Движущая сила психического развития – обучение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущая сила психического развития – обучение.



Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

- сначала как функция коллективного поведения,

- как форма сотрудничества или взаимодействия,

- как средство социального приспособления,

То есть как категория интерпсихическая.

А затем вторично:

- как способ индивидуального поведения ребенка,

- как средство личного приспособления,

- как внутренний процесс поведения,

То есть как категория интрапсихическая».

Личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития".

Надежность психодиагностического инструментария

Надёжность - критерий точности психологич. измерений.

Факторы, снижающие точность измерений:

- качество измерительного инструмента;

- правильность понимания инструкции испытуемым;

-меняющаяся ситуация обследования;

- поведение экспериментатора;

- колебания в функциональном состоянии испытуемого,

- наличие посторонних лиц;

- отношение к тестированию и т.д.

Средство повыш. надежности - единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация:

- одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы,

- однотипный характер инструкций,

- одинаковые для всех времен. огранич-я, способы и особен-ти контакта с испытуемыми,

- порядок предъявления заданий и т.д. (стандартизации процедуры исследования).

Количественным выражением надежности теста служит К (коэффициент) надежности. Надежность можно проверить след. методами:

1) тест-ретестовая надежность предполагает повторное предъявление того же самого теста (ретест) тем же испытуемым примерно в те же условиях, а затем устанавливается корреляция между двумя ряда.

2) разделенная надежность (надежность частей теста). Этот метод заключается в делении (расщеплении) теста на две равные части, и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности, а затем находится корреляция между ними. Если корреляция высокая, тест можно считать надежным.

3) эквивалентная надежность (надежность параллельных форм) выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта, т.е. конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий. (Получается, что испытуемые выполняют совершенно другой тест при аналогичных условиях.

Есть еще понятие константности, т.е. независимости результатов от личности экспериментатора.

Валидность психодиагностич. инструментария

Валидность - мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам, т.е. степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан.

Оценка валидности теста включает следующие этапы:

Очевидная валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению.

Это несомненная, бесспорная валидность, проявляющаяся 2. Содержательная валидность. Предмет определенного психологического исследования может складываться из нескольких элементов. Тест, используемый в данном исследовании, должен содержать задания для оценки максимально возможного числа этих элементов. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны этого свойства.

Конструктная валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет.

4. Критериальная валидность. Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности.

Ошибки, влекущие за собой снижение эффективности теста, появляются, если:

• тест неправильно составлен;

• тест неправильно стандартизован;

• тест неправильно использован.

Понятие черт личности. Пcиходиагностика черт

Черты личности - стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющ-ся внеш. обстоятельств жизнедеят-ти субъекта.

Выделяют группы черт:

Базовые, универсальные – проявляются в максимально широком классе жизненных ситуаций, всегда и везде.

2. индивидные - проявляются в ситуациях более узкого класса, в тех ситуациях, которые порождаются требованиями соц. и предметно-профессиональной среды развития индивида. В них отражается опыт социально-ролевого поведения индивида. Способ регуляции здесь назван индивидным, т.е. присущим данному конкретному человеку и возникшим у него в результате освоения конкретного жизненного опыта.

Рефлексивно-ситуационные - обусловлены внутренней работой личности по анализу и проектированию собственного поведения. Личность придает смысл ситуации, соотносит с собственной самооценкой. Способ регуляции поведения – личностной.

Основные и при этом обязательные свойства личности:

Степень выраженности их у разных людей,

Трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях),

3. потенциальная измеримость (черты лич-и доступны измер-ю с помощью спец. разработанных опросн-в, тест-в)

Изучение черт личности необходимо для прогнозирования повед. чел-а в различных обыденных ситуациях его жизни.

1.Психодиагн-а конституциональных черт (темперамента).

- Тест-опросник Я.Стреляу - Тест-опросник Г. Айзенка

- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова

2. Психодиагностика соц. обусловленных черт (характера).

- 16-факторный личностный тест-опросник Р. Кеттелла.

Патохарактерологическая диагностика.

- Миннесотский многофакторный лич-й опросник (MMPI)

- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова

Психодиагн-а ситуационно-рефлексивных черт личности

1) квазиобъективные тест-опросники, включ. поведенч-ие вопросы, объединенные в многомерные ключи;

2) контрольные списки прилагательных для субъективного стандартиз-ого описания чел-ка человеком;

Предмет и методики диагностики состояний

Психическое состояние - целостная характеристика психич. деят-ти, отражающая своеобразие протекания психических процессов на определенный период времени.

Диагностика психич. состояний провод. на двух уровнях:

Психофизиологическом,

Психологическом.

Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу. Исследование динамики содержания психических состояний, т.е. то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами.

Психодиаг. метод.:

-опрос-ник САН, направ. на диагностику самочувствия, активности и настроения. Он построен по принципу шкалы Ликерта и содержит 30 пар высказываний, касающихся психических состояний.

- методика, разработанная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю. Л. Ханиным. С ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной.

-Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность – враждебность), предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование – подчинение), предпочтение красного – поиск ощущений (возбуждение – скука), желтого – мотив конструктивного самовыражения (реактивность – заторможенность).

Предмет и методики диагностики интеллекта и умственного развития

Интеллект - в широком смысле: вся познавательная деятельность человека,

- в узком смысле: процесс мышления, неразрывно связанный с языком как средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей.

Умственное развитие - это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.012 с.)