного кредитования. В 2005-2007 годах БС развивалась в соответствии со «Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года», подготовленной Правительством и БР в 2005г.) На сегодняшний день, в России действует двухуровневая БС. Следует отметить, что количество КБ в последние годы постоянно уменьшается. На начало 2011 года приходилось 1012 банков, из которых 514 находятся в Центральном Федеральном округе (ЦФО). На 01.01.2012 года насчитывалось 978 банков. Что касается общей статистики за пять лет, то количество КБ за пять лет сократилось на 158. Сокращение шло по всем федеральным округам, что, в свою очередь, грозило исчезновением региональных банков. Но в 2012 году ситуация несколько улучшилась: число банков ЦФО увеличилось на 57. Совокупные активы банков за последние 7 лет выросли. В 2007-2010 годах было снижение роста активов, этот период совпал с финансовым кризисом 2008-2009 гг. и его последствиями. С 1.01.12 УК банка дб 180 млн. руб. А с 01.01.15 г. 300 млн. руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.07 с.)